kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока-игры по литературе "По страницам поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

  • образовательная: углубить знания учащихся по отдельным вопросам, связанным с изучением творчества Н. В. Гоголя, через организацию самостоятельной подготовительной работы к игре; учить применять полученные знания на практике; оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации; совершенствовать умения и навыки работы с дополнительной литературой; учиться отстаивать свою точку зрения.
  • развивающая: совершенствовать умения работы с источниками знаний; совершенствовать навыки анализа, обобщения и т.п.; умения выступать и защищать свою точку зрения; развивать коммуникативные навыки работы в группах; развивать познавательный интерес; развивать способность к быстрому реагированию, к использованию знаний в нестандартной ситуации и среде; развивать способность к самоопределению и самовыражению посредством игровой деятельности;
  • воспитание: вовлечь учащихся в активную деятельность; формировать культуру коллективного способа работы; воспитывать уважение ко мнению другого человека; совершенствовать навыки общения, умение выслушать, умение работать в команде.

 

Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений

 

Форма урока: урок-игра

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока-игры по литературе "По страницам поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» »

По страницам поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»


Цель:

  • образовательная: углубить знания учащихся по отдельным вопросам, связанным с изучением творчества Н. В. Гоголя, через организацию самостоятельной подготовительной работы к игре; учить применять полученные знания на практике; оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации; совершенствовать умения и навыки работы с дополнительной литературой; учиться отстаивать свою точку зрения.

  • развивающая: совершенствовать умения работы с источниками знаний; совершенствовать навыки анализа, обобщения и т.п.; умения выступать и защищать свою точку зрения; развивать коммуникативные навыки работы в группах; развивать познавательный интерес; развивать способность к быстрому реагированию, к использованию знаний в нестандартной ситуации и среде; развивать способность к самоопределению и самовыражению посредством игровой деятельности;

  • воспитание: вовлечь учащихся в активную деятельность; формировать культуру коллективного способа работы; воспитывать уважение ко мнению другого человека; совершенствовать навыки общения, умение выслушать, умение работать в команде.


Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений


Форма урока: урок-игра


Оборудование: интерактивное оборудование, микрофоны, учебная презентация в виртуальном кабинете, учебные фильмы (нарезки), словари


Ход занятия:




1. Организационный этап.

  • Мотивация

Слово учителя: Сегодня мы завершаем изучение произведения Н. В. Гоголя «Мертвые души». Урок этот пройдет совместно с учениками средней школы 17, потому что нам с Натальей Владимировной было важно, чтобы вы услышали своих сверстников из другой школы. А значит, и новые точки зрения



Слово учителя: Поле нашей игры не будет ограничено только знанием текста произведения «Мертвые души». Вопросы биографического характера, материал теории литературы тоже будут представлены в ходе игрового состязания

  • Создание эмоционального настроя урока

Просмотр видеофрагмента о Н. В. Гоголе


Слово учителя: Двухсотлетний период отделяет нас от даты рождение Гоголя. Казалось бы, за этот период все досконально изучено. Но гоголевская тема до сих пор продолжает волновать умы литературоведов и биографов, заставляя вновь и вновь обращаться к истории его жизни, тайне смерти и творческому наследию. Отсюда – многочисленные исследования и множественные точки зрения. Ребята, вы получили пропедевтическое задания, найти высказывания о Гоголе.


работают учащиеся

Святейший Патриарх Алексий: «Нашим современникам открывается подлинный лик Гоголя как великого духовного писателя России»

Критик В. Ильин: «Гоголь и по сей день наименее понятый и наиболее оклеветанный из всех корифеев большой русской литературы»


Слово учителя: предлагаем команде соперника присоединиться к нам? Может быть, вы тоже готовы поделиться мыслями, которые сказаны и Гоголе, но заинтересовали именно вас?

работают учащиеся


Слово учителя: Ребята, прозвучало несколько точек зрения. Кто-то считает Гоголя учителем, кто-то превратился в судью его творчества. Так или иначе, это еще раз доказывает неповторимость и неоднозначность жизни и творческого гения писателя. Имеено с вопросов, связанных с его биографией, мы начинаем нашу игру. Согласно жеребьевке, право выбора первого вопроса принадлежит команде 17 школы


Вопросы 1 тура «Живой Гоголь»

  1. (показана иллюстрация) Назовите место и укажите его связь с биографией Гоголя – Нежинская гимназия

  2. (показана иллюстрация) Назовите место и укажите его связь с биографией Гоголя – дом в Васильевке, в котором родился Гоголь

  3. (показана иллюстрация) Назовите место и укажите его связь с биографией Гоголя – московский дом, в котором жил Гоголь

  4. (показана иллюстрация) Назовите место и укажите его связь с биографией Гоголя – дом в Италии, где жил Гоголь

  5. Назовите дату рождения и смерти Гоголя - 1809 -1852

  6. Где учился Гоголь? – в Нежинской гимназии

  7. Кем начинал работать Гоголь – писец в Департаменте хозяйства и помощник столоначальника

  8. К какому периоду жизни Гоголя относятся слова: «Я сделаюсь человеком известным» - к попытке поступить в театр актером

Слово учителя: Мы сознательно с Натальей Владимировной не коснулись темы смерти Гоголя, овеянной тайнами, не раскрытыми до сих пор, потому что этому факту биографии Гоголя можно посвятить целое мероприятие. Зато мы возвращаемся к произведению, которое сам Гоголь считал делом жизни, – к «Мертвым душам»



Слово учителя: полтора столетия не утихают споры, связанные с жанровым определением произведения. Что это: пламенная сатира или возвышенная поэма? Хотелось бы, перед продолжением состязания, услышать ответ девятиклассников.


