kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого урока внеклассного чтения по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО ПОВЕСТИ Б. ВАСИЛЬЕВА

«А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ»

Оформление класса. Выставка книг Б. Васильева. На доске записа­ны стихи Ю. Друниной:

Я только раз бывала в рукопашном, Раз наяву и тысячу во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне. На столе ваза с живыми цветами, плакат со словами «Никто не забыт, ничто не забыто».

Цель урока. Познакомить учащихся с повестью «А зори здесь ти­хие». Особый упор сделать на то, что понятия женщина и война - несов­местимы, что женщина создана природой для того, чтобы быть матерью, воспитывать детей, быть женой, оберегать и сохранять свой дом, свою семью. Показать героизм девушек, истоки беззаветного служения Родине.

Вопросы к уроку заранее были даны за 2 недели.

  1. Как вы думаете, почему повесть названа «А зори здесь тихие»?
  2. Где и когда происходит действие?
  3. Назовите главных героев повести.
  4. Как ведётся повествование в первых главах?
  5. Есть ли в повести широкие батальные сцены? Почему?
  6. Дайте характеристику Федота Евграфовича Васкова.
  7. С какой целью автор вплетает в ткань повести биографии деву­шек?
  8. Расскажите о каждой девушке (Рите Осяниной, Жене Комелько-вой, Гале Четвертак, Лизе Бричкиной, Соне Гурвич):

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока внеклассного чтения по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие" »

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО ПОВЕСТИ Б. ВАСИЛЬЕВА

«А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ»

Оформление класса. Выставка книг Б. Васильева. На доске записа­ны стихи Ю. Друниной:

Я только раз бывала в рукопашном, Раз наяву и тысячу во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне. На столе ваза с живыми цветами, плакат со словами «Никто не забыт, ничто не забыто».

Цель урока. Познакомить учащихся с повестью «А зори здесь ти­хие». Особый упор сделать на то, что понятия женщина и война - несов­местимы, что женщина создана природой для того, чтобы быть матерью, воспитывать детей, быть женой, оберегать и сохранять свой дом, свою семью. Показать героизм девушек, истоки беззаветного служения Родине.

Вопросы к уроку заранее были даны за 2 недели.

  1. Как вы думаете, почему повесть названа «А зори здесь тихие»?

  2. Где и когда происходит действие?

  3. Назовите главных героев повести.

  4. Как ведётся повествование в первых главах?

  5. Есть ли в повести широкие батальные сцены? Почему?

  6. Дайте характеристику Федота Евграфовича Васкова.

  1. С какой целью автор вплетает в ткань повести биографии деву­шек?

  2. Расскажите о каждой девушке (Рите Осяниной, Жене Комелько-вой, Гале Четвертак, Лизе Бричкиной, Соне Гурвич):


  1. как они попали на фронт;

  2. как они погибают;

  3. что их всех объединяет?

9. Как вы считаете, совместимы ли понятия женщина и война, де­
вушка и война?

10. Каков основной идейный смысл произведения?


  1. Изменилось ли ваше отношение к войне после прочтения повести?

  2. Какие страницы, эпизоды вам бы хотелось прочитать ещё раз и почему?

  3. Есть ли в повести описания природы и какова их роль в развитии сюжета произведения?

  4. Расскажите о своих близких, родственниках, близких знакомых, которые были участниками Великой Отечественной войны.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя.

Совсем недавно мы говорили с вами о героизме и патриотизме рус­ских солдат во время Отечественной войны 1812 года. Упоминали о том, что истоки этого героизма — в беззаветной любви к Родине, к своему народу.

И каждый из центральных (положительных) героев романа Л. Н. Тол­стого «Война и мир» доказал своими делами и поступками, что он впра­ве называться героем.

Сегодня мы перенесёмся во времени от 1812 года ровно на 130 лет, то есть в 1942 год. Но проблемы, о которых мы будет говорить, те же.

  • Как должен поступить человек, когда пришла беда на его землю?

  • В чём истоки героизма?

  • Что такое героизм? Все ли на него способны?

  • Совместимы ли понятия женщина и война?

Звучит песня «Священная война». (Муз. А. В. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача).

Великая Отечественная война оставила глубокий след в истории на­шего государства. Испытания, выпавшие на долю народа, как бы приос­тановили естественный ход истории. Война в который раз показала свою бесчеловечность, жестокость.

Ясно, что литература не могла остаться в стороне от событий, в кото­рых решалась судьба страны.

Тема Великой Отечественной войны заняла одно из ведущих мест в литературе послевоенных лет. И сейчас она продолжает быть актуаль­ной. Многие писатели сами прошли трудными дорогами войны.

Великое множество книг написано о войне. Не оставляют равнодуш­ными произведения К. Симонова и Ю. Бондарева, В. Кожевникова и Г. Бакланова, В. Быкова и В. Распутина, многих других. Мы видим войну, то нарисованную крупным планом, как будто с птичьего полёта, то ка­кой-нибудь окопчик, где собирались бойцы, чтобы перекурить. Мы ви- дим генералов и рядовых, разведчиков и пехотных лейтенантов, героев и дезертиров.


Да разве можно перечислить всё великое разнообразие литературы о войне...

Сегодня мы поговорим о повести Б. Васильева «А зори здесь тихие». Но вначале немного о самом писателе.

  1. Сообщение ученика о биографии Б. Васильева.

  2. Замысел повести (сообщение ученика)

Борис Васильев вспоминает: «Замысел повести родился от «толчка памяти». На фронт я попал, едва окончив 10 класс, в первые дни войны. Точнее 8 июля 1941 года. А 9 июля, было это под Оршей, мы, бойцы комсомольского истребительного батальона, задачей которого была борь­ба с диверсантами, вышли на своё первое задание в лес. И вот там, среди живой зелени лесной поляны, такой мирной в своей тишине, ароматах нагретой солнцем хвои и трав, я увидел двух мёртвых деревенских дев­чушек. Фашистские десантники убили их потому, что девочки просто увидели врага...

Я потом повидал немало горя и смертей, но этих незнакомых дево­чек забыть никогда не мог.

4. Комментированное чтение и разбор повести по вопросам.

1) Как вы думаете, почему повесть названа «А зори здесь тихие...?»

Чтение эпилога, стр. 97.

Вывод учителя. Слишком дорогой ценой досталась эта тишина. Они все хотели жить, но погибли, чтобы люди могли сказать: «А зори-то здесь тихие». Неизмеримо высока цена тишины — пять молодых женских жиз­ней брошено в пучину смерти... Но смертны ли они?

Звучит песня «Журавли» (муз. Я. Френкеля, слова Р. Гамзатова)

2) Где и когда происходит действие повести?

Май 1942 г. 171 разъезд, где-то между Мурманском и Ленинградом.

3) Назовите главных героев повести:

Старшина Васков Федот Евграфович, Рита Осянина, Женя Комель-кова, Галя Четвертак, Лиза Бричкина, Соня Гурвич.

4) Как ведётся повествование в первых главах повести?

Звучит песня «В лесу прифронтовом» (Муз. М. Блантера, слова М. Исаковского). На фоне музыки зачитываются стр. 3-7.

Таким образом, первые главы повести рисуют почти идиллическую картину мирного военного быта. Война где-то вдали; здесь же, на 171-м

разъезде, тишина и безделье. Патриархальным образом устроился пре­вратившийся в «писателя» комендант разъезда старшина Васков.

Прибытие на разъезд в распоряжение старшины девушек-зенитчиц ещё более настраивает читателя на весёлый лад. Складывается комичес­кая, озорная ситуация — и Васильев щедро вводит в повествование юмористические штрихи, подшучивая над незадачливым и простодуш­ным комендантом, тщетно пытающимся в сложившихся обстоятельствах действовать по уставу.

Васкову, впрочем, не до смеха — его авторитет командира ежеми­нутно подвергается испытаниям, и всё происходящее он склонен вос­принимать как нелепый сон, неуместную и обидную шутку.

  1. Есть ли в повести широкие батальные сцены? Почему?

  2. Дайте характеристику Ф. Е. Васкова.

а) Истоки образа (сообщениеученика). Б. Васильев вспоминает:
«Мне придётся вновь вернуться в воспоминания раннего детства,

которое прошло в Смоленске». В пожарной команде города служил уг­рюмый, молчаливый человек — дядя Миша. Даже с нами, детьми, гово­рил немногословно, без улыбки. Он чинил наши санки, коньки, делал игрушечные ружья. Однажды, весной, в разлив, вытащил из реки двух тонувших детей. Простудился и умер... Когда его хоронили, все дети Смоленска шли за его гробом. Шли дворами. В этот день драк между мальчишками не было. Много позже, уже в полковой школе, встретился мне на редкость несимпатичный старшина...»

б) коротко расскажите историю жизни Васкова;

в) как ведёт себя Васков с девушками.

Обобщение учителя. Васков, бесспорно, наиболее удавшийся герой повести — его стержень и фундамент. Хотя Васков сначала фигура боль­ше комическая, но это комизм особого рода, ситуативный, так как в са­мом герое нет ничего смешного и могущего спровоцировать даже улыб­ку. Он жертва обстоятельств, и жертва невинная.

Хмурому старшине Федоту Евграфовичу Васкову немногим более 30 лет. Но в глазах окружающих — и не только девушек, бойцов его отря­да — он старичок, «пенёк замшелый», «медведь глухоманный». Стари­ком чувствует себя и сам Васков, оглядываясь на прожитые годы.

С 14 лет он кормилец в семье. А в армии он уже давно. После семей­ной драмы и смерти сына он помрачнел, замкнулся, перестал улыбаться, но не озлобился на мир, не стал мизантропом и женоненавистником. В угрюмом старшине неисчерпаемый запас душевного тепла, вот только

разглядеть эту «вторую» натуру Васкова нелегко — жизнь его обожгла и серьёзно потрепала, напоила горечью обид и утрат.

Комментированное чтение (стр. 66 гл. 9, стр. 74 гл.10, стр. 79 -гл.11, стр. 87-гл. 12)

Васков с честью выполнил свой долг перед Родиной. Всё, что в его силах, сделал он для того, чтобы уберечь от смерти своих насмешливых юных красноармейцев, с которыми он за время труднейшей экспедиции сросся душой, исполняя и командирские, и отцовские обязанности. Вот только тщетными оказались все его усилия, энергия, огромный жизнен­ный опыт.

Одна за другой гибнут девушки-зенитчицы. Гибнут и по своей вине, и по воле случая, царствующего на войне, и в обстоятельствах безнадёж­ных, в которых уцелеть почти немыслимо, равнозначно чуду.

«Они жили единой жизнью, но смерть у каждого была своя», — раз­мышляет Васильев в романе «В списках не значился», и эти слова ещё больше уместны в повести о старшине Васкове и пяти девушках-зенит­чицах, где каждая смерть воспринимается не просто как утрата, «как не­поправимое, чудовищное и противоестественное событие. Ведь гибнут девушки, у которых ещё только началась жизнь, рожденные для мира, для счастья, для любви...»

7) Ребята, давайте зачитаем самые трагические страницы повести -
о гибели девушек.

Читают подготовленные ученики на фоне приглушённой музыки, например, песни «Тёмная ночь». Муз. Н. Богословского, ел. В. Агатова.

Лиза Бричкина, гл.8 — утонула в болоте; Соня Гурвич, гл.8 — пошла за кисетом Васкова, и её убили; Галя Четвертак, гл. 11 — испугалась и выбежала к немцам; Женя Комелькова, гл.13 —увела немцев от Осяниной, фашисты рас­стреляли её в упор;

Рита Осянина, гл. 14 — тяжело ранена, выстрелила себе в висок.

Звучит песня «Берёзы» муз.М. Фрадкина, ел. Л. Ошанина.

8) С какой целью автор вплетает в ткань повести прошлое пяти деву­
шек, их короткие биографии?

Короткие сообщения учащихся о каждой из девушек.

Обобщение учителя. Итак, мы подходим к самому главному. К ис­токам подвига. И это не простой вопрос. На войне были всякие. Сильные, мужественные, отдавшие свои жизни... Были, к сожалению, и дру­гие — трусы, предатели...

Девушки обладали силой духа. А это зависит от предшествующей жизни человека.

У писателя Амлинского есть прекрасные строки, что педагог-скуль­птор лепит человека. Так вот всё дело в том, что из человека вылеплено. В том, что в него заложено. От того, с чем пришёл он на фронт, с чем подошёл к испытанию смертью. Чтобы человек умер достойно, нужно перестать чувствовать только себя и жить только собой, своим миром.

О Рите Осяниной в книге написано: «Она не жалела себя...» (гл.14). Может быть, в этом «том, что было куда важнее, чем она сама» и ответ на вопрос? Девушки ненавидят фашистов, вторгшихся в нашу землю. И, умирая, думают о живых. С одной стороны, чёрная ненависть к фашиз­му, ко всему злу на земле, а с другой стороны, любовь к ближнему, жела­ние любым путём защитить его, помочь, заплатив даже жизнью. И по­этому человек остался человеком. И поэтому человек победил зверя.

Смерть — абсолютная катастрофа для человека, когда кроме себя, для него ничего нет в мире. Таков, например, Рыбак из повести В. Быко­ва «Сотников»: «Появилась возможность жить. Всё остальное потом». И совсем по-другому встречает смерть человек, у которого есть то, что «важ­нее, чем он сам, что находится вне его и по отношению к чему есть у него высшие обязанности».

9) Как вы считаете, совместимы ли понятия женщина и война?

Анализ отдельных сцен гл. 9, 10, 11 и др.

Сам Б. Васильев говорит об этом так: «Женщина для меня — это воп­лощённая гармония жизни. А война всегда дисгармония. И женщина на войне — это самое невероятное, несочетаемое сочетание явлений».

Обобщение учителя. Конечно, эти понятия несовместимы. Женщи­на создана природой для того, чтобы быть матерью, воспитывать детей, быть женой, оберегать и сохранять свой дом, свою семью.

Но если на землю приходит война, отцы, мужья и сыновья уходят на смерть, женщина не может остаться в стороне, не может быть равнодуш­ной. Так было и в годы Великой Отечественной войны. Русские женщи­ны всегда были самоотверженными. Они наравне с мужчинами воевали на фронте и все тяготы жизни и труда взвалили на свои плечи в тылу.

Звучит песня «Случайный вальс». Муз. М. Фрадкина, ел. Е. Долма­товского.


Заключительная часть урока. Выводы и обобщения учителя.

Мы не видели войны, но должны знать о ней. Наше счастье было завоёвано очень дорогой ценой. И поэтому мы обязаны помнить о тех пяти девчонках из повести Васильева «А зори здесь тихие», которые по­шли защищать свою Родину.

Разве им носить мужские сапоги и гимнастёрки, разве им держать в руках автоматы? Конечно, нет. Но они пошли навстречу фашистским го­ловорезам. Они не испугались и не растерялись, ценою своей жизни вы­полнили свой долг перед Родиной.

Как вы думаете, страшно ли на войне? Поэт Юлия Друнина, тоже участница Великой Отечественной войны, пишет:

Я только раз бывала в рукопашном, Раз наяву и тысячу во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне.

Да, они совершали подвиг. Они умирали, но не сдавались. Сознание своего долга перед Родиной заглушало и чувство страха, и боль, и мысли о смерти. Значит, не безотчётное это действие — подвиг, а убеждённость в правоте и величии дела, за которое человек сознательно отдаёт свою жизнь. Девушки и тысячи других воинов понимали, что они проливали свою кровь, отдавали свои жизни во имя торжества справедливости и ради жизни на земле. Вот такие люди и победили фашизм.

Звучит песня «День Победы», муз. Д. Тухманова, ел. В. Харитонова.

Примечание. Страницы глав, использованных на уроке при чтении и анализе, указаны по тексту издания: Б. Васильев «А зори здесь тихие». — Роман-газета для подростков. —М., 1988.

С. Ф. Бахтин,

учитель русского языка и литературы МКОУ «Реконструкторская СОШ» Волгоградской

области




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Бахтин Сергей Фёдорович

Дата: 19.11.2014

Номер свидетельства: 132746


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства