kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Левша" Н.С. Лескова:радость словесной игры и серьёзность сюжета"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-исследование на основе информационного, эмоционального и нравственно-психологического уровней учебного материала способствует эффективной организации исследовательской работы обучающихся в области основных типов и функций новообразований в прозе Н.С. Лескова, выявлению художественного своеобразия и жанровой специфики произведения, а также воспитанию гордости за трудолюбие, оптимизм, талантливость, патриотизм и духовность русского народа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Левша" Н.С. Лескова:радость словесной игры и серьёзность сюжета" »

«Левша» Н. С. Лескова: радость словесной игры и серьезность сюжета

(литература 6 класс)

Белова В. С., учитель русского языка и литературы МБОУ средней школы № 2 города Смоленска

Тип урока: обобщение, углубление и систематизация знаний и способов действий Форма занятия: урок-исследование

Методы обучения:

- проектный

- частично-поисковый

- исследовательский

- иллюстративный

Форма организации учебной деятельности:

- фронтальная

- индивидуальная

- групповая

Задачи урока:

создать предметно-пространственную среду, способствующую формированию ключевых компетенций учащихся

содержание учебного материала на информационном, эмоциональном и нравственно-психологическом уровнях направить на выполнение триединой цели урока

Цели урока

Учебные:

учить школьников выявлению художественного своеобразия, жанровой специфики произведения, умению различать героя, повествователя и автора в художественном произведении; исследовать основные типы и функции новообразований в прозе Н. С. Лескова.закрепить знание теоретических понятий (юмор, сюжет, гипербола, противопоставление и др.)

Воспитательные:

воспитывать у учащихся чувство гордости за русский народ, его трудолюбие, оптимизм, ответственность, талантливость, патриотизм, духовность; формировать любовь к своему языку, восхищение его богатством, средствами выразительности, ловообразовательными возможностями.

Развивающие:

развивать информационную, коммуникативную, кооперативную, проблемную, исследовательскую, проектную ключевые компетенции учащихся.

Ход урока

I. Сообщение учителем темы и задач урока

16 февраля исполняется 180 лет со дня рождения русского писателя Н. С. Лескова. Сегодня заключительный урок изучения его творчества. Тема урока: Сказ Н.С.Лескова «Левша»: радость словесной игры и серьезность сюжета. "Речь человека похожа на узорчатый ковер: как ковер, так и речь, если их развернуть, показывают свои узоры" Фемистокл

130 лет тому назад появился в печати сказ Н. С. Лескова «Левша», в котором писатель широко развернул яркий ковер народной речи, рассказав историю, характерную для жизни России XIX века. Учитель формулирует цели урока.

II. Беседа.

- Сформулируем тему сказа о тульском косом Левше и о стальной блохе, (о победе русского мастера-оружейника над английскими мастерами и о трагической судьбе мастера Левши) Почему же эту историю - «цеховую легенду», которая заканчивается так печально, мы читаем с улыбкой? В чем секрет такого воздействия на читателя? (так воздействует способ изложения и язык сказа). - Жанр определяет способ изложения.

В литературоведении жанр обозначен как повесть, сам писатель назвал сказом. Как вы понимаете особенности этого названия? (сказ похож на произведение устного народного творчества, на сказку) Кто является сказителем? (простой человек, тульский оружейник, мастер) Имеет ли отношение это его социальное положение к его речи, языку? (он необразованный, наивный, передает легенду о необыкновенных событиях, используя лексику самых разных пластов русского языка, о которых имеет хотя бы какое-то представление, начиная от слов разговорного стиля и заканчивая книжной лексикой иноязычного происхождения) Смешение того, что нельзя смешивать, уже дает юмористический эффект. Как он строит свою речь? Соблюдает ли он нормы построения, нормы употребления слов? (отступает от норм русского литературного языка, его речь разговорная, и это вполне естественно, ведь он учился с помощью бойла, полусонника и псалтыря). Найдем ошибки в его речи (грамматические: через свою ласковость, речевые: междуусобные разговоры).

Сказитель - мастер-оружейник. Есть ли профессионализмы в его речи? (немного -термины: наковальня, замок пистолета, собачка как часть оружия). В определенной мере характеризуют мастера разговорно-бытовые, просторечные слова. Вспомним, как описывает Левшу, представшего перед государем (в ногавочках, озямчике, опорочках). Уменьшительно-ласкательные суффиксы как отношение к Левше. В сказе много диалогов. Какими словами передает сказитель речь таких персонажей, как царь, Платов, англичане? (просторечные слова: одначе, дерябнул, шабаш, шибко, шельмы, поворочу, хоша)

С царем, конечно, надо разговаривать иначе, чем с простыми смертными. Сказитель это понимает. Поэтому в его речи особые формы вежливости. Какие? (уменьшительно-ласкательные суффиксы: пузичко, ножку, - это особое свойство народной речи)

Нельзя не признать, что сказитель знает и слова книжные, лексику, характеризующую возвышенную речь. При каких обстоятельствах появляются эти слова? (перстом, указал, вкушал - Левша в Англии, во граде - надпись, хлад - в речи ученого-химика)

Знаком сказитель и со словами иноязычного происхождения. Но они употребляются в областях жизни, которые он не освоил, имеет о них весьма отдаленное представления. И такие слова в его речи становятся необычными, на себя не похожими. В тексте совсем мало слов из иностранного языка, которые произносятся и употребляются правильно. Какие это слова? (кунсткамера -музейное собрание, форейтор - кучер, камердинер - домашний слуга. Другие слова звучат в искаженном виде. Их придумал Лесков).

- В образовании этих слов проявился огромный талант писателя, который признавался: «...Я внимательно, много лет прислушивался к выговору и произношению русских людей на разных ступенях их социального положения. Они все говорят у меня по-своему, а не по-литературному».

Горький назвал Лескова волшебником слова. Его язык - самое яркое изобразительное средство. Создать иллюстрации для его сказа должны были настоящие волшебники кисти. И такие художники нашлись. Это Кукрыниксы. Энциклопедическую справку о них представляет ученица...

III. Представление проектов учащихся

Группа ребят подготовила презентацию иллюстраций художников Кукрыниксов. Двадцать иллюстраций будут представлены в порядке следования сюжету.

Наша задача - дать к ним краткий комментарий с использованием необычных новообразований, объяснить значение этих слов:

Нимфозория

Двухсветная (гл.З)

Мелкоскоп (гл.З)

Вероягши (гл.З)

Досадная укушетка (гл. 3) (историческая справка о Платове, подготовленная учеником)

Не перевилял (гл. 5)

Свистовые с церемонией (гл.8)

Потная спираль от безотдышнойработы (гл.9)

Вроде пубеля, без тугомента (гл. 10)

Удивление окажется (гл.13)

Кисельвроде, обформировали (исторические сведения о графе Нессельроде представляет ученик) (гл.14)

Пищеприемная зала, студинг, сим фон с ерфиксом (гл.15)

Приглашение на грандеву (гл.15)

Пули болтаются (гл.16)

Из буфты вышли в Твердиземное море, в ветряной нахлобучке (гл. 16)

Пили на парей (гл. 16)

П.Мурин (гл.17) (результаты исследования происхождения слова представляет

группа учащихся) 18.Гуттаперчевая пилюля (гл.18)

19.В простонародную Обухвинскую больницу, затылок о парат раскололи (гл.18) (о приеме противопоставления в отношении к англичанину и Левше рассказывает группа учащихся)

20. Военному министру «секрет» Левши оказался не нужен

Итак, мы заметили, что слова сказитель не просто искажает, он в эти слова вкладывает какой-то дополнительный смысл. Догадывается ли читатель об этом? (читатель это чувствует, но разгадку смысла должен найти сам) Таким образом, Лесков втягивает читателя в словесную игру. Читатель радуется, когда ему удается понять, что стоит за необычным словом, какой дополнительный смысл, оттенок, который не всегда лежит на поверхности (напр. двухсветная карета).Что же нужно читателю для результативного участия в игре? (воображение, творческие способности, эрудиция). Можем ли мы утверждать, что Лесков имитирует живую народную речь? Обращаемся к словарной статье (имитировать - подражать, подделывать, воспроизводить точно)

Какое из этих значений наиболее подходит к языку Лескова? (подражать)

Язык Лескова стал предметом изучения ученых-лингвистов. Группа учащихся подготовила свое исследование, основанное на выводах ученых Геймбуха и Никулиной и своих собственных наблюдениях. Познакомимся с их проектом (презентация проекта).

Кроме новообразований, автор использует и другие выразительные средства языка. Мы уже отметили антонимию. Какие еще можно обнаружить выразительные средства? (гипербола - коридоры до бесконечности, огромадныебюстры и д.р.)

К концу повествования игра слов приглушается, а в 20-ой главе исчезает совсем. Здесь звучит авторская литературная речь. Меняется и наше настроение. Читатель задумывается о печальных проблемах русских людей. Какие это проблемы? (недоог\енка талантов; равнодушие к судьбе простого человека, к его жизни).

IV. Итог урока

Выводы и обобщения делаются учащимися совместно с учителем.

Действительно неустроенность человеческого существования в России грустна. Но сказ Лескова в целом звучит жизнеутверждающе. Какие жизненные ценности он утверждает? (радость, которую ценят в жизни люди. Это радость творчества, упоение самим процессом труда. Это проявление умного лукавства русского человека, оптимизм русского народа, искренние патриотические и религиозные чувства, чувство юмора, неисчерпаемые остроты, мудрость пословиц, поговорок, сказок, в которых добро в конечном счете торжествует)

- Каково же значение языковой игры в сказе? (она помогает читателю лучше понять то, что хотел сказать нам Лесков в своем, произведении)

V. Домашнее задание

Написать небольшое сочинение на тему «Мешает или помогает игра словами восприятию темы и основной идеи сказа «Левша»?»

Типы и функции новообразований з прозе Н. С. Лескова

Исследователями отмечено более трех тысяч индивидуально-авторских новообразований частей речи, среди которых доминируют, то есть преобладают имена существительные.

Новообразования неравномерно представлены в произведениях писателя. Они активно используются в сказе и сказоподобных формах повествования, но в то же время единичны в произведениях высокой стилистической тональности.

Новообразования выделяются на фоне традиционных речевых средств и последовательно используются и в собственной авторской речи, и в речи рассказчика, и в речи персонажей, которые либо искажают непонятные им «чужие» слова, либо наделены даром словотворчества: создание нового слова для них -средство самовыражения, проявления свободы личности.

В словотворчестве Н С Лескова ярко проявилась талантливость русского народа, его склонность к острословию ,балагурству и языковой игре.

Обратимся к языку сказа «Левша». Здесь как нормативные, так и ненормативные способы словообразования и словообразовательные модели разнообразны.

Нормативные способы

  1. Суффиксальный способ образования слов по существующей модели:

разузнавщик - разузнавать забвенник - забвение нахлобучка - нахлобучить ажидация - ожидать посланнический (дом) - посланник бойло - бить (ср. разг. пойло - пить)

  1. Приставочно-суффиксальный:

обформировали - форма безотдышный - без отдыха

Ненормативные способы



1. Фонетическая деформация слов:

у кушетка вместо кушетка

пубельвместо пудель

щи глеты вместо штиблеты

валдахинвместо балдахин

каврильвместо кадриль

Твердиземноевместо Средиземное (море)

Окказиональный способ образования слов как отражение «чужого» (непонятного иноязычного) слова, в результате применения такого способа получаются контами-нированные (гибридные) слова:

объединение начала одного слова и конца другого плакон = плакать + флакон

аппликация (наложение слов) керамида = керамика + пирамида

Этот способ является продуктивным и в настоящее время. Современная контаминация, проявляющаяся в разговорной речи, находит отражение в публицистике (статьях газет, журналов): прихватизация - приватизация чубаучер = ваучер + Чубайс трудоголик = труд + алкоголик

Контаминация наблюдается и в сфере образования терминов: унификс = уникальный префикс или суффикс - уникальная морфема (приставка ра-в слове «радуга»)





Основные функции новообразований Лескова:

интеграция (проникновение, объединение, взаимное приспособление) различной лексики

дифференциация (разграничение) речевых характеристик героев

вовлечение читателя в сотворчество, в языковую игру.

Источники и литература:

Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе. Научно-методический журнал // Литература в школе № 5 1996

М.Веллер «Перпендикуляр» ООО «Производство АФТ Москва» 2008

М.Веллер «Песнь торжествующего плебея» ООО «Издательство АФТ» М., 2006

3Всеволодский-Генгросс В.Н. Игры народов С.С.С.9. М-Л . 1933

Геймбух Е.Ю. «Левша» Н.С. Лескова: Радость словесной игры и серьезность сюжета. Русский язык в школе. Научно-методический журнал, №2, 1995

Егорова Н.В. Литература 6 класс: Поурочные разработки к учебникам-хрестоматиям В.П. Полухиной и ТФ. Курдюмовой. - М.: Вако. 2006

Иванов Д.А. Компетенции и компетентностная модель современного учителя №7

Иванов Д.А. Внутришкольная система управления качеством образования. Как управлять качеством образования в образовательном учреждении.//№7, 2010

Капитонова Л.А. «Н.С. Лесков в жизни и творчестве» Учебное пособие для школ, имназий, лицеев и колледжей. М. Издательство «Русское слово» 2008

Макаров В.И. Словарь лексических трудностей художественной литературы. - М..1993

Н.С. Лескова /Русский язык в школе. Научно-методический журнал// №2, 1995

Литература. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В2ч/Автор-сост. В.П. Полухина и др.: под ред.В.Я Коровиной: - М: Просвещение, 2009

13. Лопатин В.В. Метафорическая мотивация в русском словообразовании//Актуальные проблемы

русского словообразования. - Ташкент: Ташкентскийго. Пед.институт, 1975

14. Лыкова B.C. Социально-философская сущность личностно ориентированного образования (тезисы).

Москва-Челябинск. 2003. Психолого-педагогические исследования в системе образования. I Всероссийская

научно-практическая конференция.25июня 2003г. Часть I.

Лыкова B.C. Основы компетентностно ориентированного образования. Спецкурс. Смоленск. 20! 1.

Лыкова B.C. Проектирование и защита компетентностно ориентированного урока. ОДИ. Смоленск. 2011.

Матрос Р.Ш Внедрение информатизации процесса обучения в школе.

Ниполина Н.А. типы и функции новообазований в прозе

Попов Е.В. Ценностный подход в изучении литературы. Литература в школе. Научно-методический журнал//№7 1997

Смелова В.Г. Модель повышения учебной мотивации обучающихся средствами межпредметной интеграции/Управление современной школой. Завуч. Научно-практический журнал для администрации школ//№5,2010

Школьный словообразовательный словарь русского языка Составитель: В.И. Круковер.. СПБ: ООО «Виктория плюс», 2009




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока "Левша" Н.С. Лескова:радость словесной игры и серьёзность сюжета"

Автор: Белова Валентина Сергеевна

Дата: 06.11.2014

Номер свидетельства: 127261


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства