kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспекты уроков по изучению трагедии У.Шекспира "Ромео и Джульетта"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Помочь учащимся понять смысл трагедии "Ромео и Джульетта", совершенствовать навыки анализа драматического произведения.

Просмотр содержимого документа
«Конспекты уроков по изучению трагедии У.Шекспира "Ромео и Джульетта"»

Класс 8 Урок № 1

Тема: Вильям Шекспир (1564-1616). Основные сведения о жизни В.Шекспира.

История создания трагедии «Ромео и Джульетта».

Цели: 1) познакомить учащихся с эпохой Возрождения; ввести в мир У. Шекспира; помочь понять

смысл трагедии «Ромео и Джульетта»;

          2) развивать навык выразительного чтения; учить сопоставлять произведения разных видов

искусства; совершенствовать навык анализа драматического произведения;

          3) расширять кругозор учащихся; развивать эстетическую восприимчивость; формировать

интерес к творчеству Шекспира.

Тип урока: урок-погружение в произведение

Методы: словесный, практический, познавательный

Оборудование: портрет Шекспира, иллюстрации к трагедии «Ромео и Джульетта»; компьютер;

слайды по эпохе Возрождения, по биографии В.Шекспира(Презентации к 1-ому

уроку.

ХОД УРОКА:

                                                                                   Любовь всегда прекрасна и желанна,

                                                                                   Особенно, когда она нежданна.

                                                                                                                                 У. Шекспир

  1. Организационный момент

  1. Изучение нового материала

  1. Вступительное слово учителя

        Впервые в этом учебном году мы покинем мир русской литературы и перенесемся в другую страну – в Англию, где жил талантливый и загадочный Шекспир.

        Перенесемся в эпоху Возрождения. Блаженны времена, и блажен тот век, когда видели в свете славные подвиги, достойные быть высеченными на мраморе и изображенными на полотне в назида-ние потомкам. Это были времена странствующих рыцарей, ищущих приключений, очаровательных женщин, новых способов похищений очарованных. Отправимся же и мы в путь.

  1. Рассказ подготовленного ученика об эпохе Возрождения и просмотр слайдов.

         Возрождение (Ренессанс) – период в культурном развитии стран Западной и Центральной Ев-ропы (в Италии ΧIV-ΧVI века, в других странах конец ΧV-начало ΧVII века), переходный от Сред-невековья к культуре Нового времени.

         К концу ΧV- началу ΧVI века большинство стран Западной Европы вступают на путь капитали-стического развития. Начальный период этого процесса характеризуется ярким расцветом новой ку-льтуры. Этот период называют эпохой Возрождения. В ΧV- ΧVI веках интерес к жизни античного наследия бурно возрастает, оно усиленно изучается, на произведения античного искусства и науки смотрят, как на образцы. Крепнет новое направление в идейной жизни – гуманизм (от латинского слова humanus – человеческий). Главным содержанием искусства становится человек, его земная жизнь, его борьба за счастье. Гуманистическая литература эпохи Возрождения целиком посвящена теме человека и борьбе против всего, что мешает его свободному развитию и счастью. Любовь, как прекрасное человеческое чувство, становится одной из больших тем литературы. Искусство Возрож-дения поражает масштабностью образов. Проявляется радость открытия: мир широк и удивителен, как и сам человек. «Какое чудо природы человек!» - воскликнул шекспировский Гамлет. «Гордый об-раз» человека – одно из величайших завоеваний реализма Возрождения. Этот реализм называют иде-ализирующим и прекрасным. Стремление к идеализации образа заметно и в мадоннах Рафаэля, и в комедиях Шекспира, и в поэзии Петрарки. Культура Возрождения зародилась в Италии. В Англии это время было трудным и кровавым. Внутри страны шла тяжелая борьба с теми, кто не хотел, чтобы она освободилась от влияния Ватикана. Идеи Возрождения утверждались в борьбе. Англия воевала с Испанией, оберегавшей во всей Европе власть католицизма. Сильнее всего идеи Возрождения в Ан-глии воплотились на сценах театров. Такой силы и власти над всем существующим человек не чувствовал ни в античности, ни в Средние века.

Учитель: Мы говорим сегодня о пьесе, и я надеюсь, вам удалось отыскать материал о развитии театра в эпоху Возрождения?

  1. Сообщение о театре эпохи Возрождения

        Одним из излюбленных развлечений того времени был театр, являвшийся подлинно народным искусством. В самом Лондоне, то есть в черте Сити, театров не было. Все местные дела решались му-ниципалитетом, а в нем преобладали буржуа, придерживавшиеся строгой пуританской морали, за-прещавшей всякого рода развлечения. Музыку и театр пуритане презирали, считая их греховным де-лом, отвлекающим от «святой» задачи накопления богатств.

         Гуманисты защищали театр от пуритан как полезное развлечение.

         Так как пуритане запрещали спектакли в пределах Сити, то первые лондонские театры возникли за чертой города. Они строились в пригородах, подчас рядом с загонами для травли медведей или аренами петушиных боев, неподалеку от таверн и публичных домов.

          Впрочем, играли не только там. Комедиантов часто приглашали выступать в домах вельмож и даже во дворец королевы. К началу деятельности Шекспира в Лондоне насчитывалось четыре зда-ния, специально предназначенные для представлений.

