Оборудование: текст рассказа Е.Носова «Живое пламя»; памятки по оформлению мыслей во время анализа художественного текста
Ход урока:
1. Вводно-мотивационный этап ( целеполагание совместно с учителем)
Учитель через вопросы подводит учащихся к формулировке темы и определению задач урока:
- Можем ли мы сказать, что в совершенстве владеем всеми видами переработки текста?
- Уверенно ли мы себя чувствуем в пространстве художественного текста?
- Всегда ли нам легко определить тематику и проблематику художественного текста, найти выразительные средства языка?
Зачем необходимо уметь анализировать и перерабатывать тексты?
Предполагаемые ответы:
Не всегда быстро мы можем определить тему и основную мыль текста, составить план, конспект, правильно оформить выписки, тезисы.
Учитель предлагает тему урока-исследования: « Идейно-тематическое своеобразиерассказа Е. Носова «Живое пламя».
Обучающиеся ставят перед собой следующие цель и задачи урока:
Цель: представить на основе изученного текста переработанные материалы: план, выписки, конспект, ответы на вопросы.
Задачи: прочитать и проанализировать предложенный текст;
повторить план анализа художественного текста, а также основные виды записей во время анализа художественного произведения.
организовать работу в группах и представить свои отчеты.
Мотивационные ответы обучающихся.
Учиться - означает овладевать знаниями, а источником знаний всегда была книга. Поэтому очень важно учиться работать с книгой, с художественным текстом, важно уметь анализировать и перерабатывать прочитанный текст, создавать на основе прочитанного другие варианты текстов определенного функционального типа, то есть важно овладеть навыками информационной переработки текста.
Во время занятий мы постоянно сталкиваемся с тем, что нам необходимо делать выводы из прочитанного, точно цитировать, находить в тексте определения для подтверждения или опровержения выдвинутого теоретического положения. Отсутствие таких навыков приводит к тому, что многие из нас чувствуют беспомощность и растерянность при необходимости самостоятельно выделить идейно-тематическое своеобразие текста, проанализировать эпизод, подготовить реферат, сделать конспект, план, выписки, выступить с докладом, сообщением. Не говоря уже о том, что их составление и оформление зависит от особенностей мышления, запоминания и осмысливания.
Общий вывод:
Умение оперативно работать в информационном пространстве художественного текста – это настоятельное требование времени, потому что помогает быстро отобрать главное, основное, своевременно справиться с заданием, понять авторский замысел.
Инструктаж.
-Чтобы отработать данные умения, сегодня мы проведём урок-исследование, в ходе которого сделаем частичный анализ текста, познакомимся с основными способами его осмысления и переработки.
Результатом данной работы будет представление ваших отчетов о выполнении небольших исследовательских заданий. Каждая группа получила в качестве домашнего задания исследование по одному и тому же тексту. Вы продемонстрируете друг другу работы, которые будут являться мини-исследованиями, своеобразными образцами, и в дальнейшем ваши пути исследования послужат нам памятками при выполнении заданий по разным предметам.
На основе прочитанного и проанализированного материала вы должны были или составить план , или записать тезисы, либо сделать выписки, маленький конспект. Чтобы выполнить задание качественно, вы должны повторить знания по теории. Обратимся за помощью к словарю. Вот он, наш помощник «Энциклопедический словарь юного литературоведа».
2.Этап актуализации знаний
Работа со словарем «Энциклопедический словарь юного литературоведа»
Нахождение определений понятий: тема, идея, жанр, основные мотивы, композиция, художественные средства выразительности .
Работа обучающихся с «Памятками». (Приложение 1)
Вывод по этапу:
Предполагаемый ответ обучающихся: мы повторили основные определения понятий для анализа текста, читали словарные статьи и выделяли главные признаки понятий; умение анализировать текст необходимо по всем школьным предметам. В результате у нас формируется мировоззрение, знания о математических, химических явлениях, законах развития общества.
3. План защиты по группам выполненных дома заданий.
Первая группа. Задание: на основе прочитанного дома текста определить тему, идею текста, жанр. Формулировки записать в тетрадь.
Вторая группа. Задание: выделить проблемы, над которыми размышляет автор рассказа.
Третья группа. Задание: определить стиль текста и тип речи.
Четвертая группа. Задание: услышать основной мотив художественного текста.
Пятая группа: Задание: подумать, какой смысл вкладывает автор в заглавие рассказа.
Шестая группа. Задание: найти в тексте средства художественной выразительности.
Седьмая группа. Задание: выявить особенности композиции рассказа.
4. Отчет групп о выполнении задания.
Отчет о выполнении задания. Первая группа. Примерный ответ учащихся.