работают учащиеся


Слово учителя: мы услышали одно мнение и убедительные аргументы, но, может быть, есть еще версии?

Слово учителя: Наталья Владимировна, попробуем привести свою точку зрения и мы.


работают учащиеся


Слово учителя: наличие двух абсолютно аргументированных точек зрения доказывает, что споры о жанровом своеобразии будут продолжаться. А мы предлагаем вниманию учащихся вновь вернуться к игровому табло.

И наш второй тур будет связан с историей создания бессмертной поэмы


Вопросы 2 тура «Рукописи не горят»

  1. Каким образом в творческом сознании Гоголя возник замысел поэмы «Мертвые души» - подсказал Пушкин.

  2. На какое произведение ориентировал свою поэму Гоголь? Кому принадлежит оно? – Данте Алигьери «Божественная комедия»

  3. Замысел Гоголя – «изъездить вместе с героем всю Русь и вывести множество самых разнообразных характеров». Как этот замысел предопределил композицию поэмы? – последовательное развитие событий, дорога – связующий элемент

  4. Из каких частей должны были состоять «Мертвые души» - из 3: Ад, Чистилище, Рай

Слово учителя: спасибо участникам. Говоря об истории создания поэмы, нельзя не сказать и о названии, которое тоже вызывает потребность в комментарии. Итак, мертвые души. Само слово душа неоднозначно. Давайте поработаем с лексическим значением слова и передадим право ответа команде 17 школы



Слово учителя: Спасибо, спросим ребят, которые при ответе будут опираться на известные толковые словари русского языка


работают учащиеся

Слово учителя: мы в работе использовали другие словари, например словарь религиозных значений и политический словарь


работают учащиеся



Слово учителя: Итак, в заглавии идет речь о мертвой душе. Чьи же души считаем мы мертвыми, чей образ дает заглавие всей поэме?


Произвольные ответы учащихся, если есть необходимость – ученики гимназии дополняют

Произвольные ответы учащихся, если есть необходимость – ученики гимназии дополняют


Слово учителя: И все-таки не крестьяне, а чиновники и помещики – мертвые души. Галерею их мастерски изобразил Гоголь, чем вызвал негодование у большинства читателей и критиков. Давайте и мы с вами взглянем на образы, созданные гением, с точки зрения внимательного читателя


Вопросы 3 тура «Портреты заговорили»

1 блок: узнай героя

  • «… герой наш был средних лет и осмотрительно-охлажденного характера» (Чичиков)

  • «он думал о благополучии дружеской жизни, о том, как бы хорошо было жить с другом на берегу какой-нибудь реки…..» (Манилов)

  • «На взгляд он был человек видный; черты лица его не были лишены приятности…» (Манилов)

  • «Чем кто ближе с ним сходился, тому он скорее всех насаливал…» (Ноздрев)

2 блок: узнай хозяина комнаты

  • « слова были прерваны странным шипением, так что гость было испугался; шум походил на то, как бы вся комната наполнилась змеями; но, взглянувши вверх, он успокоился, ибо смекнул, что стенным часам пришла охота бить» (Коробочка)

  • «никак нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо, если бы не возвещал его существование… колпак, лежащий на столе» (Плюшкин)

  • «больше всего было табаку. Он был в разных вещах: в картузе и в табачнице, и, наконец, насыпан был просто кучею на столе. На обоих окнах тоже помещены были горки … золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками» (Манилов)

  • «стол, кресла, стулья – все было самого… беспокойного свойства» (Собакевич)

3 блок: узнай, на чьем дворе мы оказались.

  • «Какую-то особенную ветхость заметил на всех строениях: бревно на избах было тёмно и старо; многие крыши сквозили…, на иных остался только конек верху….» (Плюшкин)

  • «…были разбросаны … две-три клумбы с кустам сиреней и желтых акаций, пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистые жиденькие вершины» (Манилов)

  • « На конюшни, сараи и кухни были употреблены полновесные и толстые бревна, определенные на вековое состояние… Даже колодец был обделан в такой крепкий дуб, какой идет только на мельницы и корабли!» (Собакевич)

  • «…изветшавший тес на крышах везде был заменен новым, ворота нигде не покосились, а в обращенных к нему крестьянских крытых сараях заметил он где стоявшую запасную почти новую телегу, а где и две» (Коробочка)

4 блок: кому принадлежат эти вещи

  • Кому принадлежит эта вещь Рюмка ликера с тремя мухами (Плюшкину)

  • Кому принадлежит эта вещь: Шкатулка (Чичикову)

  • Кому принадлежит эта вещь: Книга с закладкой на 14 странице (Манилову)

  • Птичьи перья (Коробочке)


Слово учителя: Молодцы, ребята. А мы продолжаем. Все вы прекрасно помните, что манеру Гоголя отличает не только тайнопись и говорящие фамилии. Его героям присущ узнаваемый язык, передающий черты персонажа. Вам сейчас предстоит узнать героев по их репликам.

Задания тура 4 «Слово о словах»

  1. Кто избегал о себе много говорить, но если сообщал, то «… Он незначащий червь мира сего и не достоин того, чтобы много о нем заботились, что испытал много на веку своем, претерпел на службе за правду, имел много неприятелей, покушавшихся даже на жизнь его….» (Чичиков)

  2. «Уж такое, право, доставили наслаждение, майский день, именины сердца, предпочтеннейший и прелюбезнейший, позвольте вам этого не позволить?» (Манилов)

  3. Неужели вы полагаете, что я стану брать деньги за души, которые, в некотором роде, окончили свое существование? Если уж вам пришло такое, так сказать, фантастическое жлание, то с своей стороны я передаю их вам безынтересно….» (Манилов)

  4. «Это все мошенники… мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет; все христопродавцы» (Собакевич)



Слово учителя: Теперь пришло время обещанного сюрприза. Каждая команда подготовила свой вопрос команде – участницы интерактивной игры. Время доставать «кота из мешка»

Задания тура 5 «Кот в мешке» (задание с видеофрагментами)

работают учащиеся

работают учащиеся

Слово учителя: молодцы, ребята! Хорошие задания приготовили для соперников. Мы тоже постарались, и сейчас вместе с вами коснемся литературоведческих аспектов поэмы «Мертвые души»


Задания тура 6 «Поэма в терминах»

  1. Какой прием использовал автор в следующем описании: «В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах, Что именно находилось в куче, решать было трудно, ибо пыли на ней было в таком изобилии, что руки всякого касавшегося становились похожими на перчатки…» - гипербола

  2. Какой прием лежит в основе заглавия поэмы. Приведите подобные примерыоксюморон

  3. Какой литературный прием лежит в основе последнего лирического отступления, известного, как размышление о птице-тройке - метафора

Какой литературный прием использовал автор в данном отрывке: «Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, какие только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном» - сатира

Слово учителя: молодцы, ребята, отлично справились с заданием.

А теперь, подводя итоги, мы предложим вам задания, которые требуют внимательности и быстроты реакции при ответе.


Задания тура 7 «Все обо всем»

  1. Какую столицу европейского государства назвал сын Манилова Чичикову?

  2. Как звали сыновей Манилова? (Фемистоклюс и Алкид)

  3. Какая птица сидела в клетке у Собакевича? (Дрозд)

  4. Назовите фамилию русского полководца, портрет которого висел на стене у Собакевича? (Багратион)

  5. В каком чине был Копейкин? (Капитан)

  6. Как называлась рыба, которую Собакевич съел целиком на завтрак у полицмейстера? (Осетр)

  7. Как назывался пирожок, которым Коробочка угощала Чичикова? (Скородумка)

  8. Назовите кличку пристяжной лошади в тройке Чичикова? (Заседатель)

  9. Назовите кличку одной из собак Ноздрева (Обругай, стреляй, обручай, порхай, допекай, припекай, пожар и так далее )

  10. Назовите имя кучера Чичикова. (Селифан)

  11. Назовите «исторического человека» в поэме (Ноздрев)

  12. Кого назвал Гоголь прорехой на человечестве? (Плюшкина)

  13. Жизнеописание какого помещика дал Гоголь (Плюшкина)

  14. Кто в произведении был в полосатом архалуке? (Ноздрев)

  15. Какое прозвище дали мужики Плюшкину?(Заплатанной)

  16. По какой цене приобрел мертвые души Чичиков у Собакевича? (По два с полтиною)

  17. Какие насекомые были в чернильнице Плюшкина? (Мухи)

  18. У кого в гостях Чичиков отведал мадеры, заправленной «беспощадно ромом»? (У Ноздрева)

  19. Что подарил Чичиков Коробочке, чтобы расположить ее к себе? (Гербовый лист ценою в один рубль)

  20. Назовите имя и отчество Чичикова (Павел Иванович Чичиков)

  21. Сколько у Плюшкина было детей? (3 детей)

  22. Сколько душ было у Коробочки? (Без малого восемьдесят)



Слово учителя: пришло время подвести итоги. Сегодня вы в игровой форме повторили материал, изученный на уроках литературы. Прикоснувшись в школьном возрасте к творчеству Гоголя, вы, надеемся, пронесете любовь к его произведениям, через годы, открывая новые грани таланта гения.

Слово учителя: Благодарим всех за участие и ждем новых встреч на телемосте, который стал уже доброй традицией.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока-игры по литературе "По страницам поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»

Автор: Калинина Лариса Вячеславовна

Дата: 14.06.2014

Номер свидетельства: 104902


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства