Просмотр содержимого документа
«Конспект урока внеклассного чтения в 10 классе на тему "Живая душа поэта"»
ГКОУ Шарьинская школа - интернат
Конспект урока внеклассного чтения
«Живая душа поэта».
Подготовила: Шитова Н.А.
Цель:
1.Обобщить сведения о жизни и творчестве поэта С. Есенина.
2.Учить понимать и чувствовать поэзию.
3.Воспитывать у учащихся любовь к поэзии Есенина, способствовать формированию нравственных качеств учеников (любовь к природе, Родине, женщине).
Ход урока
Звучит мелодия песни «Отговорила роща золотая»
Золотая роща поэзии С. Есенина продолжает нам, его соотечественникам, говорить удивительно нежным, чистым языком. С Есениным в литературу пришёл поэт удивительно лирической силы, художник широкой и нежной души, готовый выплеснуть эту душу в трепетные песенные слова.
Он сказал об отчей земле, о России так, как до него никто не говорил. От его строк веяло утренней свежестью пашни, влажным ветерком с излучины реки, теплом родительского крова.
Для него не было ничего дороже Родины. Россия была его любовью, его надеждой.
Сегодня для вас распахнет двери литературная гостиная.
«О Русь – малиновое поле И синь, упавшая в реку, Люблю до радости и боли Твою озёрную тоску. Холодной скорби не измерить, Ты на туманном берегу. Но не любить тебя, не верить – Я научиться не могу.
(Видео С. Константинова. Родители).
1 ученик: Далеким днем осенним родился наш Есенин
В губернии Рязанской, и жизнь ждала крестьянская.
Среди степей, полей, берез Есенин в доме деда рос.
Учитель: Да, родился С. Есенин 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии. Село располагалось на берегу реки Оки. Место это было необыкновенно красивым. Внизу – заливные луга, заросшая камышом река. А обзор с холмов такой, что, кажется, небо можно достать рукой. Родители С. Есенина были простые крестьяне – потомственные хлеборобы.
Ученик: С 2 лет Сергей был отдан на воспитание бабушке и дедушке. Бабушка была искусной сказительницей. Рассказывала внуку много народных сказок, преданий, легенд. Самой читаемой книгой была Библия.
(Стих «Низкий дом с голубыми ставнями»).
Учитель: Первые воспоминания поэта относятся ко времени, когда ему было 3-4 года.
«Помню: лес, большая канавистая дорога. Бабушка идет в Радовецкий монастырь, который от нас верстах в 40. Я, ухватившись за ее палку, еле волочу от усталости ноги, а бабушка все приговаривает: «Иди, иди, ягодка, Бог счастье даст».
(Звон колоколов)
Учитель: А вот любимыми воспоминаниями детства поэта были выезды в ночное, сенокосы. В ночном они с мальчишками поли лошадей на реке Оке, а на сенокос выезжали всем селом. К работе приступали чуть свет, трудились до захода солнца, кормились у костра. По вечерам пели, плясали, рассказывали разные истории. Об этой поре Есенин писал
Я люблю над покосной стоянкою
Слушать вечером гуд комаров.
А как гаркнут ребята тальянкою,
Выйдут девки плясать у костров.
Загорятся, как черна смородина,
Угли-очи в подковах бровей,
Ой ты, Русь моя, милая родина,
Сладкий отдых в шелку купырей.
Ученик: А какие веселые праздники были в селе! Катания на санках, с игрой в снежки, с песнями до утра. В доме деда прошла, пожалуй, лучшая пора детства. (Песня «Над окошком месяц» исполняет группа девочек)
Учитель: Семья очень хотела, чтобы С. Есенин стал сельским учителем, поэтому отдали его в Закрытую учительскую школу. После её окончания в 17 лет он уехал в Москву и поступил в университет. Всё это время он писал стихи. Первое стихотворение «Берёза». Первый сборник стихов «Радуница »
Поэзия Есенина – это повесть, рассказанная поэтом о самом себе, о своем трудном и сложном пути в новое.
«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве. Так сказал о себе один из проникновенных певцов России – замечательный русский поэт С. Есенин. До радости и боли он любит свою «Голубую Русь». Само слово Россия было для него невыразимо волнующим.
«Россия – какое хорошее слово – говорил он. И роса, и сила, и синее что – то.
Гой ты, Русь, моя родная, Хаты — в ризах образа… Не видать конца и края — Только синь сосет глаза. Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».
Ученик читает стих «Спит ковыль»
Кто читал это стихотворение?
_Что ты представляешь читая это стихотворение?
В картинах природы поэт сумел выразить Россию, дух и характер своей земли, передать чувства человека, живущего на этой земле. Через движение своей души Есенин выразил народную душу, её нежность , грустную и щедрую удаль.
Несказанное, синее, нежное… Тих мой край после бурь, после гроз, И душа моя — поле безбрежное — Дышит запахом меда и роз.
(Ученик читает стих «Нивы сжаты, рощи голы..»)
Учитель: Почему ты взяла это стихотворение?
Нежностью пропитанное слово Есенина поведало нам, на какую чуткую и глубокую любовь к женщине способен человек. С женщиной Есенин связывает самое дорогое, светлое. Сама – то Русь часто соединена в его сознании с обликом женщины – матери, сестры, далекой северянки.
(Ученик читает стих «Слышишь мчатся сани»)
Учитель: Что ты представляешь, читая это стихотворение?
Какой рисунок ты бы нарисовала к этим словам?
Необычайна нежность Есенинских стихов посвященных сестре.
«Ты - мое васильковое слово,
Я навеки люблю тебя – обращается поэт к сестре и её образ сливается с образом березки – извечного символа России.
А вот поэт разговаривает с матерью
«Милая, добрая, старая, нежная,
С думами грустными ты не дружись,
Слушай — под эту гармонику снежную
Я расскажу про свою тебе жизнь»
Вряд ли в русской литературе можно найти такие проникновенные строки о матери. Недаром стих «Письмо матери» положено на музыку и стало и стало популярнейшей песней.
(Песня «Ты жива ещё моя старушка»).
Глубоко и нежно поэт любил животных. Он никогда их не обижал.
«И зверьё, как братьев наших маленьких , никогда не бил по голове».
Он жалел и заезженную лошадь, и дряхлую корову с выпавшими зубами, и собаку, у которой хозяин отобрал новорожденных щенков.
В голодные годы он делился едой с бродячими собаками на улицах. Ему всегда хотелось помочь животным.
«Для зверей приятель я хороший, каждый стих мой душу зверя лечит».
Стих «Дай Джим, на счастье лапу мне».
Учитель: Поэзия Есенина последних лет необычайно богата по мотивам и настроениями. То безоглядное веселье, то щемящая тоска, то счастливое упоение жизнью, то светлая пушкинская печаль чисто и звонко бьётся в голубой волне Есенинского стиха
( Показ видео - слайдов «Клен ты мой опавший», «Отговорила роща золотая»).
Учитель: 28 декабря 1925 года трагически оборвалась жизнь С. Есенина. Он сломался на самом высоком взлете. В детские годы он мечтал
«Буду я известным и богатым
И будет памятник стоять в Рязани мне».
Памятник ему поставлен. Русский поэт Есенин известен во всем мире. И богат он беспредельно – глубокой и искренней любовью к людям.
(Стих «Нежное имя»).
Отныне и навсегда золотые россыпи его поэзии принадлежат каждому гражданину его родной России, всем, всем, всем. Всё, что связано с именем С. Есенина дорого нам, это наши общенациональные святыни. Думая о солнечном даре Пушкина, мы невольно приходим в мыслях к С. Есенину.
(Стих «Белый омут»).
Учитель: Нравятся ли вам стихи Есенина? Чем они могут нравиться?
(Стихи Есенина воспитывают любовь ко всему живому.
Помогают глубже постичь красоту природы.
Учат любить Родину.
Стихи Есенина помогают нам пристально вглядеться , например, в осеннее поле, рощу.)
Учитель: Стихи Есенина как живые картины.
Мы читаем – и эти картины оживают в нашем воображении: поля, с которых убрали хлеб, осенние рощи, уже утратившие листву, горы, которые вдалеке кажутся синими, туман над рекой.
Игра «Шкатулка вопросов».
Учитель: Я хочу поблагодарить вас за работу. И я думаю, что вы не раз ещё в течение своей жизни откроете томик любимых стихов Есенина.