kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект и презентация к уроку литературы "Произведение Олжаса Сулейменова "Волчата""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока и презентация к нему. 

Русская литература в 8 кл

 

Тема урока: О.Сулейменов «Волчата»

 

Цели урока: 1. Формирование общего представление о жизни и творчестве

                            О.Сулейменова, о содержании стихотворения.

                         2. Продолжить работу над развитием речи учащихся, развивать

                            логическое мышление, познавательный интерес, самостоятельно

                            добывать знанье.

                         3.Привлечь внимание учащихся интересовать их темой урока

 

Тип урока: комбинированный

 

Методы и приемы: словесный, вопросы-ответы, чтение текста

 

Оборудование: Портрет О.Сулейменова выставка книг, кластеры, диаграмма

 

Ход урока

I.Организационный момент

II.Сообщение темы и цели урока

III.Проверка д/з:

  1. О чем рассказывается в повести?
  2. Какие проблемы ставит автор в повести?
  3. Кто помогает Петру войти в реальный мир?
  4. Как вы думаете счастлив ли главный герой поэмы-слепой музыкант.
  5. С помощью чего выражает свое чувство, к счастью?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«волчата сулейменов»

Дата: 30.01.14 г.

Русская литература в 8 кл


Тема урока: О.Сулейменов «Волчата»


Цели урока: 1. Формирование общего представление о жизни и творчестве

О.Сулейменова, о содержании стихотворения.

2. Продолжить работу над развитием речи учащихся, развивать

логическое мышление, познавательный интерес, самостоятельно

добывать знанье.

3.Привлечь внимание учащихся интересовать их темой урока


Тип урока: комбинированный


Методы и приемы: словесный, вопросы-ответы, чтение текста


Оборудование: Портрет О.Сулейменова выставка книг, кластеры, диаграмма


Ход урока

I.Организационный момент

II.Сообщение темы и цели урока

III.Проверка д/з:

  1. О чем рассказывается в повести?

  2. Какие проблемы ставит автор в повести?

  3. Кто помогает Петру войти в реальный мир?

  4. Как вы думаете счастлив ли главный герой поэмы-слепой музыкант.

  5. С помощью чего выражает свое чувство, к счастью?


I.Объяснение нового материала


1.Рассказ учителя о жизни и творчестве О.Сулейменова.

- Олжас Омарович Сулейменов родился в 1936 г. в Алмате. В 1958 г.окончил геологический факультет КАЗГУ, позже – Литературный институт им.А.Горького. Сулейменов помнит слова своего предка Олжабая батыра в честь которого его назвали, о том. Что человек из седьмого колена будет галым (знающим). Первые стихи О.Сулейменова были напечатаны в 1959г. В 1961 г. вышла в свет поэма «Земля, поклонись Человеку!», посвященное полету в космос первого человека планеты земля Юрия Гагарина, и сборник стихов «Аргамаки», «Солнечные ночи», «Ночь парижанка», «Год обезяны», «Аз и я».

В своем творчестве Сулейменов всегда стремится «возвысить степь, не унижая горы», сблизить прошлое и настоящее, обращаясь к истории казахского народа. Он стал инициатором создания общественного движения «Невада-Семипалатинск» участники его добились закрытие ядерного полигона под Семипалатинском в 1991г. Деятельность Сулейменова как главы этого движения нашла отражение в его творчестве: в апреле 1992г. в ТЮЗе (Алматы) состоялось премьера спектакля по пьесе О.Сулейменова и Б.Мукаева « Заманакыр ». В ней показано трагическая судьба семьи, испытывающей последствие ядерных взрывов. А в октябре того же года в газете «Алматы акшамы» появилось статья «Миллион Олжаса » поэт перевел в фонд театры миллион рублей. Сейчас О.Сулейменов является постоянным представителем Казахстана в ЮНЕСКО.



2.Учащиеся записывают в таблицу новую для него информация.


Олжас Сулейменов

Знаю

Хочу знать

Узнал










3.Стихотворения «Волчата»

-В своем творчестве он обращается к проблемам нравственным, литературным, историческим, политическим, экологическим, лингвистическим. Сегодня мы познакомимся с его стихотворением «Волчата».

-Какие ассоциации вызывает слово волк. Составляем кластер.



злой


серый зверь


Волк


страшный хищник


разбойник


Слова учителя: С волком в основном связывают разрушительное, вызывающее страх, тревогу, опасение за жизнь.


II.Закрепление материала

  1. Чтение стихотворение

  2. Словарная работа

  3. Анализ текста

-Какая картина предстала перед человеком в густой лощине?

-Как вы думаете, какие мысли и чувства вызывала она у волчатника?

-В чем нарисованная поэтом трагедия?

-Почему не назвал в стих – нии ее истинный виновник?

-Какова главная мысль стих-ния?

4.Условно стих-е можно разделить на две части.

1 часть –состоящая из трех четверостиший заканчивается словами «неподатливую мать» неизвестно, кто убил волчицу, но можно предложить, что она погибла, добывая пищу для своих детенышей, чтобы спасти им жизнь.



Заботливая мать волчица



жизнь зло смерть -смерть



разделяет



Другие хищники люди (охота, забота)


2 часть –это страшная сцена: голодные волчата пьют густую, холодеющую кровь матери и вмести с ней в них вливается жажда мести.


Волчатник не тронул





добро –жизнь -зло –смерть

(человек) (волчата)



будут мстить


III. Дискуссия. Разделить класс на 2 группы –защитники-противники волков.


Защитники Противник

Можете ли вы сказать -почему люди

что-то в защиту этих волков? Преследуют волков?


VI. Итог урока. Диаграмма Венн.

Человек Волк

Разрушает мир природы, уничтожает его, а в будущем себе

Пытается отстоять свое право на существование, сохранить потомство, продолжить род




















Человек –вершина природы, но природа –ее подножье. Уничтожая природу, человек неизбежно уничтожает самого себя. Дети природы в борьбе за выживание не жалеют друг – друга. Живите с чувством любви к природе, к людям, к родным местам. Будьте достойными гражданами страны. Вспомните известные вам пословицы, поговорки об этом сером хищнике.

VII. Д/З: Напишите сценарии фильма о жизни волков.



Просмотр содержимого презентации
«О.Сулейменов Волчата»

Краткосрочный план урока литературы Джайлаубаевой Жаннеты Мырзахановны Урок литературы в 8 классе Тема урока: Олжас Сулейменов «Волчата» Цель урока: Знакомство с творчеством О.Сулейменова, формирование у учащихся коммуникативных навыков через групповую форму работы. Задачи урока: Помочь детям увидеть, почувствовать красоту языка Олжаса Сулейменова через его произведения. Развивать навыки выразительного чтения. Развивать навыки работы в составе малых групп. Развивать навыки исследовательской работы и познавательного интереса Способствовать развитию критического мышления, обмен идеями.

Краткосрочный план

урока литературы

Джайлаубаевой

Жаннеты

Мырзахановны

Урок литературы в 8 классе

Тема урока:

Олжас Сулейменов «Волчата»

Цель урока: Знакомство с творчеством О.Сулейменова, формирование у учащихся коммуникативных навыков через групповую форму работы.

Задачи урока:

  • Помочь детям увидеть, почувствовать красоту языка Олжаса Сулейменова через его произведения.
  • Развивать навыки выразительного чтения.
  • Развивать навыки работы в составе малых групп.
  • Развивать навыки исследовательской работы и познавательного интереса
  • Способствовать развитию критического мышления, обмен идеями.

Класс Возраст 8 класс Тема урока   Олжас Сулейменов «Волчата» Ссылки 14 – 15 лет Календарный план, среднесрочное и долгосрочное планирование, учебник Русская литература; авторы: З.И.Боранбаева, Р.С.Сверчкова; Алматы « Білім» 2004. Цель урока Знакомство с творчеством О.Сулейменова, формирование у учащихся коммуникативных навыков через групповую форму работы. Задачи урока:

Класс

Возраст

8 класс

Тема урока

 

Олжас Сулейменов «Волчата»

Ссылки

14 – 15 лет

Календарный план, среднесрочное и долгосрочное планирование, учебник Русская литература; авторы: З.И.Боранбаева, Р.С.Сверчкова; Алматы « Білім» 2004.

Цель урока

Знакомство с творчеством О.Сулейменова, формирование у учащихся коммуникативных навыков через групповую форму работы.

Задачи урока:

  • Помочь детям увидеть, почувствовать красоту языка Олжаса Сулейменова через его произведения.
  • Развивать навыки выразительного чтения.
  • Развивать навыки работы в составе малых групп.
  • Развивать навыки исследовательской работы и познавательного интереса
  • Способствовать развитию критического мышления, обмен идеями.
Тип урока Урок изучения нового материала Ожидаемый результат обучения Ключевые идеи По окончании занятия учащиеся: Методы обучения Внедрение и интеграция семи модулей программы Кембриджского университета активизирует мыслительную деятельность и мотивирует учебную деятельность учащихся. Узнают много интересного о жизни О.Сулейменова; Познакомятся с стихотворением «Волчата»; Научатся выражать свою точку зрения; Смогут определять основную мысль стихотворения; Научатся анализировать, аргументировать, высказывать свою точку зрения; Выучат новые слова и обогатят словарный запас; Узнают много интересного о среде обитания волков.  Частично-поисковый,  наглядный,  словесный,  проблемный.

Тип урока

Урок изучения нового материала

Ожидаемый результат обучения

Ключевые идеи

По окончании занятия учащиеся:

Методы обучения

Внедрение и интеграция семи модулей программы Кембриджского университета активизирует мыслительную деятельность и мотивирует учебную деятельность учащихся.

  • Узнают много интересного о жизни О.Сулейменова;
  • Познакомятся с стихотворением «Волчата»;
  • Научатся выражать свою точку зрения;
  • Смогут определять основную мысль стихотворения;
  • Научатся анализировать, аргументировать, высказывать свою точку зрения;
  • Выучат новые слова и обогатят словарный запас;
  • Узнают много интересного о среде обитания волков.

  • Частично-поисковый,
  • наглядный,
  • словесный,
  • проблемный.

Формы обучения Фронтальная, коллективная: групповая, парная, индивидуальная, самостоятельная работа. Ресурсы Интерактивная доска, слайды по теме, слайды с иллюстрациями волка, слайды с портретами Олжаса Сулейменова, слайды о Всемирном антиядерном движении «Невада – Семей», флипчарт, маркеры,стикеры. Задания

Формы обучения

  • Фронтальная,
  • коллективная: групповая, парная,
  • индивидуальная,
  • самостоятельная работа.

Ресурсы

  • Интерактивная доска, слайды по теме, слайды с иллюстрациями волка, слайды с портретами Олжаса Сулейменова, слайды о Всемирном антиядерном движении «Невада – Семей», флипчарт, маркеры,стикеры.

Задания

  • Ассоциация.
  • Обмен идеями в группах.
  • Словарная работа.
  • Таблица – ЗНАЮ - ХОЧУ ЗНАТЬ – УЗНАЛ
  • Кластер
  • Презентация
  • Диспут
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Этапы урока Время 1. Организационный момент Приветствие (мин.) Атмосфера в классе 2 мин. Учитель создает ситуацию успеха Психологический настрой на урок Действия преподавателя и учеников Создание групп  Доброжелательность Преподаватель приветствует учащихся и проводит психологический настрой на урок  Взаимоуважение Преподаватель раздала стикеры – красные, зелёные, жёлтые. Они рассаживаются по цветам. 1 группа –жёлтые (слабые) 2группа - зелёные (средние) 3 группа – красные (сильные, одарённые)

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Этапы урока

Время

1. Организационный момент

Приветствие

(мин.)

Атмосфера в классе

2 мин.

Учитель создает ситуацию успеха

Психологический настрой на урок

Действия преподавателя и учеников

Создание групп

Доброжелательность

Преподаватель приветствует учащихся и проводит психологический настрой на урок

Взаимоуважение

Преподаватель раздала стикеры – красные, зелёные, жёлтые. Они рассаживаются по цветам. 1 группа –жёлтые (слабые)

2группа - зелёные (средние)

3 группа – красные (сильные, одарённые)

2. Основная часть Постановка темы и целей урока. 5мин. Слово учителя. Показ слайдов приготовленных одарённымиучащимися Внимательность, усидчивость, взаимоуважение. Введение в тему. Сегодня мы познакомимся с произведением О.Сулейменова «Волчата» Предисловие сейчас вам расскажет и покажет Бекполатова Нуржанат. (показ первого слайда) В романе можно выделить три основные сюжетные линии: 1-это судьба пары волков- Акбары и Ташчайнара. 2-это судьба Авдия Каллистратова. 3-это судьбы Базарбая,Бостона и  других героев. Необдуманный поступок Базарбая стал причиной многих бед.Волки начали мстить людям:они задрали много овец и даже набрасывались на людей. Показ второго слайда.

2. Основная часть

Постановка темы и целей урока.

5мин.

Слово учителя. Показ слайдов приготовленных одарённымиучащимися

Внимательность, усидчивость, взаимоуважение.

Введение в тему. Сегодня мы познакомимся с произведением О.Сулейменова «Волчата» Предисловие сейчас вам расскажет и покажет Бекполатова Нуржанат. (показ первого слайда)

В романе можно выделить три основные сюжетные линии:

1-это судьба пары волков- Акбары и Ташчайнара.

2-это судьба Авдия Каллистратова.

3-это судьбы Базарбая,Бостона и

других героев.

Необдуманный поступок Базарбая

стал причиной многих бед.Волки

начали мстить людям:они задрали

много овец и даже набрасывались на людей.

Показ второго слайда.

3. Подготовка к изучению новой темы. 5 мин. Обмен идеями в группах. Работа в группах Знакомство с краткими биографическими данными, библиографическими данными О.Сулейменова. (слайд приготовил Кенжебаев М) 3 мин. Активное взаимодей  «Обмен идеями в группах» Таблица ЗХУ Обменяйтесь своими версиями предполагаемого содержания. Кто хотел бы озвучить свои идеи в группе? Кенжебаев М. ствие учащихся в составе групп, взаимоуваже Знакомит учащихся с биографией и библиографией поэта. Презентация слайдов. Ассоциации. Какие ассоциации возникают, когда вы слышите слово «Волчата»? ние, выслушиваниемнений других Краткий анализ ассоциаций (Волчата-обитают в лесах, степях. Они маленькие, злые, голодные,)

3. Подготовка к изучению новой темы.

5 мин.

Обмен идеями в группах. Работа в группах

Знакомство с краткими биографическими данными, библиографическими данными О.Сулейменова. (слайд приготовил Кенжебаев М)

3 мин.

Активное взаимодей

«Обмен идеями в группах»

Таблица ЗХУ

Обменяйтесь своими версиями предполагаемого содержания. Кто хотел бы озвучить свои идеи в группе?

Кенжебаев М.

ствие учащихся в составе групп, взаимоуваже

Знакомит учащихся с биографией и библиографией поэта. Презентация слайдов.

Ассоциации. Какие ассоциации возникают, когда вы слышите слово «Волчата»?

ние, выслушиваниемнений других

Краткий анализ ассоциаций (Волчата-обитают в лесах, степях. Они маленькие, злые, голодные,)

4. Работа в группах Работа в группах Работа в группах 5 Задание №1 Комфортная обстановка для активного взаимодей 5 мин. Задание № 2 мин. Вниматель 1 группа – Работа с портретом (описание портрета поэта) ствия преподавателя с учащимися. 1 группа – Нарисуйте волка. Напишите ответы на вопрос: Какой волк в жизни? Свободный обмен мнениями. ность учащихся, активность, взаимоуважение, взаимоподдержка, взаимопомощь. 2 группа – Что знаете о волках? Где живут? Чем питаются? и т.д. 2 группа – Какие фильмы, мультфильмы, сказки о волках вы смотрели или читали? Напишите как можно больше. 3 группа – Какие произведения О.Сулейменова вы знаете? 3 группа – Какие произведения литературы и живописи вы знаете? Напишите. Защита работы на местах. Лидеры групп выходят и защищают групповую работу . Просмотр остальных слайдов о волках в жизни и в сказках.

4. Работа в группах

Работа в группах

Работа в группах

5

Задание №1

Комфортная обстановка для активного взаимодей

5 мин.

Задание № 2

мин.

Вниматель

1 группа – Работа с портретом (описание портрета поэта)

ствия преподавателя с учащимися.

1 группа – Нарисуйте волка. Напишите ответы на вопрос: Какой волк в жизни?

Свободный обмен мнениями.

ность учащихся, активность, взаимоуважение, взаимоподдержка, взаимопомощь.

2 группа – Что знаете о волках? Где живут? Чем питаются? и т.д.

2 группа – Какие фильмы, мультфильмы, сказки о волках вы смотрели или читали? Напишите как можно больше.

3 группа – Какие произведения О.Сулейменова вы знаете?

3 группа – Какие произведения литературы и живописи вы знаете? Напишите.

Защита работы на местах.

Лидеры групп выходят и защищают групповую работу . Просмотр остальных слайдов о волках в жизни и в сказках.

Работа над стихотворением Олжаса Сулейменова «Волчата» Чтение стихотворения по частям Показ и работа со слайдами 5 Активность чащихся, внимательность, дружеская атмосфера. 5 мин. мин. Вниматель Работа над произношением. Учащиеся правильно произносят словосочетания. Вспомнить средства выразительности (метафоры, сравнения, эпитеты…) Словарная работа. ность учащихся, активность, взаимоуважение, взаимоподдержка, взаимопомощь.

Работа над стихотворением Олжаса Сулейменова «Волчата»

Чтение стихотворения по частям

Показ и работа со слайдами

5

Активность чащихся, внимательность, дружеская атмосфера.

5 мин.

мин.

Вниматель

  • Работа над произношением. Учащиеся правильно произносят словосочетания.
  • Вспомнить средства выразительности (метафоры, сравнения, эпитеты…)
  • Словарная работа.

ность учащихся, активность, взаимоуважение, взаимоподдержка, взаимопомощь.

  • Чтение 1 части учителем.
  • Чтение 2 части 1-й группой.
  • Чтение 3 части 2-й группой.
  • Чтение 4 части 3-й группой.
  • Чтение 5 части – хором.
6.  Обсуждение  Беседа по содержанию 4мин  7. Работа в группах Диспут 3мин 8. Итог урока Активность чащихся, внимательность, дружеская атмосфера. 2 мин. Рефлексия Кто шел по степи? Кого он увидел? Как лежала волчица? Как сосали волчата свою мать? Почему волчатник не тронул волчат? Сплоченность групп, активность, взаимоподдержка, взаимопомощь. 9.Последующее Дружеская атмосфера задание 2 мин. Проведение небольшого диспута Самооценивание, взаимооценивание (оценочные листы) Суммативное оценивание учителем 2 -группа Человек прав в том, что не  Внимательность Биография поэта.  тронул волчат. Почему? Выразительное чтение стихотворения 3 -группа Человек не прав в том, что  оставил волчат живыми. «Волчата» О.Сулейменова наизусть.  Почему? Нарисовать рисунок к стихотворению Чтение мнений каждой группы. 1 группа оценивает работу 2 и 3 групп

6. Обсуждение

Беседа по содержанию

4мин

7. Работа в группах

Диспут

3мин

8. Итог урока

Активность чащихся, внимательность, дружеская атмосфера.

2 мин.

Рефлексия

  • Кто шел по степи?
  • Кого он увидел?
  • Как лежала волчица?
  • Как сосали волчата свою мать?
  • Почему волчатник не тронул волчат?

Сплоченность групп, активность, взаимоподдержка, взаимопомощь.

9.Последующее

Дружеская атмосфера

задание

2 мин.

Проведение небольшого диспута

Самооценивание, взаимооценивание (оценочные листы) Суммативное оценивание учителем

2 -группа Человек прав в том, что не

Внимательность

Биография поэта.

тронул волчат. Почему?

Выразительное чтение стихотворения

3 -группа Человек не прав в том, что

оставил волчат живыми.

«Волчата» О.Сулейменова наизусть.

Почему?

Нарисовать рисунок к стихотворению

Чтение мнений каждой группы.

1 группа оценивает работу 2 и 3 групп

Интеграция семи модулей

Интеграция семи модулей

Какие задания использовала и стратегии предприняла Ассоциации Создание атмосферы  сотрудничества Саморегуляция Знаю Хочу знать Узнал Обучение КМ Новые подходы Работа в группах Кластер Диалог Обмен идеями Обуч.талантливых Дискуссия Групповая  презентация тьютеры Оценивание Поощрение групп Оценщики Возрастные особ. Взаимооценивание ИКТ Самоценивание Лидерство Интернет- ресурсы  Задания с учётом Возрастных особенностей Иллюстрации Мультимедиа  презентация Лидеры групп

Какие задания использовала и стратегии предприняла

Ассоциации

Создание атмосферы

сотрудничества

Саморегуляция

Знаю

Хочу знать

Узнал

Обучение КМ

Новые подходы

Работа в группах

Кластер

Диалог

Обмен идеями

Обуч.талантливых

Дискуссия

Групповая

презентация

тьютеры

Оценивание

Поощрение групп

Оценщики

Возрастные особ.

Взаимооценивание

ИКТ

Самоценивание

Лидерство

Интернет-

ресурсы

Задания с учётом

Возрастных

особенностей

Иллюстрации

Мультимедиа

презентация

Лидеры

групп

Эпизоды урока

Эпизоды урока

Самоанализ урока

оценивание, взаимооценка и самооценка, развитие лидерских качеств учащихся, развитие саморегуляции, обучение талантливых и одаренных детей, обучение критическому мышлению. Диалог проходил через весь урок (рассуждали, , доказывали, принимали решения, делали свой выбор и выводы). Оценки были выставлены до звонка с комментариями учителя и лидеров групп, которые оценивали работу членов групп на оценочных листах. Все учащиеся по итогам урока получили «5» и «4». Из 12 человек:7 человек получили - «5»; 5 человек получили - «4». Домашнее задание было дано до звонка с пояснением и носило творческий характер. Учащимся надо было приготовить групповую презентацию по теме и подготовиться к защите своих работ, выразительное чтение стихотворения О. Сулейменова «Волчата» наизусть.

По данному уроку следует отметить, что цель, которую я преследовала достигнута. Интеграция модулей позволила создать благоприятные условия для эффективного обучения на уроке.Ученики выполнили все запланированные задания. Научились слушать и слышать друг друга. Старались сообща выполнять групповые задания, взаимообучая и поддерживая. Хорошо подготовили и представили презентацию талантливые учащиеся. Многие учащиеся проявили лидерские качества при работе в группах, которая была использована н а различных этапах урока . В течение урока использованы следующие направления и модули: новые подходы в преподавании и обучении, обучение диалогу, сотрудничество, формативное и суммативное

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект и презентация к уроку литературы "Произведение Олжаса Сулейменова "Волчата""

Автор: Джайлаубаева Жаннета Мырзахановна

Дата: 13.06.2014

Номер свидетельства: 103942


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства