IV.Работа по теме урока (5 мин) V.Первичное восприятие. Проверка полученного восприятия. (5мин) VI.Вторичное чтение стихотворения +анализ (3 мин) VIIСамостоятельное чтение стихотворения Н.А.Некрасова «Мужичок с ноготок» (вполголоса) Беседа По содержанию прочитанного текста (10 мин) | Я предлагаю вам познакомиться с биографией Н.А.Некрасова. Прослушайте слова поэта и объясните их: Играйте же, дети, растите на воле, На то вам и красное детство дано! Как вы их понимаете? В конце урока мы ещё раз вернёмся к ним. Чтобы лучше представить то историческое время, в которое жил Н.А.Некрасов, рассмотрим репродукцию картины великого русского художника Владимира Егоровича Маковского "Крестьянские дети" Обратите внимание на то, какая семья изображена на картине, как одеты дети. Конечно, господскому сыну не дозволялось дружить с детьми крепостных крестьян. Но, выбрав удобную минуту, мальчик убегал через ту, же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался с ними в речке Некрасов сочувствовал тяжёлой жизни крестьян. У него есть большая поэма, целиком посвящённая крестьянским детям. Она так и называется "Крестьянские дети". Когда вы будете учиться в старших классах, вы обязательно прочитаете это произведение полностью. А сейчас мы познакомимся с одним из отрывков. Прослушайте аудиозапись. Приготовьтесь ответить на вопрос: Что узнали об этом мальчике? Кто такой «мужичок с ноготок»? Перед тем как прочитать стихотворение самостоятельно, давайте разберем сложные слова, которые вам непонятны. Как вы думаете, -Что значит студеная пора? -хворост? -Как вы думаете, что такое полушубок? Что значит «миновал?» Чинно? Уздцы? Что значит «вестимо»? Посмотрите сноску в учебнике. - Откройте учебники на с.149. Внимательно прочитайте самостоятельно вполголоса стихотворение, и найдите ответы на следующие вопросы: Как зовут мальчика? Сколько ему лет? Найдите в тексте описание мальчика. Подумайте, почему вся одежда велика Власу? Где встретил рассказчик мальчика? Найдите в тексте и прочитайте описание времени, когда происходят события.
Почему мальчик оказался в лесу в такой мороз?
Что узнали о семье, в которой рос мальчик? Найдите в тексте и прочитайте слова Власа о его семье. | Дети смотрят презентацию. Дети слушают слова автора, и объясняют, как поняли их Дети рассматривают иллюстрацию. Семья очень большая, дети выглядят бедно,т.к. Вся их одежда передавалась от старшего ребенка к младшему, и в то время не было денег Дети слушают аудиозапись Маленький мальчик, который помогал отцу в лесу. Очень холодно Сухие сучья Короткая, до колен, верхняя одежда на меху Исполнился Важно Узда, упряжь для лошади Конечно, разумеется Дети читают стихотворение в полголоса Влас Шестой миновал В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах… в бедной крестьянской семье одежда передавалась от одного к другому. В лесу Однажды, в студёную зимнюю пору, Я из лесу вышел, был сильный мороз с отцом пришёл в лес за дровами. Он хоть и маленький, но уже помогает взрослым. Большая семья Семья-то большая, да два человека Всего мужиков-то: отец мой да я. | Презентация Иллюстрация на экране Звучит аудиозапись Иллюстрация на экране Сноска в учебнике Сноска в учебнике |
IХ.Продолжение работы (5 мин) Х.Выразительное чтение стихотворения Детьми. Нацеливание на Оценивание. 5 мин ХI.Итог урока Рефлексия, отметка, оценка (5 мин) | Продолжаем работу. Как идет мальчик? Найдите в тексте и прочитайте нужные строки. И, шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведёт под уздцы мужичок. Некрасов Н.А. говорит, что мальчик шествует важно. Не идёт, не бредёт, не шагает. А шествует. Почему? Что значит, мальчик шествует в спокойствии чинном? - Итак, мальчик подражает походке, речи взрослых, а как он обращается с животными? - Найдите слова, с которыми Влас обращается к лошади. - Почему «мертвая»? -Почему он крикнул? - Как разговаривает Влас? Найдите подтверждение своим словам в тексте. - Почему Влас на слова автора ответил «Ступай себе мимо»? Переходим к выразительному чтению стихотворения. Представьте, что вы находитесь в театре, а те, кто читают стихотворение - это главные герои, и вы должны оценить их работу Понравилось ли вам стихотворение? Чем? Почему стихотворение называется "Мужичок с ноготок"? - Как вы думаете, зачем Некрасов Н.А. написал это стихотворение? Давайте вспомним слова поэта: Играйте же, дети, растите на воле, На то вам и красное детство дано. - Как вы понимаете эти слова Н.А.Некрасова? Выставление оценок за урок. - Что нового для себя узнали? - Какое настроение преобладает у вас после изучения данного стихотворения? - Как вы оцениваете свою работу на уроке? | Он идёт гордо, важно. Ему некогда разговаривать с рассказчиком. Ему нужно работать Мальчик уважает себя за то, что ему доверили такое важное дело. Он гордится этим Не суетится, не резвится, не шалит. Он во всём подражает взрослым. Делает всё неторопливо, уверенно, без лишних движений.
Ну, мёртвая! – крикнул малюточка басом… Она остановилась. Мальчик кричит так, как кричат взрослые на лошадей, которые замедлили шаг
Грубо и коротко - Здорово, парнище! – "Ступай себе мимо!" Словами "парнище" Некрасов подчёркивает, что мальчик мал и ростом, и по годам. Мальчику это не нравится, ведь ему кажется, что он уже взрослый, поэтому он сердито и отвечает Дети читают стихотворение по желанию, оценивают работу других учеников. Хоть Влас еще очень маленький, Ведет он себя как взрослый Хотел рассказать, как тяжело жилось крестьянам, в том числе и детям в то время. Ведь даже детям приходилось работать наравне со взрослыми ,Хотел показать, что у детей не было детства, а ведь детство самое ценное ,что у нас есть! В этих словах надежда на лучшее будущее русских детей | |