kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект интегрированного урока по литературе "Судьба личности в тоталитарном государстве"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: показать гуманистическую направленность произведения Замятина, утверждение писателем общечеловеческих ценностей.

Задачи:

1. Образовательные:

- проконтролировать степень усвоения основных знаний, умений и навыков, сформированных на предыдущих уроках;

- совершенствовать речевые навыки учащихся при полных ответах на вопросы, кратких пересказах и при создании устных иллюстраций;

- совершенствовать навыки частичного и полного анализа произведения;

- дать понятие «антиутопия»;

- выделить общее в романе «Мы» и произведениях русской и зарубежной литературы.

2.Развивающие:

- формировать умения сравнивать, обобщать и формулировать выводы;

- развивать речевую активность и самостоятельность.

- продолжить работ над умением переноса знаний в новые ситуации.

3. Воспитательные:

- способствовать в ходе урока формированию гуманистического мировоззрения, осознанию этических норм;

- осуществлять нравственное воспитание, рассмотреть в ходе урока вопросы о гуманизме, этических нормах поведения, нравственных ценностях;

- способствовать формированию нравственной позиции учащихся.

Использование ИКТ- презентация к уроку по роману Е.Замятина «МЫ»

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

 Слайд 2 (портрет писателя)

- Сегодня на уроке мы будем говорить о Евгении Замятине. Его имя было вычеркнуто из истории нашей литературы, а книги запрещены. И вот только сейчас возвращаются к читателю, к нам с вами. На нашем уроке мы будем говорить о жизни Е. Замятина, о его творческой судьбе, о судьбе его книги         романа-антиутопии «Мы», об идейном содержании этого фантастического   произведения,   о   том,   сбылись   ли   опасения   провидца Замятина.

-  Что же за человек был Евгений Иванович Замятин? Каким мы должны знать и помнить его?

2. Сообщение ученика о жизни писателя.

3. Слово учителя о фактах из биографии писателя:

-   Символичен  год  смерти  Замятина       1937.  Замятин       тоже  жертва сталинской    административной   машины   террора,    хотя    никто    его    не расстреливал. Его убила чужбина, невозможность работать, одиночество. Он ведь даже не поменял гражданства и жил по советскому паспорту, платил за ленинградскую   квартиру,   надеясь   вернуться.   Марина  Цветаева,   которая случайно оказалась на его похоронах в Париже, писала Ходасевичу:

Слайд 3 «Вчера на свежей могиле Замятина бросила ему щепотку глины на гроб. Было ужасно, растравительно бедно и людьми, и цветами - богато только глиной и ветрами». И в заключении: «У меня за него дикая обида».

Замятин всегда был неудобным человеком, «неудобным» писателем, стремясь и отстаивая свое право на самостоятельность мысли, на дерзкую и горькую правду. Вот что он писал в письме Сталину в 1937 г.: «Если я действительно преступник и заслуживаю кары, то все же думаю, не такой тяжкой, как литературная смерть, и поэтому прошу заменить этот приговор высылкой из пределов СССР. Если же я не преступник, я прошу разрешения выехать за границу - с тем, чтобы я мог вернуться назад, как только у нас станет возможно служить в литературе большим идеям без прислуживания маленьким людям». И далее: «Я не хочу скрывать, что основной причиной моей просьбы о разрешении выехать за границу - является безвыходное положение мое, как писателя, здесь, смертный приговор, вынесенный мне, как писателю, здесь».

Это письмо - конечно, поступок, мужественный поступок. Таким поступком явилось и главное произведение Замятина - роман - антиутопия «Мы», роман - пророчество, роман -предупреждение тем, кто в человеке видел лишь средство для достижения цели, пускай и самой прекрасной, самой благодетельной. Замятин противопоставляет свой скептический взгляд розовой сказке о фатально счастливом будущем человечества.

4. Закрепление сведений из теории литературы.

- Итак, роман-антиутопия «Мы». Антиутопия! Что это такое?

Вы хорошо знакомы с понятием утопия, утопический социализм и легко перечислите имена великих утопистов (Ответ: Сен-Симон, Томас Мор, Фурье, Оуэн, Кампанелла).

А с чьим именем связано в мировой философии само понятие, название «утопия»?  (Ответ: С именем Томаса Мора, второго в Англии человека после короля Генриха VIII).

5. Работа со словом «утопия».    

Вопрос классу:

- А что обозначало само слово «утопия»? Почему Мор именно так назвал свой счастливый остров, место всеобщего благоденствия и гармонии? «О觻 - нет, «юр - место. На Земле не было такого места. Общество, нарисованное Мором, идеальное, о нем люди мечтали за тысячу лет до Томаса Мора и будут мечтать всегда.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного урока по литературе "Судьба личности в тоталитарном государстве" »

Тема урока:

«Судьба личности в тоталитарном государстве»

по роману Евгения Замятина «Мы».

(Урок рассчитан на 2 часа ) Слайд 1


Цель: показать гуманистическую направленность произведения Замятина, утверждение писателем общечеловеческих ценностей.

Задачи:

1. Образовательные:

- проконтролировать степень усвоения основных знаний, умений и навыков, сформированных на предыдущих уроках;

- совершенствовать речевые навыки учащихся при полных ответах на вопросы, кратких пересказах и при создании устных иллюстраций;

- совершенствовать навыки частичного и полного анализа произведения;

- дать понятие «антиутопия»;

- выделить общее в романе «Мы» и произведениях русской и зарубежной литературы.

2.Развивающие:

- формировать умения сравнивать, обобщать и формулировать выводы;

- развивать речевую активность и самостоятельность.

- продолжить работ над умением переноса знаний в новые ситуации.

3. Воспитательные:

- способствовать в ходе урока формированию гуманистического мировоззрения, осознанию этических норм;

- осуществлять нравственное воспитание, рассмотреть в ходе урока вопросы о гуманизме, этических нормах поведения, нравственных ценностях;

- способствовать формированию нравственной позиции учащихся.


Использование ИКТ- презентация к уроку по роману Е.Замятина «МЫ»


Оборудование:

1. Портрет Е.И.Замятина.

2. Музыкальные фрагменты: Скрябин. Соната №3, ч.1. Свиридов «Время, вперёд!». И. Дунаевский «Марш энтузиастов».











Ход урока


  1. Вступительное слово учителя.

Слайд 2 (портрет писателя)

- Сегодня на уроке мы будем говорить о Евгении Замятине. Его имя было вычеркнуто из истории нашей литературы, а книги запрещены. И вот только сейчас возвращаются к читателю, к нам с вами. На нашем уроке мы будем говорить о жизни Е. Замятина, о его творческой судьбе, о судьбе его книги романа-антиутопии «Мы», об идейном содержании этого фантастического произведения, о том, сбылись ли опасения провидца Замятина.

- Что же за человек был Евгений Иванович Замятин? Каким мы должны знать и помнить его?


2. Сообщение ученика о жизни писателя.


3. Слово учителя о фактах из биографии писателя:

- Символичен год смерти Замятина 1937. Замятин тоже жертва сталинской административной машины террора, хотя никто его не расстреливал. Его убила чужбина, невозможность работать, одиночество. Он ведь даже не поменял гражданства и жил по советскому паспорту, платил за ленинградскую квартиру, надеясь вернуться. Марина Цветаева, которая случайно оказалась на его похоронах в Париже, писала Ходасевичу:

Слайд 3 «Вчера на свежей могиле Замятина бросила ему щепотку глины на гроб. Было ужасно, растравительно бедно и людьми, и цветами -- богато только глиной и ветрами». И в заключении: «У меня за него дикая обида».

Замятин всегда был неудобным человеком, «неудобным» писателем, стремясь и отстаивая свое право на самостоятельность мысли, на дерзкую и горькую правду. Вот что он писал в письме Сталину в 1937 г.: «Если я действительно преступник и заслуживаю кары, то все же думаю, не такой тяжкой, как литературная смерть, и поэтому прошу заменить этот приговор высылкой из пределов СССР. Если же я не преступник, я прошу разрешения выехать за границу - с тем, чтобы я мог вернуться назад, как только у нас станет возможно служить в литературе большим идеям без прислуживания маленьким людям». И далее: «Я не хочу скрывать, что основной причиной моей просьбы о разрешении выехать за границу - является безвыходное положение мое, как писателя, здесь, смертный приговор, вынесенный мне, как писателю, здесь».

Это письмо - конечно, поступок, мужественный поступок. Таким поступком явилось и главное произведение Замятина - роман - антиутопия «Мы», роман - пророчество, роман -предупреждение тем, кто в человеке видел лишь средство для достижения цели, пускай и самой прекрасной, самой благодетельной. Замятин противопоставляет свой скептический взгляд розовой сказке о фатально счастливом будущем человечества.


4. Закрепление сведений из теории литературы.

- Итак, роман-антиутопия «Мы». Антиутопия! Что это такое?

Вы хорошо знакомы с понятием утопия, утопический социализм и легко перечислите имена великих утопистов (Ответ: Сен-Симон, Томас Мор, Фурье, Оуэн, Кампанелла).

- А с чьим именем связано в мировой философии само понятие, название «утопия»? (Ответ: С именем Томаса Мора, второго в Англии человека после короля Генриха VIII).


5. Работа со словом «утопия».

Вопрос классу:

- А что обозначало само слово «утопия»? Почему Мор именно так назвал свой счастливый остров, место всеобщего благоденствия и гармонии? «О觻 - нет, «юр - место. На Земле не было такого места. Общество, нарисованное Мором, идеальное, о нем люди мечтали за тысячу лет до Томаса Мора и будут мечтать всегда.


6. Экскурс в пройденный в 10-м классе материал.

- В прошлом году мы с вами говорили об идеальном устройстве общества, когда читали произведение русского утописта. Назовите произведение и фамилию автора. Конечно, это «Что делать?» Чернышевского.

- А в какой части романа Чернышевского особенно сильна утопическая идея?

(В снах Веры Павловны).

- Какой видит жизнь Вера Павловна в своих снах?

(Идеальное устройство общества)

- Итак, если утопия - «идеально устроенное, идеально хорошее общество», то что же такое антиутопия?

Слайд 4.

Мы знаем значение частицы «анти» - против. Следовательно, антиутопия -это утопия со знаком минус. И если утопия - «идеально хорошее» общество, то антиутопия — «идеально плохое».

- «Идеально плохое», страшное устройство жизни мы видим в другом произведении русской литературы 19 века. Каком?

(Вромане М.Салтыкова-Щедрина «История одного города»).

- Там был герой, фантастический нивелятор, который всех хотел уравнять, создать в Глупове «казарменный» рай. Кто он?

(«Властный идиот» Угрюм- Бурчеев).

- Вы помните, что было идеалом для Угрюм-Бурчеева?

(«Прямая линия, отсутствие пестроты, простота, доведенная до наготы» - цитирование ученика).

- А ещё пустыня, потому что, когда в душе пустыня, то и всё вокруг должно быть пустыней.

- А как должна была строиться жизнь обывателей? Была ли у них личная жизнь? Были ли семьи? (Цитирование учеников).

- Довершая данную картину казарменного рая, Салтыков-Щедрин говорит: « В этом фантастическом мире нет ни страстей, ни увлечений, ни привязанностей. Все живут каждую минуту вместе, и всякий чувствует себя одиноким».

- Скажите, а эти слова нельзя ли отнести и к роману Замятина? Чувство одиночества не является ли главным, пронизывающим весь роман?


7. Пересказ содержания романа учеником (сжато)

- Попробуем выяснить, есть ли в романе аналогии и даже прямые выходы на роман Салтыкова - Щедрина? Вы нашли такие совпадения?

- Уже в «записи 1-ой» герой поёт гимн мудрейшей из линий. Какой бы вы думали? (Конечно, прямой.) Прочитайте цитату.

- В «записи 2-ой» дано описание города полиса, и невольно хочется воскликнуть: да это же новый, усовершенствованный Непреклонск! Найдите цитату.

- В «записи 3-ей» дан распорядок жизни нумеров, и опять узнаваемая картина. Процитируйте.

- В «записи 4-ой» рассказывается о том, как устроено жилище каждого нумера.

Процитируйте.

- Таким образом, Хранители или шпионы, как у Салтыкова-Щедрина, -неотъемлемая важнейшая часть тоталитарного общества.

Как вы думаете, почему так похожи, даже в мелочах, произведения Салтыкова-Щедрина и Замятина? Мало того, если мы возьмем роман антиутопию Дж.Орруэла «1984», в котором он из 1948 года рисует будущее нашей страны Советского Союза, то найдется там очень похожее на замятинское устройство жизни. В чем дело?

(Ответ один: во всех этих произведениях авторы рисуют тоталитарный режим).

- А какое устройство жизни предполагает тоталитарный режим? Заглянем в словарь Ожегова, в нем слово «тоталитарный» имеет объяснение «фашистский».

Слайд 5.

- Несвобода, упразднение человеческой индивидуальности, права человека на самостоятельность воли и мысли — вот черты тоталитарного режима.

- Чем же страшен такой режим? От чего предостерегает читателя Замятин?

- Страшно стирание, нивелировка (управление), единообразие личностей. Помните, как с гордостью напишет Д-503 во 2-ой записи своего конспекта: «Никто не один, но «один из». Мы так одинаковы». А в записи 3-ей будет сетовать на то, что не до конца удалось подчинить человеческую природу математической формуле счастья, а жизнь каждого нумера Часовой Скрижали.

- В романе Евгения Замятина создано «счастливое» общество, какое оно, чем живёт, на чём основано его счастье?

( Уже на первых страницах романа Е. Замятин создаёт модель идеального, с точки зрения утопистов, государства, где найдена долгожданная гармония общественного и личного, где все граждане обрели, наконец, желаемое счастье.) Процитируйте.

(«Как всегда, Музыкальный Завод всеми своими трубами пел Марш Единого Государства. Мерными рядами, по четыре, восторженно отбивая такт, шли нумера - сотни, тысячи нумеров, в голубоватых юнифах, с золотыми бляхами на груди - государственный нумер каждого и каждой. И я мы, четверо, - одна из бесчисленных волн в этом могучем потоке».)

Учитель музыки:

- Мы знаем, что Музыкальный завод всеми трубами играл Марш Единого Государства. Я включу сейчас для прослушивания два небольших музыкальных фрагмента. Это «Время, вперёд!» Свиридова и «Марш энтузиастов» Дунаевского. Попытайтесь выбрать тот, который мог бы быть Маршем Единого Государства. Определите характер музыкальных . произведений (используя определения), что сближает эти произведения, что общего в них? Ответ обоснуйте.

(Учитель включает фрагмент из произведения Свиридова «Время, вперёд!», затем из произведения И .Дунаевского «Марш энтузиастов». Учащиеся выбирают произведения, обосновывая свой выбор).

Учитель музыки:

Слайд 6

- Давайте, обратим внимание на. Совпадают ли наши определения?

- Жанр «Марша энтузиастов» - это марш советской эпохи.

- Жанр «Время, вперед!» - революционный романтизм.

- Но оба эти произведения сближает советская эпоха, вера в светлое будущее, стремление к счастью.

- Музыка какого произведения, по вашему мнению, созвучна с романом «Мы»?

(И. О. Дунаевский «Марш энтузиастов»)

Учитель музыки: В 1940 году режиссёр Александров снимал фильм «Светлый путь». Музыку для этого фильма писал Дунаевский. Когда уже окончательно определилась музыка основной темы марша, припев к маршу долго не сочинялся. «Помнится, композитору сначала никак не удавался припев к «Маршу энтузиастов»

Слайд 7 вспоминал композитор Соловьев-Седой.- Был момент, когда он отчаялся его сочинить и предлагал товарищам по жанру, в том числе и автору этих строк, в порядке соавторства дописать припев. Но, в конце концов, конечно, нашёл его сам!»

- И помог в этом композитору завод «Электросила». В один из своих приездов к рабочим Дунаевский выступил с концертом во время обеденного перерыва в крупнейшем турбогенераторном цехе. Вслушиваясь в ритмичный гул станков, композитор вдруг «услышал» чёткий ритм музыки будущего припева.

- Возвращаясь после концерта, Дунаевский увидел на заводском дворе группу рабочих, бодро и дружно шагающих заступать в рабочую смену. Ритм их шагов будто ещё что-то подсказал композитору: «Друзья мои! -воскликнул он, обращаясь к провожающим его рабкорам заводской газеты.-Так ведь это же и есть «Марш энтузиастов»! Серёжа (это уже к шофёру), гони к роялю!»

- Итак, мы видим, что в музыке Дунаевского и в романе Замятина один и тот же замысел — показать четкость, уверенность в своих действиях, единение в работе и мыслях, т.е. те черты, которые были присущи социалистической эпохе.

- Расскажите о Едином Государстве и механизмах его управления. Как живут герои - «нумера» в Едином Государстве?

Слайд 8

(В романе "Мы " в фантастическом и гротескном обличье предстает перед читателем возможный вариант общества будущего. Реализуется мечта сильных мира сего: "Жизнь должна стать стройной машиной и с механической неизбежностью вести нас к желанной цели ". К сожалению, в таком обществе нет ничего, что бы не предвещала уже современная писателю реальность. Перед нами разворачивается ''математически совершенная жизнь " Единого Государства.

Слайд 9

Символический образ "огнедышащего интеграла", чуда технической мысли и одновременно орудия жесточайшего порабощения открывает книгу. Бездушная техника вместе с деспотической властью превратили человека в придаток машины, отняли у него свободу, воспитали в добровольном рабстве. Мир без любви, без души, без поэзии. Человеку-"нумеру", лишенному имени, было внушено, что "наша несвобода " есть "наше счастье " и что это "счастье " состоит в отказе от собственного "я " и растворении в безличном "мы ").

Неслучайно с такой гордостью восклицает Д-503, восхищаясь прозрачностью жилищ: «Нам нечего скрывать друг от друга». «Мы счастливейшее среднее арифметическое», - вторит ему другой герой, государственный поэт К-13. Одинаковостью, механичностью отличается вся их жизнедеятельность, предписанная Часовой Скрижалью. В Едином Государстве воцарилось всеобщее «математически безошибочное счастье».

- Итак, подведём предварительные итоги: жизнь Единого Государства математически выверена, совершенна. В Едином Государстве всё разумно, всё учтено, всё подчинено одной цели - «заставить» всех быть счастливыми.

- Счастливы ли жители Единого Государства?

Чтобы ответить на этот вопрос давайте обратимся к герою этого

произведения, математику, строителю Интеграла Д - 503.

Слайд 10

( Чтение отрывка. С самого начала произведения до слов: «...мудрая прямая

- мудрейшая из линий».)

- Счастлив ли герой произведения?

(Герой счастлив, доволен жизнью).

- Чаще всего Замятин вкладывает в уста главного героя доказательства истинности счастья всех нумеров, который постоянно ищет все новые и новые подтверждения правоты Единого Государства. Он находит эстетическое оправдание несвободе. Процитируйте.

(«Почему танец красив? Ответ: потому что это несвободное движение, потому что весь глубокий смысл танца именно в абсолютной, эстетической подчиненности, идеальной несвободе»).

- В чём же заключено счастье «нумеров»? Вспомните формулу счастья, выведенную в Едином Государстве.

Слайд №11

- Известно, что величина дроби зависит оттого, насколько велик числитель и насколько мал знаменатель. Значит, чтобы сделать человека счастливым, нужно дать ему как можно больше наслаждений и насколько возможно уменьшить зависть. А как устранить зависть?

С помощью всеобщего равенства: одинаковая еда, одинаковое питьё, одежда («юнифа»), общий режим, права и возможности.

- А любовь признается единым государством? Любовь, которая для древних была источником трагедий?

(В Едином государстве всё сведено к приятно полезной функции организма, которая отправляется по розовым талонам в специально отведенные для этого дни и часы. Учащиеся цитируют запись 5-у).

- Итак, даже любовь превратилась в «приятно - полезную функцию организма»

Слайды № 12 и 13.

- Замятин показывает потерю жизнеспособности, истощение воли граждан, слепо вверивших свою судьбу государству. Вспомните эпизод с удалением фантазии.

Существуют в этом мире искусство, поэзия? Что представляет собой музыка Единого государства?

(Производство посредством музыкомера музыкальных композиций). - А нужен ли талант, вдохновение, чтобы создавать такие «произведения»? (Цитируем 4-ую запись).

- Какая поэзия разрешена в Едином государстве?

(Только восхваляющая Благодетеля, Машину, Единое государство).

- Как бы мы сегодня назвали такую литературу? (Литературой «Социального заказа»). Какой герой в романе Замятина является таким сладкоголосым одописцем? (Нумер К-13, государственный поэт).

- Перлом его, воспевающим 4 правила арифметики, по которым устроена жизнь Единого государства, является строчки из записи 12-ой. (Найдите их).

- И если находился среди поэтов тот, кто хотел петь по-своему и говорил, что гений, а гений - выше закона, что было с таким смельчаком?

(Его ждала Машина Благодетеля. Государственные поэты, продавшие Благодетелю тело и душу, должны были воспевать карающую руку Благодетеля).

- Судьба мятежного поэта ничего не напоминает вам? (Не свою ли судьбу провидел «сквозь магический кристалл» времени Замятин? Не судьбу ли нашей многострадальной литературы? Вспомним Мандельштама, Гумилева, Цветаеву, Есенина...)


Вывод: Значит, нет личности, нет «Я» в таком государстве, чем оно заменено? Усредненным «Мы».

- И все-таки в Едином государстве зреет протест. Замятин изображает духовную эволюцию героя Д - 503, прослеживает, как от осознания себя микробом в этом мире, он приходит к ощущению целой вселенной внутри себя. В глубине сознания он догадывается, что есть в мире что-то, не поддающееся логике, рассудку.

- С какого момента начинают происходить с ним перемены? (С того, когда в его жизнь входит I- 330).

- Первое ощущение душевной болезни приходит к герою, когда они слушают Музыку Скрябина.


Слайд 14 Звучит Соната №3

Учитель музыки; Почему именно музыку Скрябина слушают герои романа?

Вероятно, эта музыка была символом духовности, символом иррациональности, непознаваемости человеческой натуры, воплощением гармонии, той силы, которая заставляет звучать самые тайные струны души. Борис Пастернак, великий современник Замятина, также воспринимал музыку Скрябина: «Боже, что это была за музыка! Симфония беспрерывно рушилась и обваливалась, как город под артиллерийским огнем, и вся строилась и росла из обломков и разрушений...тотчас же начинают течь у вас слезы...Мелодии, смешиваясь со слезами, текут прямо по вашему нерву к сердцу, и вы плачете не оттого, что вам печально, а оттого, что путь к вам

вовнутрь угадан верно и проницательно...»

Один ли он такой, сомневающийся, в Едином Государстве?

Герой не одинок. Неслучайно доктор говорит об «эпидемии души». - Как Д-503 начинает воспринимать мир?

(Раздваивается восприятие героем мира. Ясное безоблачное небо постепенно превращается в сознании героя в тяжёлое, чугунное. Меняется и речь. Обычно логически выстроенная, она становится сбивчивой, полной повторов и недоговорённостей).

- И дело не только в смятении, в эмоциональном предельном напряжении, переживаемом героем, но и в том, что слова любви, ревности незнакомы ему. Д-503 привык к отношениям с женщинами как к «приятно-полезной функции организма», как к выполнению долга перед Единым Государством. Любовь к I- 330 - это нечто совсем другое.

- История любви Д-503 к 1-330 может показаться чисто личной на фоне полных значения коллизий в государстве будущего - строительство Интеграла и заговора против него. Но она не случайно пронизывает всё повествование. Именно в ней, этой достоверной человеческой драме, находит образное воплощение главная мысль Замятина - его тревога о человеке, его надежды и сомнения о светлом будущем. Цитируем.

(«...Не было Единого Государства, не было меня. Были только нежно-острые, стиснутые зубы, были широко распахнутые мне глаза — и через них я медленно входил внутрь все глубже. И тишина — только в углу за тысячи миль — капают капли в умывальнике, и я — вселенная, и от капли до капли -эры, эпохи...»).

- Д-503, создатель рукописи, дважды меняет в романе свой облик: сначала духовно воскресает, затем духовно погибает. После появления у Д - 503 «неизлечимой души» развёртывается трагическая история его «гибели». Возникшая было многомерность его сознания сводится к одномерности при помощи Великой Операции, используемой в Едином Государстве как радикальный метод «идеологического» воздействия на жителей и генеральный ответ на все вопросы, заданные Д - 503.

- Как Д-503 прощается с читателями?

(«Я ухожу - в неизвестное. Это мои последние строки. Прощайте - вы, неведомые, вы, любимые, с кем я прожил столько страниц, кому я, заболевший душой, - показал всего себя, до последнего смолотого винтика, до последней лопнувшей пружины...я ухожу»; «Я не могу больше писать - я не хочу больше!»)

- Кто ещё в романе бросает вызов Единому Государству?

(Это 1-330. Не принимая всеобщего «сдобного» счастья, она заявляет: «...я не хочу, чтобы за меня хотели другие, а хочу хотеть сама». Под ее влияние попадает не только Д-503, но и верноподданный поэт К-13 (вспомним его бледное лицо и трясущиеся губы в день казни), и доктор, выдающий липовые справки, и даже один из Хранителей. Неподчинение воле Единого Государства проявляет и безымянный поэт, сочинивший кощунственные стихи. И даже О-90, такая слабая и беззащитная, вдруг ощутила потребность в простом человеческом счастье, в счастье материнства.

А сколько их еще! И та женщина, что бросилась через строй к одному из арестованных, и те тысячи, что попытались проголосовать «против» в День Единогласия, и те, кто пытался захватить Интеграл, и те, кто взорвал Стену, наконец, те дикие, живущие за Зеленой Стеной, чудом уцелевшие после Двухсотлетней войны, назвавшие себя Мефи.)


- Итак, Единому Государству, его абсурдной логике в романе противостоит пробуждающаяся душа, то есть способность чувствовать, любить, страдать. Душа, которая и делает человека человеком, личностью. Единое Государство не смогло убить в человеке его духовное, эмоциональное начало.

Но финал романа мрачен. Рассудочная и бездушная машина Единого Государства одолевает сопротивление. Как это происходит?

Слайд 15

(Разработана и поголовно осуществляется операция по удалению у человека фантазий, а с ней и всего человеческого - неудовлетворённости, живых переживаний, воображения. Произошло насилие над человеческим «я», уничтожение вместе с фантазией личностного самосознания. «Я» перестаёт существовать как таковое - оно становится лишь органической клеточкой «мы», песчинкой большого коллектива, составляющей толпы).

- Но есть в романе Замятина и оптимистическая нота. О- 90 - единственно спасшаяся душа, она обрела свободу, благодаря жажде продолжения рода, естественному желанию иметь ребёнка, а не государственного «нумера». Она уходит за Зелёную Стену.

Ребёнок, который должен у неё родиться, символизирует надежду на победу над тоталитарной утопией. Туда же, в пролом стены, устремляются ещё «с полсотни громких, весёлых, крепкозубых». Таким образом, по мысли Замятина, человек способен не сломаться внутренне, однако противостояние злу в эпоху крушения гуманизма -трагическое противостояние.


8. Подведение итогов.

1. Какие проблемы подняты в романе Замятина?

(Проблема тоталитарного общества;

проблема подавления, несвободы личности, в т.ч. личности художника в таком государстве;

проблема опасности бездушной машинизации (сегодня компьютеризации) жизни людей).

2. Почему роман «Мы» можно назвать романом-предостережением?

(Это произведения о будущем, которое рисует Замятин отнюдь не идеальным и светлым. Он предсказывает такое устройство общества, при котором человеческая личность будет обесценена, подавлена властью машин или политической диктатурой. Замятин предвидел ход общественного развития России на многие десятилетия вперёд. Мы узнаём на страницах романа «Мы» вехи советской истории - на протяжении свыше семидесяти лет. «Индустриализация» и «коллективизация», голод, «культурная революция» под контролем аппарата, политические процессы против «врагов народа» и инакомыслящих, торжественные бдения толп по поводу разгрома очередных действительных или мнимых противников генеральной линии, единогласные выборы, «нерушимое единство партии и народа», культ Благодетеля (И.В. Сталина), холодная война, «железный занавес» и Берлинская стена; страна, превращённая в единый архипелаг ГУЛАГ и наполняющие лагеря миллионы под безликими номерами: Щ - 854 (знаменитый герой Солженицына - Иван Денисович) или Щ - 202 (сам А.И. Солженицын). Вспомним и «гениальные» афоризмы Сталина, заполнявшие десятилетиями умы советских людей: «Техника решает всё», «Кадры решают всё», «Писатели - инженеры человеческих душ», «Жить стало лучше, жить стало веселее», - и поймём, как много в нашей жизни было предсказано замятинским романом «Мы»).

- Таким образом, мы можем подвести итог нашего урока.

Слайд 16 (вывод)

Замятина тревожила, надо думать, не будущая власть вещей и машин над людьми, а уже в те дни наступавшая на человека власть тоталитарного государства. Он понимал, что она более реальная и более опасная угроза человеческому будущему. И главный смысл его предостережения направлен именно против любой формы диктатуры.


10. Домашнее задание.

Ответить на вопрос: актуальны ли проблемы, поднятые Е.И.Замятиным в романе «Мы», для современного общества.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Семенова Нина Алексеевна

Дата: 06.10.2015

Номер свидетельства: 236817


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства