Просмотр содержимого документа
«Конспекты уроков использования краеведческого материала в патриотическом воспитании»
Роль использования краеведческого материала в воспитании патриотизма
2. Результаты участия в краеведческих конференциях.
Хотя результаты патриотического воспитания покажет жизнь, первые выводы можно сделать уже сегодня. И главный результат на сегодняшний день - это интерес детей к краеведению, к изучению истории родного края. Начиная с 1996 г. мы постоянно участвуем в областных краеведческих конференциях. В 1998 г. наш доклад "Певец русского леса - Л. Леонов и Любимский край" занял первое место в номинации "Литературное краеведение". Особенно понравилось жюри новизна нашего материала и мы были направлены в составе ярославской делегации на VI Всероссийскую конференцию движения "Отечество" в г. Москву. Этот материал был опубликован в сборнике VI Всероссийской конференции. Мы были награждены грамотой Союза краеведов России. В 1999 г. на областной конференции наш доклад "Трактирный промысел любимских крестьян в С.-Петербурге" занял второе место. Но не это главное. Более важно то, что в процессе краеведческой работы ребята учатся любить свой край, понимать его, гордиться им. В краеведческих экспедициях укрепляется чувство товарищества, взаимопомощи, самостоятельности, патриотическое воспитание тесно переплетается с экологическим, эстетическим, нравственным, эстетическим и трудовым.
Урок на базе музея.
Тема урока: "Россия в XIX веке".
Цель урока: познакомиться с различными сторонами жизни России в XIX веке.
Задачи урока:
Используя различные методы исторического исследования познакомиться с жизнью российского общества в XIX веке.
Научиться извлекать необходимую информацию из исторических документов.
На примере краеведческого материала показать, что история родного края является неотъемлемой частью истории России.
Развивать навыки групповой работы.
Воспитывать у учащихся любовь к родному краю, гордость за его роль в истории, экономике и культуре России.
Оборудование урока:
Экспонаты школьного музея.
Пакет документов: а) Л. Лурье, А. Хитров. Крестьянские землячества в российской столице. б) Ярославские епархиальные ведомости. 1867 г. в) Сведения Ярославского губернского Земства. 1903 г. г) Переписной лист Первой всеобщей переписи населения Российской империи. 1897 г. д) Подборка российских газет XIX века. е) Набор фотографий.
Атлас истории России XIX в.
Топографическая карта Любимского района.
Тип урока: объяснение нового материала.
Форма урока: работа с документами.
Ход урока:
I.
Сегодня на уроке мы должны познакомится с различными сторонами жизни России, узнать, что же представляла из себя Россия в XIX веке. Чтобы составить правильное представление, мало прочитать текст учебника. Поэтому сегодня мы будем работать с подлинными, хранящимися в нашем школьном музее.
Итак, обратитесь к атласу. К началу XIX в. Российская империя стала крупнейшей державой мира. Она размещалась в 3 частях света: Европе, Азии и Америке. Население составляло 43,7 млн. человек. Плотность населения невелика и крайне неравномерна.
Россия была многонациональной страной. Давайте вспомним, народы каких языковых групп проживают в России. Журнал "Нива" за 1883 г. с изображением народов России. Какие национальности вы узнаете на этом рисунке? Какие религии исповедуют народы России?
По своему политическому строю в XIX веке Россия оставалась самодержавной монархией. Цитата Победоносцева. Портреты русских царей XIX века в газетах и документах.
Все население Российской империи делилось на 6 сословий. (Записать). Представители каких сословий жили на территории Любимского уезда? Работа с документом ("Переписной лист...").
Крестьянское сословие делилось на 2 группы: государственные и крепостные крестьяне. Наиболее тяжелым было положение крепостных крестьян. Проверка д/з: Привести примеры из литературы о тяжелом положении крепостных крестьян. Вывод: художественное произведение тоже может быть историческим источником.
Экономику России мы подробнее рассмотрим на последующих уроках. А сегодня выясним, чем занимались крестьяне Любимского уезда: - местные промыслы (экспонаты музея); - отхожие промыслы по волостям (работа с документами); - "Переписной лист...". Где находились и чем занимались отходники Любимского уезда?
XIX в. стал временем расцвета русской культуры. Кого из деятелей русской культуры XIX в. вы знаете? Имена каких русских писателей связаны с Любимским уездом? Задание: на карте Любимского района найти населенные пункты, связанные с именами писателей.
Обратимся вновь к переписному листу. Где обучались представители семьи Петровых? Каков был уровень образованности населения? Обратимся к истории нашей школы. Познакомьтесь со "Сведениями Ярославского губернского Земства. Что вы узнали об истории Бедаревской школы, об ее работе в XIX веке?
Большую роль в жизни страны в XIX в. продолжает играть церковь. В каждом селе стоял храм. Кроме того существовало множество монастырей, в т.ч. Спасо-Генадьевский монастырь на территории нашего района.
Задание: Прочитайте в документе ("Ярославские епархиальные ведомости") какие здания входили в состав монастыря в XIX в. Сравните с современным состоянием.
II. Мы рассмотрели различные стороны жизни России в 19 в. Теперь ваши знания, полученные на уроке, вы должны изобразить в виде комиксов, нарисовать визитную карточку России в 19 в.
III. Вывод.
Что вы узнали на уроке?
Чему вы научились на уроке?
Какую роль играл наш край в истории России в 19 веке?
IV. Оценка урока.
V. Д/з 1. Постарайтесь узнать, где жили и чем занимались ваши предки в 19 в. (беседа с бабушками, семейные предания, документы).
на предыдущую страницу
Урок №3
Тема урока: "Русская деревня в конце 19 в."
Фрагмент урока: "Трактирный промысел Любимских крестьян в Санкт-Петербурге".
Цель включения данного фрагмента: на примере трактирного промысла показать роль отходничества в жизни любимского крестьянства.
Ход урока: "Перед вами старинные фотографии из нашего школьного музея. Большинство из них сделано в Петербурге в конце 19 в. Но найдены они были в наших деревнях, т.е. на них изображены наши предки.
Глинистые переувлажненные почвы нашего района, бедность природными ресурсами обрекали, казалось, любимских крестьян на нищету и прозябание. Почему-же в окрестных деревнях до сих пор стоят богатые пятистенные дома, построенные в прошлом веке? Почему со старинных фотографий смотрят на нас вполне благополучные, прилично одетые крестьяне? Откуда появлялся достаток в семьях любимцев в 19 - начале XX веков?
Не находя достойного применения на родной земле, многие любимские крестьяне отправлялись на отхожий промысел. Дома их называли "питерщиками", так как большая часть отходников отправлялась на заработки в Санкт-Петербург.
В 1869 году в Питере проживало 45 тысяч ярославских крестьян, что составляло около 7% населения столицы. В их числе велика была доля выходцев из любимского уезда. 39 торговых заведений С.-Петербурга принадлежало любимским крестьянам. Но наиболее характерным видом деятельности любимских отходников был трактирный промысел.
О влиянии любимцев в трактирном промысле свидетельствует топонимика. В 1909 г. в Петербурге существовало 6 трактиров с названием "Любим".
Отход на трактирный промысел преобладал в 6 из 9 волостей Любимского уезда. 6 северных волостей давали 97% всех трактирщиков уезда. Например, из Ескинской волости 47% всех отходников отправлялись в трактирный промысел С.-Петербурга. Обычно, впервые в Питер отправлялись в возрасте 10-12 лет и устраивались "мальчиками" в трактиры к своим-же землякам. В отличие от других видов промысла, мальчики в трактирах получали жалование от 2 до 5 руб. в месяц. При удаче, мальчик вскоре становился "шестеркой" - официантом заурядного трактира. Из владельцев трактиров примерно 2/3 выходило из "шестерок". Половой в трактире получал в среднем 97 руб. в год, причем домой умудрялся высылать в среднем 122 руб. Естественно, что кроме жалования существовали и другие источники дохода: обсчет клиентов, обман пьяных посетителей, чаевые, незаконная торговля водкой. Самое тяжелое в работе полового - это продолжительный рабочий день с 7 утра до 11 вечера, без обеденного перерыва и выходных. Если половой выдерживал все тяжести, то в перспективе он становился буфетчиком, а то и хозяином заведения. Обычно новоявленному предпринимателю земляки - трактирщики давали кредит под небольшой процент для открытия заведения.
Мы знаем имена довольно зажиточных любимских трактирщиков в С.- Петербурге. Например, уроженец нашего села Бедарево - А.Ф. Соколов владел трактиром "Золотая ветка" на Малой Охте.
Крестьянин соседней деревни - Фондяков Т.П. имел буфет в 1-ой Государственной думе, в театрах, в Петровском яхт-клубе. Уроженец деревни Шарна Мановетов Ф.П. был хозяином гостиницы на Разъезжей у Пяти углов.
Перед вами два документа из нашего школьного музея, относящиеся к любимским "питерщикам". Первый из них, это "Свидетельство действительного члена Ярославского благотворительного общества в С.-Петербурге" на имя уроженца деревни Раслово - Михайлова Ивана Михайловича. Это была самая старая из земляческих организаций ярославских крестьян.
Второе свидетельствует о предоставлении Николаю Ваулину права ношения серебрянного жетона в память сделанного им пожертвования в пользу Барачной лечебницы С.-Петербурга. Какие выводы вы можете сделать на основании этих документов?
Упорство в достижении целей, деловая смекалка, предприимчивость любимских трактирщиков вызывали удивление и восхищение современников. В то же время благотворительность многих предпринимателей 19 века, выходцев из народа, может служить ярким примером для предпринимателей дня сегодняшнего".
на предыдущую страницу
Урок №5
Тема урока: "Образование и наука".
Фрагмент урока: "История Бедаревской школы".
Цель включения данного фрагмента: познакомить учащихся с условиями обучения в Бедаревской ЦПШ в конце 19 - начале XX в.
Ход урока: "А теперь мы с вами в ходе работы с документом выясним, как учились дети в нашей школе 100 лет назад. Перед вами "Сведения Ярославского губернаторского Земства о Иоанникиевской Бедаревской церковно - приходской школе Любимского уезда за 1903 г. Из документа видно, что школа основана в 1878 г., следовательно ей более 120 лет. Какие еще сведения мы можем узнать из данного документа?"
Ответы учеников при помощи учителя:
Итак в 1903 г. в 3 классах школы обучалось 63 человека, 39 мальчиков и 24 девочки. Школа помещалась в собственном, специально построенном доме, в котором имелось 2 классные комнаты. При школе имелись 2 комнаты для учителей. Не считая законоучителя священника Филиппа Зыкова, в школе работали 2 учительницы. Жалование первой учительницы составляло 200 руб., второй 120 руб.
Учебники и письменные принадлежности поступали на процент училищного капитала, своевременно и в достаточном количестве. Из наглядных учебных пособий в школе имелись стенные счеты и картины по Закону Божию. Имелись стенные часы. В 1902 г. в школе было 132 учебных дня. Хозяйственные нужды удовлетворялись своевременно. При школе имелась женская прислуга. Некоторые ученики, по-видимому, из дальних деревень, ночевали при школе, принося с собой хлеб, мясо, молоко и картофель. Один раз в текущем году школу посетил врач.
Теперь посмотрим другой документ "Статистику народного образования Ярославской губернии за 1913 г." и проследим, что-же изменилось в школе за 10 лет.
За это время школа превратилась в четырехлетнюю. Число учащихся почти не изменилось. Оно составило 59 человек, 38 мальчиков и 21 девочка. За текущий год школу покинуло 2 мальчика, из-за перемены места жительства, и 4 девочки по причине домашних работ. Все учащиеся были представителями крестьянского сословия. Занятия в школе начинались 10 сентября и заканчивались 5 апреля. Почему? Все дети проживали не далее 4 верст от школы. В каких деревнях они жили? Урок продолжался 55 мин., перемена 10 мин. В школе появилась библиотека из 116 книг, и глобус. При обучении письму употреблялись карандаши. В школе по-прежнему работают две учительницы. Школа располагается в том же деревянном, одноэтажном, покрытом железом здании. Посмотрите фотографию этого здания, хранящуюся в нашем музее.
Чтобы оценить уровень образования в Любимском уезде посмотрим "Переписной лист" первой всеобщей переписи населения Российской империи за 1897 г.
Семья Петровых насчитывает 14 человек. Исключая 2 младенцев и 83 - летнюю старуху, 11 человек этой семьи грамотные, причем есть закончившие не только церковно-приходскую школу, но и уездное училище.
Итак, уровень образования в Любимском уезде в конце 19 в. был достаточно высок. Большую роль в этом сыграли церковно-приходские школы, и среди них не последнее место занимала школа села Бедарева, в которой вы учитесь.