1 | - На прошлом уроке мы познакомились с биографией известного детского писателя Юрия Яковлевича Яковлева. Вспомним некоторые значимые для нашего урока эпизоды из жизни писателя. |
2 | - Где родился писатель? Родился в 1922 году в Ленинграде в семье служащего. -Как в его судьбе связаны 2 города : Москва и Ленинград? Участник Великой Отечественной войны. Призван на военную службу в ноябре 1940 года, участвовал в обороне Москвы, был ранен. Потерял мать в блокадном Ленинграде. - Окончил Литературный институт им. М. Горького в Москве в 1951 году. |
3 | Журналист. Сотрудничал в газетах и журналах, много ездил по стране. Автор детских рассказов. Лучшие рассказы и повести разных лет вошли в сборник «Багульник», 1972г. Автор сценариев игровых и анимационных фильмов: «Умка», «Умка ищет друга», «Мальчик с коньками», «Девочка, хочешь сниматься в кино?» и др. |
4 | Основные темы произведений Юрия Яковлева: Жизнь пионеров и школьников, становление характера подростка, дружба между человеком и животным, чувство благодарности учителю и вины перед матерью («Игра в красавицу», «Рыцарь Вася», «Багульник», «Собирающий облака», «А Воробьёв стекло не выбивал»). |
5 | Основные темы произведений Юрия Яковлева: Великая Отечественная война, почитание памяти героев, поисковые отряды, авиация и «штурм небес» («Мальчик с коньками», «Таёжная кровь», «Сердце земли», «Где стояла батарея» и др.). |
6 Эпиграф к уроку | II. Беседа по рассказу «Багульник». - Ребята, мы прочитали рассказ «Багульник». Вы помните, кто является героем рассказа? Правильно, мальчик Коста. Я думаю, о нем у вас сложилось определенное впечатление. - Как вел себя Коста на уроках? Понравилось ли вам его поведение? Почему? (Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, отвратительно морщил нос и открывал пасть - другого слова тут не подберешь! При этом он подвывал, что вообще не лезло ни в какие ворота. Потом энергично тряс головой - разгонял сон - и уставлялся на доску. А через несколько минут снова зевал). Чьими глазами дано такое описание поведения ученика на уроке? - Как ученик он производил неприятное впечатление. Правильно я вас понимаю? - Кем считали Косту в классе? (Молчальником). Объясните смысл этого определения. Работаем со словарем. |
7 Словарь | Молчальник – нелюдимый, скрытный человек, никто не знает, что у него на уме: хорошее или плохое. - Какую реакцию вызывал ученик у учителей и одноклассников? (Одноклассники его не понимали, он был для них неинтересным человеком. У учителей он вызывал раздражение). Снова работаем со словарем. Объясняем смысл этого слова. Раздражение – нервное состояние, недовольство и злость. Сидят такие ученики, как Коста, тихо, но каждое слово из них приходится вытягивать клещами. Но однажды одноклассники забыли, что Коста молчальник. Давайте вспомним, почему? |
8 Рисунок Коста принес прутики | Ученик (читает отрывок наизусть, изображая Косту): Он принес в класс пучок тонких прутиков и поставил их в банку с водой. И все посмеивались над прутиками, и кто-то даже пытался подмести ими пол, как веником. Он отнял и снова поставил в воду. Он каждый день менял воду. |
9. Рисунок Веник зацвел | И однажды веник зацвел. Прутики покрылись маленькими светло-лиловыми цветами, похожими на фиалки. Из набухших почек узелков прорезались листья, светло-зеленые, ложечкой. А за окном еще поблескивали кристаллики уходящего последнего снега. Все толпились у окна. Разглядывали. Старались уловить тонкий сладковатый аромат. И шумно дышали. И спрашивали, что за растение, почему оно цветет. - Багульник! - буркнул он и пошел прочь. |
10. Цветущий багульник | - Как отнеслись к этому поступку Косты ребята? Забыли, что он молчальник и подумали, что он волшебник. К нему возникло нескрываемое любопытство. - Чего только не говорили про Косту ребята! Посмотрим, как это происходило! |
11. Сеттер | Сценка - полилог, разыгрываемая ребятами: 1 ученик: У него ирландский сеттер. Он охотится на уток. Автор: утверждали одни. |
12. Боксер | 2 ученик: Ерунда! У него самый настоящий боксер. С такими ходят на диких быков. Мертвая хватка! Автор: говорили другие. Третьи смеялись. |
13. Такса | 3 ученик (рассмеявшись): Да вы что?! Не можете отличить таксы от боксера! Автор: Были еще такие, которые спорили со всеми: |
14. Три собаки | 4 ученик: Он держит трех собак! Правду говорю! Автор: На самом деле у него не было ни одной собаки. |
15. Собаки | 1 ученик: А сеттер? 2 ученик: А боксер? 3 ученик: А такса? Автор: Ирландский сеттер горел костром. Боксер, как перед боем, играл мышцами. Такса чернела обгоревшей головешкой. Что это были за собаки и какое отношение они имели к Косте, не знали даже его родители. В доме собак не было и не предвиделось. |
16. Четвертая собака | Впрочем, кроме трех собак, была еще и четвертая. Огромная, головастая, из тех, что спасают людей, застигнутых в горах снежными лавинами. С этой собакой Косту никто не видел. |
17. Эпиграф | - А как отнеслась к мальчику учительница? (Она стала присматриваться к нему тоже с нескрываемым любопытством. Исчезло раздражение, недоверие. Оказывается, Коста – загадочный, интересный человек). - Что нового узнала Евгения Ивановна о мальчике, приглядевшись к нему, что заметила? Давайте представим, что сейчас для Косты прозвенит звонок с последнего урока… (запись школьного звонка). Что делает Коста? (Вскакивает с места и сломя голову выбегает из класса. Вот он с грохотом скатывается с лестницы, хватает пальто, скрывается за дверью). - Чем для Косты являлся звонок? (Сигнальная ракета! Она зовет Косту в загадочную жизнь, о которой никто не имеет представления). - Куда он мчится? (К людям и к собакам, которым нужна помощь). |
18. 1 встреча | Пересказ эпизода от лица учительницы |
19. 2 встреча | Пересказ эпизода от лица Косты |
20. 3 встреча | Пересказ от лица учительницы |
21. 4 встреча | Пересказ от лица Косты и учительницы |
22. Собаки | - Ребята, как собаки относятся к мальчику? (Собаки разных пород, но все они рады встрече с Костой, они верят человеку, они преданы ему). - А каковы хозяева? Почему они не гуляют со своими питомцами? ( Есть хозяева любящие, ответственные. Просто они не в состоянии гулять со своими собаками из-за болезни или немощи. А есть и такие, кто, уехав, оставляет на балконе живое существо на произвол судьбы). - Мы видели Косту в классе и после уроков. Что меняется в нем? Каков Коста в общении с четвероногими друзьями и их хозяевами? (Быстрый, подвижный, чуткий, добрый, способный жертвовать успехами в учебе, выносливый, проделывает огромный путь со своими питомцами). - Какое качество проявляет Коста в отношении к собакам и их хозяевам? Милосердие. Что это значит? Работаем со словарем. |
23. Словарь | Милосердие – готовность помочь кому-нибудь и простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. - Значит Коста милосердный? А что это значит? - Изменилось ли ваше отношение к Косте теперь? Да. Он нам нравится. Забыто первое впечатление, восхищаешься его добротой, чуткостью, умением быть самим собой, он милосердный. Такие люди нужны в любые времена, наше время тоже нуждается в таких людях. Мы понимаем: под школьным костюмом бьется сердце преданного друга. - Подумайте, почему Косте так хорошо с собаками и почему он почти не находит общего языка с одноклассниками? Может быть, собаки, в отличие от некоторых людей, все понимают без слов, не обманывают, не предают, ждут и тогда, когда это безнадежно. |
24. Учительница | - Вспомним других героев рассказа. Учительница. Найдем в тексте слова, характеризующие учительницу, ее портрет: «Женечкой за глаза звали Евгению Ивановну. Маленькая, худая, слегка косящая, волосы - конским хвостиком, воротник - хомутиком, каблуки с подковками. На улице ее никто не принял бы за учительницу. Вот побежала через дорогу. Застучали подковки. Хвостик развевается на ветру. Остановись, лошадка! Не слышит, бежит... И долго еще не затихает стук подковок...» - Почему её называют ласково Женечка? (Мальчику повезло с учительницей: она старается понять своих учеников; дети ее любят и между собой называют Женечкой, так называют близкого родного человека. Хороший и интересный учитель и человек эта Женечка). |
25. Эпиграф | Инсценировка окончания рассказа: Автор: На другой день в конце последнего урока Коста уснул. Он зевал, зевал, но потом уронил голову на согнутый локоть и уснул. Сперва никто не замечал, что он спит. Потом кто-то захихикал. Учительница: Тихо! Совсем тихо! Вы знаете, почему он уснул? Я вам расскажу... Он гуляет с чужими собаками. Кормит их. Собаки всегда ждут. Даже погибших... Им надо помогать. Автор (звенит колокольчиком): Зазвенел звонок с последнего урока. Он звенел громко и протяжно. Но Коста не слышал звонка. Он спал. Учительница: Звонок с последнего урока, тебе пора. Автор: Коста вскочил. Схватил портфель. И в следующее мгновение скрылся за дверью. - Кто еще герои рассказа? Одноклассники. Почему автор не называет их по именам? Можно ли представить каждого из них так, как вы представляете Косту? Наверное, автору они не так интересны. Хорошие они или плохие – неясно. Неизвестно, как бы они повели себя в ситуации, подобной Костиной. Ясно одно: им очень нужна помощь Женечки. - Итак, в отличие от одноклассников, Коста – личность. Работа со словарем. Каково лексическое значение этого слова? |
26. Словарь | Личность – человек, имеющий свое лицо, свои взгляды на жизнь, свое мнение, совершающий значимые поступки. |
27. Название рассказа | - Ребята, как называется наш рассказ? «Багульник». Рассказ о багульнике, который принес Коста в класс, занимает несколько строчек. Почему же писатель назвал произведение «Багульник»? Почему автор не назвал его «Коста»? Косту можно сравнить с багульником. Красота багульника неожиданно раскрывается перед людьми, и красота души мальчика раскрылась перед одноклассниками и Женечкой неожиданно. Женечка «молча шла по следам своего ученика, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. Теперь он менялся в ее глазах, как веточка багульника». |
Тема и идея | - Заглавие – тема - основная мысль. Заглавие отражает тему или основную мысль рассказа? Основную мысль! |
Ефимов | III. Работа с иллюстрациями и фотографиями. - Внимание, а теперь фотографии ваших четвероногих питомцев. |
Фисенко | Наташа Фисенко представила вот такие фотографии своих собачек. Расскажи, Наташа, нам о них. |
Живаев | - У Димы Живаева папа работает в питомнике. Можно ли о нем сказать, что он проявляет милосердие, как и Коста. |
В детях стараюсь разглядеть | IV. Работа с темой урока. - Тема урока: «В детях стараюсь разглядеть…». Это фраза самого Юрия Яковлева. Только она незаконченная. Попробуем разгадать окончание фразы. - Какого человека разглядел Яковлев в своем герое Косте? Когда Коста вырастет, он изменится, не будет помогать людям и животным? Главными героями рассказов Юрия Яковлева являются дети, и сам автор так сказал об этом «В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека». |
Цветок | V. Рефлексия. - А какого завтрашнего человека видите вы в себе? Я прошу написать это на цветочках багульника, что есть у вас на столе. Написав ответ, ребята прикрепляют цветы багульника к веточкам. - Вот и наши веточки багульника расцвели! |
Евтушенко | В конце урока я хочу прочитать вам строчки из стихотворения Евгения Евтушенко, известного современного поэта. Подумайте, как перекликается стихотворение Евтушенко с рассказом Ю. Яковлева? Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы – как история планет. У каждой всё особое, своё, И нет планет, похожих на неё. А если кто-то незаметно жил И с этой незаметностью дружил, Он интересен был среди людей Самою незаметностью своей. У каждого – свой тайный личный мир. Есть в мире этом самый лучший миг. Есть в мире этом самый страшный час, Но это всё неведомо для нас. |
Домашнее задание | VI. Домашнее задание. - Сочинение-размышление «Человек-багульник… Я такого (не) встречал…» - Дорисовать 4-ю собаку или нарисовать свою иллюстрацию к тексту. - Прочитайте рассказы Ю. Яковлева «Игра в красавицу», «Рыцарь Вася», «Он убил мою собаку», «А Воробьев стекло не выбивал…». Может, кто-нибудь узнает в них себя?! |
| |