конспект урока литературы 9 класс "Любовь-главное испытание Базарова"
Конспект урока литературы 9 класс "Любовь-главное испытание Базарова"
Урок составлен по программе 9 класса по творчеству Тургенева "Отцы и дети"
Цели урока
способствовать воспитанию культуры чувств, серьезного отношения к жизненным ценностям;
развивать навыки внимательного чтения; сопоставления, умения вести дискуссию, аргументировать сказанное, делать выводы.
углублять знания учащихся о характере главного героя на основе сопоставления его с другими персонажами романа через раскрытие их сложных взаимоотношений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока литературы 9 класс "Любовь-главное испытание Базарова"»
Урок по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Тема «Любовь – главное испытание Базарова»
Цели урока:
Личностная: способствовать воспитанию культуры чувств, серьезного отношения к жизненным ценностям;
Системно - деятельностная : развивать навыки внимательного чтения; сопоставления, умения вести дискуссию, аргументировать сказанное, делать выводы.
Предметная: углублять знания учащихся о характере главного героя на основе сопоставления его с другими персонажами романа через раскрытие их сложных взаимоотношений.
Ход урока
Вступительное слово учителя
Тема любви в литературе всегда актуальна. Ведь это самое чистое и прекрасное чувство, которое воспевалось ещё с античных времён. Любовь одинакова всегда, будь она в юношеском возрасте или в более зрелом. Она не стареет никогда.
Если возводить пьедестал любви, то, несомненно, на первом месте будут романтические отношения Ромео и Джульетты. Это самая красивая история, которая увековечила её автора- Шекспира. Ромео и Джульетты полюбили друг друга с первого взгляда, с первых слов. Двое влюблённых идут наперекор судьбе, несмотря на вражду между их семействами. Ромео готов ради любви отказаться даже от своего имени, а Джульетта готова умереть, лишь бы быть верной Ромео. Они погибают во имя любви, умирают вместе, потому что не могут жить друг без друга. Жизнь одного теряет смысл без другого.
Хоть эта история и трагична, но на любовь Ромео и Джульетты всегда и везде, в любые времена будут равняться все влюблённые.
Но минуют века, летят годы, и мир преображается. Хоть любовь и вечна, но и она меняется. Она также становится современнее, где-то расчётливее и где-то даже жестока. А если любовь односторонняя, то зачастую она вовсе погибает.
В романе четыре любовных сюжета, 4 взгляда на эту проблему: любовь Павла Петровича к княгине Р., любовь Базарова к Одинцовой, любовь Аркадия к Кате и любовь Николая Петровича к Фенечке.
Наш сегодняшний урок посвящён взаимоотношениям Базарова и Одинцовой
Как бы вы сформулировали тему урока ? (Учащиеся предлагают варианты тем)
Что бы вы хотели узнать на уроке по этой теме? Что вы ожидаете от этого урока?
Работа с текстом ( глава 17) Вопросы и задания к тексту.
Внимательно прочтите текст, определите тему текста, озаглавьте данную главу .
21. Прочтите отрывок текста и напишите продолжение.
Модельный ответ
Взаимоотношение главных героев. «Базаров и Одинцова»
ЛЮБОВЬ - глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство
Дружба-близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
3. Он отрицал любовь, но может потому и отрицал, что не знал ее. Базаров считал, что любовь никак не должна влиять на жизнь.
4.Прав в том, что, несмотря на неудачи, нельзя раскисать и падать духом, как П.П.Кирсанов, но совсем отрицать любовь тоже нельзя, т.к. любовь – это светлое чувство, которое очищает душу. Базаров отрицал любовь, т.к. до встречи с Одинцовой никогда не испытывал этого чувства, никогда не любил по-настоящему.)
5. Строгий размеренный распорядок дня, беседы и чтения, правильность и торжественность ежедневной жизни ,« как по рельсам катишься».
6.Базаров увидел не только красоту, но и отличие Одинцовой от остальных женщин дворянского круга. Это все и пробудило интерес Базарова к Анне Сергеевне.
7.А Анна Сергеевна почувствовала непохожесть и необычность Базарова , т.к. она внимательна и наблюдательна. Ею движет любопытство, желание узнать, что это за человек, как он себя поведет, что будет говорить.
8.Ум, силу, отсутствие пошлости. Затем любопытство переросло в заинтересованность. Поэтому она пригласила его навестить её в имении.
9.Основа её жизни – обеспеченность. Ей свойственны ум и самостоятельность, холодность и незнание любви, отсутствие друзей и интересных людей.
10. Оба неординарные личности, оба не испытали любви. 11. А) Базаров не верит в любовь.
Б) Одинцова стремится к любви.
12. Её красота, новое возникшее чувство, которое он еще для себя не обозначил. Таким образом, после свидания в гостинице интерес Базарова и Одинцовой друг к другу усилился.
13. Тургенев передаёт психологическое состояние героя: встал и толкнул окно, руки дрожали, исподлобья взглянул на неё, сел, вновь встал спиной, отвернулся, упёрся лбом в стекло. Он хочет избежать объяснения, объясняется, не глядя на Одинцову – испытывает злость на себя.
14. Она не может разобраться в своих чувствах и провоцирует Базарова на признание в любви.
15.Одинцова стоит у зеркала, подходит к окну и вновь возвращается к зеркалу. Базаров встал, подошёл к окну, толкнул его. Сел и вновь встал и опустился на стул.
16. Окно символизирует готовность отдаться чувству, в зеркале мы видим себя, думаем о себе, рассматриваем себя; зеркало, по мнению Л.Н.Толстого, делает нас эгоистами) Значит, Одинцова выбирает: отдаться ли ей любви, выбрать путь и радости, и страдания, или остаться прежней, самой собой, выбрать комфорт, спокойствие, прежний образ жизни.
17. Она выбирает зеркало, а значит - покой: "Спокойствие все-таки лучше всего на свете". То равнодушие, холодность, что мы видели в ней с самого начала, победили. Она испугалась, поняв, что приключение для неё опасно, т.к. она в конце концов может влюбиться в Базарова. А любовь-страсть Базарова разрушительна, потому что своей злобой на себя Базаров всё равно уничтожит эти отношения. По социальному положению Базаров – выходец из низов, бедняк, будущий лекарь. Даже если бы полюбила, она не пошла бы за ним в горькую жизнью.
18. Поражением. К его сожалению, он оказался тонко организованной натурой; испытывает трепет, муки, страсть. Ведь он всю жизнь ломал себя, отказывался от традиционного, и вдруг всё, как у всех.
19. Он стал лучше, сердечнее, человечнее.
20.
Завязка Отношение Базарова к любви
Развитие действия Влечение Базарова к Одинцовой
Кульминация Объяснение героев
Развязка Отъезд Базарова
21. Составьте план пересказа текста и по плану перескажите его напарнику.