3. воспитательные: воспитывать интерес к произведениям казахского фольклора, чувство патриотизма, взаимовыручки, находчивости.
Оборудование: компьютер, тетрадь
Ход урока
Организационный момент
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку
2. Новая тема Сегодня мы продолжим путешествие в мир сказок, в мир тайн и волшебства.
1. Вступительное слово: В сказках живет душа и история народа. С самого детства нас окружают сказки, которые воспитывают в нас характер, прививают нам человеческие качества, волю и учат нас жизни. Нет такого человека на земле, кто не знал бы хотя бы одной сказки или не слышал её. Сказка – удивительное творение. Она возвышает человека, радует его, дает веру в свои силы, в будущее, увлекает достижимостью того, что кажется совершенно невозможным. Сказка сказывается, и людей постепенно покидает усталость, они забывают о горестях своих, на душе становится легко и весело.
В давние-давние времена, когда еще люди не знали грамоты и не умели писать, они передавали свои знания из уст в уста. Самым желанным гостем любого тоя был жыршы – сказитель. Послушать его интересные и поучительные истории собирались все – от мала до велика. Истории, в которых реальность смешивалась с выдуманными событиями, стали называть сказками.
3.Работа в тетради
Классная работа
Казахские народные сказки
жыршы – сказитель
Отражают волшебство+ быт
Герои сказок
мужчины:
1 тип - батыры,
2 тип:- «младший сын» (2,3, 9, 10 из братьев)
3 тип- «социально-низкий герой» (пастух)
Женщины:
Мудрые девы
Красавицы жены
Волшебные помощники
Птицы Самрук и Каракус, белая верблюдица Желмая, скакун Шалкуйрык.
«В незапамятные времена», «В давние времена, когда жаворонки выводили птенцов на спинах баранов»,
Устойчивые словесные формулы
Формула женской красоты - «словно солнце и месяц»,
формула неуязвимости – «стреляешь-пуля не берет, рубишь- клинок не берет»,
формула трудности пути героя- «взял с собой неиссякаемую еду, неизносимую одежду»,
формула силы и быстроты коня – «холмы низинами сделал, низины холмами»
Особенность стиля
Включение стиха в прозу
Лексическая работа
Джут – массовый падеж скота от голода.
Тостик – нагрудный жир, снятый вместе с кожей.
Пери –злой дух.
Аксырматсаут – кольчуга.
4.Работа по сказке «Ер Тостик» Презентация «Байтерек»
Как вы думаете, почему я показываю вам картинку монументального комплекса «Астана - Байтерек»?
Так, в основу сооружения нашего сказочного Байтерека был положен сюжет о спасении героем птенцов легендарной птицы Самрук. Наш Президент, вспомнив любимую в детстве сказку «Ер-Тостик», вдохновился ее идеей при разработке комплекса «Байтерек - Астана», как символа, берущего истоки в фольклоре казахского народа. «Байтерек» - это сказочное дерево, которое нашел герой древнего эпоса казахских народных сказок Ер – Тостик. Согласно тюркским легендам, по поверьям казахов в его ветвях раз в год откладывала золотое яйцо сказочная и легендарная птица Самрук, дающее жизнь всему живому и символизирующее саму жизнь. Но, как и времена года, жизнь, рожденная Великой птицей, постоянно замирала – каждый раз, когда из яйца появлялся на свет птенец, по стволу огромного дерева наверх заползала огромная змея-дракон, которая съедала беззащитного новорожденного. Батыр Ер-Тостик, направил свою стрелу прямо в сердце дракона и убил его. Благодарная птица помогла Ер-Тостику выбраться из подземелья на поверхность земли…»
Во время Съезда мировых и традиционных религий, который проходил в Астане Нурсултан Назарбаев сказал, что тянущиеся вверх ветви символизируют руки разных народов, поддерживающих земной шар
Вопросы: как появился Ер Тостик? Как Ер Тостик нашел своих братьев? Сватовство Ерназара своих сыновей. Что просила Кенжекей в приданое у своего отца? Встреча Кенжекей с Бекторы, дочерью пери. Что произошло у урочища Соркудук? Что загадала Кенжекей при отъезде Ер Тостика? Как Ер Тостик попал к ханы Баны? Каких друзей приобрел наш герой? Расскажите о байге Темир-хана. Расскажите о встрече двуглавого орла и Ер Тостика? Чем закончилось произведение?
5.Чему учит сказка?
Сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача. А злые плохо заканчивают свою биографию.
Сказка формирует образ Положительного Героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову.
Сказка учит не бояться трудностей. Главный Герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и помощь друзей.
Сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей. А самый верный способ найти друга – это не отвернуться от него в нужный момент. У сказочного Героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб. Потому что он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего Героя в беде. Так у Героя появляются бесценные Волшебные помощники.
Сказка учит не судить о людях по внешнему виду.
Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается, но смелость и упорство обязательно вознаграждаются победой.
Сказка учит любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр.
Сказка учит патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков.
Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нравоучение: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей.
И, главное, сказка учит, что добро всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло.
Но самое главное, чему учит нас сказка – оставаться в душе ребёнком, а значит, чуть-чуть Волшебником.
6. Подведение итога урока:
Интересны казахские сказки? Возникло ли у вас желание прочитать другие казахские сказки?
7.Д/задание: прочитать любую сказку об Алдаре Косе( в хрестоматии «Алдар Косе и черти»)
6. Рефлексия.
- Чем мы занимались на уроке? - Всё ли было понятно на уроке? - Как вы оцениваете свою работу на уроке?