Данная разроботка урока будет полезна для учителей начальных классов, учителей литературы, а также родителей, желающих помочь своим детям усвоить учебный материал по предмету.Конспект предназначен для возрастной категории 6-10 лет.Урок посвящен изучению творчества Эдуарда Успенского, его произведения "Чебурашка"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока Э.Успенский "Чебурашка"»
Урок № 80 Э.Успенский "Чебурашка"
Цели урока: ознакомить детей с творчеством Э.Н.Успенского;
развивать умения работы с текстом по выбору нужной информации,
формирование скорости чтения;
развивать и совершенствовать умения отвечать на поставленные вопросы по прочитанному материалу; высказывать собственное мнение по прочитанному, расширить читательский кругозор.
Ход урока
Организационный момент урока
-проверка готовности к уроку
- организация рабочего места
II Ознакомление с новым материалом.
Вводная беседа о творчестве Э.Н.Успенского
Жизнь и творчество Эдуарда Успенского.
Эдуард Успенский. Этот известный российский писатель и автор детских книг родился еще 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области.
Интересно, что в школе Эдик учился плохо: ему всегда не хватало времени на уроки. И чтобы родители не ругали его за плохие оценки, он научился срезать лезвием двойки с дневника. Но на самом деле мальчик не считал, что поступает правильно, поэтому каждый понедельник он собирался взяться за ум. Но ему все время что-то мешало!
И вот однажды Эдик неудачно соскочил с крыши и сломал себе ногу. Мальчика привезли в больницу, и тут он внезапно понял, что не хочет оставаться невеждой. С этого времени мальчик стал хорошо учиться и после окончания школы поступил в авиационный институт.
Но со временем Эдуард Успенский понял, что хочет стать писателем и начал писать юмористические рассказы. А чуть позже - также детские книжки. Кстати, пришла к нему эта идея случайно.
Однажды Эдуард Успенский устроился работать вожатым в пионерский лагерь. Там он читал своим воспитанникам книжки, а иногда и сам выдумывал захватывающие истории.
Так и появились первые произведения этого писателя. Такие, например, как «Крокодил Гена и его друзья», «Вниз по волшебной реке» и другие.
Позже Эдуард Успенский написал также пьесы «Чебурашка и его друзья», «Наследство Бахрама» и «Отпуск крокодила Гены».
А в 1974 году у писателя появилась новая сказка - «Дядя Фёдор, пёс и кот».
Но Эдуард Успенский написал и много других очень интересных книг для детей. Например, «Колобок идет по следу», «Разноцветная семейка», «Красная Рука, Черная Простыня, Зеленые Пальцы (страшные повести для бесстрашных детей)» и многие-многие другие!
По произведениям Успенского было снято множество интересных мультфильмов. А еще он писал пьесы и сценарии для радиопередач «Радионяня», «АБВГДейка»...
Героев сказок Успенского знают во многих странах мира. Ведь его книги печатались в Финляндии, Голландии, Франции, Японии и Америке. А в Швеции даже издается детский журнал «Крокодил Гена и Чебурашка»!.
Кстати, интересно, что Чебурашкой в детстве Эдуард Успенский называл свою игрушку. Эта игрушка была очень странной и напоминала одновременно медведя, зайца и собачку.
Сегодня у нас в гостях ещё один герой - узнайте, кто это? (Чебурашка) А кто придумал этого героя?
Подготовительная работа перед чтением текста «Чебурашка»
Знакомство с историей создания Чебурашки.
Вот что рассказывал писатель о том, как зарождался образ Чебурашки. «Меня часто спрашивают, как он появился на свет. Ну, во-первых, один мой друг называл там свою племянницу. Во-вторых, я однажды увидел игрушку, собранную из разных деталей, получилось очень забавно, и это навело меня на мысль об этом неизвестном до сих пор смешном и добром зверьке. Я думаю, что Чебурашка возник по молчаливому заказу маленьких читателей именно тогда, когда в нем появилась нужда. Раньше детям были нужны защитники-великаны: Илья Муромец или дядя Степа. А теперь они больше уверены в своих силах и сами хотят защищать слабых, а Чебурашка им в этом немного помогает…»
У писателя есть еще одна версия о происхождении Чебурашки: «История появления Чебурашки состоит как бы из двух этапов. Однажды мне предложили написать текст к документальному фильму про морской порт. Я смотрел отснятые кадры, и вдруг мое внимание привлек следующий эпизод: на экране показывают какой-то склад, куда привезли тропические фрукты, и на одной из банановых связок испуганно притаился маленький хамелеончик. Сцена эта запомнилась, а окончательный образ будущего товарища крокодила Гены сложился, когда я увидел на улице маленькую девочку в шубе, купленной ей, явно, на вырост. Бедняга выглядела довольно забавно и из-за своей не в меру длинной одежды двигалась неуклюже и все время шлепалась на землю.
