Конспект урока "Жизнь и творчество А.С.Пушкина" ( вводный урок)
Конспект урока "Жизнь и творчество А.С.Пушкина" ( вводный урок)
Первый урок по теме "А.С.Пушкин" Цель: расширить и систематизировать знания о жизни и творчестве поэта. Познакомить учащихся с основными этапами жизни и творчества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Жизнь и творчество А.С.Пушкина" ( вводный урок)»
Конспект урока литературы в 9 классе
Тема урока: «А.С. Пушкин. Жизнь и творчество»
Цели урока:
Расширить и систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве А. С. Пушкина;
Познакомиться с основными этапами жизни и творчества А. С. Пушкина;
Воспитать интерес к поэтическому слову;
Определить восприятие творчества поэта современным читателем.
Формы и методы работы: рассказ учителя, беседа по вопросам, письменный ответ на проблемный вопрос, подбор и обобщение дополнительного материала о биографии А. С. Пушкина с использованием справочной литературы, реализация межпредметных связей с историей и искусством (метод деятельности – частично-поисковый).
План урока.
Организационный момент. Включение в учебную деятельность.
Постановка темы и целей.
Актуализация ранее полученных знаний.
Работа по теме урока. Периодизация творчества:
Детство
Лицей
Петербург
Южная ссылка
Михайловское
Болдинская осень
Петербург
Последние годы жизни
Писатели об А. С. Пушкине. С каким мнением я согласен?
Работа в группах. Мини-проект по теме урока.
Итог урока. Синквейн. Рефлексия.
Домашнее задание
Ход урока:
Организационный момент. Включение в учебную деятельность.
Постановка темы и целей.
Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!
Вспомните, чьи это строки? Творчество какого поэта мы начинаем изучать?
А что мы можем о нем узнать на уроке?
Какие цели у нас могут быть?
Показ на слайде темы и целей.
Актуализация ранее полученных знаний.
На протяжение многих лет в 5-8 классах вы обращались к творчеству А. С. Пушкина. Многое об этой личности вам уже известно. Давайте выявим в вашем классе знатока фактов о жизни этого писателя. Начнем с легких вопросов и будем постепенно переходить к вопросам посложнее.
Когда родился А. С. Пушкин? (26 мая (6 июня) 1799 г.)
В каком учебном заведении учился писатель? (Царскосельский лицей)
В каком городе родился А. С. Пушкин? (в Москве)
Назовите дату смерти поэта. (29 января (10 февраля) 1837 г.)
Как умер А. С. Пушкин? (дуэль)
Где произошла дуэль Пушкина с Дантесом? (Черная речка)
Кому посвящены строки «Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты…»? (А. Керн)
Кому принадлежат слова: «Победителю ученику от побежденного учителя»? (В. А. Жуковскому)
Работа по теме урока. Периодизация творчества:
Детство
Известные литературоведы давно определили четкие этапы в жизни и творчестве А. С. Пушкина. Название первого периода вы можете определить самостоятельно – этот период присущ каждому писателю, и, более того, каждый из нас с началом жизни пережил этот этап.
Это детство. В этот период на А. С. Пушкина повлияли две значительные фигуры. Физкультминутка
- На стенах вокруг вас вы можете их найти. Пожалуйста, посмотрите по сторонам и скажите, кто же повлиял на формирование личности маленького поэта.
Арина Родионовна
Бабушка
Правильно! Именно бабушка поэта и его няня Арина Родионовна сформировали любовь поэта к русскому языку.
Лицей
Идут годы, и молодой Пушкин переходит в новый период своей жизни и творчества. На ваших партах некоторые из вас могут найти отрывки из стихотворения А. С. Пушкина «19 октября» 1825 года. Они пронумерованы. Ваша задача: выразительно прочитать отрывки и определить, какой же период в них описан.
1.
Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен — Неколебим, свободен и беспечен Срастался он под сенью дружных муз. Куда бы нас ни бросила судьбина, И счастие куда б ни повело, Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село.
2.
И ныне здесь, в забытой сей глуши, В обители пустынных вьюг и хлада, Мне сладкая готовилась отрада: Троих из вас, друзей моей души, Здесь обнял я. Поэта дом опальный, О Пущин мой, ты первый посетил; Ты усладил изгнанья день печальный, Ты в день его лицея превратил.
3.
пируйте, о друзья! Предчувствую отрадное свиданье; Запомните ж поэта предсказанье: Промчится год, и с вами снова я, Исполнится завет моих мечтаний; Промчится год, и я явлюся к вам! О сколько слез и сколько восклицаний, И сколько чаш, подъятых к небесам!
И первую полней, друзья, полней! И всю до дна в честь нашего союза! Благослови, ликующая муза, Благослови: да здравствует лицей!
Правильно, речь идет о лицейском периоде творчества А. С. Пушкина. Может быть, вы знаете какой-нибудь случай из биографии Пушкина, который бы говорил о его жизни в Лицее?
Петербург
Прошли лицейские годы, и с ними окончилась юность Пушкина. Полным творческих замыслов поэт вступил в новую пору своей жизни. Видные русские литераторы и поэты: Карамзин, Жуковский, Батюшков, Вяземский – прочили ему поэтическую славу. В 1817 г. поэт поселился в Петербурге.
Радостное чувство овладело Пушкиным. Поэт ощутил полноту жизни, наслаждался молодостью и здоровьем. Он с увлечением отдался поэзии, искусству, политическим спорам и дружеским встречам.
Дружеские встречи одухотворялись серьезными идеями и свободолюбивыми мечтами, оживлялись стихами и шутками. Молодежь бросала своеобразный вызов казенному обществу, которое привыкло ценить людей за их знатное происхождение и богатство.
Каждая тема, обсуждаемая Пушкиным и его друзьями, в конечном итоге сводилась к двум – к необходимости устранить или ограничить монархическое правление и уничтожить крепостное состояние.
Так было положено начало вольнолюбивой лирике А. С. Пушкина (ода «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву»)
- Композиция «Воденников. Пушкин».
Южная ссылка
Вскоре власти заметили вольнолюбивые настроения поэта. На странице 119 учебника у вас находится статья Ю. М. Лотмана о времени, в котором развивалась личность Пушкина. Вам необходимо изучить статью и сделать выводы, чем же характеризовалась эпоха, в которую жил поэт.
А могли ли поэта наказать за его вольнолюбивые произведения? Как?
Поэмы «Кавказский пленник», «Цыганы»
Михайловское
Чтение отрывка из учебника Н. И. Громова, Н. А. Спицыной (стр. 104)
Мы с вами заметили, что у поэта были друзья и близкие люди, всегда поддерживающие его. Однако хотелось бы узнать и мнения других писателей о творчестве Пушкина. Группа из 4-х человек сейчас начнет исследовать с помощью дополнительного материала что же говорили и писали о Пушкине его коллеги по литературному мастерству.
Болдинская осень
1830 г. известен, пожалуй, как самый плодотворный в творческом плане период творчества А. С. Пушкина. Точнее, самой яркой в этом смысле оказалась осень 1830-го. Застряв из-за эпидемии холеры в с. Болдино, поэт написал множество произведений. Вокруг вас вы можете найти их названия. Давайте найдем их в классе.
Петербург
Вернувшись в Петербург, поэта занимает историческая тема. Вспомните название произведения на историческую тему, которое вы изучали в предыдущие годы. (Капитанская дочка)
Помимо творчества, нарастает волнение вокруг личной жизни Пушкина. Во-первых, материальное положение поэта постепенно становилось катастрофическим. Во-вторых, прибавилось новое беспокойство: светские сплетни вокруг имени его жены. Как звали жену А. С. Пушкина? (Н. Гончарова)
Проверка исследовательской деятельности группы. Согласные с мнением того или иного автора поднимаются. Обращаем внимание на доску, на которой расположены слова Ф. И. Тютчева: «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет». Что значат данные слова? Выявляем согласие/несогласие со строчкой Тютчева. Значит ли это, что творчество Пушкина актуально и по сей день?
Последние годы жизни
Сейчас мы с вами посмотрим фрагмент фильма «Пушкин. Последняя дуэль», в котором великого русского поэта играл талантливый русский актер С. Безруков. После просмотра скажите, пожалуйста, о каком эпизоде жизни идет речь в представленных кадрах?
Просмотр отрывка фильма 3 мин.
Обсуждение
Работа в группах. Мини-проект по теме урока.
У вас на партах сейчас находятся комплекты для завершающего этапа нашей с вами работы. Вам необходимо в правильной последовательности расположить этапы жизни и творчества А. С. Пушкина. Однако какого-то жизненного этапа в вашем комплекте не будет. Вам необходимо самостоятельно вписать тот или иной недостающий этап.
После составления проекта командиры групп выходят и располагают их на доске.
Обсуждение
Рефлексия
Достигли ли мы цели на сегодняшнем занятии?
Что мы узнали на сегодняшнем уроке?
Какая информация для меня оказалась новой?
6.* Синквейн
Для того, чтобы обобщить наше впечатление о творчестве и личности А. С. Пушкина, предлагаю вам напоследок составить небольшой синквейн.
Синквейн строится по следующему принципу:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Домашнее задание
1.Найти в статье на стр. 119-120 исторические события, которые оказали влияние на становление личности и творчества А. С. Пушкина.
2.Составить таблицу «Периодизация жизни и творчества А.С.Пушкина. Записать произведения, созданные в данный период .