Задачи: познакомить с содержанием рассказа Л. Чарская “Живая перчатка” и провести работу по содержанию; развивать речь учащихся, умение работать с текстом;
2. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы урока
Когда-то в средние века
Повсюду жили рыцари.
И жизнь была их нелегка
В железной амуниции.
Гордились рыцари собой.
Мечами и доспехами.
Играли рыцари судьбой
И на турниры ехали.
На доске появляется рисунок рыцаря в доспехах.
- Кто такие рыцари? Кого в прошлом называли рыцарями? (Ответы детей)
Рыцарь – это мужественный, сильный настоящий воин, который придерживается рыцарской присяги, охранять женщин и детей, для спасения невиновного идти на поединок, посещать турниры только ради воинских занятий, бороться против зла, быть щедрым, правдивым, держать слово, любить Родину.
Для рыцаря было несколько важных вещей — это вера, честь, дама сердца.
В средние века рыцарями называли отважных, смелых воинов, которые носили тяжелые доспехи, были вооружены копьем и мечом. Чтобы стать рыцарем, нужно было пройти специальную подготовку. В 7 лет мальчиков отдавали учиться к опытным воинам. Они обучали их скакать верхом, стрелять из лука, метать копье, владеть мечом. Кроме военных наук мальчиков приучали держать данное слово, быть вежливым, выручать друга из беды, заступаться за слабого и обиженного, благородно и возвышенно относиться к женщине, девочке.
Вывод: настоящий рыцарь должен быть идеальным человеком.
- Как вы думаете, а всегда ли так бывает?
3. Работа над темой урока
- Сегодня мы с вами познакомимся с необычной сказкой Лидии Алексеевны Чарской «Живая перчатка». Как бы вы связали между собой рыцарей и перчатки?
Перчатки — являются знаком силы и защиты. Перчатка служила для вызова на бой у рыцарей; если соперник поднял ее с пола, то это гарантировало принятие вызова. Перчатки – символ благородства.
- Что такое благородство?
Благоро?дство (от благо?й и род) — совокупность личностных качеств, как правило присущих человеку, происходившему из знатного («благого») рода, обретавшаяся в ходе специального воспитания, необходимого для несения возлагавшейся на него в силу происхождения ответственности. Сейчас часто используется более узкий термин «чувство собственного достоинства».
Благородство — высокая нравственность, самоотверженность и честность.
Благородство — возвышенность мотивов поведения человека, их «родственность Благому». Согласно древним христианским религиозным представлениям, благим является только один Бог. Как правило, под благоро?дством подразумеваются естественные добрые проявления внутренней сущности человека, не обусловленные какими-либо законами, запретами, правилами или предписаниями.
История перчаток насчитывает не одно тысячелетие, можно сказать, что это одна из древнейших вещей, созданных человеком. Трудно с уверенностью сказать, были ли перчатки, обнаруженные при раскопках гробницы Тутанхамона в 1922 г., самыми первыми, но то, что из найденных они наиболее древние, это факт. Впрочем, в те далекие времена перчатки выглядели совсем не так, как мы привыкли их себе представлять.
Древние римляне использовали перчатки и для защиты от холода, и как салфетки во время еды. Обычай есть в перчатках, чтобы не обжечься и не запачкать руки, существовал и в Средние века.
Перчатка также была важнейшим элементом рыцарского этикета. Брошенная к ногам, она означала вызов; если же ею били по лицу — позор смывался только кровью. Дама дарила рыцарю, избраннику сердца, свою перчатку, а тот прикреплял ее к поясу или шлему, в знак готовности на подвиг ради дамы.
Лидия Алексеевна Воронова (в замужестве Чурилова, известная как Чарская) (1878 – 1937) родилась в семье военного. В 1893 г. окончила Павловский женский ин-т в Петербурге. В течение 2 лет посещала драматические курсы. С 1898 по 1924 гг. играла в Александринском театре, исполняла характерные роли. Первая повесть Чарской "Записки институтки" вышла в 1901 г. (отд. изд. 1902). Всего она написала около 80 книг, среди них более 20 романов, много рассказов и стихов. Книги для детей младшего возраста. Стихи. Занимательность изложения и мелодраматические сюжетные ходы во многом способствовали небывалому успеху прозы Чарской в нач. 20 в.
Первичное восприятие текста - чтение с остановками
- Как вы понимаете «с очами, выбрасывающими пламя»?
- С кем бы вы сравнили рыцаря?
- За что король дорожил рыцарем?
- Что значит «искусный полководец»?
- Какие хорошие качества были у рыцаря?
3-я остановка: «… чтобы прогнать врагов»
- Какой был бой?
- Почему воины рыцаря дрались из последних сил?
- Как вёл себя рыцарь?
- Что смогло бы спасти ситуацию?
4-я остановка: «… стали трубить победу»
- Что нашёл рыцарь на своём пути?
- Какая это была перчатка?
- Какой силой обладала перчатка?
- Как вы думаете, почему рыцарь нашёл перчатку, а не шляпу или носовой платок?
- Откуда появилась эта перчатка?
5-я остановка: «… хозяин живой перчатки»
- Для чего рыцарь хотел узнать, кому принадлежит странная перчатка?
- Сможет ли рыцарь узнать это?
- Что он тогда сделает?
6-я остановка: «… в королевскую столицу»
- Нашёл рыцарь хозяина перчатки? Кто это был?
- Как старуха объяснила значение перчатки?
- Как вы думаете, почему судьба именно рыцарю подарила эту перчатку?
- Принесёт ли эта перчатка рыцарю победу и счастье?
7-я остановка: «… над врагами»
- Что произошло с рыцарем, какие перемены? Почему?
- Как люди теперь стали относиться к свирепому рыцарю?
- Как вы думаете, стал ли рыцарь счастливее? Почему?
8-я остановка: «… была на его руке»
- Как вы понимаете выражение «прельщал взоры рыцаря»?
- Что предложил рыцарь королю?
- А вы уверены, что рыцарь победит? Почем у?
9-я остановка: «… только можно придумать»
- Одержал ли рыцарь победу?
- Почему перчатка не помогла рыцарю?
- Кого обвинил рыцарь в своём поражении? Почему?
- Что попросил рыцарь сделать с Мааб?
- Как вы думаете, справедливо ли это?
- Как Мааб объяснит это поражение?
10-я остановка: «… до конца»
- Почему перчатка не дала рыцарю казнить Мааб?
- Как Мааб объяснила поражение рыцаря?
- Какое предсказание сбылось?
- Что помогло измениться рыцарю?
- Как вы думаете, что будет, если рыцарь потеряет перчатку?
- Как вы думаете, почему автор не дал рыцарю ни имя, ни фамилии?
- Назовите признаки сказки.
- Какие события могли произойти в реальной жизни, а какие только в сказке?
- Что в этой сказке необычного?
- Символом чего является перчатка в этой сказке?
- В начале урока мы сказали, что настоящий рыцарь должен быть идеальным человеком. Как вы думаете, нашего рыцаря мы можем назвать идеальным человеком? Почему?
4. Закрепление пройденного
СТРАТЕГИЯ - ИДЕАЛ
Интересно, в чем проблема?
- сформулируйте интересующую вас проблему в виде вопросов, начинающихся со слова: «Как?». Вопросов должно быть не менее восьми, и все они должны быть разными.
Давайте найдем как можно больше способов решения проблемы!
- необходимо записывать все пришедшие в голову варианты ее решения, включая самые безумные
Есть ли какие-нибудь «сильные» решения?
- отметьте в своем списке «галочкой» или знаком «+» те способы, которые хоть в какой-то степени могут быть осуществимы. Сколько их?
Атеперь сделаем выбор!
- перед вами листок с наиболее приемлемыми, отмеченными «галочкой» (или знаком «+») способами решения проблемы. Внимательно прочитайте их еще раз и напротив каждого напишите его положительные и отрицательные стороны. Проанализируйте свои записи и выберите оптимальный вариант
Любопытно, как это осуществить на практике?
- пришло время наметить план осуществления вашего ИДЕАЛьного решения. Распишите возможный план действий по пунктам или изобразите его в виде схемы. Но при этом не забудьте китайскую мудрость: «Кто много планирует, тот теряет бдительность». Действуйте!
Задачи: познакомить с содержанием рассказа Л. Чарская “Живая перчатка” и провести работу по содержанию; развивать речь учащихся, умение работать с текстом;
2. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы урока
Когда-то в средние века
Повсюду жили рыцари.
И жизнь была их нелегка
В железной амуниции.
Гордились рыцари собой.
Мечами и доспехами.
Играли рыцари судьбой
И на турниры ехали.
На доске появляется рисунок рыцаря в доспехах.
- Кто такие рыцари? Кого в прошлом называли рыцарями? (Ответы детей)
Рыцарь – это мужественный, сильный настоящий воин, который придерживается рыцарской присяги, охранять женщин и детей, для спасения невиновного идти на поединок, посещать турниры только ради воинских занятий, бороться против зла, быть щедрым, правдивым, держать слово, любить Родину.
Для рыцаря было несколько важных вещей — это вера, честь, дама сердца.
В средние века рыцарями называли отважных, смелых воинов, которые носили тяжелые доспехи, были вооружены копьем и мечом. Чтобы стать рыцарем, нужно было пройти специальную подготовку. В 7 лет мальчиков отдавали учиться к опытным воинам. Они обучали их скакать верхом, стрелять из лука, метать копье, владеть мечом. Кроме военных наук мальчиков приучали держать данное слово, быть вежливым, выручать друга из беды, заступаться за слабого и обиженного, благородно и возвышенно относиться к женщине, девочке.
Вывод: настоящий рыцарь должен быть идеальным человеком.
- Как вы думаете, а всегда ли так бывает?
3. Работа над темой урока
- Сегодня мы с вами познакомимся с необычной сказкой Лидии Алексеевны Чарской «Живая перчатка». Как бы вы связали между собой рыцарей и перчатки?
Перчатки — являются знаком силы и защиты. Перчатка служила для вызова на бой у рыцарей; если соперник поднял ее с пола, то это гарантировало принятие вызова. Перчатки – символ благородства.
- Что такое благородство?
Благоро́дство (от благо́й и род) — совокупность личностных качеств, как правило присущих человеку, происходившему из знатного («благого») рода, обретавшаяся в ходе специального воспитания, необходимого для несения возлагавшейся на него в силу происхождения ответственности. Сейчас часто используется более узкий термин «чувство собственного достоинства».
Благородство — высокая нравственность, самоотверженность и честность.
Благородство — возвышенность мотивов поведения человека, их «родственность Благому». Согласно древним христианским религиозным представлениям, благим является только один Бог. Как правило, под благоро́дством подразумеваются естественные добрые проявления внутренней сущности человека, не обусловленные какими-либо законами, запретами, правилами или предписаниями.
История перчаток насчитывает не одно тысячелетие, можно сказать, что это одна из древнейших вещей, созданных человеком. Трудно с уверенностью сказать, были ли перчатки, обнаруженные при раскопках гробницы Тутанхамона в 1922 г., самыми первыми, но то, что из найденных они наиболее древние, это факт. Впрочем, в те далекие времена перчатки выглядели совсем не так, как мы привыкли их себе представлять.
Древние римляне использовали перчатки и для защиты от холода, и как салфетки во время еды. Обычай есть в перчатках, чтобы не обжечься и не запачкать руки, существовал и в Средние века.
Перчатка также была важнейшим элементом рыцарского этикета. Брошенная к ногам, она означала вызов; если же ею били по лицу — позор смывался только кровью. Дама дарила рыцарю, избраннику сердца, свою перчатку, а тот прикреплял ее к поясу или шлему, в знак готовности на подвиг ради дамы.
Лидия Алексеевна Воронова (в замужестве Чурилова, известная как Чарская) (1878 – 1937) родилась в семье военного. В 1893 г. окончила Павловский женский ин-т в Петербурге. В течение 2 лет посещала драматические курсы. С 1898 по 1924 гг. играла в Александринском театре, исполняла характерные роли. Первая повесть Чарской "Записки институтки" вышла в 1901 г. (отд. изд. 1902). Всего она написала около 80 книг, среди них более 20 романов, много рассказов и стихов. Книги для детей младшего возраста. Стихи. Занимательность изложения и мелодраматические сюжетные ходы во многом способствовали небывалому успеху прозы Чарской в нач. 20 в.
Первичное восприятие текста - чтение с остановками
- Как вы понимаете «с очами, выбрасывающими пламя»?
- С кем бы вы сравнили рыцаря?
- За что король дорожил рыцарем?
- Что значит «искусный полководец»?
- Какие хорошие качества были у рыцаря?
3-я остановка: «… чтобы прогнать врагов»
- Какой был бой?
- Почему воины рыцаря дрались из последних сил?
- Как вёл себя рыцарь?
- Что смогло бы спасти ситуацию?
4-я остановка: «… стали трубить победу»
- Что нашёл рыцарь на своём пути?
- Какая это была перчатка?
- Какой силой обладала перчатка?
- Как вы думаете, почему рыцарь нашёл перчатку, а не шляпу или носовой платок?
- Откуда появилась эта перчатка?
5-я остановка: «… хозяин живой перчатки»
- Для чего рыцарь хотел узнать, кому принадлежит странная перчатка?
- Сможет ли рыцарь узнать это?
- Что он тогда сделает?
6-я остановка: «… в королевскую столицу»
- Нашёл рыцарь хозяина перчатки? Кто это был?
- Как старуха объяснила значение перчатки?
- Как вы думаете, почему судьба именно рыцарю подарила эту перчатку?
- Принесёт ли эта перчатка рыцарю победу и счастье?
7-я остановка: «… над врагами»
- Что произошло с рыцарем, какие перемены? Почему?
- Как люди теперь стали относиться к свирепому рыцарю?
- Как вы думаете, стал ли рыцарь счастливее? Почему?
8-я остановка: «… была на его руке»
- Как вы понимаете выражение «прельщал взоры рыцаря»?
- Что предложил рыцарь королю?
- А вы уверены, что рыцарь победит? Почем у?
9-я остановка: «… только можно придумать»
- Одержал ли рыцарь победу?
- Почему перчатка не помогла рыцарю?
- Кого обвинил рыцарь в своём поражении? Почему?
- Что попросил рыцарь сделать с Мааб?
- Как вы думаете, справедливо ли это?
- Как Мааб объяснит это поражение?
10-я остановка: «… до конца»
- Почему перчатка не дала рыцарю казнить Мааб?
- Как Мааб объяснила поражение рыцаря?
- Какое предсказание сбылось?
- Что помогло измениться рыцарю?
- Как вы думаете, что будет, если рыцарь потеряет перчатку?
- Как вы думаете, почему автор не дал рыцарю ни имя, ни фамилии?
- Назовите признаки сказки.
- Какие события могли произойти в реальной жизни, а какие только в сказке?
- Что в этой сказке необычного?
- Символом чего является перчатка в этой сказке?
- В начале урока мы сказали, что настоящий рыцарь должен быть идеальным человеком. Как вы думаете, нашего рыцаря мы можем назвать идеальным человеком? Почему?
4. Закрепление пройденного
СТРАТЕГИЯ - ИДЕАЛ
Интересно, в чем проблема?
- сформулируйте интересующую вас проблему в виде вопросов, начинающихся со слова: «Как?». Вопросов должно быть не менее восьми, и все они должны быть разными.
Давайте найдем как можно больше способов решения проблемы!
- необходимо записывать все пришедшие в голову варианты ее решения, включая самые безумные
Есть ли какие-нибудь «сильные» решения?
- отметьте в своем списке «галочкой» или знаком «+» те способы, которые хоть в какой-то степени могут быть осуществимы. Сколько их?
Атеперь сделаем выбор!
- перед вами листок с наиболее приемлемыми, отмеченными «галочкой» (или знаком «+») способами решения проблемы. Внимательно прочитайте их еще раз и напротив каждого напишите его положительные и отрицательные стороны. Проанализируйте свои записи и выберите оптимальный вариант
Любопытно, как это осуществить на практике?
- пришло время наметить план осуществления вашего ИДЕАЛьного решения. Распишите возможный план действий по пунктам или изобразите его в виде схемы. Но при этом не забудьте китайскую мудрость: «Кто много планирует, тот теряет бдительность». Действуйте!