- Ну вот, опять чебурахнулась, - сказал кто то из стоявших рядом со мной. После этого нужно было только прибавить немного фантазии».
3. Предварительное чтение и лексическая работа с трудными словами
Че- бу- раш-ка
По- пал
Гип -по –по-там пе - ре – дви – гать – ся
передвигаться
пу – те – шест – ви – е
путешествие
не - из - вест - ным
неизвестным
соб – ствен - но – го
собственного
4.Первичное чтение текста учащимися цепочкой.
Чтение текста ( ~ 4 мин)
до слов «…прямо на фруктах и улёгся спать».
- Как вы думаете, что могло произойти дальше?
до слов « - Как хотите, так и поступайте.»
- А вы, ребята, как поступили бы на месте директора?
5.Физкульминутка
Мы по улице гуляем, (Шагаем на месте.)
Сами вывески читаем. (Наклоны головы влево-вправо.)
Это — «эс», а это — «ка», (Повороты туловища влево-вправо.)
«Ж» похожа на жука. (Хлопок руками спереди-сзади.)
Вот четыре буквы:
«Воды». (4 хлопка в ладоши.)
Вот еще четыре:
«Моды». (4 хлопка в ладоши.)
«Воды» - «моды» — «лимонад»! (Приседания.)
Мы читаем все подряд. (Хлопок руками спереди-сзади.)
Вот блестит, белее снега, (Наклоны туловища влево-вправо.)
Слово горькое: аптека. (Повороты туловища влево-вправо.)
Рядом сладкие слова: (Прыжки на месте.)
Фрукты. Пряники. Халва. (Шагаем на месте.)
6.Проверка первичного восприятия текста.
-Почему у главного героя такое странное имя?
- Где жил Чебурашка?
- Как он попал в ящик с апельсинами?
-Как он оказался в магазине?
-Почему Чебурашку не приняли в зоопарк?
-Как он оказался в магазине уценённых товаров?
- Какое настроение передал вам писатель в своём произведении?
7. Повторное чтение и размышление о прочитанном.
- ..., начинай читать.
до слов «…в далёком тропическом лесу.»
- Каким словосочетанием из этой части можно охарактеризовать Чебурашку?
- Где жил забавный зверёк?
- Когда его назвали? Кто дал ему имя?
- Читай дальше, ...,
до слов «…отправили в далёкое путешествие.»
- Каким можно назвать Чебурашку, судя по этой части?
- Докажите.
- Как Чебурашка оказался в ящике с апельсинами?
- Почему он не услышал, как заколотили ящики?
- Читай дальше, ...,
до слов «…что его имя – Чебурашка.»
- Как зверёк узнал, что его имя – Чебурашка?
- Что значит «чебурахнулся»?
- Докажите, что путешествие было долгим.
- Почему же Чебурашка не мог долго сидеть на столе и стуле? (у него затекли лапы)
- Читай дальше, ....
до слов «…продавали уценённые товары».
- Дальше, ...,
до слов «Пойдёшь ко мне?»
- Достаточно.
до слов « - Это и будет твой дом!»
- Достаточно.
до конца.
8. Упражнения для развития скорости чтения.
а) выбираем абзац
б) чтение парами: 1 ученик читает, другой слушает, потом меняются.
в) чтение глазами, губы плотно сжаты.
г) чтение с учителем
д) чтение на скорость ровно одну минуту.
III Итоги урока
-С каким произведением успели познакомиться?
- Понравился ли вам наш главный герой?
- Кто автор "Чебурашки"?
Домашнее задание: составить план по вопросам на с.142-144. Подготовить пересказ с.139-142