Нашей группе нужно было обозначить тему, главную мысль текста и определить жанровую принадлежность. Оформили ответ в форме небольшого высказывания.
Жанр: Произведение Е.Носова « Живое пламя» - это рассказ. Это эпический жанр небольшого объёма, повествующий об одном эпизоде, об одном событии из жизни героя.
Тема:
В рассказе писателя повествуется о слишком быстром цветении маков и тех ассоциациях, которые возникли у главной героини , тети Оли, наблюдающей яркую, но непродолжительную жизнь цветов(маков). Отражение в образе цветения мака короткой, но яркой жизни человека-это тема данного произведения.
Идея (основная мысль):
Память о погибших в Великой Отечественной войне живет в сердцах родных и совсем незнакомых людей. Известные и безымянные бойцы, не пришедшие с фронта, возвращаются в нашу жизнь… дуновением легкого ветерка, лазоревым тихим утром, ярко вспыхнувшим цветком мака на клумбе. В финале рассказа на клумбе «большой костер» огненных цветов. Он напоминает вечный огонь. Это символ вечной памяти и молчания.
Отчет о выполнении задания. Вторая группа:
Нашей группе нужно было выделить из текста проблемы, по которым размышляет автор рассказа. Мы оформили свое высказывание в виде плана и небольшого конспекта.
Проблематика рассказа:
- проблема подвига
-проблема памяти
- проблема ценности человеческой жизни
- проблема неравнодушия к окружающему миру
- проблема красоты и вечной жизни природы
- Проблема вечного возрождения
Не случайны проблемы, поднятые в рассказе. Евгений Иванович Носов принадлежит к поколению тех русских писателей, которые пережили войну. Тема подвига, мгновенно прожитой жизни, памяти поколений, уважения потомков - все это очень близко писателю, это пережито их поколением. Жизнь человека, сына тети Оли, так коротка, но прекрасна. Маки, как символ внезапно оборвавшейся молодой жизни горят, »пламенеют», но огонь этот живой, он приносит слезы очищения, слезы памяти и благодарности .
Отчет о выполнении задания. Третья группа.
Мы работали над определением стиля текста и типа речи.
Стиль текста: художественный
Тип речи: повествование с элементами описания и рассуждения. Повествование ведется от лица рассказчика.
Отчет о выполнении задания. Четвертая группа.
Примерные ответы учащихся:
Нам очень сложно было определить главный мотив, звучащий в рассказе, потому что настроение героев часто меняется. Только лишь вчитываясь в текст, можно услышать торжественно- печальный мотив памяти. Мы оформили свое высказывание как мини- сочинение.
Основной мотив в рассказе и главные образы:
На протяжении всего текста звучит мотив памяти. Цветущие маки напоминают Ольге Петровне о сыне, рассказчику – о подвиге военного поколения ради жизни других на земле. Вечна жизнь негасимого огня маков – вечна жизнь поколений, вечна любовь к Родине, любовь к жизни.
Маки являются полноценными героями рассказа. Здесь красный мак - символ Памяти. У Носова это символ возвышенного, восторженного, героического. Не случайно автор сравнивает маки с «зажженными факелами с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени», а осыпающиеся лепестки их – с искрами. Рассматривая «еще совсем свежий, в капельках росы, лепесток», мать вспоминает сына, вспыхнувшего могуществом человеческого духа и сгоревшего « без оглядки» Образ мака дан в рассказе как символа внезапно оборвавшейся молодой жизни., короткой , но яркой жизни. Отсюда в рассказе «большой ковер маков», сменяющих друг друга в цветении.
Образ огня как символ проявления жизни развивается на протяжении повествования. Например, «лепестки, точно искры», «огненные языки», далее «живой огонь». Жизнеутверждающе звучит в рассказе фраза «из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны» .Сменяют друг друга маки, чтобы не дать погаснуть живому огню. Интенсивность жизни – горения подчеркнута в тексте восклицательным знаком, динамичностью самой конструкции, эмоционально-смысловым тире: «стоит прикоснуться – сразу опалят!» Через эти главные образы в рассказе читатель приходит к пониманию: смысл благодарной памяти и смысл жизни - в преемственности поколений ,в непрерывном движении вперед, в вечном воплощении на земле.
Отчет о выполнении задания. Пятая группа.
Примерные ответы детей:
Выполняя задание, мы исходили из того, что название произведения – это ключ к пониманию всего произведения. Свой ответ мы оформили как маленькую рецензию.
Смысл названия рассказа:
Название рассказа Живое пламя» содержит в себе весь объем художественно- образного смысла, созданного в тексте. Это и цветущие маки, и жизнь человека, подобная им, и вечная память о людях, проживших короткую, яркую жизнь, и созидающая энергия самой жизни. Именно через название писатель передал свое отношение к изображаемому. Писатель предлагает читателю задуматься над нравственной сущностью жизни, прожить ярко, не пугаться трудностей, преодолевать обстоятельства . Автор советует каждому стремиться к жизни, полной глубокого смысла.
Отчет о выполнении задания. Шестая группа.
Мы пришли к выводу, что рассказ, хотя и небольшой по объему, но очень насыщенный выразительными средствами языка. Цветовые эпитеты, необычные метафоры емкие сравнения, - все это делает рассказ очень выразительным. Мы сделали записи, используя цитирование.
Художественные особенности:
Цветовые эпитеты: «зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени2, «полупрозрачные алые лепестки»
Необычные метафоры: »то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то напивались густым багрянцем»; «стоит только прикоснуться- сразу опалят», «живое пламя»( не только цвет мака, очень красный, как огонь, но и быстрое цветение, как быстр огонь) Поэтому «два дня буйно пламенели маки»
Емкие сравнения: »Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели вс е эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия» «Распустившиеся маки были похожи на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени»
Отчет о выполнении задания. Седьмая группа.
Примерные ответы детей:
Мы проследили особенности композиции рассказа.
Во- первых, определили границы каждой части.
Во-вторых, составили небольшое высказывание о художественных приемах, использованных автором при построении рассказа.
Композиция рассказа:
Устройство клумбы и разговор о маках, как непригодных для клумбы цветах – это завязка.
От слов «Неожиданно я уехал» до реплики «А маки твои поднялись» - развитие действия.
Яркая жизнь цветов, описание цветущих маков – кульминация.
Маки погасли – спад действия.
«Я теперь живу в другом конце города» - развязка
Таким образом, повествование развертывается в поступательной временной последовательности: посадили цветы, маки набрали бутоны ,затем они »два дня пламенели, потом осыпались»
В тексте рассказа выдержана не только временная последовательность, но и создается временная перспектива. Образ героя – сына тети Оли - дан в прошедшем времени он сын военного времени, а в настоящем времени он ассоциируется с цветущими маками.
Для описания цветения клумбы автор использует прием сопоставления различных нежных цветов и маков в центре ее. Сопоставление основано на том, что пестрое великолепие клумбы описывается подробно, живописно. А маки выделяются положением в центре. Маки предстают полными скрытой жизненной силы, «выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжелых бутона» Издали маки походили на «зажженные факелы» Они как «живые, весело полыхающие языки пламени» Проводится аналогия необычная – цветение маков – горение языков пламени. Это подтверждает фраза стоит прикоснуться – сразу опалят»
V. Рефлексия:
- Что вы сегодня узнали нового?
- Что дала работа с текстом?
Примерные ответы школьников:
--Анализируя текст, мы определили главную мысль высказывания автора. В рассказе «Живое пламя» Евгений Иванович Носов говорит об истинных ценностях жизни.
Учитель: Назовите, ребята, эти главные ценности
Автор размышляет на страницах рассказа о важном:
-- о любви к Родине,
--о подвиге во имя жизни других людей,
--о важности человеческой памяти ,
-- о красоте жизни, полной смысла.
- Помогло ли нам умение анализировать текст ответить на проблемный вопрос: Почему мы, люди 21 века, не имеем права забывать ужасы войны, не имеем права забыть тех солдат, которые погибли. Почему память должна жить вечно?
Предполагаемый ответ обучающихся:
--Да, умение анализировать помогло увидеть многие очень важные детали в тексте, помогло понять глубокое нравственное наставление автора нам, читателям.
--Давно закончилась война, но её эхо до сих пор не затихает в людских душах.
--Они погибли, чтобы мы жили.
--Память об этих людях должна жить вечно. А мы обязаны помнить, чтобы жить мирной жизнью и не воевать.
Учитель: Правильно, ребята. Автор убеждает нас, читателей в том, что мы не имеем права забыть ужасы войны, не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Память об этих людях должна жить вечно. А мак, как символ, будет напоминать людям о героях, чьё «живое пламя» потухло, успев только-только разгореться в полную силу. А мы обязаны помнить, чтобы жить.
Подведение итогов.
Взаимооценка работы групп.
Выступление лидеров ( оценка вклада каждого участника)
Учитель подводит итоги ответам лидеров групп.
Оценивание работы групп учителем.
Приложение 1
Памятки для обучающихся
План - это перечисление в определенной последовательности основных событий, вопросов, рассматриваемых в данном произведении. При составлении плана необходимо сразу определить, по какому принципу нужно делить целое на части. За основу могут быть взяты различные факты: определенные исторические события, хронологические промежутки в развитии событий, изменения в психологии действующих лиц (если речь идет о составлении плана к художественному произведению) и др. Процесс составления плана включает в себя следующие моменты:
чтение книги (статьи),
деление прочитанного на части,
краткое наименование каждой части.
Различают простой и сложный план.
Простой план - это выделение и наименование главных, основных частей статьи (раздела книги).
1
2
3
В сложном плане главные части делятся в свою очередь на ряд дополнительных. При записи сложного плана целесообразно пользоваться определенной схемой.
I.
II.
1
2
3
III.
Ценность плана в том, что он раскрывает построение произведения, позволяет проследить за ходом мыслей автора и их последовательностью.
Составление плана поможет вам выработать умение сжато, кратко записывать, последовательно излагать свои мысли, быстро восстановить в памяти прочитанное, мобилизовать внимание.
Выписки представляют собой особую форму записи. При чтении книг, статей часто приходится выписывать отдельные факты, цифры, таблицы, зарисовывать схемы. В одних случаях этот материал требуется для дальнейшего анализа, изучения, в других он используется сразу же - при подготовке сообщения, доклада.
Наиболее важные места изучаемого произведения можно выписывать дословно; если точная ссылка на статью, брошюру не нужна, они могут быть записаны и своими словами. В отличие от плана и тезисов, выписки можно делать в процессе чтения произведения.
Цитатой называется дословная выдержка из какого-либо текста. Цитаты часто используются в докладах, сочинениях - они придают им документальную точность и особую выразительность. Используя цитату, нужно помнить, что она должна максимально точно подтверждать вашу мысль. Важно и другое: чужие слова должны приводиться с абсолютной точностью, в полном соответствии с текстом, из которого они взяты.
Цитата могут представлять собой предложение с прямой речью.
Схема 1) А: « П.р». или схема 2) «П.р» , - а.
Советуем при чтении какого-либо произведения выписывать на карточки понравившиеся мысли, удачные сравнения, факты.
Конспект является наиболее совершенной формой записи в процессе самостоятельной работы с книгой. В конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют несравненно более важное значение, чем в обстоятельном и подробном изложении. В качестве обязательного элемента конспект содержит план произведения. Можно сказать, что конспект - это тезисы, дополненные конкретным материалом, фактами, взятыми из произведений. В конспект включаются также цитаты и выписки (цифры, таблицы, схемы). Конспект можно постоянно дополнять новыми записями, фактами и обобщениями.
Приступая к составлению конспекта, следует прежде всего записать фамилию автора произведения, полное название работы, указать год издания и название издательства. Если конспектируется статья, то обязательно надо указать, в каком журнале она была напечатана. Затем статья (или раздел книги) разделяется на несколько частей, в каждой части выделяется самое существенное и записывается в тетрадь.
Помимо конспектирования отдельных произведений иногда возникает необходимость законспектировать несколько тематически близких произведений. Такой конспект, соответственно, называется тематическим.
Цель тематического конспекта - как можно глубже, всесторонне изучить определенную проблему, подготовить материал для доклада, лекции. Составлению тематического конспекта предшествует подбор и тщательное изучение необходимой литературы. Во многих отношениях он приближается к реферату, к докладу на определенную тему.
Работа с книгой потребует от вас, дорогие читатели, не только умения разобраться в содержании, отобрать существенное, главное в идейно-тематическом богатстве произведения, но и умения дать ему определенную оценку, сделать из прочитанного необходимые выводы. На протяжении всего периода учебы вам, будущие студенты, нужно будет проверять достоверность фактического материала, высказывать к нему свое отношение, увязывать прочитанное с вопросами современной ему общественной жизни.
Тезисы существенно отличаются от плана. Они передают содержание произведения, основные выводы автора и их обоснование. С помощью тезисов сжато и кратко передается то, что более подробно изложено в книге или статье. Приступая к написанию тезисов, необходимо внимательно прочитать произведение целиком, если оно небольшое, главу или раздел, если произведение достаточно большое по объему. Затем следует продумать основные идеи работы или ее частей, изложить их в виде последовательных пунктов. Особое внимание следует сосредоточить на выводах автора. Для тезисов обычны некоторая отрывочность изложения, краткость и категоричность.
Различают два способа написания тезисов:
1 Извлечение авторских тезисов из текста
В этом случае нужно найти в тексте основные положения, выдвигаемые автором, выписать их и расположить в определенной последовательности в соответствии с развитием авторской мысли.
2 Формулирование основных положений статьи или раздела книги собственными словами.
Во втором случае в тексте находят основные авторские мысли, излагают их своими словами и также записывают в определенной последовательности. Иногда необходимо вместе с тезисами записать и часть фактического материала - например, для доказательства выдвинутого положения.
Работа над тезисами помогает глубже понять основные идеи произведения, выделить главное, кратко и точно сформулировать свои мысли.