kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспекты занятий по творчеству Федора Михайловича Достоевского

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе предложены конспекты занятий по творчеству Ф.М.Достоевского, которые могут использоваться не только учебными заведениями технического и профессионального образования, но учителями на русской литературе в 10-11 классах при изучении творчества данного писателя.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспекты занятий по творчеству Федора Михайловича Достоевского»



Разработка занятий по русской литературе

по специальности 1502000 «Агрономия» по творчеству

Федора Михайловича Достоевского

Заместитель директора по УР, преподаватель русского языка и литературы: Дмитрик Татьяна Анатольевна

КГКП «Высший сельскохозяйственный колледж им.Ж.Кизатова»




Сабақ жоспары /План занятия №____1______

Сабақ тақырыбы/ Тема занятия:_Ф.М.Достоевский. Творчество. Роман «Преступление и наказание»

Сабақ мақсаттары, міндеттері /Цели занятия и задачи:_ познакомить с этапами биографии и творчества писателя; раскрыть особенности художественного мира; дать общую характеристику романа, определить жанр, проблематику.

Сабақ түрі/Тип занятия:__ комбинированный__

Оқыту әдістері/Методы обучения_ сообщение, составление кратких конспектов

Пәнаралық байланыс/Межпредметная связь _русский язык, история, география_

Материалды-техникалық жабдықталуы/Материально-техническое оснащение: _ портрет писателя, презентация.__

Әдебиет/Литература: русская литература 10 класс, текст романа «Преступление и наказание»

Сабақтың барысы және мазмұны/Ход занятия и содержание:

1. Cабақты ұйымдастыру/ Организация занятия:

Проверка присутствующих обучающихся. Проверка готовности к занятию.

2. Өтілген материал бойынша білімдерін бақылау/Контроль знаний по пройденному материалу:

Основная тема сатирических произведений М.Е.Салтыкова –Щедрина.

Какие приемы использует писатель в своих сказках.

Кто из сказочных персонажей "жил -дрожал и умирал -дрожал"? 

Рассказать историю создания романа «Господа Головлевы»

Кто является главными героями романа, дать характеристику.

3. Білім алушылардың білімдерін өзектендіру/Актуализация знаний обучающихся:

Федор Михайлович Достоевский (1821–1881) – выдающийся писатель-мыслитель, талантливый журналист и публицист. Портрет Достоевского: высокий лоб, широко расставленные глаза, правильной формы губы и нос, негустые волосы светлого цвета и едва заметная борода. Решительный взмах темных бровей – и выражение лица грустное, разочарованное, немного суровое и одновременно сочувственное. Жизнь, личность и творчество писателя сложны и полны драматизма.

1844 год - пишет свое первое произведение – «Бедные люди» (1844-1845), которое после выхода сразу же приносит автору славу.

1849 год - 22 декабря 1849 года – переломная дата в жизни Достоевского, т.к. в этом году его приговаривают к казни. Автор привлекается к суду по «делу Петрашевского», и 22 декабря суд выносит приговор о смертной казни. Многое предстает в новом свете для писателя, но в последний момент, перед самой казнью, приговор сменяют на более мягкий – каторжные работы. Практически все свои ощущения Достоевский пытается вложить в монолог князя Мышкина из романа «Идиот».

1850 – 1854 гг. - В этот период творчество Достоевского затихает из-за того, что писатель отбывает наказание в ссылке в Омске.

В 1867 году, спасаясь от кредиторов, Достоевский уезжает за границу. В конце 1871 года, частично расплатившись с долгами, вернулся в Петербург.

В 1868 году в «Русском вестнике» опубликован роман «Идиот». Далее один за другим последовали новые романы.

1871 -1872г.г. Роман «Бесы»

1875г. Роман «Подросток»

1879 – 1880 г.г. Роман «Братья Карамазовы»

В 1870 – е гг. Достоевский находился в расцвете своего таланта. Он становится всеми признанным и широко известным писателем. Его избирают членом-корреспондентом Академии наук по отделению русского языка и словесности.  В конце 1879 года у Достоевского обнаружили прогрессирующую болезнь легких.

28 января 1881 года Ф.М. Достоевский умер.

Похоронен на кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.

Замысел «Преступления и наказания» вынашивался писателем шесть лет! Во время заграничной поездки Достоевский приступил к написанию романа, который сначала хотел назвать «Пьяненькие», а в центре изобразить драматическую  историю  семьи  Мармеладовых,  но  замысел  изменился. По мнению большинства литературоведов, «Преступление и наказание» (1866) – социально-психологический роман, в котором автор исследует внутренний мир отдельного героя, а также психологию, характерную для разных социальных групп: униженного и оскорбленного городского люда, преуспевающих торговцев, обездоленных крестьян, мелких служащих. Писатель высказывает резко противоположные суждения, исключающие друг друга точки зрения, сталкивает характеры, воплощающие разные идейные принципы. В основе драматического конфликта романа – «внутренняя борьба в душах героев и борьба этих героев, раздираемых противоречиями, между собой»

Композиция романа. 

Часть I – подготовка и совершение преступления.

Часть II – влияние этого преступления на душу Раскольникова.

Композиция постепенно осложняется новыми сюжетными линиями. Книга Достоевского – «суровый приговор общественному строю, основанному на власти денег, на унижении человека, страстное выступление в защиту человеческой личности.

4. Мақсат, міндеттердің қойылуы және білім алушылардың таным қызметтер мотивациясы/Постановка целей, задач и мотивация познавательной деятельности: выявить восприятие студентами этого романа; определить авторскую позицию; выделить основные мотивы и причины преступления Раскольникова; подвести учащихся к мысли о том, что насилие в любой форме может привести только к катастрофе, к уничтожению жизни на земле.

5. Жаңа материалды меңгерту/Изучение нового материала:

Сабақ тақырыбының жоспары/План темы занятия:

Изучение биографии Ф.М.Достоевского

Просмотр презентации о творчестве писателя.

Конспект «История создания романа «Преступление и наказание»

Характеристика главных героев. Самостоятельная работа.

6. Өтілген материалды бекіту//Закрепление изученного материала. Составить характеристики на главных героев романа.

Родион Раскольников.

Бедный, но способный петербургский студент Родион Раскольников одержим идеей, которая берёт истоки в гуманизме и общечеловеческом смысле бытия: будут ли оправданы нарушения закона, если они сделаны во имя человечества? Внешние обстоятельства (нищета и вынужденное решение сестры выйти замуж по расчёту) толкают Родиона на то, чтобы проверить собственную теорию на практике: он убивает старуху-процентщицу и её сестру Лизавету, которая была на тот момент времени беременной. Именно с этого момента начинаются мытарства бедного Раскольникова: даже физически он не может справиться с испытанием: несколько дней после убийства он лежит в бреду; по факту убийства его начинает вызывать следователь и допрашивать: подозрения мучают студента, он теряет покой, сон, аппетит; но самое главное мытарство — это совесть, которая требует возмездия за кровавое преступление, совершённое Раскольников. Поддержку Родион находит в семье и любви — именно эти две ценности Достоевский ставит во главу угла: только благодаря матери, сестре Авдотье и Сонечке, в которую Родион влюбляется, он всё-таки приходит к выводу, что за каждое преступление человек обязан претерпеть наказание. Он сам приходит к следователю и признаётся в убийстве. После суда Сонечка едет за ним на сибирскую каторгу. От него не отказываются ни родные, ни друзья — вот та жертвенность и то всепрощение, которое возвышает человека. Прийти к осознанию собственной вины и решиться на добровольное признание помогает Родиону Сонечка Мармеладова.

Сонечка Мармеладова.

Разные женские образы встречаются в русской литературе, но Соня Мармеладова — самая трагичная и одновременно с тем самая возвышенная героиня: вместо презрения, которое должна вызывать проститутка, Соня симпатична и восхитительна в своём самопожертвовании: ведь она идёт зарабатывать своим телом ради семьи; вместо вульгарной и грубой уличной продажной женщины читатель видит скромную, кроткую, тихую девочку, которая стыдится собственного занятия, но ничего изменить не может; Раскольников поначалу ненавидит её, так как чувствует, что его влечёт к ней неудержимо: влечёт так сильно, что он вынужден ей первой рассказать о своём злодеянии, но потом понимает, что именно Сонечка — то спасение, которое Господь послал ему в утешение. Сонечка идёт рука об руку с Родионом на протяжении всего романа. Её вера, жертвенность, кротость и светлая, чистая любовь помогает понять главному герою смысл человеческого бытия.

7. Сабақты қорытындылау/Подведение итогов занятия:

Наказание Раскольникова начинается еще до преступления. Душевные муки, страдания, превратившиеся в настоящую пытку, усугубляются в момент убийства и многократно увеличиваются после него. Муки совести Раскольникова, сознание своей ничтожности, понимание бессмысленности совершенного преступления, крушение теории изображены с такой силой, что вместе с героем мы испытываем и страх, и отчаяние. Для Достоевского важно показать, что если на путь преступления становится человек чуткий ко всем скорбям людским, честный и добрый, он неизбежно приносит только зло себе и другим. Ложный путь, избранный Родионом Раскольниковым, ведет к нравственным мучениям, безысходным страданиям, к духовной смерти.

