kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литератруы Н.В. Гоголь: страницы жизни. Знакомство с комедией Н.В. Гоголя "Ревизор" и историей ее создания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

1. Кратко охарактеризовать жизненный и творческий путь Н.В. Гоголя.

2.Познакомить учащихся с историей создания комедии и с особенностями литературного произведения, предназначенного для театра (пьесы).

Задачи:

- обучающие: повторить сведения о жизненном и творческом пути Н.В. Гоголя; дать основные теоретические понятия, объяснить природу гоголевского смеха.

- развивающие: развивать познавательные способности учащихся: внимательное прочтение авторского текста, восприятие учащимися литературного произведения.

- воспитывающие: воспитывать интерес к изучению драматического искусства, прививать учащимся правила хорошего тона.

Ход урока:

I.Оргмомент.

II.Слово учителя.

III. I – биографы Н.В. Гоголя. (презентация и озвучивание слайдов).

IV. II – литературоведы. История создания комедии «Ревизор». (презентация уч-ся)

V. Слово учителя. Литературоведческий комментарий.

VI. Особенности литер.произведения, предназначенного для театра, для постановки на сцене (пьесы)

VII. Композиция пьесы

VIII. III – художники-оформители (представление афиши).

IX. IV – актёры (инсценирование).

X. Анализ I действия

XI. Дом.задание:

      1.чит. II и III действия;

      2. Подготовить сообщение: “Образ Городничего”, “Образ Хлестакова” (по таблице).

Таблица “Характеристика образа”

Внешность

Характер

Речевые

Поступки

XII. Слово учителя

  - Н.В. Гоголь является одним из самых популярных писателей. Его творчество - на 3-м месте в мире после Библии и произведений Ф.М. Достоевского. Прежде всего, он известен широкой публике как автор комедии "Ревизор". Она ставилась на сцене разных театров сотни раз. И сегодня, если посмотрим афиши различных театров страны и мира, то увидим непременно «Ревизора». Это один из самых успешных и популярных спектаклей и сегодня. В чем секрет? Это один из вопросов, ответ, на который мы найдем на уроках по изучению пьесы.

Появляются Бобчинский и Добчинский (ученики).

  - Чрезвычайное происшествие!

  - Неожиданное известие!

Все: Что, что такое?

Учитель: А что случилось дальше, вы узнаете дома.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литератруы Н.В. Гоголь: страницы жизни. Знакомство с комедией Н.В. Гоголя "Ревизор" и историей ее создания. »

Тема: Н.В. Гоголь: страницы жизни. Знакомство с комедией Н.В. Гоголя "Ревизор" и историей ее создания.

Цель урока:

1. Кратко охарактеризовать жизненный и творческий путь Н.В. Гоголя.

2.Познакомить учащихся с историей создания комедии и с особенностями литературного произведения, предназначенного для театра (пьесы).

Задачи:

- обучающие: повторить сведения о жизненном и творческом пути Н.В. Гоголя; дать основные теоретические понятия, объяснить природу гоголевского смеха.

- развивающие: развивать познавательные способности учащихся: внимательное прочтение авторского текста, восприятие учащимися литературного произведения.

- воспитывающие: воспитывать интерес к изучению драматического искусства, прививать учащимся правила хорошего тона.

Ход урока:

I.Оргмомент.

II.Слово учителя.

- Сегодня у нас необычный урок. Готовясь к нему, мы разделились на группы. Работу каждой мы сможем пронаблюдать и оценить через некоторое время. Итак, слово 1-ой группе.

III. Iбиографы Н.В. Гоголя. (презентация и озвучивание слайдов).

IV. IIлитературоведы. История создания комедии «Ревизор». (презентация уч-ся)

V. Слово учителя. Литературоведческий комментарий.

- Для того, чтобы понять произведение “Ревизор”, мы с вами поговорим о том, каковы же особенности литературного произведения, предназначенного для театра, для постановки на сцене (это произведение называется пьесой).

В пьесе в диалогической и монологической форме воссоздается речь действующих лиц, их поступки. В ремарках, пояснениях для постановщиков спектакля и актеров, сообщается, какие действующие лица участвуют в пьесе, каковы они по возрасту, внешнему виду, положению, какими родственными отношениями связаны (эти авторские ремарки называются афишей); обозначается место действия (комната в доме городничего), указывается, что делает герой пьесы и гак он произносит слова роли (“оглядываясь”, “в сторону”).

VI. Особенности литер.произведения, предназначенного для театра, для постановки на сцене (пьесы):

- Сегодня мы говорим о драматическом произведении, а драма, как вам известно, это один из родов литературы, отражающий жизнь в действиях людей и предназначенный для постановки на сцене. Один из жанров драмы – это комедия (сюда же относят трагедию и драму), где действия и характеры трактованы в формах смешного или проникнуты комическим. Почему Гоголь решает обратиться к комедии? (смех помогает обнажить игроков общества, человек больше всего боится смеха).

Жанр комедии мыслился Гоголем как жанр общественной комедии, затрагивающей самые коренные вопросы народной, общественной жизни. Пушкинский анекдот и с этой точки зрения очень подходил Гоголю. Ведь действующие лица истории о мнимо ревизоре – не частные люди, а должностные, представители власти. События, связанные с ними, неизбежно захватывают много лиц: и власть имущих, и подвластных.

Эпиграф: “На зеркало неча пенять, коли рожа крива” характеризует жанр комедии – социально – политическая комедия.

VII. Композиция пьесы:



3. Действие в пьесе развивается, проходя ступени:

  • Экспозиция – действие пьесы, рисующее характеры и положения действующих лиц до начала действия.

  • Завязка – событие, с которого начинается активное развитие действия.

  • Кульминация – момент наивысшего напряжения в пьесе.

  • Развязка – событие, завершающее действие.

- Почему же Гоголь решает обратиться к театру? (  Н.В.Гоголь всегда интересовался театром. И очень высоко ценил этот вид искусства. Кроме этого отец писателя писал пьесы для сцены; сам Гоголь играл на сцене; по мнению Гоголя, театр имел большое воспитательное значение. Это кафедра, с которой читается разом целой толпе живой урок).

VIII. III – художники-оформители (представление афиши).

Вывешивается афиша.

- Гоголь знал: театр начинается с афиши.

Вбегают мальчишки:

1 мальчишка: Приглашаем на спектакль, новое сочинение Гоголя!

2 мальчишка: Новое сочинение Николая Васильевича Гоголя!

1 мальчишка: Комедия «Ревизор» сегодня в Александринском театре!

- Итак, мы попадаем в уездный город XIX века. (звучит муз.фрагмент и выходят актёры).

IX. IV – актёры (инсценирование).

X. Анализ I действия:

- Озаглавьте действие цитатой….Пренеприятное известие: к нам едет ревизор.

      — Что вы можете сказать о комедии «Ревизор», лишь приступая к ее изучению? Что вам подсказывает слово «комедия»? О чем говорит время создания пьесы?

      — Какие именно слова городничего встревожили всех чиновников и привели в действие сюжет комедии? Что вы считаете завязкой комедии (событие, с которого начинается действие)?

      — Есть ли в первом действии экспозиция (описание обстановки, предшествующей началу действия)? В чем ее своеобразие? О чем она говорит?

      — Какое значение для развития действия имеет чтение письма городничим? Что именно в этом чтении особенно характеризует городничего?

      — Какое чувство движет всеми чиновниками?

      — Как характеризуются различные учреждения города? Что именно в этих описаниях обосновывает страх чиновников и городничего перед ревизором?

      — Какими сценами в I действии развитие сюжета как бы тормозится? Для чего автор вводит спор о взятках городничего и судьи, рассказ почтмейстера о чужих письмах? Охарактеризуйте рассказ Бобчинского и Добчинского о «ревизоре».

XI. Дом.задание:

1.чит. II и III действия;

2. Подготовить сообщение: “Образ Городничего”, “Образ Хлестакова” (по таблице).

Таблица “Характеристика образа”

Внешность

 

Характер

 

Речевые

 

Поступки

 

XII. Слово учителя

- Н.В. Гоголь является одним из самых популярных писателей. Его творчество - на 3-м месте в мире после Библии и произведений Ф.М. Достоевского. Прежде всего, он известен широкой публике как автор комедии "Ревизор". Она ставилась на сцене разных театров сотни раз. И сегодня, если посмотрим афиши различных театров страны и мира, то увидим непременно «Ревизора». Это один из самых успешных и популярных спектаклей и сегодня. В чем секрет? Это один из вопросов, ответ, на который мы найдем на уроках по изучению пьесы.

Появляются Бобчинский и Добчинский (ученики).

- Чрезвычайное происшествие!

- Неожиданное известие!

Все: Что, что такое?

Учитель: А что случилось дальше, вы узнаете дома.

























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Крупчатникова Виктория Петровна

Дата: 20.10.2015

Номер свидетельства: 241908


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства