Тема урока: «Героический поход аргонавтов».
Задачи урока:
1.изучить композицию и содержание мифов об аргонавтах;
2.развивать аналитическое мышление учащихся, внимание, память, речь, умение работать в группах, творческие способности;
3. содействовать формированию интереса к чтению произведений античной мифологии, воспитанию чувства коллективизма, сила воли, настойчивости в достижении цели.
Оборудование: презентация, оценочные листы, бейджи, ватман, маркеры, иллюстрации.
Ход урока.
- Организационный момент.
-Дорогие ребята, закройте глаза и послушайте стихотворение, которое поможет нам настроиться на волну сегодняшнего путешествия:
Лежало царство под рукой Эета,
Тот Фрикса вырастил и воспитал.
И мудро, в рамках верований света,
Златого Овна в жертву Зевсу дал.
Руно в священной роще поместили,
Стал сторожем ужасный змей-дракон.
С ним люди не могли сравниться в силе,
К тому же, сна он был на век лишен.
Подрос Ясон…и стал таким красивым,
Как Аполлон, или как бог Гермес.
Он возмужал, и мысль ключом забила:
-Мой дом Иолк,а не какой-то лес!
Ясон объездил Грецию с призывом:
Отправиться в Колхиду за руном.
Желающих поехать много было,
Хотели подвигов, да и достатка в дом.
В Иолке собрались Тесей с Гераклом,
КалАид с Зетом, Мелеагр, Анкей,
Адмет и Теламон, и Кастор с братом…
Был средь героев и певец Орфей.
И парусник красивый был построен,
Корабль «Арго» названье получил,
А тот, кто шел на нем в поход героем,
Как аргонавт прослыл.
Попутным ветром раздувался парус,
Сверкали волны в утренних лучах…
Орфею ничего не оставалось,
Как слезы счастья выразить в словах.
О том ,как было «выражено в словах» история о походах аргонавтов за золотым руном мы узнаем сегодня на уроке. Итак, тема урока: «Героический поход аргонавтов». Ознакомление с задачами урока.
2.Формирование групп.
Прежде чем приступить к работе, давайте разделимся на группы по принципу «дерево»(каждый последующий выбирает члена своей группы).
Распределение ролей в группе: лидер, дизайнер, тайм-кипер, секретарь, генератор идей. Определений названий команд(по выбору учащихся)
3.Составления правил работы в группе:
1)Дисциплина;
2)Слаженность и внимание;
3)Коллективная работа;
4)Умение слушать и слышать;
5)Каждый имеет право на свое мнение.
4.Объяснение работы с оценочными листами.
5. I этап. Построение изученного на предыдущем уроке (1 уровень).
-Ваша задача - ответить на 5 вопросов к вашему тексту. Отвечает каждый член команды индивидуально. За правильный ответ – 1балл. Если ответа не прозвучало, то вопрос переходит следующему члену команды. Но балл при этом снижается до 0.5
I группа: «Баран с золотым руном»
1)Кто был женой орхоменского царя Афамата?(воздушная нимфа Нефела)
2)Как звали детей царицы Нефелы?(близнецы Фрикс и Гелла)
3) Какой план придумывала царица Ино, чтобы избавиться от Фрикса?(она пожарила зерна и выдала народу семена, непригодные для посева)
4)Как нимфа Нефела помогла своим детям избежать гнева орхоменцев?(она подарила им золоторуного барана)
5)Кто принял у себя в царстве Фрикса?(царь Ээт, сын солнца)
II группа: «На поле Ареса»
1)Что помогло Язону избежать гибели на поле Ареса?(то, что он натер чудесной мазью свое тело и оружие)
2)Кто изготовил эту мазь?(Медея, дочь Ээта)
3)Что выросло из зубов дракона?(воины с мечами и щитами)
4)Какой хитрый совет Медеи вспомнил Язон?(поднял огромный камень и бросил в середину войска)
5)Как поступил царь Ээт, увидев победу Язона?(в бешенстве ударил по лошадям и уехал прочь с поля)
III группа: «Похищение золотого руна»
1)Вспомните, как Ээт решил наказать аргонавтов?(он приказал окружить греческий корабль и сжечь его со всеми аргонавтами)
2)Расскажите, как Язону удалось избежать гибели?(его предупредила Медея)
3)Каким образом Медея помогла Язону добыть золотое руно?(усыпила дракона, охранявшего руно в роще Ареса)
4)Как Язон поступил с Медеей?(взял с собой на «Арго»)
5)Кого назначил Ээт предводителем отрядов полков, отправленного впогоню за аргонавтами?(своего сына Апсирта)
6. II этап. Работа с текстом.(Уровень 2)
Каждой команде в конвертах выдаются по 5 фраз, которые они должны закончить, пользуясь текстом(5минут) и озвучить. Каждый правильный ответ – 1балл. Досрочный ответ команды дает право на 1 бонусный балл.
Раздаются конверты.
7. III этап. Оценивание(уровень 3).
На этом этапе каждой группе дается по три утверждения, которые члены команды должны утвердить или отрицать. При отрицательном ответе необходим правильный вариант, за который дается 1балл.
I группа:
1)Верите ли вы, что нимфа полюбила человека и стала его женой?(да)
2)Верите ли вы, что Афамат сильно состарился, и все ждали, что царицей Орхомене станет Ино.(нет, Фрикс, сын Нефелы)
3)Фрикс и Гелла сели на тучу и улетели к матери на небо.(нет, они сели на спину золоторунного барана, и он унес их от злой мачехи в царство Ээта)
II группа:
1)Верите ли вы, что как первые ростки, показались из земли головы разъяренный быков?(нет, головы воинов)
2)Верите ли вы, что царь Колхиды надел доспехи, подаренные богиней Афиной, сел на колесницу и поехал к роще Ареса?(нет, доспехи подаренные Афесом, поехал на поле Ареса)
3)Верите ли вы, что к вечеру чудесная сила покинула Язона и аргонавты отвели его на корабль?(да)
III группа:
1)Верите ли вы, что вечером во дворце Ээта пришли знатные полки и, заперлись с царем, стали совещаться, как отблагодарить аргонавтов?(нет, погубить их)
2)Верите ли вы, что Медея призвала на помощь богиню страхов Гекату, которой она служила и заклинаниями умиротворила дракона?(нет, призвала Гиппоса, а дракона усыпила )
3)Верите ли вы, что Язон снял с дуба золотое руно, накинул его на плечи, как плащ и покинул рощу Ареса?(да)
8.IV этап. Составление композиции текста.(уровень 3)
На данном этапе члены группы должны сообща составить композицию своего текста. Время – 5минут. Максимальный балл – 5 за правильное определение элементов композиции.
9. V этап. Творческая работа.
Теперь, ребята, вы сможете проявить свои творческие способности, как художественные, так и поэтические.
Для начала вам нужно сделать коллаж, в котором будет отображен один эпизод вашего текста. Работа выполняется в течении 5ти минут. Затем дизайнеры каждой команды представляет свой коллаж и члены остальных команд угадывают изображенный эпизод. За правильный ответ – 1 балл.
Время пошло…(сама работа оценивается в 5 баллов)
10. VI этап. Синквейн.
На этом этапе вы работаете над составлением синквейна, в котором вы должны выразить свое впечатление от урока по мифам об аргонавтах. Время составление – 5 минут. Затем в команде выбирается лучшую работу и представляете ее на наш суд.
11.Рефлексия.
Молодцы, ребята. Сейчас, пока секретари подсчитывают баллы, прошу лидеров команд сделать небольшую рефлексию по поводу работы членов команд.
12.Выставление оценок по набранным баллам.
13.Подведение итогов.
Чтение стихотворения «Слушайте, люди!»