Сонечке Мармеладовой суждено привести Родиона Раскольникова к покаянию и возрождению.  В героине поражают убежденность в своей правоте, самоотверженность, огромная любовь к людям, стремление помочь им. Видя  терзания  Раскольникова,  сочувствуя  ему  всем  сердцем,  она, робкая и тихая, советует Раскольникову принять страдание и «искупить себя им». В эпилоге романа Раскольников и Соня вместе. Герой Достоевского уверовал в Соню. Происходит возрождение, прозрение Раскольникова через веру и любовь. Возвращение его к людям, церкви, к родной почве идет по нарастающей.

8. Үй тапсырмасы/Домашнее задание: конспект, подготовка к сочинению

Темы сочинения: Образ Сони Мармеладовой

Образ Родиона Раскольникова в романе

Преступление и наказание Раскольникова

Теория Раскольникова и ее крах

Соня и Раскольников в романе "Преступление и наказание"




Сабақ жоспары /План занятия №_____2_____

Сабақ тақырыбы/ Тема занятия:__ Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание»

Сабақ мақсаттары, міндеттері /Цели занятия и задачи:__ показать, как создан в романе образ города, как изображает писатель жизнь «униженных и оскорбленных»; подвести к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым. Познакомиться с темой города в творчестве Достоевского (истоки темы, основные произведения, особенности осмысления проблемы «миф о Петербурге»); развивать навыки самостоятельного исследования особенностей романа, умение выявлять особенности употребления изобразительно-выразительных средств; развивать навыки грамотной устной речи; прививать чувство гуманизма

Сабақ түрі/Тип занятия:______комбинированный________

Оқыту әдістері/Методы обучения____ объяснительно-иллюстративный.____

Пәнаралық байланыс/Межпредметная связь ____русский язык, история__________

Материалды-техникалық жабдықталуы/Материально-техническое оснащение: ____презентация, тетрадь, наглядный материал (альбом с иллюстрациями жизни и творчества писателя), компьютер

Әдебиет/Литература текст романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Сабақтың барысы және мазмұны/Ход занятия и содержание:

1. Cабақты ұйымдастыру/ Организация занятия:

Проверка присутствующих обучающихся. Проверка готовности к занятию.

2. Өтілген материал бойынша білімдерін бақылау/Контроль знаний по пройденному материалу:

Почему Раскольников, отрекшись от своей проклятой мечты, все-таки совершает преступление?  Зачем так подробно описано убийство? Как раскрывается Раскольников в сцене убийства? Почему гибнет Лизавета? Почему так много случайностей в истории преступления? Каковы отношения Достоевского к преступлению, совершенному Раскольниковым, и к самому герою?  Какое впечатление производит письмо матери на Раскольникова? Почему Родион задает Соне вопрос: «А тебе Бог что за это делает?» Что девушка ему ответила? С какой целью Раскольников приходит в каморку Сони во второй раз? После каких событий?

3. Білім алушылардың білімдерін өзектендіру/Актуализация знаний обучающихся:

Свой образ Петербурга, глубокий и значительный, существует и у Ф.М.Достоевского. Значительная часть жизни писателя протекла в северной столице. Различные уголки Петербурга были свидетелями её внешних и внутренних событий. Все впечатления петербургской жизни, порожденные пейзажем города, его белыми ночами и туманными утрами, его водами и редкими садами, великой суетой северной столицы, – все эти впечатления наслаивались одно на другое, перерабатывались в горниле бессознательного и нашли свое отражение в рожденном гением образе. Из богатого литературного наследия Ф.М.Достоевского можно выделить до 20 произведений, в которых Петербург выступает не просто как фон развития сюжета, а как чрезвычайно сложный и духовно богатый мир. Интерьеры «петербургских углов» не похожи на человеческое жилье: «каморка» Раскольникова, «проходной угол» Мармеладовых, «сарай» Сони, отдельный номер в гостинице, где проводит последнюю ночь Свидригайлов, – все это темные, сырые «гробы». В описаниях преобладает желтый цвет – цвет болезни, нищеты, сумасшествия. Описание жилищ героев романа свидетельствует о страшной нищете этих людей, болезнях, о тех постоянных унижениях, которым они подвергаются, уродливости их жизни, а иногда уродливости их планов и замыслов. Каждый шаг человека видят другие,

но он чувствует себя одиноким.


Замысел написания романа относится, вероятно, ко времени пребывания Ф. М. Достоевского на каторге. 9 октября 1859 г. из Твери он пишет брату: «В декабре я начну роман... Не помнишь ли я тебе говорил про одну исповедь - роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому нужно пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля... Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения... Исповедь окончательно утвердит мое имя».

• Замысел романа вынашивался автором более 6 лет.

• В Висбадене в 1865 г. Достоевский задумал повесть, замысел которой стал основой для будущего романа «Преступление и наказание».

Первоначальный замысел об «идейном убийце» распадается на две неравные части, которые и составляют основу сюжета.

Преступление

Наказание

Занимает 1 часть повествования

Описывается в 5 частях

Рассказывается о замысле и совершении преступления

Рассказывается о влиянии преступления на душу Раскольникова и пути героя к постепенному раскаянию

 Жанр романа

роман

социально-бытовой

детективный

любовный

психологический

философский

религиозный

Символика цвета, имен и чисел в романе

Основной цвет романа - желтый:

Герои

Встречается желтый цвет

Раскольников

Желтая каморка с желтенькими обоями; «Тяжелая, желчная, злая улыбка змеилась по его губам».

Соня

Комната с «желтоватыми, обшмыганными и истасканными обоями».

Порфирий Петрович

Мебель из «желтого отполированного дерева».

Свидригайлов

Желтый цвет обоев в комнате гостиницы, где остановился герой.

Старуха-процентщица

Одета в «истрепанную и пожелтелую кацавейку», комната об­ставлена мебелью из желтого дерева.

Желтый цвет в романе создает дополнительное ощущение болезненности, усиливает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, истеричности и одновременно затхлости и безысходности.

 У Достоевского тщательно продуманы имена и фамилии героев:

Имя

Его значение в романе

Раскольников

«Раскол» - «раздвоение» - с одной стороны страстная любовь к людям, с другой - полное безразличие к своим интересам.

София

Смиренномудрие, Соня Мармеладова - смиренно несет крест, вы­павший на ее долю, и верит в победу добра и справедливости.

Лебезятников

Человек, способный подличать, лебезить, поддакивать. Но автор переводит героя в новую категорию (сцена со сторублевкой), когда честное сердце Лебезятникова не выдерживает и он вступается за Сонечку и раскрывает замысел Лужина.

Авдотья Романовна (сестра Раскольникова)

Прототипом этой героини является Авдотья Яковлевна Панаева, первая любовь писателя.

Разумихин

Рассудительный Лужин, ошибаясь, называет героя «Рассудкиным».

Лизавета Ивановна

«Елисавета» - почитающая Бога.

 Число «три» в романе

Герой

Как связан с числом «3»

Марфа Петровна

Оставила три тысячи рублей Дуне по завещанию.

Соня

Вынесла Мармеладову на похмелье свои последние тридцать копеек.

Соня

Катерине Ивановне «выложила тридцать целковых».

Марфа Петровна

Выкупила Свидригайлова за тридцать тысяч сребреников.

Свидригайлов

Хотел предложить Дуне до тридцати тысяч.

Раскольников

Трижды позвонил в колокольчик старухи.

Раскольников

Трижды встречается с Порфирием Петровичем.

Дуня

Стреляет в Свидригайлова в трех шагах.

Разумихин

Три часа дожидается, пока проснется Раскольников.

Свидригайлов

Вручает Соне три билета.

Марфа Петровна

«Три раза приходила» к Свидригайлову.

Раскольников

Думает, что у Сони три дороги, когда она стоит в трех шагах от стола.

Соня

В ее комнате три больших окна.

 Число «семь» в романе

Согласно учению пифагорийцев, число 7 является символом святости, здоровья и разума, Число 7 называют «истинно святым числом», так как число 7-это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство, и числа 4, числа, которое относят к числам мирового порядка. Напрашивается вывод, что число 7 является символом «союза» Бога с че­ловеком, символом общения между Богом и его творением.

Деталь, эпизод романа

Как связано с числом «7»?

Сам роман

Состоит из 6 частей и эпилога.

1-я и 2-я части романа

Состоят из 7 глав.

7 часов вечера

Роковое время для Раскольникова, так как на это время он назначает убийство старухи-процентщицы.

7 лет каторги

Такой срок определен в качестве наказания герою романа.

7 лет

Прожил Свидригайлов со своей женой, Марфой Петровной.

7 детей

У портного Капернаумова.

Раскольников в 7 лет

Видит сон, в котором представляет себя семилетним мальчиком.

730 шагов

До дома старухи-процентщицы.

Теория Раскольникова 

В романе автор представляет теорию Раскольникова о «делении людей на два разряда»

Обыкновенные люди

Необыкновенные люди

«Материал, служащий единственно для зарождения себе подобных».

«Имеющие дар или талант сказать в среде своей новое слово».

Живут в послушании.

Переступают закон во имя лучшего.

Эти люди не могут заслуживать к себе сожаления, их жизнь ничего не стоит, если ей придется жертвовать для достижения великих целей «особенным людям».

Если ради своей идеи таким людям необходимо бу­дет переступить «через труп, через кровь», то они «внутри себя, по совести» могут «дать себе разре­шение перешагнуть через кровь».

«Обыкновенный» человек, слабый и бессильный, не способный изме­нить своей участи.

Ликург, Соломон, Магомет, Наполеон - «необыкно­венные» люди, давали новые законы жизни, меняли жизнь, разрушая старое, не останавливаясь перед необходимостью пролития крови.

Раскольников в своей теории утверждает, что на земле нет справедливости и должен прийти спаситель, который разрушит несправедливое общество и создаст общество счастливых людей. Но при этом Раскольников путь к счастью людей видит в необходи­мости насилия и пролития крови.

 Основная формула теории Раскольникова

За одну жизнь - тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения.

Одна смерть и сто жизней взамен.

«Да ведь тут арифметика!»

Причины преступления

Социальные

Нравственные

Крайняя степень нищеты героя.

Желание проверить теорию.

Болезненное и раздраженное со­стояние героя.

Понять, к какой категории относится сам герой (Раскольников).

Всеобщая несправедливость жизни.

Боль за униженных бедных, великая любовь к людям.

Знакомство с Мармеладовым и рас­сказ Мармеладова о своей семье.

 

Письмо матери с сообщением о пред­полагаемом замужестве сестры Дуни.

 

Встреча на бульваре с обманутой девушкой.

 

Раскольников о мотивах преступления в разговоре с Соней:

1

...ну да, чтоб ограбить...

2

...если б только я зарезал из того, что голоден был, то я бы теперь... счастлив был!

3

Вот что: я хотел наполеоном сделаться, оттого и убил...

4

Ну, вот и я решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета... и на новую независимую дорогу стать...

5

И я теперь знаю, Соня, что крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав...

6

И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое... Другое толкало меня под руки; мне надо было узнать тогда, и поско­рее узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить, или не смогу! Ос­мелюсь ли нагнуться и взять, или нет? Тварь ли я дрожащая, или право имею...

4. Мақсат, міндеттердің қойылуы және білім алушылардың таным қызметтер мотивациясы/ Постановка целей, задач и мотивация познавательной деятельности:

показать, каким предстаёт Петербург в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»; показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои;
-показать, как изображает жизнь униженных и оскорбленных писатель;
-подвести к осмыслению главного конфликта романа – между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.

5. Жаңа материалды меңгерту/Изучение нового материала:

Сабақ тақырыбының жоспары/План темы занятия:

Мини-лекция учителя о теме города в творчестве писателя.

Описание улиц Петербурга

Описание каморки Раскольникова

Самостоятельная работа по вопросам

6. Өтілген материалды бекіту//Закрепление изученного материала.

Самостоятельная работа по вопросам

Расскажите о Раскольникове. Почему писатель дал главному герою такую фамилию? (Исследователи обращают внимание на возможность двойственного толкования фамилии Раскольникова: «Одно – исходит из толкования семантической части, как раскол – раздвоение, другое – выдвигает связь корня с расколом – раскольничеством, одержимостью одной мыслью, фанатизмом и упрямством.)

Какими вы видите улицы Петербурга, по которым бродил Раскольников? (Можно выделить основной маршрут героя. Раскольников вышел из дома – окрестности Сенной площади, побывал в одной из беднейших квартир города, в семье Мармеладовых; Раскольников на К-ом бульваре, затем по мосту, вид на «другой» Петербург, снова на Сенной. Дом, в котором живет герой; комната-каморка.)

Расскажите о людях, которые встречались на пути Родиона Раскольникова. Какое впечатление они на вас произвели? (От встреч с людьми остается что-то жалкое, грязное, безобразное.)

Что происходит на улицах города? (Самоубийство женщины на мосту, падение Сони и девушки, которую увидел Раскольников, на улице застрелился Свидригайлов, попал под коляску несчастный Мармеладов, нищие, пьяные изможденные лица. Жизнь, полная безысходного горя.)

Где  живут  герои  Достоевского?  (Описание каморки Раскольникова (ч. I, гл. 1), комната старухи-процентщицы (ч. I, гл 3), проходная комната Мармеладовых (ч. II, гл. 2), жилище Сони (ч. IV, гл. 4).)

Чем необычен Петербург Достоевского  (Петербург Достоевского – это город-гигант, поражающий своими контрастами (роскошные особняки и дворцы, красивые проспекты, разодетые женщины – и трущобы, глухие дворы, доходные дома с комнатами-каморками, где теснота, грязь и вонь. Этому помогает и цветопись. Достоевский использует желтый, серый, черный (темный) цвета, помогающие показать нищету, безнадежность существования людей.) В ужасающих картинах нищеты, надругательства над личностью, невыносимой духоты жизни предстает перед нами образ Петербурга, где человека подстерегают социальные и материальные тупики, порождающие трагедии.

6. Өтілген материалды бекіту//Закрепление изученного материала Пейзаж в романе прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его восприятие. Прекрасный простор Невы так же давит, и мучит, и гнетет Раскольникова, как и духота, теснота, жара и грязь улиц. Герой задыхается в этом городе, мире. От встреч с людьми остается ощущение чего-то грязного, жалкого, безобразного. Создаётся впечатление, что Раскольников мечется по городу. Он избегает, сторонится людей, но в то же время стремится на улицы, в людные места. Возможно, Раскольников ищет подтверждения своей теории. Добро в нём борется со злом, он стремится в город, чтобы принять решение. И город помогает это решение принять. Но, увы, не в пользу добра… Получается, что город подтолкнул Раскольникова к преступлению, стал его соучастником. Петербург Достоевского – город, где совершаются преступления, где невозможно дышать, это город униженных и оскорбленных. Эпизоды романа и иллюстрации к ним раскрывают мир неправды, несправедливости, несчастья, мук людских, мир ненависти и вражды, распада моральных устоев, потрясающие своей грозной правдой картины нищеты и страданий городских низов 60-х годов XIX в.

Петербург в романе

• Город - не фон, на котором разворачивается действие романа, а один из героев романа.


1. Двойственность Петербурга

Грязные и душные улицы, пыльные и вонючие площади

Величественная, прохладная Нева.

2. Совпадение состояния героев и города

Герои чувствуют себя одинокими, они раздражены и в то же время беззащитны (Мармеладов, Катерина Ивановна, Соня, Лизавета, Раскольников).

Город погружен в духоту, он сам является причиной для раздражения и болезненного состояния героев.

3. Общее впечатление, которое создают описания улиц, площадей, людей на улицах и в распивочных - это ощущение враждебности, атмосфера безысходности. Город как бы теснит, давит людей, подталкивает их к скандалам и даже на преступления.

  Интерьеры в романе

Герой

Где он живет

Раскольников

Каморка, гроб, шкаф: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть дли­ной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому чело­веку становилось в ней жутко...» (часть 1, гл. 3).

Соня

«Сарай»: «Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена стремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь... другой же угол был уж слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели...» (часть 4, гл. 4).

Мармеладовы

Проходной угол: «Беднейшая комната шагов в десять в длину... Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, поме­щалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеен­чатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый, кухонный сосновый стол... на краю стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике» (часть 1, гл. 2).

7. Сабақты қорытындылау/Подведение итогов занятия: _ Изображение городского пейзажа, интерьеров неуклонно преследует одну цель: оставить впечатление чего-то неправильного, нестройного, грязного, безобразного. Фоном, на котором разворачивается действие романа, является Петербург середины 60-х годов. Страшная жизнь людей пробуждает у читателей сочувствие, возмущение, мысль о том, что так жить человек не должен. Герои романа бессильны разрешить противоречия и тупики, в которые ставит их жизнь. За судьбами людей стоит образ преступного мира. Петербург Достоевского – это город, который толкает человека на преступление, и таким человеком является студент юридического факультета Родион Раскольников

8. Үй тапсырмасы/Домашнее задание: чтение отдельных глав, написание сочинения




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Конспекты занятий по творчеству Федора Михайловича Достоевского

Автор: Дмитрик Татьяна Анатольевна

Дата: 25.02.2020

Номер свидетельства: 541042


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства