kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока «Человек и природа в лирике Николая Заболоцкого».

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • дать учащимся представление о Н. А. Заболоцком как о человеке и поэте;
  • познакомить учащихся с лирикой поэта;
  • уметь находить в стихотворениях выразительные средства языка и при их помощи анализировать поэтические произведения;
  • воспитывать у учащихся душевные качества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Человек и природа в лирике Николая Заболоцкого».»

Урок литературы в 8 классе.

Тема: «Человек и природа в лирике Николая Заболоцкого».

Цель урока:



  • дать учащимся представление о Н. А. Заболоцком как о человеке и поэте;

  • познакомить учащихся с лирикой поэта;

  • уметь находить в стихотворениях выразительные средства языка и при их помощи анализировать поэтические произведения;

  • воспитывать у учащихся душевные качества.

Ход урока.

l. Оргмомент.

ll. Сегодня на уроке поговорим о творчестве известного поэта Николая Заболоцкого.

1 слайд.

- Откроем тетради и запишем тему урока.

2 слайд.

- А эпиграфом к нашему уроку послужат слова самого Н. Заболоцкого.

3 слайд.

- На его стихи написано много песен (звучит песня из кинофильма режиссера Э. Рязанова «Служебный роман»). И это не единственная песня, прозвучавшая в этом фильме на стихи Н. Заболоцкого.

- Хочется процитировать слова поэта, на мой взгляд, самые важные.

4 слайд.

Н. Заболоцкий никогда в своей жизни не изменял себе, своим принципам.

5 слайд.

- Так писал поэт в письме к своей будущей жене в конце 1928 года. Преданность своему делу, поэзии была характерной чертой Заболоцкого.

6 слайд.

- Итак, сегодня на уроке мы с вами более подробно будем знакомиться с лирикой поэта Н. Заболоцкого, а начнём это знакомство со словарной работы.

7 слайд.

- При данной работе будем пользоваться раздаточным материалом (дать определение литературным терминам (средства выразительности), при желании учителя можно определения записать в тетрадь).

8 слайд. Звукопись.

9 слайд. Аллитерация.

10 слайд. Ассонанс.

11 слайд. Метонимия.

12 слайд. Юмор.

13 слайд. Метафора.

14 слайд. Эпитет.

- Обратимся к хорошо известному стихотворению Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться» (учащиеся с ним уже знакомы). (Можно предложить прочитать стихотворение ученику).

- Прочитайте первое четверостишье. В нём намечена тема стихотворения, о чём оно? (О том, что человек должен трудиться).

- Скажите, а ДУША это КТО или ЧТО? (КТО. Человек).

- К какому выразительному средству отнесём слово душа? (метонимия).

- А как вы понимаете выражение «душа трудится»? Как называется этот троп? ( Метафора, по сходности. Человек трудится, и в переносном значении трудится душа).

- В этом стихотворении поэт использует и другие поэтические приёмы. Например, это скрытое сравнение. Найдите его? (Последнее четверостишие). В данном стихотворении автор использует и устойчивые выражения (фразеологизмы), найдите их?

- Автор в стихотворении использует вышеперечисленные средства выразительности для того, чтобы выразить свою мысль более наглядно.

- Обратимся к стихотворению «Птичий двор» (читает учитель).

- Какое настроение – весёлое или грустное вызывает чтение данного стихотворения?

- Прочитайте последнее четверостишье, каков его философский подтекст? О чём размышляет автор? (Жизнь птиц зависит от человека. Тема – неволя).

- Найдите пример звукописи в данном стихотворении. Что даёт такая звукопись? (Учащиеся работают с текстом, а наглядным примером могут являться слайды).

15 слайд.

Укажите в тексте примеры аллитерации и ассонанса?

16, 17 слайд.

Аллитерация здесь не несёт особой смысловой нагрузки, но она придаёт стихотворению музыкальное своеобразие, какое-то изящество и подчёркивает его шутливый характер.

- Далее поговорим о стихотворении «Журавли» (читает учитель).

- Стихотворение «Журавли» заключает в себе «прямой» и «переносный» смысл.

- В чём вы видите прямой смысл стихотворения? (Летит стая журавлей).

- А что касается переносного, то он связан с трагедиями жизни и бессмертием человеческого духа, с наслаждением лучших человеческих качеств каждым приходящим на землю поколением. Случилось несчастье: убит вожак «немногочисленного народа». Но природа, таящая в себе жизнь и смерть, «искупает собственное зло».

- Покажите как? ( Вожак погиб, но все его качества перешли к молодому поколению).

- Подумайте, только ли эти слова относятся к журавлям? Можно их отнести к людям?

- Ребята, поэт относился к природе с особой любовью, верил в её великую мощь, был убеждён, что человек – часть природы, сын её, а не хозяин. Он считал, что не только человек обучает природу, но и она его. Это отличает Заболоцкого от других поэтов – певцов природы. Он писал, что природа полна загадок и человек может её разгадать.

- А закончить урок хочется строчками Н. Заболоцкого.

18 слайд.

Домашнее задание: в стихотворении «Журавли» выделить все знакомые выразительные средства языка, записать в тетрадь.

lll. Итог урока.

- Спасибо за урок, до свидания.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока «Человек и природа в лирике Николая Заболоцкого».

Автор: Рубе Людмила Сергеевна

Дата: 04.02.2016

Номер свидетельства: 288263


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства