kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Художественный мир Максима Горького. Особенности жанра и конфликта в пьесе «На дне»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Художественный мир Максима Горького. Особенности жанра и конфликта в пьесе «На дне».

Тип урока: комбинированный

Цели:

Образовательные: познакомить учащихся с личностью и особенностями творчества М.Горького; показать новаторство Горького, определить составляющие жанра и конфликта в пьесе;

Развивающие: развивать навыки анализа текста, делать обобщающие выводы;

Воспитательные: воспитывать читательскую культуру студентов, воспитание культуры речи.

 

Оборудование: презентация Power Point «Максим Горький», текст пьесы «На дне».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Художественный мир Максима Горького. Особенности жанра и конфликта в пьесе «На дне» »

Тема: Художественный мир Максима Горького. Особенности жанра и конфликта в пьесе «На дне».

Тип урока: комбинированный

Цели:

Образовательные: познакомить учащихся с личностью и особенностями творчества М.Горького; показать новаторство Горького, определить составляющие жанра и конфликта в пьесе;

Развивающие: развивать навыки анализа текста, делать обобщающие выводы;

Воспитательные: воспитывать читательскую культуру студентов, воспитание культуры речи.


Оборудование: презентация Power Point «Максим Горький», текст пьесы «На дне».



Ход урока


1. Организационный момент (2 мин.)

- проверка присутствующих;

- сообщение темы, хода урока.


2. Проверочная работа (тест): «Серебряный век» русской литературы.

(15 мин.)


3. Изучение новой темы. Сообщение студентов по биографии и творчеству писателя. (15 мин.)


Мы продолжаем знакомиться с особенностями развития литературы рубежа 19 – 20 веков. И сегодня наше занятие будет посвящено творчеству одного из самых ярких представителей этого периода А.М.Горького.

Его имя известно в нашей стране каждому. Несколько поколений изучали и изучают его творчество со школьной скамьи. О Горьком сложились определенные пред­ставления: это основоположник литературы социалистического реализ­ма, литературный критик и публицист, инициатор создания и первый председатель Союза писателей СССР. О его детских и юношеских годах мы знаем из автобиографических повес­тей «Детство», «В людях», «Мои университеты».



4. Слово учителя. (13 мин.)

Итак, мы видим, что Алексей Максимович Горький прожил сложную жизнь. Судьба его не баловала. Он прошел трудные жизненные «университеты», видел много горя, но сумел сохранить в себе высокие нравственные качества, сумел остаться Человеком, стать замечательным писателем.


Запись в тетради:

Творческий путь писателя начался с публикации в сентябре 1892 г. в тифлисской газете «Кавказ» рассказа «Макар Чудра». Тогда же появился литературный псевдоним — Максим Горький. А в 1895 г. был напечатан рассказ «Старуха Изергиль». Горького сразу заметили, в печати появились восторженные отклики. Ранние рассказы Горького носят романтический характер.



- Вспомним, что такое романтизм?

(Романтизмнаправление в искусстве, характерным признаком которо­го является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкрет­ных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и не удовлетворенной настоя­щим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми).

Отличительные черты романтических образов Горького — гордая не­покорность судьбе и дерзкое свободолюбие, цельность натуры и героичность характера. Романтический герой стремится к ничем не стесняемой свободе, без которой нет подлинного счастья и которая не­редко дороже самой жизни. В романтических рассказах воплощены наб­людения писателя противоречий человеческой души и мечта о красоте.

После серии романтических произведений 90-х годов, полных бунтар­ских идей, Горький создает пьесу, ставшую, пожалуй, наиболее важным звеном во всей философско-художественной системе писателя — драму «На дне» (1902).

5. Беседа по содержанию пьесы «На дне». (20 мин.)


Как изображается место действия в пьесе? (найти в тексте описание)

(Место действия описывается в авторских ремарках. В первом действии это «подвал, похожий на пещеру», «тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой». Важно, что писатель делает указания, как освещается сцена: «от зрителя и сверху вниз», свет доходит до ночлежников от под­вального окошка, как будто ищет среди подвальных обитателей — людей. Тонкие перегородки отгораживают комнату Пепла. «Везде по стенам — нары». Кроме Квашни, Барона и Насти, которые живут в кухне, своего угла нет ни у кого. Все друг перед другом напоказ, укромное место только на печке и за ситце­вым пологом, отделяющим от других кровать умирающей Анны (этим она уже как бы отделена от жизни). Везде грязь: «грязный ситцевый полог», некрашеные и грязные стол, скамьи, табурет, изодранные картонки, куски клеенки, тряпье.

Третье действие происходит ранней весной вечером на пустыре, «засо­ренным разным хламом и заросшим бурьяном дворовом месте». Обратим вни­мание на колорит этого места: темная стена «сарая или конюшни», «серая, покрытая остатками штукатурки» стена ночлежки, красная стена кир­пичного брандмауэра, закрывающего небо, красноватый свет заходящего сол­нца, черные сучья бузины без почек.

В обстановке четвертого действия происходят существенные перемены: перегородки бывшей комнаты Пепла сломаны, наковальня Клеща исчезла. Действие происходит ночью, а свет из внешнего мира уже не пробивается в подвал — сцена освещена лампой, стоящей посреди стола. Однако последний «акт» драмы совершается все же на пустыре — там удавился Актер).


- Какие люди являются обитателями ночлежки?

(Люди, опустившиеся на дно жизни, попадают в ночлежку. Это последнее пристанище для босяков, маргиналов, ко многим можно добавить эпитет «бывший»: бывший актер, бывший барон, бывший рабочий. Здесь все социальные слои общества: разорившийся дворянин Барон, содержатель ночлежки Костылев, полицейский Медведев, слесарь Клещ, картузник Бубнов, торговка Квашня, шулер Сатин, проститутка Настя, вор Пепел. Всех уравнивает по­ложение отбросов общества. Здесь живут совсем молодые (сапожник Алеш­ка 20лет) и нестарые еще люди (самому старшему, Бубнову, 45лет). Однако их жизнь уже почти закончена. Умирающая Анна представляется нам ста­рухой, а ей, оказывается, 30лет.

У многих ночлежников даже нет имен, остались одни клички, вырази­тельно обрисовывающие своих носителей. Ясен облик торговки пельменями Квашни, характер Клеща, гонор Барона. Актер когда-то носил звучную фа­милию Сверчков-Задунайский, а теперь даже воспоминаний почти не оста­лось — «все забыл».)


Что привело в ночлежку ее обитателей — Барона, Бубнова, Клеща, Квашню, Сатина, Настю, Пепла, Актера? Какова предыстория этих персонажей?

( - Барон разорился: «Мне кажется, что я всю жизнь только переодевался... а зачем? Не понимаю! Учился — носил мундир дворянского института... а чему учился ? Не помню... Женился — одел фрак, потом—халат... а жену взял скверную и — зачем? Не понимаю... Прожил все, что было, — носил какой-то серый пиджак и рыжие брюки... а как разорился? Не заметил... Служил в казенной палате... мундир, фуражка с кокардой... растратил казенные деньги, — надели на меня арес­тантский халат... потом — одел вот это... И все... как во сне... а? Это... смешно ?» Каждый этап жизни тридцатитрехлетнего Барона словно отме­чен определенным костюмом. Эти переодевания символизируют постепенное снижение социального статуса, причем за этими «переодеваниями» ничего не стоит, жизнь прошла «как во сне».

- Бубнов ушел из дома «от греха подальше», чтобы не убить жену и ее любовника, хотя сам признается, что он «ленив» да еще и запойный пьяница, «пропил бы мастерскую»;

- Клещ потерял работу: «Я—рабочий человек. ..я с малых лет рабо­таю»;

- Квашня - сорокалетняя вдова, имевшая в прошлом печальный опыт семейной жизни. Считает, что замужество – ненужная вещь, однако в конце пьесы выходит замуж за полицейского Медведева;

- Сатин попал «на дно» после того как отсидел в тюрьме за убийство: «Убил подлеца в запальчивости и раздражении... из-за родной сестры»;

- Настя - проститутка, содержит Барона. Живёт мечтами о необыкновенной, красивой любви, с которой знакома из любовных романов;

- судьба Пепла была предопределена уже при его рождении; «Я когда маленький был, так уж в ту пору меня звали вор, воров сын…»;

- Актер спился, «пропил душу,.. погиб».)


- Что общего в судьбах всех обитателей ночлежки?

(Судьба большинства обитателей ночлежки развивается как социальная драма и завершается как трагедия.)


- В чем причина общности судеб героев?

(Личные катастрофы оказываются типичными на общем фоне «гнилой» общественной системы. Там, где узаконены расчет и накопительство, любой может стать жертвой социальных обстоятельств.)


6. Особенности жанра и конфликта в пьесе «На дне». (15 мин.)


- Что является предметом изображения в пьесе?
(Предметом изображения в драме «На дне» становится сознание людей, выброшенных в результате глубинных социальных процессов, на «дно» жизни).


- Каков конфликт драмы?

(Социальный конфликт имеет в пьесе несколько уровней. Ясно обозначены социальные полюса: на одном — содержатель ночлежки Костылев и поддер­живающий его власть полицейский Медведев, на другом — по существу бесп­равные ночлежники. Таким образом, очевиден конфликт между властью и лишенными прав людьми. Этот конфликт почти не развивается, потому что Костылевы и Медведев не так уж далеки от обитателей ночлежки. Каждый из ночлежников пережил в прошлом свой социальный конфликт, в результате которого оказался в унизительном положении.)


- Какого рода конфликты, кроме социального, выделяются в пьесе?

(В пьесе есть традиционный любовный конфликт. Его обусловливают взаи­моотношения Васьки Пепла, Василисы, жены хозяина ночлежки, Костылева и Наташи, сестры Василисы. Экспозиция этого конфликта — разговор ночлеж­ников, из которого ясно, что Костылев ищет в ночлежке свою жену Василису, которая изменяет ему с Васькой Пеплом. Завязка этого конфликта — появле­ние в ночлежке Наташи, ради которой Пепел оставляет Василису. В ходе раз­вития любовного конфликта становится ясно, что отношения с Наташей возрождают Пепла, он хочет уехать с ней и начать новую жизнь. Кульминация конфликта вынесена за сцену: в конце третьего действия мы из слов Квашни узнаем, что «кипятком ноги девке сварили» — Василиса опрокинула самовар и обварила Наташе ноги. Убийство Костылева Васькой Пеплом оказывается трагической развязкой любовного конфликта. Наташа перестает верить Пеплу: «Они — заодно! Будьте вы прокляты! Вы оба...»)


- Можно ли пьесу «На дне» отнести к «новой драме»?Если да, то какие признаки «новой драмы» нашли в ней воплощение?

(Да, можно. Нет явного виновника человеческих неудач, нет абсолютно счастливых и абсолютно несчастных людей, нет главных и второстепенных персонажей. Нет ключевого события. Конфликт новой драмы – это столкновение человека и среды, человека и обстоятельств, а не человека и человека.)


7. Подведение итогов. (8 мин.)

(В тетради) А.М.Горькому мир «бывших людей» был хорошо известен. В пьесе «На дне» писатель ставит вопрос о судьбе отверженных обществом. Их судьба развивается как социальная драма, драма людей, выброшенных на «дно». Но пьеса «На дне» не только социальная, но и философская драма. Герои пьесы – фигуры колоритные, неповторимые, способные мечтать, размышлять, философствовать. Они рассуждают о вере человека, человеческом достоинстве, независимости, свободе, о самобытности человека, чести, совести, честности, правде.

Итак, жанр пьесы можно определить как социально-философскую драму.


8. Домашнее задание. (2 мин.)

1. Ответить письменно на вопрос: Есть ли надежда у обитателей ночлежки на будущее?

2. Выявить роль Луки в пьесе. Отметить в тексте его высказывания о людях, о жизни, о правде, о вере.

4




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Алилекова Елена Борисовна

Дата: 02.02.2015

Номер свидетельства: 165728


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства