kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Жизнь и творчество А.С.Пушкина" ( вводный урок)

Нажмите, чтобы узнать подробности

               Первый урок по теме "А.С.Пушкин" Цель: расширить и систематизировать знания о жизни и творчестве поэта. Познакомить учащихся с основными этапами жизни и творчества.                                                                           

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Жизнь и творчество А.С.Пушкина" ( вводный урок)»

Конспект урока литературы в 9 классе

Тема урока: «А.С. Пушкин. Жизнь и творчество»

Цели урока:

  1. Расширить и систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве А. С. Пушкина;

  2. Познакомиться с основными этапами жизни и творчества А. С. Пушкина;

  3. Воспитать интерес к поэтическому слову;

  4. Определить восприятие творчества поэта современным читателем.

Формы и методы работы: рассказ учителя, беседа по вопросам, письменный ответ на проблемный вопрос, подбор и обобщение дополнительного материала о биографии А. С. Пушкина с использованием справочной литературы, реализация межпредметных связей с историей и искусством (метод деятельности – частично-поисковый).

План урока.

  1. Организационный момент. Включение в учебную деятельность.

  2. Постановка темы и целей.

  3. Актуализация ранее полученных знаний.

  4. Работа по теме урока. Периодизация творчества:

  • Детство

  • Лицей

  • Петербург

  • Южная ссылка

  • Михайловское

  • Болдинская осень

  • Петербург

  • Последние годы жизни

  1. Писатели об А. С. Пушкине. С каким мнением я согласен?

  2. Работа в группах. Мини-проект по теме урока.

  3. Итог урока. Синквейн. Рефлексия.

  4. Домашнее задание

Ход урока:

  1. Организационный момент. Включение в учебную деятельность.

  2. Постановка темы и целей.



Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!



Вспомните, чьи это строки? Творчество какого поэта мы начинаем изучать?

А что мы можем о нем узнать на уроке?

Какие цели у нас могут быть?



Показ на слайде темы и целей.

  1. Актуализация ранее полученных знаний.

На протяжение многих лет в 5-8 классах вы обращались к творчеству А. С. Пушкина. Многое об этой личности вам уже известно. Давайте выявим в вашем классе знатока фактов о жизни этого писателя. Начнем с легких вопросов и будем постепенно переходить к вопросам посложнее.



  1. Когда родился А. С. Пушкин? (26 мая (6 июня) 1799 г.)

  2. В каком учебном заведении учился писатель? (Царскосельский лицей)

  3. В каком городе родился А. С. Пушкин? (в Москве)

  4. Назовите дату смерти поэта. (29 января (10 февраля) 1837 г.)

  5. Как умер А. С. Пушкин? (дуэль)

  6. Где произошла дуэль Пушкина с Дантесом? (Черная речка)

  7. Кому посвящены строки «Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты…»? (А. Керн)

  8. Кому принадлежат слова: «Победителю ученику от побежденного учителя»? (В. А. Жуковскому)

  1. Работа по теме урока. Периодизация творчества:

Детство



Известные литературоведы давно определили четкие этапы в жизни и творчестве А. С. Пушкина. Название первого периода вы можете определить самостоятельно – этот период присущ каждому писателю, и, более того, каждый из нас с началом жизни пережил этот этап.

Это детство. В этот период на А. С. Пушкина повлияли две значительные фигуры. Физкультминутка

- На стенах вокруг вас вы можете их найти. Пожалуйста, посмотрите по сторонам и скажите, кто же повлиял на формирование личности маленького поэта.



Арина Родионовна

Бабушка



Правильно! Именно бабушка поэта и его няня Арина Родионовна сформировали любовь поэта к русскому языку.



Лицей



Идут годы, и молодой Пушкин переходит в новый период своей жизни и творчества. На ваших партах некоторые из вас могут найти отрывки из стихотворения А. С. Пушкина «19 октября» 1825 года. Они пронумерованы. Ваша задача: выразительно прочитать отрывки и определить, какой же период в них описан.



1.

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.



2.

И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я. Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его лицея превратил.



3.  

пируйте, о друзья!
Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я,
Исполнится завет моих мечтаний;
Промчится год, и я явлюся к вам!
О сколько слез и сколько восклицаний,
И сколько чаш, подъятых к небесам!



И первую полней, друзья, полней!
И всю до дна в честь нашего союза!
Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует лицей!



Правильно, речь идет о лицейском периоде творчества А. С. Пушкина. Может быть, вы знаете какой-нибудь случай из биографии Пушкина, который бы говорил о его жизни в Лицее?



Петербург



Прошли лицейские годы, и с ними окончилась юность Пушкина. Полным творческих замыслов поэт вступил в новую пору своей жизни. Видные русские литераторы и поэты: Карамзин, Жуковский, Батюшков, Вяземский – прочили ему поэтическую славу. В 1817 г. поэт поселился в Петербурге.

Радостное чувство овладело Пушкиным. Поэт ощутил полноту жизни, наслаждался молодостью и здоровьем. Он с увлечением отдался поэзии, искусству, политическим спорам и дружеским встречам.

Дружеские встречи одухотворялись серьезными идеями и свободолюбивыми мечтами, оживлялись стихами и шутками. Молодежь бросала своеобразный вызов казенному обществу, которое привыкло ценить людей за их знатное происхождение и богатство.

Каждая тема, обсуждаемая Пушкиным и его друзьями, в конечном итоге сводилась к двум – к необходимости устранить или ограничить монархическое правление и уничтожить крепостное состояние.

Так было положено начало вольнолюбивой лирике А. С. Пушкина (ода «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву»)



- Композиция «Воденников. Пушкин».



Южная ссылка



Вскоре власти заметили вольнолюбивые настроения поэта. На странице 119 учебника у вас находится статья Ю. М. Лотмана о времени, в котором развивалась личность Пушкина. Вам необходимо изучить статью и сделать выводы, чем же характеризовалась эпоха, в которую жил поэт.

А могли ли поэта наказать за его вольнолюбивые произведения? Как?

Поэмы «Кавказский пленник», «Цыганы»



Михайловское



Чтение отрывка из учебника Н. И. Громова, Н. А. Спицыной (стр. 104)



Мы с вами заметили, что у поэта были друзья и близкие люди, всегда поддерживающие его. Однако хотелось бы узнать и мнения других писателей о творчестве Пушкина. Группа из 4-х человек сейчас начнет исследовать с помощью дополнительного материала что же говорили и писали о Пушкине его коллеги по литературному мастерству.



Болдинская осень



1830 г. известен, пожалуй, как самый плодотворный в творческом плане период творчества А. С. Пушкина. Точнее, самой яркой в этом смысле оказалась осень 1830-го. Застряв из-за эпидемии холеры в с. Болдино, поэт написал множество произведений. Вокруг вас вы можете найти их названия. Давайте найдем их в классе.



Петербург



Вернувшись в Петербург, поэта занимает историческая тема. Вспомните название произведения на историческую тему, которое вы изучали в предыдущие годы. (Капитанская дочка)



Помимо творчества, нарастает волнение вокруг личной жизни Пушкина. Во-первых, материальное положение поэта постепенно становилось катастрофическим. Во-вторых, прибавилось новое беспокойство: светские сплетни вокруг имени его жены. Как звали жену А. С. Пушкина? (Н. Гончарова)



Проверка исследовательской деятельности группы. Согласные с мнением того или иного автора поднимаются. Обращаем внимание на доску, на которой расположены слова Ф. И. Тютчева: «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет». Что значат данные слова? Выявляем согласие/несогласие со строчкой Тютчева. Значит ли это, что творчество Пушкина актуально и по сей день?



Последние годы жизни



Сейчас мы с вами посмотрим фрагмент фильма «Пушкин. Последняя дуэль», в котором великого русского поэта играл талантливый русский актер С. Безруков. После просмотра скажите, пожалуйста, о каком эпизоде жизни идет речь в представленных кадрах?



Просмотр отрывка фильма 3 мин.



Обсуждение



  1. Работа в группах. Мини-проект по теме урока.



У вас на партах сейчас находятся комплекты для завершающего этапа нашей с вами работы. Вам необходимо в правильной последовательности расположить этапы жизни и творчества А. С. Пушкина. Однако какого-то жизненного этапа в вашем комплекте не будет. Вам необходимо самостоятельно вписать тот или иной недостающий этап.



После составления проекта командиры групп выходят и располагают их на доске.



Обсуждение



  1. Рефлексия

  1. Достигли ли мы цели на сегодняшнем занятии?

  2. Что мы узнали на сегодняшнем уроке?

  3. Какая информация для меня оказалась новой?

6.* Синквейн

Для того, чтобы обобщить наше впечатление о творчестве и личности А. С. Пушкина, предлагаю вам напоследок составить небольшой синквейн.

Синквейн строится по следующему принципу:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

  1. Домашнее задание

1.Найти в статье на стр. 119-120 исторические события, которые оказали влияние на становление личности и творчества А. С. Пушкина.

2.Составить таблицу «Периодизация жизни и творчества А.С.Пушкина. Записать произведения, созданные в данный период .








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока "Жизнь и творчество А.С.Пушкина" ( вводный урок)

Автор: Бобылева Любовь Ивановна

Дата: 25.12.2018

Номер свидетельства: 492760


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства