kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого урока на тему" И.С.Тургенев "Стихотворения в прозе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот урок познакомит с идейно-художественными особенностями "Стихотворений в прозе" И.С.Тургенева.Научит анализировать произведения малого жанра.Поможет воспитать чувство прекрасного, развить образное мышление и эмоциональную сферу учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока на тему" И.С.Тургенев "Стихотворения в прозе"»

Коми Республикаса йöзöс велöдан министерство

«Сыктывкарса сервис да связь колледж»

уджсикасӧ велӧдан канму учреждение


Министерство образования Республики Коми

государственное профессиональное образовательное учреждение

«Сыктывкарский колледж сервиса и связи»

(ГПОУ «СКСиС»)









Методическая разработка открытого урока по теме «И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе










Выполнила: Шулепова О.Н.

преподаватель литературы











Сыктывкар

2014 год



Урок по теме «Стихотворения в прозе». «Senilia». И.С.Тургенева.

Цели урока:

-обучающая: формирование положительной мотивации и готовности к восприятию нового материала; актуализация, закрепление и обобщение полученных знаний; самостоятельное конструирование новых знаний; дать понятие о стихотворениях в прозе;

-развивающая: учить студентов работать с текстом, анализировать его, выявлять тему и основную мысль , развитие навыков критического мышления, творческих способностей студентов, учить мастерству слова;

-воспитательная : учить сопереживать, нравственно оценивать мир, быть толерантным по отношению друг к другу.

Ход урока

1.Оргмомент.Приветствие.(Слайд 1)

Сообщение темы урока.

-Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке?

2. Этап постановки целей урока и мотивации.

Звучит романс на стихи И.С.Тургенева «Утро туманное».

-Это романс на стихи И.С.Тургенева «Утро туманное». Сегодня мы продолжаем открывать всё новые страницы его творчества. Ознакомимся с понятием «Стихотворение в прозе» и его особенностями, научимся анализировать произведения такого жанра.

-Но для начала давайте вспомним, какие произведения автора вы уже знаете?

3.Этап подготовки к активному усвоению знаний

-Давайте прочитаем эпиграф к нашему уроку( слайд 2)

Дорогой мой читатель , не пробегай этих стихов сподряд:

тебе , вероятно, скучно станет…но читай их враздробь:

сегодня одно, завтра другое; и которое-нибудь из них ,может быть,

заронит что-нибудь тебе в душу…

И.С.Тургенев

-Объясним слова:сподряд, враздробь

-Какой же совет он даёт своим читателям? Почему?

-Эти строки взяты из сборника И.С.Тургенева «Стихотворения в прозе». А что такое стихотворение в прозе?Знаем? Нет.Вот это мы с вами сегодня и узнаем.

Возвращаясь к эпиграфу, скажу, что каждое стихотворение-это отдельный этюд , миниатюра , у каждого своя тема, а объединены они в один цикл.

-Что же необычного в названии цикла?(Стихотворения в прозе)

-Как же удалось автору совместить несовместимое? Чтобы ответить на этот вопрос ,построим «фишбоун»(слайд 3)

-Как вы думаете, к какому роду литературы будет относиться этот жанр?(Лирика)

Подберём термины, относящиеся к этому роду литературы , дадим краткие пояснения: лирика( выражает переживания, чувства, сокровенные мысли), лирический герой(близок к автору), жанры лирики( стихотворение, поэма), отличие поэзии от прозы(ритм, размер, рифма).Записываем в «фишбоун».

-Построим определение термина «стихотворение в прозе»- небольшое прозаическое произведение, напоминающее лирическое стихотворение, но лишённое стихотворной организации речи.(запись в тетради)

-Общие черты стихотворений в прозе :(слайд 4)

-Автобиографичность, рассказ от первого лица

-Исповедальность дневниковой записи

-Философские раздумья

-Доверительное отношение с читателем.

4.Этап осмысления.

-А теперь познакомимся с историей создания сборника «Senilia.Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева (слайд 5)

« Стихотворения в прозе» были написаны И.С.Тургеневым в конце жизни, в 1878-1882 годах. Всего Иваном Сергеевичем за границей было написано 83 стихотворения, в которых отразился весь писатель, его большой восхитительный ум, тонкое эстетическое миропонимание, неизбывная скорбь одинокого и бездомного человека.

Первоначально сборник был назван «Посмертные», потом « Старческое», издатель М.М.Стасюлевич предлагал название «Зигзаги». Жанр своих произведений сам писатель определил ка «стихотворения без рифмы и размера».

«Senilia» («Старческое»), собственно говоря, это не что иное, как последние вздохи(вежливо выражаясь) старика»-писал Тургенев в одном из писем.За этими строками не стоит ни тени кокетства или ёрничанья; их пишет тяжело больной человек, сознающий свой скорый конец.

-Какая информация вам была знакома? Что оказалось новым? Что вызвало вопросы?

5.Определение сверхзадачи урока

О чём же размышляет писатель в конце жизни?

6.Читаем стихотворение «Милостыня»(используя приём чтения с остановками).

Милостыня

 Вблизи большого города, по широкой проезжей дороге шел старый, больной человек.
      Он шатался на ходу; его исхудалые ноги, путаясь, волочась и спотыкаясь, ступали тяжко и слабо, словно чужие; одежда на нем висела лохмотьями; непокрытая голова падала на грудь… Он изнемогал.

-Кто этот старец? Куда он идёт?
      Он присел на придорожный камень, наклонился вперед, облокотился, закрыл лицо обеими руками — и сквозь искривленные пальцы закапали слезы на сухую, седую пыль.
      Он вспоминал…

-Что он вспомнил?
      Вспоминал он, как и он был некогда здоров и богат — и как он здоровье истратил, а богатство роздал другим, друзьям и недругам… И вот теперь у него нет куска хлеба — и все его покинули, друзья еще раньше врагов… Неужели ж ему унизиться до того, чтобы просить милостыню? И горько ему было на сердце и стыдно.
      А слезы все капали да капали, пестря седую пыль.
      Вдруг он услышал, что кто-то зовет его по имени;

-Кто это может быть? И что произойдёт дальше?

он поднял усталую голову и увидал перед собою незнакомца.
      Лицо спокойное и важное, но не строгое; глаза не лучистые, а светлые; взор пронзительный, но не злой.
      — Ты все свое богатство роздал, — послышался ровный голос… — Но ведь ты не жалеешь о том, что добро делал?
      — Не жалею, — отвечал со вздохом старик, — только вот умираю я теперь.
      — И не было бы на свете нищих, которые к тебе протягивали руку, — продолжал незнакомец, — не над кем было бы тебе показать свою добродетель, не мог бы ты упражняться в ней?
      Старик ничего не отвечал — и задумался.
      — Так и ты теперь не гордись, бедняк, — заговорил опять незнакомец, — ступай, протягивай руку, доставь и ты другим добрым людям возможность показать на деле, что они добры.
      Старик встрепенулся, вскинул глазами… но незнакомец уже исчез; а вдали на дороге показался прохожий.

-Что может произойти дальше?
      Старик подошел к нему — и протянул руку. Этот прохожий отвернулся с суровым видом и не дал ничего.
      Но за ним шел другой — и тот подал старику малую милостыню.
      И старик купил себе на данные гроши хлеба —  и сладок показался ему выпрошенный кусок — и не было стыда у него на сердце, а напротив: его осенила тихая радость.

- Как вы понимаете слово милостыня? Милостыня от слова «милость», что означает , что подали просто так , как дар, от сострадания.

-Почему старика осенила «тихая радость»? Потому что он понял, что до этого он был горд. Гордыня –это страшный грех. Есть два понятия: гордость и гордыня.

-Что такое гордость? Обоснованное чувство собственного достоинства, значимости, чести, в которых проявляется самоуважение человека к самому себе , а также любовь к своему народу, совей Отчизне.

Однако чрезмерное самопочитание, высокомерие, ложное чувство превосходства над другими, надменность-рождает гордыню.

-Какова тема стихотворения?Доброта, сострадание-это проблемы, которые важны только сегодня или всегда?-это вечные проблемы!!!

Тургенев никогда не мог относиться к бедности и нищете равнодушно, его угнетала мысль о несправедливости мироустройства. Чувство социальной вины мучило писателя на протяжении всей его жизни. Каждая жизнь ценна. Вы ещё раз убедились, что в своих стихотворениях автор затрагивает вечные проблемы, которые волнуют человечество во все времена.

7.А теперь давайте прочитаем ещё одно стихотворение «Собака».

-Какова тема стихотворения?

-Философские размышления, рассуждения о смысле бытия , о неразрывной связи природы и человека ,показаны психологические переживания человека.

Что такое собака для человека и какими качествами она обладает?
Комментарий учителя: Для Тургенева в последние годы не было существа ближе, чем любимый пес. Собака очень умное и чуткое животное, доброе и преданное, а глаза говорят об умении бесконечно любить своего хозяина. Не все люди обладают такими качествами и умением любить. Поэтому автор не чувствует разницы между собой и его собакой. Происходит высшее, духовное общение, когда понимание происходит без слов, когда соприкасаются живые души. В этом произведении собака-главный герой.

Чему учит этот текст, какова его идея? Сформулируйте идею, отталкиваясь от заголовка.
Идея: Тургенев считает, что (человек и собака одинаковы; что у собаки есть душа; что лучше собаки никого нет и т. д). Этот текст учит доброму отношению к живым существам.Автор говорит о равенстве всех живых существ перед законами природы. Ей всё равно, что человек, что собака. У всех жизнь одна- и это величайшая ценность.»Не дайте проскользнуть жизни между пальцев», т.е цените всё, что есть в жизни!



8.Рефлексия.

О чём размышляет Тургенев в конце жизни? Это размышления о жизни, смерти, одиночестве, о «вечных проблемах».

Что видит Тургенев опорой жизни человека?

Что нового вы узнали на уроке? Над чем вы задумались?

9. Домашнее задание.

-А теперь я предлагаю вам прослушать небольшой рассказ.

Я возвращался домой вечером. На улицах было пустынно, мрачно от надвигающегося дождя. Проходя по мосту, я заметил юношу, видимо он собирался броситься в воду. Я осторожно подошёл к нему и начал непринужденный разговор.

-Извините, у Вас не  найдётся немного денег. Вам ведь они теперь не нужны. А В соседнем квартале живёт очень бедная многодетная семья. У них нет денег даже на хлеб.

Юноша задумался, низко опустив голову.

-Деньги вам всё равно уже не нужны,- продолжал я,- а людям просто необходима помощь.

Юноша перелез через ограду моста, молча отправился в соседний квартал, нашёл бедную семью и ….

Придумайте своё продолжение этого рассказа
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект открытого урока на тему" И.С.Тургенев "Стихотворения в прозе"

Автор: Шулепова Ольга Николаевна

Дата: 17.02.2015

Номер свидетельства: 175039


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства