kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "И.С. Тургенев рассказ «Бирюк»: Противоречивость образа главного героя."

Нажмите, чтобы узнать подробности

При подготовке к уроку я поставила перед собой следующие цели:

- создать условия, пробуждающие самообразовательную активность учащихся, для этого одним из методов был запланирован проблемный метод (проблемный вопрос);

- направить учебный материал на овладение способами познавательной деятельности, значимыми за пределами конкретного содержания;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "И.С. Тургенев рассказ «Бирюк»: Противоречивость образа главного героя." »

И.С. Тургенев рассказ «Бирюк»: Противоречивость образа главного героя.

Цель урока: показать противоречивость образа главного героя.

Задачи:

  1. Предметные:

- развитие у учащихся знаний о месте и роли внесюжетных элементов: пейзажа, интерьера, портрета как средств создания сложности и противоречивости натуры героя,

- совершенствование навыков характеристики героя,

- создание условий для развития у учащихся интереса к тексту, любви к русской прозе и творчеству русского классика И.С. Тургенева;



  1. Метапредметные:

- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге,

- умение делать обобщения и выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности.

- развить умения совместной деятельности, согласования и координации деятельности с другими ее участниками;

  1. Личностное:

- развивать способность отстаивать собственное мнение,

- умение быть толерантным в коллективных формах работы, уверенным при взаимоотношениях с людьми,

- развивать организованность, самостоятельность, ответственность.

Оборудование: доска, компьютер, проектор, колонки.


Ход урока.

  1. Организационный этап (3мин.)

Учитель: Здравствуйте ребята! Обратите внимание на доску (на доске прикреплены названия трёх произведений: «Муму», «Бирюк», «Дубровский»), выберите третье лишнее, то произведение, что не принадлежит перу Тургенева.

Дети: «Дубровский».

Учитель: Конечно, молодцы. Сегодня мы поговорим с вами о рассказе «Бирюк» из цикла «Записки охотника». Ребята почему именно так, называется этот рассказ?

Дети: По имени главного героя.

Учитель: а разве это его имя? Как звали главного героя?

Дети: Это прозвище, а звали его Фома Кузьмич.

Учитель: Правильно. Посмотрим лексическое значение слова бирюк в словарях. Зачитайте его. (На столе лежат словари; страницы указаны) а как автор трактует это прозвище?

Дети: Значение слова Бирюк по словарю В. И. Даля:

Бирюк – «зверь, серый волк» в некоторых диалектах России.


Значение слова Бирюк по словарю Ожегова:

Бирюк – Волк-одиночка.

Бирюк – угрюмый и нелюдимый человек.

Учитель: спасибо. Совпадает ли значение этого слова с характером Фомы Кузьмича?

Дети: да.

Учитель: в его прозвище отражены его внешние или внутренние качества? Поясню, внешние качества – те качества, которые видно со стороны, а внутренние качества – те качества, которые проявляются при определенных условиях.

Дети: внешние.

Учитель: а внутри он злой, бессердечный?

Дети: нет.

Учитель: в какой сцене он предстает перед нами с другой стороны?

Дети: в сцене с бедным крестьянином.

Учитель: правильно. Каким он предстал перед нами?

Дети: сострадательный, совестливый, благородный.

  1. Определение темы урока (3мин.)

Учитель: верно. Ребята, так как вы считаете можно ли судить человека по внешности?

Дети: нет.

Учитель: а каким же образом мы можем оценивать человека?

Дети: узнав человека ближе, по его поступкам.

Учитель: конечно. Итак, перед нами герой с одной стороны – угрюмый, нелюдимый, а с другой стороны –совестливый, благородный. Можно сказать, что это противоречивый образ. Так, тема сегодняшнего занятия – «Противоречивость образа главного героя». Познакомимся с ним поближе. Что помогает автору ярче раскрыть образ героя?

Дети: речь героя, портрет, пейзаж, окружающая обстановка, поступки.

Учитель: выберем значимые средства создания образа, которые помогут составить целостное представление о противоречивом образе Бирюка. (на доске прикреплены таблички: портрет, пейзаж, интерьер) Проанализируем портрет, пейзаж и дом где живет Фома Кузьмич.

  1. Работа в группах (17мин.)

Разделимся на группы:

  1. Портретисты;

  2. Пейзажисты;

  3. Исследователи интерьера.

Я раздам вам карточки с заданиями, вы готовитесь, через 10 мин. представитель от каждой группы расскажет о проделанной работе.

(Во время подготовки учитель консультирует учеников. Свои работы каждая группа представляет по очереди, но участники других групп также принимают участие в обсуждении. Один представитель выходит к доске, зачитывает связным текстом ответы на вопросы. Схему ответа даёт учитель. Отрывки из текста зачитывает с места помощник.)

  1. Итог (3мин.)

(После сообщений на доске 6 эпитетов, характеризующих Бирюка по внешним признакам: угрюмый, сильный, смелый, грозный, жестокий, грубый.)

Учитель: Ребята, мы охарактеризовали главного героя по внешним качествам, а внутри он такой же жестокий, грубый, нелюдимый?

Дети: да/нет.

Учитель: Каким он предстаёт в сцене с порубщиком?

Дети: совестливый, отзывчивый.

Учитель: Сделаем вывод: можно ли судить человека по внешности?

Дети: нет.

Учитель: на что же мы должны обращать внимание?

Дети: на поступки.

Учитель: правильно! Молодцы! Вот в чем заключается противоречие главного героя: его внешние качества не совпадают с внутренними. Ребята, вы сегодня славно поработали. Все молодцы.

  1. Рефлексия (3мин.)

- Ребята, мы с вами дали характеристику нашему герою. С помощью каких художественных средств нам удалось это сделать?

- Какие чувства вызывают у вас образ лесника?

- Кому из героев симпатизирует автор? Почему вы так решили?

- Какие темы затрагиваются в этом произведении?

- открыли ли вы что-нибудь новое для себя?



  1. Домашнее задание (1 мин.): сочинение на тему «Моё отношение к главному герою рассказа «Бирюк»».






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "И.С. Тургенев рассказ «Бирюк»: Противоречивость образа главного героя."

Автор: Редюга Екатерина Андреевна

Дата: 10.09.2015

Номер свидетельства: 229825


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства