Учитель настраивает учащихся на работу. Внимание!!! Проверь, дружок! Готов ли ты начать урок? Все на месте? Все в порядке??? Книга, ручка и тетрадь??? Все ли правильно стоят??? А теперь присядем на свои места и пожелаем друг другу хорошего настроения своей улыбкой… - Ребята, а сейчас я проверю у вас домашнее задание. Я подготовила для вас карточки с отрывками рассказов. Ваша задача прочитать их и вспомнить название и автора произведения (вытягивают карточки с заданиями. -Ребята, а сейчас я предлагаю вам прочитать запись по карточке и определить о каком из трех авторов пойдет речь на сегодняшнем уроке??? Карточка - Этот человек был хорошим актером. Во время Великой Отечественной войны сражался с фашистскими захватчиками. В данном перечне: «Акула», «Прыжок», «Береза», «Проговорился» – есть одно произведение этого писателя. Дети: Речь идет о Юрии Ивановиче Ермолаеве, потому что Л.Н. Толстой и С.А. Есенин не были актерами. В сражениях Великой Отечественной войны они не могли участвовать, так как жили в другое время) Учитель: Какое из перечисленных произведений принадлежит его перу? Дайте обоснованный ответ и сформулируйте тему сегодняшнего урока Дети: Определяют тему урока. (Юрий Иванович написал произведение «Проговорился», а рассказы «Акула», «Прыжок» принадлежат Л.Н. Толстому. Стихотворение «Береза» – С.А. Есенину. Значит тема сегодняшнего урока: Ю.И. Ермолаев «Проговорился») Учитель: Зная тему урока, пользуясь опорными словами, поставьте его цель. Запись на доске: Познакомиться… Учиться правильно… Проанализировать… Дети: Ставят цель урока. Познакомиться со сведениями из биографии. Учиться правильно и выразительно читать его произведение. Проанализировать новое произведение Учитель: - Ребята, сегодня мы познакомимся еще с одним автором рассказов для детей, Юрием Ивановичем Ермолаевым. Подготовленные ученики рассказывают о биографии писателя. Юра-Андрей-Максим. На экране портрет Ермолаева У: - Прочитайте название рассказа и рассмотрите иллюстрацию к нему. Как вы думаете. О чем это произведение? Учащиеся высказывают свое мнение. - Давайте узнаем, кто же и о чем проговорился в данном рассказе. Учитель читает текст, ученики следят по тексту за учителем. -Как вы думаете, о чем нам хотел сказать автор? - А правы вы или нет мы узнаем далее. Учитель предлагает прочитать текст учащимся. Дети читают по цепочке. - С чего начинается рассказ? -Что говорится о Ирочке? Найдите и прочитайте. (Начала учить попугая мяукать, лаять и говорить : «Здравствуйте, ребята!») -Какие намерения были у девочки? (Предчувствовала восторженные похвалы одноклассников). -Как автор относится к девочке? (Называет ласковым словом Ирочка). -Так о чем проговорился попугай? Что ребята узнали о девочке? Докажите словами из текста. (Как девочка общалась с бабушкой, она грубила ей. Автор использует глаголы: взъерошился и крикнул, покосился и прохрипел, прокричал и отвернулся). - Как менялось настроение Иры? Почему оно менялось? (Смутилась, чуть не заплакала, рассердилась, т. е. она обиделась.) -Чем заканчивается рассказ? (Ирочка думала, что попугай плохой, потому что не захотел ничего говорить, она так и не поняла, что попугай о ней все и рассказал). - Почему Алеша говорит «Он нам очень многое сказал»? (Попугай повторял грубые слова девочки «Вот еще! Мне некогда! Отстань! Очень нужно!») -Придумайте, чем заканчивается рассказ. Дети высказывают свои предположения. - Как вы считаете, почему получилась такая неприятность? (Слишком часто Ирочка говорила грубые слова). - Какова идея произведения? (Девочка грубила бабушке, а со сверстниками,видимо, вела себя по-другому, значит, вежливым и воспитанным надо быть всегда.) - Что нового узнали? - С каким произведением познакомились сегодня на уроке? -Что получилось в вашей работе на уроке? - Что не получилось??? -Какой урок получила Ира? (Попугай показал её поведение) - С каким произведением мы сегодня познакомились? - А у вас были такие случаи? Как должны поступать воспитанные дети? Оцените свою работу на уроке с помощью листов самооценки ( учитель раздает листы самооценки) Чтение произведения с. 179-181 и задания в раб. тетради |