Конспект урока чтения И.А.Крылов "Ворона и лисица "
Конспект урока чтения И.А.Крылов "Ворона и лисица "
Урок чтения и развития речи в 5 специальном (коррекционном) классе 8 вида по теме И.А.Крылов " Ворона и лисица" Цели:1.Обучающие
обучение основным навыкам выразительного чтения, формирование умения определять басню, как литературный жанр по характерным признакам.
2.Коррекционно-развивающие
развитие и коррекция устной речи обучающихся, развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы,формирование коммуникативной компетенции.
3.Воспитательные
воспитание неприязни к отрицательным чертам характера человека, привитие интереса к чтению и русской литературе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока чтения И.А.Крылов "Ворона и лисица "»
МБОУ Ульяновская СОШ
Урок чтения и развития речи в 5-в классе
Выполнила:
Шаравина С.В.
с. Ульяново
Тема урока: И.А. Крылов «Ворона и Лисица».
Цели: 1.Обучающая: обучать основным навыкам выразительного чтения, формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам.
2.коррекционно-развивающая: корректировать развитие устной речи, развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, коммуникативную компетенцию.
3.воспитительная: воспитывать неприязнь к отрицательным чертам характера человека, прививать интерес к чтению и русской литературе.
Оборудование: Учебник Чтение 5 класс З.Ф.Малышева, компьютер, проектор, презентация, карточки с планом басни.
I.Оргмомент. Психологический настрой детей на урок.
-Посмотрите друг на друга улыбнитесь и произнесите «Мне приятно тебя видеть». Итак, друзья, внимание, ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее- начнем урок.
II.Сообщение темы урока.
А)Сегодня на уроке не будет оценок, привычных для вас. Вместо них- солнышки. За каждый правильный ответ- солнышко, которое вам улыбается. Кто наберет 5 жетонов и больше, тот получит за урок «5».Мы приступаем к изучению нового раздела «Басни Ивана Алексеевича Крылова»(1 слайд)
Б)Знакомство с новым литературным жанром.
-А как вы думаете, что такое басня?
- Слово басня произошло от старинного глагола «баять», что значит «говорить»
-Басни- короткие рассказы в стихах или прозе с моралью или нравоучением.(2 слайд) Басни Крылова написаны живым, почти разговорным языком. Герои басен- звери добрые и злые, глупые и умные.
-Среди портретов поэтов и писателей найдите портрет И.А.Крылова.(Пушкин, Крылов, Лермонтов, Барто).(3 слайд)
В) Короткий рассказ о И.А Крылове.
-Коля приготовил небольшой рассказ о Крылове.
(И.А.Крылов родился в Москве в семье одного бедного армейского офицера. Его детские года прошли на Урале. Мать Крылова была без всякого образования, но умная от природы. Она сама руководила учебой сына. Но семья была бедной, и после смерти отца мальчику пришлось работать, чтобы обеспечить мать и младшего брата. Но он не унывал. С детства Крылов полюбил чтение, имел прекрасные способности и был настойчив в овладении знаниями. В зрелые годы он стал одним из самых просвещенных людей своего времени)
-Молодец, Коля.
-В Петербурге, в Летнем саду стоит памятник великому баснописцу. Крылов сидит в кресле, а вокруг него фигуры героев его басен.(4 слайд)
-А кто его герои?
III) Знакомство с басней И.А Крылова «Ворона и Лисица»
-А)А вот кто будет героями нашей басни вы узнаете, разгадав загадки.
1)Носит серенький жилет,
Но у крыльев- черный цвет.(5 слайд)
Видишь кружат 20 пар
И кричат: «Карр!Карр!Карр!»(Ворона)(6 слайд)
2) Посмотрите-ка, какая-
Вся горит, как золотая(7 слайд)
Ходит в шубке дорогой
Хвост пушистый и большой.(Лисица)(8 слайд)
-Кто же главные герои басни?
-Как же называется басня, которую мы сегодня будем читать?(«Ворона и Лисица»)(9 слайд)
Б)Чтение басни учителем.- Что высмеивает Крылов в этой басне? Правы ли вы, узнаем в конце урока.
В)Дыхательная гимнастика. Представьте, что у вас на ладошке легкое птичье перышко. Глубоко вдохните и сдуйте перышко с ладошки, выдыхая воздух до конца.(3 раза).(10 слайд)
Г) Словарная работа
- В басне нам встретились незнакомые слова и выражения. Прочитаем и объясним их значения.
1)Пленил- заворожил.
2)Вещунья- приносящая вести, в басне-прозвище вороны.
3)Лесть- угодливое восхваление.
4)Гнусна- внушающая омерзенье.
5)Вредна- опасна.
6)Не впрок- не на пользу.
7)Взгромоздясь- взобраться с усилием на что-то высокое.
8)Уголок- маленькое местечко.(11 слайд)
Д) Работа над содержанием басни.
1.Чтение басни по частям, анализ каждой части и выразительное чтение.
-Посмотрите у вас есть план басни. Прочитайте его. Басня уже разделена на части:
1.Мораль.
2.Ворона и сыр.
3.Появление лисицы.
4.Лесть лисы.
5.Потеря сыра.(12 слайд)
Е)Зарядка для глаз(упражнение для коррекции зрения)(13 слайд)
Глазки быстро заморгали, раз, два, три, четыре, пять. Но от этого устали и зажмурились опять. Отдыхают наши глазки, не хотят сейчас смотреть. Но пройдет еще минутка, надоест им так сидеть.
Чтение 1 части. Мораль.
-Что содержится в морали(поучение)
-Чему учит мораль этой басни?(угодливая лесть опасна)
-Раз мораль-это поучение. С какой интонацией будем читать? (с поучительной)
-Прочитаем с поучительной интонацией.
Чтение 2 части. Ворона и сыр. (Про себя.)
-Какая героиня басни появляется?(Ворона)
-Кто подразумевается под Вороной? (человек)
-Говорит Ворона какие-нибудь слова? (нет)
-Ее описывает автор. Назовите прилагательные, которыми можно описать ворону (громоздская (большая), крупная.
-Можно ли ее назвать красивой птицей? (нет)
-Как к ней относится Крылов? ( с усмешкой)
-Читать этот отрывок медленно.
-Чтение выразительно.
Чтение 3 части. Появление Лисицы. Читаем друг другу по строкам.
-Какие слова повторяются в этом отрывке?(сыр, лисица)
Ж)Физкультминутка. Вот под елочкой зеленой скачут весело вороны. Кар-кар-кар. Каждый день они кричали, крыльями махали, спать ребятам не давали. Кар-кар-кар. Кар-кар-кар. Только к ночи замолкают и все вместе засыпают.Кар-кар-кар.(14 слайд)
Чтение 4 части. Лесть лисы. Читаем за диктором.
-В этом отрывке Лиса заговорила. Какова цель Лисы? (заставить ворону открыть рот)
-Что лиса для этого делает? (хвалит ворону)
-С какой интонацией будем читать? (ласково, расхваливая)
-Чтение выразительно.
Чтение 5 части. Потеря сыра. Хором.
-В какое состояние пришла Ворона после таких слов?(восторг)
-А Крылов восторгается Вороной?(Нет, он над ней смеется)
-Прочитайте, смеясь над глупой Вороной.
2.Профессиональное чтение басни.( Ильинский)
-Вот к чему нужно стремиться.(7 минут)
3.Характеристика Вороны и Лисицы.
Выберите качества, которые характеризуют лису, а какие ворону, карточки на парте у ребят. Работают в паре. (Неуклюжая, умная, глупая, красивая, доверчивая, коварная, хитрая, льстивая, бестолковая)(15 слайд)
-Чему же учит басня?( Верить льстецам нельзя, лесть привлекательна, но очень опасна)
4.Работа с иллюстрацией в книге.
-Рассмотрите иллюстрацию. Кого вы видите? Удалось ли художнику передать характер героев? Какая Лисица? А Ворона?
-А сейчас вы станете художниками и попробуете изобразить героев этого произведения(Дети закрашивают изображение Вороны и Лисицы)(16 слайд)
И.А.Крылов родился в Москве в семье одного бедного армейского офицера. Его детские года прошли на Урале. Мать Крылова была без всякого образования, но умная от природы. Она сама руководила учебой сына. Но семья была бедной, и после смерти отца мальчику пришлось работать, чтобы обеспечить мать и младшего брата. Но он не унывал. С детства Крылов полюбил чтение, имел прекрасные способности и был настойчив в овладении знаниями. В зрелые годы он стал одним из самых просвещенных людей своего времени.