          Труппы были невелики, обычно ядро составляли шесть-восемь актеров. Актрис во времена Ше-кспира еще не было, но мальчики-актеры проходили такую тренировку, которая превращала их в об-разцовых исполнителей женских ролей.

          Профессия актера была сравнительно новой. Как самостоятельная профессия актерство возни-кает в ΧVI веке. Городские корпорации не хотели принимать актеров в свою среду, считая их занятие греховным и, во всяком случае, несерьезным.

  1. Знакомство с личностью У. Шекспира

Учитель: Пришло время узнать и о самом Шекспире.

БИОГРАФИЯ В. ШЕКСПИРА (1564-1616)

23 апреля 1564 года – родился Уильям Шекспир в Англии в Стратфорд-он-Эйвон в семье торговца

                                    и почтенного горожанина

Около 1580 года – бросает школу, чтобы помогать отцу.

Ноябрь 1582 года – вынужденно женится на Энн Хэтэуэй.

Май 1583 года – рождение дочери Сьюзен.

Февраль 1585 года – рождение двойни: сына Гамлета и дочери Джудит.

Вторая половина 1580-х годов – отъезд Шекспира из Стратфорда.

Рубеж 1590-х годов – приезд в Лондон; создание первой пьесы – хроники «Генрих VI»

1592-1594 года – эпидемия чумы в Лондоне; театры закрыты; создание пьес: хроника «Ричард III»,

«Комедия ошибок», «Укрощение строптивой, первая трагедия «Тит Андроник»; выпуск в свет впервые под своим именем поэм «Венера и Адонис» и «Лукреция».

1595-1596 года – трагедия «Ромео и Джульетта»; затем комедия «Венецианский купец».

Осень 1599 года – становится совладельцем, актером труппы и основным драматургом театра «Гло-

бус»; создание трагедии «Юлий Цезарь» и комедии «Как вам это понравится»

1600 год – трагедия «Гамлет».

1601-1606 года – период «великих трагедий»: «Троил и Крессида» - 1601-1602, «Все хорошо, что хорошо кончается» - 1603, «Отелло» - 1604, «Король Лир» - 1605,  «Макбет» - 1606

               1606 год – начало последнего периода шекспировского творчества.

            1613 год – отъезд Шекспира на родину; создание трагедий на античные сюжеты («Антоний и Клео-

патра», «Кориолан», «Тимон Афинский» - 1607-1608 года)

              1610-1612 года -  поздние «романтические пьесы», например, «Зимняя сказка» и «Буря».

             Март 1616 года – составление и подписание завещания из-за болезни.

           23 апреля 1616 года – смерть Шекспира.

           25 апреля 1616 года – погребение Шекспира в алтаре церкви Святой Троицы на окраине Стратфорда.

  1. Представление герба дома Шекспира (эскизы)

     Отец Шекспира - Джон впервые подал ходатайство о гербе (а значит, и о дворянском титуле), вскоре после того, как стал бейлифом Стратфорда-на-Эйвоне в 1568 г. В своем прошении он обра-тился к духу своего великого предка, награжденного Генрихом VII. Воззвание к духу предков не вне-сло ясности в толкование его прошения и ходатайство было поспешно отозвано назад. Но когда в 1596 году было подано новое ходатайство (от него или, может быть, сын от его имени), а самонаде-янность Джона во многом произросла из успехов Уильяма (больше в деньгах, чем в искусстве), про-исхождение уже не играло такой роли. Как нам известно, разрешение все-таки было получено, и мо-жно с уверенностью сказать, что основанием послужили заслуги его сына - Вильяма Шекспира. Со-

хранилось два черновика этого распоряжения. Предполагалось, что герб будет таким: «Золотой гер-бовый щит, на темном поясе посеребренное стальное копье. В навершии, вместо шлема или эмбле-мы, распростерший крылья серебряный сокол на плетении фамильных колеров, держащий в лапке позолоченное стальное копье».

Черновой набросок щита и украшения сохранился в обоих черновиках соответствующего распоряже-ния. Девиз, который Шекспиром, очевидно, не использовался, звучал как «Non Sans Droict» - Не без права». Разрешение иметь герб предоставляло Шекспиру и его семье статус дворян.

В 1599 г. Джон Шекспир ходатайствовал о праве объединить свой герб с гербом Арденов - семейства его жены, но, по-видимому, получил отказ. Право Джона Шекспира на герб оспаривалось в 1602 г., но официальный ответ гласил: «Он был членом городского совета Стратфорда-на-Эйвоне. Будучи мировым судьей, женился на дочери и наследнице Ардена, а также был обладателем значительного имущества и всех прав состояния».

История создания трагедии «Ромео и Джульетта»

Учитель: 

Сюжет мнимой смерти девушки, приведшей к самоубийству её возлюбленного, а потом и к само-убийству самой девушки, впервые встречается задолго до "Ромео и Джульетты" Уильяма Шекспира. В написанной в 1 веке н.э. древнеримским писателем Овидием поэме "Метаморфозы" рассказывается история живших в Вавилоне возлюбленных - Пирама и Фисбы. Родители Пирама и Фисбы были против их отношений, и возлюбленные решили встретиться тайком ночью. Фисба пришла к месту свидания первой и увидала льва с окровавленной мордой, который только что вернулся с охоты на быков. Фисба убежала и уронила платок, который лев разорвал. Вскоре пришел Пирам, увидел окро-валенный платок Фисбы и, решив, что его возлюбленная мертва, закололся мечом. Фисба вернулась и увидела, что Пирам умирает. Тогда она тоже бросилась на меч. Шекспир был знаком с историей Пирама и Фисбы и даже использовал эту историю в своей комедии "Сон в летнюю ночь", где спек-такль о Пираме и Фисбе репетирует любительский театр.
В 1524 году итальянский писатель Луиджи да Порто в новелле "История двух благородных влюб-лённых" развивает тему, начало которой было положено Овидием в истории Пирама и Фисбы. Луи-джи да Порто перемещает действие в Верону, где влюблются друг в друга Ромео и Джульетта, при-надлежащие к враждующим домам - Монтекки и Каппеллетти (следует отметить, что Монтекки и Каппеллетти впервые упоминаются в "Божественной комедии" Данте Алигьери, где автор помещает их на второй уступ Предчистилища среди нерадивых, умерших насильственной смертью). Дальше в новелле Луиджи да Порто сюжет развивается практически так же, как и у Шекспира, хотя есть ряд отличий: у Шекспира Джульетте почти 14 лет, у Луиджи да Порто - почти 18; если у Шекспира Ро-мео умирает до пробуждения Джульетты, то у Луиджи да Порто Джульетта, очнувшись, видит Ромео умирающим, и они последний раз успевают поговорить; наконец, если у Шекспира Джульетта, подо-бно Фисбе, закалывает себя, то у Луиджи да Порто Джульетта, подобно Изольде, просто умирает ря-дом с ним, не мысля себя без возлюбленного: "с великой болью в душе, с мыслью об утрате милого возлюбленного, она решила больше не жить, глубоко вздохнула и на время затаила в себе дыхание, а затем исторгла его с громким криком и упала замертво на бездыханное тело Ромео".
Новелла Луиджи да Порто несколько раз перерабатывалась в Италии, а потом этот сюжет попал и в Англию - в 1562 году Артур Брук написал поэму "Ромео и Джульетта". Именно поэма Брука и послу-жила Шекспиру главным, а может быть, даже единственным источником для его пьесы. Однако если у Брука действие длится 9 месяцев, то в трагедии Шекспира всего 5 дней. Также Шекспир изменил время действия с зимы на лето, добавил ряд очень выразительных сцен, которых нет у Брука.
"Ромео и Джульетта" - одна из ранних трагедий Шекспира, она была написана в период между 1591 и 1595 годами. Едва ли можно назвать "Ромео и Джульетту" трагедией в полном смысле этого слова. Во-первых, из-за концовки: Ромео и Джульетта погибают, но перед силой их любви отступает ста-ринная вражда между Монтекки и Капулетти. Во-вторых, в отличие от более поздних трагедий Шек-спира ("Отелло", "Макбет", "Гамлет") в душе главных героев нет трагического конфликта: Ромео и Джульетта уверены, что поступают правильно, следуя своей любви. В-третьих, общий фон "Ромео и Джульетты" - светлый. Исследователь творчества Шекспира А.А. Смирнов писал: "Вся пьеса как-то особенно «принаряжена» и расцвечена. Замечательно обилие в ней весёлых сценок и шуток. Комиче-ский элемент мы встретим и в других, более поздних трагедиях Шекспира («Гамлет», «Макбет», особенно «Король Лир»), но там он имеет целью усилить трагическое, оттенив его. Здесь же он при-обретает почти самостоятельное значение, ослабляя трагическое. Сходным образом и картина столь короткого, но такого полного и светозарного счастья любящих уравновешивает, – если не превозмо-гает, – горечь их печального конца".

Итог урока.

  1. Домашнее задание. Прочитать трагедию «Ромео и Джульетта». Выписать главные образы трагедии по кланам – Монтекки и Капулетти.

Урок № 2

Тема: Трагедия В.Шекспира «Ромео и Джульетта». «Нет повести прекраснее на

свете, чем повесть о Ромео и Джульетте». «Вечная» тема любви в трагедии.

Анализ произведения.

Цели:

  • помочь учащимся понять смысл трагедии У. Шекспира “Ромео и Джульетта”;

  • развивать навык выразительного чтения;

  • совершенствовать навык анализа драматического произведения;

  • закрепить понятия “сюжет”, “экспозиция”, “завязка”, “кульминация”, “развязка”;

  • расширять кругозор, развивать эстетическую восприимчивость, формировать интерес к творчеству Шекспира.

Эпиграфы:

Любовь сильнее смерти и страха смерти,

только ею, только любовью

держится и движется жизнь.

И. С. Тургенев

Оборудование: компьютер, презентация «Нет повести прекраснее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте»,  фрагменты фильма Ф. Дзефирелли, Б. Лурмена и мюзикла Ж. Пресгурвик “Ромео и Джульетта”.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Слово учителя: сюжет трагедии в искусстве.

