kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока внеклассного чтения в 10 классе на тему "Живая душа поэта"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

 1.Обобщить сведения о жизни и творчестве поэта С. Есенина.

 2.Учить понимать и чувствовать поэзию.

 3.Воспитывать у учащихся любовь к поэзии Есенина, способствовать формированию нравственных качеств учеников (любовь к природе, Родине, женщине).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока внеклассного чтения в 10 классе на тему "Живая душа поэта"»

ГКОУ Шарьинская школа - интернат




Конспект урока внеклассного чтения


«Живая душа поэта».




Подготовила: Шитова Н.А.

Цель:

1.Обобщить сведения о жизни и творчестве поэта С. Есенина.

2.Учить понимать и чувствовать поэзию.

3.Воспитывать у учащихся любовь к поэзии Есенина, способствовать формированию нравственных качеств учеников (любовь к природе, Родине, женщине).


Ход урока

Звучит мелодия песни «Отговорила роща золотая»

Золотая роща поэзии С. Есенина продолжает нам, его соотечественникам, говорить удивительно нежным, чистым языком. С Есениным в литературу пришёл поэт удивительно лирической силы, художник широкой и нежной души, готовый выплеснуть эту душу в трепетные песенные слова.

Он сказал об отчей земле, о России так, как до него никто не говорил. От его строк веяло утренней свежестью пашни, влажным ветерком с излучины реки, теплом родительского крова.

Для него не было ничего дороже Родины. Россия была его любовью, его надеждой.

Сегодня для вас распахнет двери литературная гостиная.

«О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озёрную тоску.
Холодной скорби не измерить,
Ты на туманном берегу.
Но не любить тебя, не верить –
Я научиться не могу.

(Видео С. Константинова. Родители).



1 ученик: Далеким днем осенним родился наш Есенин

В губернии Рязанской, и жизнь ждала крестьянская.

Среди степей, полей, берез Есенин в доме деда рос.



Учитель: Да, родился С. Есенин 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии. Село располагалось на берегу реки Оки. Место это было необыкновенно красивым. Внизу – заливные луга, заросшая камышом река. А обзор с холмов такой, что, кажется, небо можно достать рукой. Родители С. Есенина были простые крестьяне – потомственные хлеборобы.

Ученик: С 2 лет Сергей был отдан на воспитание бабушке и дедушке. Бабушка была искусной сказительницей. Рассказывала внуку много народных сказок, преданий, легенд. Самой читаемой книгой была Библия.

(Стих «Низкий дом с голубыми ставнями»).

Учитель: Первые воспоминания поэта относятся ко времени, когда ему было 3-4 года.

«Помню: лес, большая канавистая дорога. Бабушка идет в Радовецкий монастырь, который от нас верстах в 40. Я, ухватившись за ее палку, еле волочу от усталости ноги, а бабушка все приговаривает: «Иди, иди, ягодка, Бог счастье даст».

(Звон колоколов)

Учитель: А вот любимыми воспоминаниями детства поэта были выезды в ночное, сенокосы. В ночном они с мальчишками поли лошадей на реке Оке, а на сенокос выезжали всем селом. К работе приступали чуть свет, трудились до захода солнца, кормились у костра. По вечерам пели, плясали, рассказывали разные истории. Об этой поре Есенин писал

Я люблю над покосной стоянкою

Слушать вечером гуд комаров.

А как гаркнут ребята тальянкою,

Выйдут девки плясать у костров.

Загорятся, как черна смородина,

Угли-очи в подковах бровей,

Ой ты, Русь моя, милая родина,

Сладкий отдых в шелку купырей.

Ученик: А какие веселые праздники были в селе! Катания на санках, с игрой в снежки, с песнями до утра. В доме деда прошла, пожалуй, лучшая пора детства. (Песня «Над окошком месяц» исполняет группа девочек)

Учитель: Семья очень хотела, чтобы С. Есенин стал сельским учителем, поэтому отдали его в Закрытую учительскую школу. После её окончания в 17 лет он уехал в Москву и поступил в университет. Всё это время он писал стихи. Первое стихотворение «Берёза». Первый сборник стихов «Радуница »

Поэзия Есенина – это повесть, рассказанная поэтом о самом себе, о своем трудном и сложном пути в новое.

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве. Так сказал о себе один из проникновенных певцов России – замечательный русский поэт С. Есенин. До радости и боли он любит свою «Голубую Русь». Само слово Россия было для него невыразимо волнующим.

«Россия – какое хорошее слово – говорил он. И роса, и сила, и синее что – то.

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

Ученик читает стих «Спит ковыль»

Кто читал это стихотворение?

_Что ты представляешь читая это стихотворение?

В картинах природы поэт сумел выразить Россию, дух и характер своей земли, передать чувства человека, живущего на этой земле. Через движение своей души Есенин выразил народную душу, её нежность , грустную и щедрую удаль.


Несказанное, синее, нежное…
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя — поле безбрежное —
Дышит запахом меда и роз.

(Ученик читает стих «Нивы сжаты, рощи голы..»)

Учитель: Почему ты взяла это стихотворение?

Нежностью пропитанное слово Есенина поведало нам, на какую чуткую и глубокую любовь к женщине способен человек. С женщиной Есенин связывает самое дорогое, светлое. Сама – то Русь часто соединена в его сознании с обликом женщины – матери, сестры, далекой северянки.

(Ученик читает стих «Слышишь мчатся сани»)

Учитель: Что ты представляешь, читая это стихотворение?

Какой рисунок ты бы нарисовала к этим словам?

Необычайна нежность Есенинских стихов посвященных сестре.

«Ты - мое васильковое слово,

Я навеки люблю тебя – обращается поэт к сестре и её образ сливается с образом березки – извечного символа России.

А вот поэт разговаривает с матерью



«Милая, добрая, старая, нежная,

С думами грустными ты не дружись,

Слушай — под эту гармонику снежную

Я расскажу про свою тебе жизнь»

Вряд ли в русской литературе можно найти такие проникновенные строки о матери. Недаром стих «Письмо матери» положено на музыку и стало и стало популярнейшей песней.

(Песня «Ты жива ещё моя старушка»).

Глубоко и нежно поэт любил животных. Он никогда их не обижал.

«И зверьё, как братьев наших маленьких , никогда не бил по голове».

Он жалел и заезженную лошадь, и дряхлую корову с выпавшими зубами, и собаку, у которой хозяин отобрал новорожденных щенков.

В голодные годы он делился едой с бродячими собаками на улицах. Ему всегда хотелось помочь животным.

«Для зверей приятель я хороший, каждый стих мой душу зверя лечит».

Стих «Дай Джим, на счастье лапу мне».

Учитель: Поэзия Есенина последних лет необычайно богата по мотивам и настроениями. То безоглядное веселье, то щемящая тоска, то счастливое упоение жизнью, то светлая пушкинская печаль чисто и звонко бьётся в голубой волне Есенинского стиха

( Показ видео - слайдов «Клен ты мой опавший», «Отговорила роща золотая»).

Учитель: 28 декабря 1925 года трагически оборвалась жизнь С. Есенина. Он сломался на самом высоком взлете. В детские годы он мечтал

«Буду я известным и богатым

И будет памятник стоять в Рязани мне».

Памятник ему поставлен. Русский поэт Есенин известен во всем мире. И богат он беспредельно – глубокой и искренней любовью к людям.

(Стих «Нежное имя»).

Отныне и навсегда золотые россыпи его поэзии принадлежат каждому гражданину его родной России, всем, всем, всем. Всё, что связано с именем С. Есенина дорого нам, это наши общенациональные святыни. Думая о солнечном даре Пушкина, мы невольно приходим в мыслях к С. Есенину.

(Стих «Белый омут»).

Учитель: Нравятся ли вам стихи Есенина? Чем они могут нравиться?

(Стихи Есенина воспитывают любовь ко всему живому.

Помогают глубже постичь красоту природы.

Учат любить Родину.

Стихи Есенина помогают нам пристально вглядеться , например, в осеннее поле, рощу.)

Учитель: Стихи Есенина как живые картины.

Мы читаем – и эти картины оживают в нашем воображении: поля, с которых убрали хлеб, осенние рощи, уже утратившие листву, горы, которые вдалеке кажутся синими, туман над рекой.

Игра «Шкатулка вопросов».

Учитель: Я хочу поблагодарить вас за работу. И я думаю, что вы не раз ещё в течение своей жизни откроете томик любимых стихов Есенина.

Оценки за урок .


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока внеклассного чтения в 10 классе на тему "Живая душа поэта"

Автор: Шитова Нина Александровна

Дата: 14.10.2018

Номер свидетельства: 480587


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства