Конспект урока литератруы Н.В. Гоголь: страницы жизни. Знакомство с комедией Н.В. Гоголя "Ревизор" и историей ее создания.
Конспект урока литератруы Н.В. Гоголь: страницы жизни. Знакомство с комедией Н.В. Гоголя "Ревизор" и историей ее создания.
Цель урока:
1. Кратко охарактеризовать жизненный и творческий путь Н.В. Гоголя.
2.Познакомить учащихся с историей создания комедии и с особенностями литературного произведения, предназначенного для театра (пьесы).
Задачи:
- обучающие: повторить сведения о жизненном и творческом пути Н.В. Гоголя; дать основные теоретические понятия, объяснить природу гоголевского смеха.
- развивающие: развивать познавательные способности учащихся: внимательное прочтение авторского текста, восприятие учащимися литературного произведения.
- воспитывающие: воспитывать интерес к изучению драматического искусства, прививать учащимся правила хорошего тона.
Ход урока:
I.Оргмомент.
II.Слово учителя.
III. I – биографы Н.В. Гоголя. (презентация и озвучивание слайдов).
IV. II– литературоведы. История создания комедии «Ревизор». (презентация уч-ся)
V. Слово учителя. Литературоведческий комментарий.
VI. Особенности литер.произведения, предназначенного для театра, для постановки на сцене (пьесы)
VII. Композиция пьесы
VIII. III – художники-оформители (представление афиши).
IX. IV – актёры (инсценирование).
X. Анализ I действия
XI. Дом.задание:
1.чит. II и III действия;
2. Подготовить сообщение: “Образ Городничего”, “Образ Хлестакова” (по таблице).
Таблица “Характеристика образа”
Внешность
Характер
Речевые
Поступки
XII. Слово учителя
- Н.В. Гоголь является одним из самых популярных писателей. Его творчество - на 3-м месте в мире после Библии и произведений Ф.М. Достоевского. Прежде всего, он известен широкой публике как автор комедии "Ревизор". Она ставилась на сцене разных театров сотни раз. И сегодня, если посмотрим афиши различных театров страны и мира, то увидим непременно «Ревизора». Это один из самых успешных и популярных спектаклей и сегодня. В чем секрет? Это один из вопросов, ответ, на который мы найдем на уроках по изучению пьесы.
Появляются Бобчинский и Добчинский (ученики).
- Чрезвычайное происшествие!
- Неожиданное известие!
Все: Что, что такое?
Учитель: А что случилось дальше, вы узнаете дома.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литератруы Н.В. Гоголь: страницы жизни. Знакомство с комедией Н.В. Гоголя "Ревизор" и историей ее создания. »
Тема: Н.В. Гоголь: страницы жизни. Знакомство с комедией Н.В. Гоголя "Ревизор" и историей ее создания.
Цель урока:
1. Кратко охарактеризовать жизненный и творческий путь Н.В. Гоголя.
2.Познакомить учащихся с историей создания комедии и с особенностями литературного произведения, предназначенного для театра (пьесы).
Задачи:
- обучающие:повторить сведения о жизненном и творческом пути Н.В. Гоголя; дать основные теоретические понятия, объяснить природу гоголевского смеха.
- развивающие: развивать познавательные способности учащихся: внимательное прочтение авторского текста, восприятие учащимися литературного произведения.
- воспитывающие: воспитывать интерес к изучению драматического искусства, прививать учащимся правила хорошего тона.
Ход урока:
I.Оргмомент.
II.Слово учителя.
- Сегодня у нас необычный урок. Готовясь к нему, мы разделились на группы. Работу каждой мы сможем пронаблюдать и оценить через некоторое время. Итак, слово 1-ой группе.
III. I – биографы Н.В. Гоголя. (презентация и озвучивание слайдов).
IV. II – литературоведы. История создания комедии «Ревизор». (презентация уч-ся)
V. Слово учителя. Литературоведческий комментарий.
- Для того, чтобы понять произведение “Ревизор”, мы с вами поговорим о том, каковы же особенности литературного произведения, предназначенного для театра, для постановки на сцене (это произведение называется пьесой).
В пьесе в диалогической и монологической форме воссоздается речь действующих лиц, их поступки. Времарках, пояснениях для постановщиков спектакля и актеров, сообщается, какие действующие лица участвуют в пьесе, каковы они по возрасту, внешнему виду, положению, какими родственными отношениями связаны (эти авторские ремарки называются афишей); обозначается место действия (комната в доме городничего), указывается, что делает герой пьесы и гак он произносит слова роли (“оглядываясь”, “в сторону”).
VI. Особенности литер.произведения, предназначенного для театра, для постановки на сцене (пьесы):
- Сегодня мы говорим о драматическом произведении, а драма, как вам известно, это один из родов литературы, отражающий жизнь в действиях людей и предназначенный для постановки на сцене. Один из жанров драмы – это комедия (сюда же относят трагедию идраму), где действия и характеры трактованы в формах смешного или проникнутыкомическим. Почему Гоголь решает обратиться к комедии? (смех помогает обнажить игроков общества, человек больше всего боится смеха).
Жанр комедии мыслился Гоголем как жанр общественной комедии, затрагивающей самые коренные вопросы народной, общественной жизни. Пушкинский анекдот и с этой точки зрения очень подходил Гоголю. Ведь действующие лица истории о мнимо ревизоре – не частные люди, а должностные, представители власти. События, связанные с ними, неизбежно захватывают много лиц: и власть имущих, и подвластных.
Эпиграф: “На зеркало неча пенять, коли рожа крива” характеризует жанр комедии – социально – политическая комедия.
VII. Композиция пьесы:
3. Действие в пьесе развивается, проходя ступени:
Экспозиция – действие пьесы, рисующее характеры и положения действующих лиц до начала действия.
Завязка – событие, с которого начинается активное развитие действия.
Кульминация – момент наивысшего напряжения в пьесе.
Развязка – событие, завершающее действие.
- Почему же Гоголь решает обратиться к театру? ( Н.В.Гоголь всегда интересовался театром. И очень высоко ценил этот вид искусства. Кроме этого отец писателя писал пьесы для сцены; сам Гоголь играл на сцене; по мнению Гоголя, театр имел большое воспитательное значение. Это кафедра, с которой читается разом целой толпе живой урок).
VIII. III– художники-оформители (представление афиши).
Вывешивается афиша.
- Гоголь знал: театр начинается с афиши.
Вбегают мальчишки:
1 мальчишка: Приглашаем на спектакль, новое сочинение Гоголя!
2 мальчишка: Новое сочинение Николая Васильевича Гоголя!
1 мальчишка: Комедия «Ревизор» сегодня в Александринском театре!
- Итак, мы попадаем в уездный город XIX века. (звучит муз.фрагмент и выходят актёры).
IX. IV – актёры (инсценирование).
X. Анализ I действия:
- Озаглавьте действие цитатой….Пренеприятное известие: к нам едет ревизор.
— Что вы можете сказать о комедии «Ревизор», лишь приступая к ее изучению? Что вам подсказывает слово «комедия»? О чем говорит время создания пьесы?
— Какие именно слова городничего встревожили всех чиновников и привели в действие сюжет комедии? Что вы считаете завязкой комедии (событие, с которого начинается действие)?
— Есть ли в первом действии экспозиция (описание обстановки, предшествующей началу действия)? В чем ее своеобразие? О чем она говорит?
— Какое значение для развития действия имеет чтение письма городничим? Что именно в этом чтении особенно характеризует городничего?
— Какое чувство движет всеми чиновниками?
— Как характеризуются различные учреждения города? Что именно в этих описаниях обосновывает страх чиновников и городничего перед ревизором?
— Какими сценами в I действии развитие сюжета как бы тормозится? Для чего автор вводит спор о взятках городничего и судьи, рассказ почтмейстера о чужих письмах? Охарактеризуйте рассказ Бобчинского и Добчинского о «ревизоре».
XI. Дом.задание:
1.чит. II и III действия;
2. Подготовить сообщение: “Образ Городничего”, “Образ Хлестакова” (по таблице).
Таблица “Характеристика образа”
Внешность
Характер
Речевые
Поступки
XII. Слово учителя
- Н.В. Гоголь является одним из самых популярных писателей. Его творчество - на 3-м месте в мире после Библии и произведений Ф.М. Достоевского. Прежде всего, он известен широкой публике как автор комедии "Ревизор". Она ставилась на сцене разных театров сотни раз. И сегодня, если посмотрим афиши различных театров страны и мира, то увидим непременно «Ревизора». Это один из самых успешных и популярных спектаклей и сегодня. В чем секрет? Это один из вопросов, ответ, на который мы найдем на уроках по изучению пьесы.