Тема нашего урока  — “Нет повести прекраснее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте”. Я предлагаю вам два эпиграфа, прочтите их, пожалуйста. Они помогут нам понять замысел драматурга и идею произведения.
Есть в мире литературы имена героев, которые знакомы всем, даже если человек не читал самого произведения. Эти имена стали символами каких-то вечных ценностей: чести, благородства, предан-ности, любви. Над ними не властно время.
В конце XVI века, точнее — в 1596 году, английский драматург Вильям Шекспир создал пьесу, которая стала бессмертной, дала жизнь балету Сергея Прокофьева, опере Шарля Гуно, множеству картин и иллюстраций. Сюжет ее был переосмыслен чешским писателем Карелом Чапеком, стихо-творение о героях трагедии создала русская поэтесса XX века Маргарита Алигер, существует ряд экранизаций трагедии, одна из самых красочных принадлежит итальянскому режиссеру Франко Дзеффирелли…
Героев Шекспира знают все. Имена Ромео и Джульетты мы употребляем как символы преданно-сти и беззаветной любви. Это “вечные образы” — те, которые стали символами общечеловеческих ценностей.
В чем же секрет шекспировского таланта? Я прошу вас подумать над вопросом, ответ на который вы дадите в конце нашего разговора: “Почему трагедия В.Шекспира  “Ромео и Джульетта” поль-зуется такой известностью на протяжении веков, почему она признана великой?”  

III. Беседа с классом

1. К какому жанру относится пьеса Шекспира? Что характерно для данного жанра?

“Ромео и Джульетта” — это трагедия. (Слайд № 7)

Трагедия — это драматическое произведение, в котором изображается столкновение героя с миром, его гибель и крушение идеала.

Учитель: обратите внимание на определение трагического. Трагическое  —  все то, что отмечено крайне острыми столкновениями человека с миром, которые сопровождаются острейшими пережива-ниями, величайшими страданиями и кончаются гибелью личности и крушением отстаиваемых ею идеалов, содержащих важные для человечества духовные ценности.

2. С чего начинается пьеса? Какой персонаж появляется на сцене? Не показалось ли вам это удивительным? (В прологе на сцену выходит хор и в своей речи кратко сообщает сюжет всей пьесы).

Учитель: В древности, в античных трагедиях был такой персонаж — хор, состоявший из группы ак-теров. Он выражал мнение автора, высказывал отношение к происходящему, комментировал собы-тия. Шекспир использовал этот прием древних авторов, чтобы сразу настроить зрителей на трагедию, только в его пьесе роль хора выполнял один актер.

Учитель читает пролог, звучит музыка (Слайд № 8, 9).

Сейчас прозвучал фрагмент из балета Сергея Прокофьева “Ромео и Джульетта”, который называется “Монтекки и Капулетти”.

— Какое настроение создает эта музыка?

3. Определите тему трагедии “Ромео и Джульетта”. (Это произведение о жестокости мира, о силе любви, о взрослении юных героев).

4. Где происходит действие? (События разворачиваются в Италии, в Вероне и Мантуе).

5. С какой сцены начинается действие? Что мы узнаем о жизни Вероны в самом начале произведения?  Слайд № 10 (Первая сцена — столкновение слуг, в которое вмешивается Тибальт, а потом Бенволио пытается предотвратить сражение. В этом городе многие годы длится вражда двух семейств, причина ее давно забыта, правителю Вероны и жителям это противостояние уже давно надоело, так как оно приносит много бед, но по-прежнему льется кровь).

6.  Как реагируют на это герцог и жители Вероны? Давайте прочитаем монолог герцога.

Слайд № 11.

— Предлагаю вам посмотреть небольшой фрагмент из мюзикла современного композитора Жерара Пресгурвик «Ромео и Джульетта» (начало — первая ария, драка  и речь герцога).

7. В чем необычность ситуации, которая предстает перед нами в пьесе? (В произведении изоб-ражается, как влюбляются друг в друга члены враждующих семейств, самые юные представителя фамилий Монтекки и Капулетти. Их чувство преодолело вражду и способствовало примирению семей после трагической смерти героев).

8. Определите конфликт трагедии. Слайд № 12. (столкновение любви юных героев и обстоятельств (судьбы)).

9. Вспомните, что такое сюжет, и выделите его элементы в трагедии В. Шекспира.

(Слайд № 13)

Сюжет — система событий в произведении. 
Экспозиция — изображение столкновения Монтекки и Капулетти, беседа Бенволио и Ромео, подготовка к балу в доме Капулетти. 
Завязка — встреча Ромео и Джульетты на балу у Капулетти и рождение любви. 
Кульминация — сцена в склепе, когда каждый герой, считая своего возлюбленного умершим, принимает решение уйти из жизни.
Развязка — рассказ брата Лоренцо и примирение семей. 

10. Что является способом характеристики героев в драматическом произведении? (Способом характеристики персонажей драматического произведения являются их монологи и диалоги, по-ступки, отзывы о них других героев и авторские ремарки — пояснения автора к тексту, касающи-еся обстановки, поведения действующих лиц, их внешнего вида).

11. Давайте проследим, как создаются образы главных героев, которые изменяются под вли-янием своей любви. Что говорит Ромео о любви в начале трагедии, до знакомства с Джульеттой?

Пустая тягость, тяжкая забава,
Нестройное собранье стройных форм,
Холодный жар, смертельное здоровье,
Бессонный сон, который глубже сна.
Вот какова, и хуже льда и камня,
Моя любовь, которая тяжка мне.

(Акт I Сцена I).

Что есть любовь? Безумье от угара,
Игра огнем, ведущая к пожару,
Воспламенившееся море слез,
Раздумье — необдуманности ради,
Смешенье яда и противоядья.

(Акт I Сцена I).

Я потерял себя, и я не тут.
Ромео нет. Ромео не найдут.

(Акт I Сцена I).

12. Почему герой так отзывается о любви? В чем дело? (Ромео признается, что влюблен в некую Розалину, которая не отвечает на его чувства, и это заставляет его страдать. В начале пьесы герой много говорит о своей любви, предается грусти).

13. Когда мы впервые встречаем Джульетту? О чем идет речь? (Первая встреча с героиней происходит в сцене разговора Джульетты с матерью, которая сообщает девушке о внимании к ней графа Париса. Мать просит дочь обратить внимание на молодого жениха, на что Джульеттта отвечает:

Еще не знаю. Надо сделать пробу.
Но это лишь единственно для Вас. 
(Акт IСцена III)

Юная героиня еще не думала о любви, о браке, она спокойно воспринимает слова матери).

14. Вспомните, сколько лет Джульетте? Когда мы узнаем ее возраст? (О возрасте героини мы узнаем из речи ее кормилицы: “Ей нет еще четырнадцати лет”).

15. Как вы думаете, почему автор героиней делает такую молодую девушку? (Может быть, драматург желал подчеркнуть, что любовь может прийти в любом возрасте, главное, чтобы чело-век был готов любить. Он выбирает юную героиню, чтобы показать силу чувства: Джульетта ве-дет себя смело и решительно).

16. Как и где вспыхивает чувство юных героев? (Любовь возникает внезапно во время случайной встречи Ромео и Джульетты на балу у Капулетти, куда герой явился в надежде встретиться с Ро-залиной. Важно, что герои влюбляются, не зная имен друг друга. Когда они узнают правду, это не останавливает их).

Учитель: Эта сцена вдохновила многих живописцев. Внимание  — на слайды. Посмотрим сцену знакомства героев (Видеофрамент из фильма Ф. Дзефирелли “Ромео и Джульетта”). Как вы оцениваете эту постановку? Отвечают ли актеры вашим представлениям о героях Шекспира?

17. Зачитайте отрывки из текста, в которых герои говорят о своих впечатлениях друг от друга.

(Слайд № 18, 19)

Ромео:

Ее сиянье факелы затмило.
Она, подобно яркому бериллу
В ушах арапки, чересчур светла
Для мира безобразия и зла.
Как голубя среди вороньей стаи,
Ее в толпе я сразу отличаю.
Я к ней пробьюсь и посмотрю в упор.
Любил ли я хоть раз до этих пор?
О, нет, то были ложные богини.
Я истинной красы не знал доныне.

18. О чем свидетельствуют сравнения в этом монологе Ромео? (Герой подчеркивает отличие Джульетты от окружающего мира, ее чистоту и хрупкость).

Джульетта:

Я воплощенье ненавистной силы
Некстати по незнанью полюбила.
Что могут обещать мне времена,
Когда врагом я так увлечена?

(Акт II Сцена 5)

19. Какая тема звучит в высказывании героини? (Джульетта понимает, что любовь к врагу семьи связана со сложностями, в ее словах звучит тревога).

20. Что мешает их любви? (Любви героев мешает вражда их семейств).

21. Как любовь воздействует на героев: как ведут себя Ромео и Джульетта до и после знакомства? (Ромео до встречи с Джульеттой говорит очень много и красиво о своей любви к Ро-залине. Когда он встречает дочь Капулеттти, то начинает действовать, так как настоящее чув-ство требует решительности. Из мечтательного юноши он превращается в смелого, мужествен-ного человека, способного принимать решения и отвечать за свои поступки. Он сразу же договари-вается с отцом Лоренцо о венчании, не желает сражаться с Тибальтом, провоцирующим столкно-вение.
Такой же путь проходит и Джульетта, она меняется еще сильнее: сначала она была покорной до-черью, но, полюбив, обретает решимость и борется за своё чувство.
Любовь в трагедии предстает как великий воспитатель, она меняет Ромео и Джульетту: герои взрослеют, принимают важные решения, берут на себя ответственность).

22. Как юные герои относятся к вражде своих семейств? Какое событие сыграло роковую роль в их судьбе? (Влюбленные оценивают друг друга не по имени, а по качествам. “Когда Ромео не звал-ся бы Ромео, он хранил бы все милые достоинства свои…” — говорит Джульетта. Им чужда вра-жда, которая мешает соединению. Из-за грубости и кровожадности кузена героини Тибальта, убившего друга Ромео — Меркуцио, герой оказывается изгнанным из Вероны).

23. Хотел ли Ромео гибели Тибальта? Почему? (Ромео не желал драться с родственником Капу-летти: влюбившись, он по-другому смотрит на мир, в Тибальте он видит родственника своей юной супруги и не желает ему зла. Их сражение было спровоцировано убийством Меркуцио, за смерть ко-торого Ромео не мог не отомстить).

24. Прочтите, на что готова Джульетта, чтобы сохранить верность Ромео? (Слайд № 30)

Чтоб замуж за Париса не идти,
Я лучше брошусь с башни, присосежусь
К разбойникам, я к змеям заберусь
И дам себя сковать вдвоем с медведем.
Я вместо свадьбы лучше соглашусь
Заночевать в мертвецкой или лягу
В разрытую могилу. Все, о чем
Я прежде слышать не могла без дрожи,
Теперь я, не колеблясь, совершу,
Чтоб не нарушить верности Ромео.

25. Как ее характеризуют это слова? (Признание героини свидетельствует о том, что она повзро-слела, у нее есть мужество и готовность к серьезным поступкам, она готова бороться за свою любовь).

26. Какой способ спасения предлагает ей монах? Чем опасно это средство? (Лоренцо дает деву-шке снотворное снадобье, которое погружает человека в сон, подобный смерти, чтобы спасти ее от брака с Парисом. Джульетта понимает, что их тайный брак с Ромео может послужить пово-дом для обвинения монаха, поэтому Лоренцо мог ее отравить, но она все равно пьет из его склянки).

27. В чем видят герои смысл жизни? (Для них высшей ценностью является любовь, поэтому они не могут остаться в мире друг без друга и выбирают смерть. Даже их слова похожи.
Джульетта, принимая снадобье, данное ей монахом Лоренцо, восклицает: “И за твое здоровье пью, Ромео!” Ромео перед смертью, выпивая яд, восклицает: “Пью за тебя, любовь!”)

28. Почему погибают герои? (Мир, в котором они живут, еще не готов к гармонии, примирению, доброте и любви).

Учитель: Давайте обратимся к тексту: прочитайте развязку (с рассказа монаха Лоренцо).

29. Есть ли смысл в гибели героев? (После смерти юных супругов враждующие семьи примиряют-ся. Гибель детей убеждает родителей в том, что их вражда — страшный пережиток времени и они наказаны за зло).

30. Давайте обратимся к нашим эпиграфам. Соответствуют ли они содержанию нашего урока?

(Юные герои У. Шекспира радостно встретили свою любовь, которая вошла в их жизнь неожидан-но. Они не смогли жить друг без друга, предпочтя смерть, но их гибель “открыла” глаза их родите-лям; Шекспир показал, что любовь, действительно, сильнее смерти).

31. В чем заключается идея произведения? (Автор показал нам истинную силу любви, способную многое изменить)

IV. Подведение итогов

Учитель: Трагедия — это драматическое произведение, в котором изображается столкновение героя с миром, его гибель и крушение идеала. Но в пьесе Шекспира нет трагедии любви, чувство героев торжествует, хотя сами они погибают, отстаивая свой идеал. Именно поэтому исследователи часто называют эту пьесу “неправильной трагедией”, так как главные герои погибают, но их идеал сохраняется.
Наверное, очень точно и о героях драматурга и о самом Шекспире сказала в своем стихотворении “Ромео и Джульетта” русская поэтесса XX века Маргарита Алигер.

Высокочтимые Капулетти,
Глубокоуважаемые Монтекки,
мальчик и девочка — ваши дети,
В мире прославили вас навеки!
Не родовитость и не заслуги,
не звонкое злато, не острые шпаги,
не славные предки, не верные слуги,
а любовь, исполненная отваги.
Вас прославила вовсе другая победа,
другая мера, цена другая…
Или все-таки тот, кто об этом поведал,
безвестный поэт из туманного края?
Хотя говорят, что того поэта
вообще никогда на земле не бывало…
Но ведь был же Ромео, была Джульетта,
страсть, полная трепета и накала.
И так Ромео пылок и нежен,
так растворилась в любви Джульетта,
что жил на свете Шекспир или не жил,
честное слово, неважно и это!
Мир добрый, жестокий, нежный, кровавый,
залитый слезами и лунным светом,
поэт не ждет ни богатства, ни славы,
он просто не может молчать об этом.
Ни о чем с человечеством не условясь,
ничего не спросив у грядущих столетий,
он просто живет и живет, как повесть,
которой печальнее нет на свете.

По традиции переводчики Шекспира всегда последнюю фразу представляют так:

Нет повести печальнее на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетте
.

Но, я думаю, мы можем предложить свой вариант заключительной строки, ведь история юных героев живет в веках, не оставляя равнодушными никого, а имена Ромео и Джульетты вызывают у нас са-мые восторженные чувства, уважение к их стойкости и верности:

Нет повести прекраснее на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетте
.

– Итак, почему трагедия У. Шекспира пользуется такой популярностью на протяжении многих столетий? (Ответы учеников).

Внимание — на слайд № 33: там лишь небольшой список произведений, созданных под впечатлением от трагедии Шекспира, я думаю, он будет продолжен.

V. Домашнее задание: выучить один из монологов главных героев; подготовить инсценировку (акт 2, сцена 2)

Урок № 3

Тема: Трагедия «Ромео и Джульетта». Трагическая судьба влюбленных в

жестоком мире. Конфликт живого чувства и семейной вражды в трагедии.

Цель урока: раскрыть пафос пьесы, прославляющей верность в любви, непобедимость искреннего чувства, высокую гуманность. 

Задачи урока:

обучающие: проанализировать ключевые сцены произведения, раскрыть основной конфликт трагедии Шекспира.

развивающие: совершенствовать навыки выразительного чтения монологов и диалогов, инсценировать ключевые сцены трагедии,

воспитательные: прививать любовь к зарубежной литературе, воспитывать высокие духовно-нравственные ценности через понятие истинного назначения слов: верность, любовь, гуманность.

Тип урока: урок приобретения новых знаний.

Эпиграф: Где вы, непримиримые враги,

И спор ваш, Капулетти и Монтекки?

Какой для ненавистников урок,

Что небо убивает вас любовью!

Они ушли во тьму, но не исчез их след.

У. Шекспир

Ход урока

I. Организационный момент.

Слово учителя: объявление темы урока. Запись в тетради. Постановка целей и задач.

- Мы говорим сегодня о Шекспире, и мы имеем на это право. Для нас Шекспир не одно только гром-кое, ясное имя, которому преклоняются лишь изредка и издали: он сделался нашим достоянием, он вошёл в нашу жизнь. Нам знакомы и дороги созданные им образы, понятны и близки мудрые и прав-дивые слова, вытекающие из всеобъемлющей его души! Сегодня мы остановимся на ключевых сце-нах трагедии и постараемся понять, какие сюжеты Шекспира больше всего отражают идею произве-дения

П. Чтение наизусть монологов из трагедии.

III. Беседа:

- Почему произведение Шекспира мы называем трагедией? (Трагедия - драматическое произведение, изображающее напряжённую борьбу, личную или общественную катастрофу, обычно оканчива-ющуюся гибелью героя)

-   Почему трагедия Шекспира начинается с пролога? (Чтобы сразу настроить зрителей на траге-дию)

-   Что мы узнаём из пролога? (О вражде двух семей, которая длится уже очень долго)

-   Какое впечатление произвела на вас трагедия «Ромео и Джульетта? О чём заставила задуматься?

IV. Слово учителя:

- Бессмертная трагедия - «Ромео и Джульетта». Тема любви - вечная, почти всегда трагическая тема в русской и зарубежной литературе. В Древней Греции со всей силой гения её запечатлел Еврипид («Федра»). Ту же силу страстей показал Данте.

Шекспир столкнул чистую, естественную и безграничную любовь «мудрое безумие» с неустроенно-стью мира:

Кто нарушает этот мир?

Кто оскверняет меч свой кровью ближних?

Не слушают! Эй, эй, вы, люди!

Звери! Вы гасите огонь преступной злобы

Потоком пурпурным из жил своих.

Вечная вражда страстей, амбиций, и, как следствие, смерть, потоки крови. Постараемся разобраться, почему гибнут Ромео и Джульетта?

Гибель обусловлена двумя причинами. Первая объективная - это старинная вражда семей Мон-текки и Капулетти. Эту распрю осуждают жители Вероны, никто даже не помнит из-за чего началась распря, но обязательно находятся злые люди, которым доставляет удовольствие раздуть ссоры. Вторая причина связана с характером самих влюблённых. Они слишком молоды и темпераментны: оба порывисты, нетерпеливы, горячи, склонны к поспешным решениям и поступкам, особенно это касается Ромео.

Действие поэтому развивается быстро: буквально за пять суток юные герои знакомятся тайком от своих родителей, тайно вступают в брак. Ромео тут же вынужден бежать из Вероны, так как убил в схватке Тибальда, родственника Джульетты, убил, мстя за гибель своего друга Меркуцио. Монах Ло-ренцо, помогающий влюблённым, погружает Джульетту во временное оцепенение, внешне похожее на смерть, чтобы избавить её от ненавистного брака с дворянином Парисом. Ромео, не зная истины, убивает себя, а вслед за ним кончает собой и Джульетта, очнувшаяся в склепе. Над могилами влюб-лённых Монтекки и Капулетти примиряются.

Таков краткий сюжет трагедии.

Но мы должны иметь в виду, что перед нами не реальная история двух молодых людей, а вполне условные поэтические образы героев, то есть, как в любом художественном произведении, есть худо-жественный вымысел. Но автор так мастерски создал произведение, что мы их воспринимаем как живых реальных людей,

Итак, давайте ещё раз обратимся к страницам бессмертной трагедии «Ромео и Джульетта».

V. Работа над трагедией.

1. Инсценировка (Акт 2, сцена 2)

2. Беседа.

- Почему невозможно счастье влюблённых? (Из-за вражды двух семейств Монтекки и Капулетти )

-  Только ли это является причиной невозможности счастья Ромео и Джульетты? (Тема рока в траге-дии )

-  Как вы думаете, являются ли чувства Ромео и Джульетты искренними? Что говорит об этом?

( Интонация, эмоции, с которыми герои произносят слова )

- Ромео и Джульетта любят друг друга и решают обвенчаться тайно. Почему? (2-й акт, 6-я сцена - брат Лоренцо венчает Ромео и Джульетту)

Перед венчанием Джульетта произносит слова, которые свидетельствуют о силе любви и преданнос-ти избраннику. (Чтение монолога),

  1. Работа с текстом.      

 Акт третий.

- Почему 3-й акт начинается со столкновения Тибальда и Ромео? (Это начало всех бед. За смертью Меркуцио, друга Ромео, последует смерть Тибальда).

-  Кто виноват в их смерти? Почему герцог решил изгнать Ромео из Вероны? (Конец 1-й сцены).

-  Что думает Джульетта об убийстве брата?

Чтение монолога Джульетты. (2-я сцена).

Итак, Джульетта страдает: убит её брат, и его убийца - Ромео. Но она не смеет осуждать Ромео, сво-его мужа. Джульетта понимает, что изгнание Ромео - это смерть и для неё самой.

А в это время Джульетту хотят выдать замуж за богача Париса, Она отказывается и просит совета у духовника.

- Какой выход нашёл священник? (Разыграть мнимую смерть Джульетты)
- Был ли у Джульетты другой выход?

      Акт 4-й.

- Какой эпитет чаще всего встречается в этой сцене? Почему? («Несчастный день», «проклятый день», страшный, ненавистный)

     Акт 5-й.

- Что является причиной смерти Париса? (3-я сцена)
Звучит музыка.

-Как раскрываются характеры влюблённых?

 Чтение монологов Ромео и Джульетты.

-  Ромео и Джульетта верны своему чувству. Они показали истинную силу любви. Влюблённые гибнут из-за ненависти и семейной вражды.

-  Какие сюжеты Шекспира больше всего отражают идею произведения?

Чтение сонетов. (55, 63, 106, 76, 91)

Заключение:

- Какова развязка трагедии? (Смерть влюблённых помирила и объединила Монтекки и Капулетти. Свет любви, зажжённый Ромео и Джульеттой, и в наше время не потеряли своего тепла).

VI. Контроль усвоения знаний (рефлексия достижения цели и задач урока)

Даётся небольшое тестирование, где учащиеся самостоятельно проверяют знания текста и обобщают пройденный материал.

1. Определите, кому принадлежит помещённый ниже монолог:

а) Тибальду; б) Меркуцио; в) Парису.

А, так с тобой была царица Меб!

То повитуха фей. Она не больше

Агата, что у ольдермена в перстне.

Она в упряжке из мельчайших мошек

Катается у спящих по носам.

(Меркуцио)

2. Определите, какие средства выразительности использует автор з прощальном монологе Ромео (акт 3, сцена 5):

а) сравнение, б) метафору, в) гиперболу.

Нет, это были жаворонка клики.

Глашатая зари, Её лучи

Румянят облака. Светильник ночи

Сгорел дотла. В горах родился день

И тянется на цыпочках к вершинам.

Мне надо удалиться, чтобы жить,

Или остаться или проститься с жизнью,

(Метафора)

3. Прочитайте заключительные строки трагедии «Ромео и Джульетта», Подумайте, что можно назвать главной темой пьесы:

а) пагубность вражды и раздоров; б) утверждение радостей земной жизни;

в) бессмертную силу любви.

Нам грустный мир приносит дня светило -

Лик прячет с горя в облаках густых.

Идём, рассудим обо всём, что было.

Одних - прощенье, кара ждёт других.

Но нет печальней повести на свете

Чем повесть о Ромео и Джульетте,

(Бессмертная сила любви)

VII. Итог урока.

Тема жертвенной любви Ромео и Джульетты не оставила равнодушными представителей изобра-зительного искусства. Знаменитый художник Де Лакруа нарисовал картину «Ромео в склепе Джуль-етты», Джон Ватерхауз - «Джульетта», серия работ Франческа Айецо. Известна знаменитая скульп-тура Родена «Ромео и Джульетта». Наш великий соотечественник П.И.Чайковский в 1869 году создал увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта». Высокую оценку дал трагедии Шекспира А.С.Пушкин: В ней отразилась Италия, с её климатом, страстями, праздниками, негой, сонетами, с её роскошным языком, исполненным блеска и остроумия».

В Вероне на кладбище и в наши дни показывают гробницу Джульетты. Скептики утверждают, что это мистика, что не было ни Ромео, ни Джульетты, что их трагедия - выдумка поэтов, что гробница возведен всего лишь ради удовлетворения патриотических амбиций горожан. Но многочисленные туристы не могут не положить цветы на могилу милых сердцу героев.

Для нас имена Ромео и Джульетты - это символ преданной и возвышенной любви.

Они ушли во тьму,

Но не исчез их след.

VШ. Домашнее задание. Подготовиться к сочинению. Повторить отрывок наизусть.

Написать сочинение на тему (по выбору):

1. Почему трагедия У. Шекспира “Ромео и Джульетта” продолжает жить в веках?
2.“Нет повести прекраснее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте…”
3. Отзыв о трагедии У. Шекспира “Ромео и Джульетта”.

4. Конфликт живого чувства и семейной вражды в трагедии «Ромео и Джульетта»










14



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспекты уроков по изучению трагедии У.Шекспира "Ромео и Джульетта"

Автор: Лакей Ольга Васильевна

Дата: 02.07.2020

Номер свидетельства: 554430

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства