kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого урока по чтению «В жизни всегда есть место подвигу». (по произведению М. Горького «Песня о Соколе»). 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для учащихся 9 класса специальной (коррекционной) школы- интерната 8 вида. На уроке используется разнообразная наглядность: цитаты,  музыкальные произведения, иллюстрации, стикеры  и т.д. Предлагается использование различных методов и приемов для достижения поставленной цели и задач. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по чтению «В жизни всегда есть место подвигу». (по произведению М. Горького «Песня о Соколе»). 9 класс »


Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

"Нурлатская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида" РТ











Конспект открытого урока почтению

«В жизни всегда есть место подвигу».

(по произведению М. Горького «Песня о Соколе»).


9 класс















Учитель: Алексеева С. Л.







Тема: «В жизни всегда есть место подвигу».

(по произведению М. Горького «Песня о Соколе»).

Цель: помочь определить, в чем смысл человеческой жизни.

Задачи:

- учить сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения;

- учить оценивать поступки героев, обосновывая свое мнение через работу с текстом, в беседе.

- выявить в совместной деятельности авторскую позицию, основную идею произведения.

Проблемный вопрос: зачем человеку жизнь? В чем смысл человеческой жизни?

Тезис: «Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые – вторую» (М .Горький «Часы»)

Оборудование: Презентация, карточки с высказываниями, карточками с чертами характера.


Ход урока

Организационный момент: психологический настрой. Представьте себе, что наш класс цветочная поляна. Возьмите стикеры (они разные), одним словом выразите ваше желание и прикрепите его куда хотите. Теперь нас окружают цветы и в такой благоприятной обстановке мы будем сегодня работать

Вступительное слово учителя

– Ребята, послушайте, пожалуйста, высказывание и скажите, как вы его понимаете: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради Бога, размышляйте. И хотя криво, да сами»

(Дети высказывают свое понимание цитаты Дж. Лессинга)

– Скажите, пожалуйста, что мы сегодня будем делать?

– совершенно верно, мы будем спорить, размышлять.

Проверка домашнего задания

– Посмотрите на доску. Вы видите иллюстрации к произведению «Песня о соколе».

– Давайте вспомним содержание произведения. Для этого я предлагаю вам выбрать одну из иллюстраций и рассказать о том, какой момент на ней изображен.


Работа над произведением

1. Характеристика героев

– Как мы с вами выяснили, главные герои произведения – Уж и Сокол.

– Я предлагаю вам поработать в группах и дать им характеристику по плану (На группы ребята разделились сами) (1 группа работает с образом Ужа, 2 – с образом Сокола):

Речь

Среда обитания

Природные стихии

Музыкальный образ (учащиеся слушают музыкальные фрагменты и подбирают подходящий)

Отношение к жизни, смысл существования

Затем учащиеся беседуют по теме: характер.

(Детям раздаются карточки с чертами характера. Они должны отобрать те, которые подходят данному герою – Приложение 1).

(При работе в группах дети используют текст. Оказывается индивидуальную помощь)


2. Работа над идеей произведения \

– В чем правда жизни для Ужа? Для Сокола?

– Почему герои выбрали себе совершенно разную жизнь?

– Уж и Сокол – это не имена собственные, но в произведении они пишутся с большой буквы .Как вы думаете - почему?

– Кого имел в виду автор, описывая персонажей?

3. Работа над проблемным вопросом

– Прочитайте еще раз, в чем смысл жизни Ужа, и в чем видит смысл жизни Сокол.

– В чем же смысл человеческой жизни?

– Для того, чтобы сформулировать варианты ответов, я предлагаю вам поработать с высказываниями известных людей.

(Учащимся раздаются карточки с высказываниями – Приложение 2. Дети зачитывают их вслух, объясняют, как они их понимают)

– В каждом высказывании подчеркните самые важные слова, которые отражают его суть.

– Давайте сделаем вывод, в чем же может быть смысл жизни.


Авторская позиция

– Вернемся к нашим персонажам Ужу и Соколу.

– Чья жизнь ближе вам: Ужа или Сокола? Почему? Каждая группа отстаивает свое мнение, аргументируя его, приводя примеры из жизни.

Вывод: в жизни бывают разные ситуации. Порой мы ведем себя, как ужи, иногда – как соколы.

Максим Горький жил в то время, когда в стране была революция, шли тяжелые бои, восстанавливали хозяйство. И если бы люди вели себя как ужи, возможно, мы жили бы совсем по другому. И, возможно, если бы не люди – соколы, которые умирали, чтобы доказать, что не надо опускать руки, надо бороться, стараться изменить жизнь к лучшему, у нас не было бы ни бесплатных учебников, ни бесплатных больниц.

Но это не значит, что все сразу должны стать соколами сейчас.

Можно быть обыкновенным, но помнить – что мы – люди и должны ими оставаться.

Работа с примерами из жизни

– Скажите, пожалуйста, может ли среда, в которой живет человек, удары судьбы повлиять на его дальнейшую жизнь? Как люди могут повести себя, если вдруг случиться горе? (некоторые начинают бороться, иные – деградируют)

– От кого это зависит?

– Закройте глаза и послушайте отрывок из музыкального произведения (звучит отрывок произведения Баха)

– Кто знает его название?

– Кто его написал?

– Послушайте отрывок из песни (звучит песня в исполнении Дианы Гурцкой)

– Кто его исполняет?

– Что может объединять двух этих людей, которые, в общем – то совершенно разные?

Работа с текстом

– Найдите в тексте заключительные слова «Безумству храбрых….» Прочитайте их про себя. Какое слово повторяется несколько раз?

– Поему в песне прославляется безумство? Какой смысл вкладывает автор в это слово?

– В чем мудрость безумства?

Работа с высказыванием М. Горького – Посмотрите на слайд. Прочитайте высказывание М. Горького.

- Как вы его понимаете?

- Согласны ли вы с автором. Если да, то в чем?

Итог по уроку, д /задание

– Ребята, я очень благодарна вам за сегодняшний урок. Но мне бы хотелось, чтобы вы продолжили размышления о теме, затронутой на уроке. Домашнее задания: выучить отрывок .


Рефлексия – Ответьте, пожалуйста, на вопрос «С каким чувством вы уходите сегодня с урока?» (Ответы на стикерах)





















Приложение 2



Два смысла в жизни – внутренний и внешний,

У внешнего – дела, семья, успех;

А внутренний – неясный и нездешний –

В ответственности каждого за всех.

И. Губерман


Суть жизни – самого себя найти.

М.Икбал



Мы слишком поздно понимаем, что смысл жизни заключается в самой жизни, в ритме каждого дня и часа.

С.Ликок


Жить – это значит дышать, это значит действовать.

Ж.Ж.Руссо


Человек может приятно жить лишь тогда, когда живет разумно, размеренно, мужественно и справедливо.

Эпикур


Правильно жить – значит работать. когда машина бездействует, ее начинает разъедать ржавчина.

Ж.Фабр


Счастье – жить на свете в ведро и ненастье,

Делать свое дело в горе и печали,

Чтоб душа и тело крылья обретали.

А.Гребенкин














Приложение 1


Трусость

Свободолюбие

Смелость

Невежественность

Самоуверенность

Гордость

Равнодушие

Стремление к подвигу

Рабская привязанность

Забота о себе

Мужество






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Алексеева Светлана Леонидовна

Дата: 17.10.2014

Номер свидетельства: 119757


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства