kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока в 6-А классе по теме « А.П.Чехов. «Толстый и тонкий» Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературе. 6 класс 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 6-А классе по теме « А.П.Чехов. «Толстый и тонкий» Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали»»

Конспект урока в 6-А классе по теме « А.П.Чехов. «Толстый и тонкий» Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали» (24.12.2020г.)

Учитель Костенко Людмила Дмитриевна

Цели: понимание и осмысление юмористической ситуации, показанной в рассказе, разоблачение лицемерия, умение характеризовать главных героев, называя и раскрывая средства создания комического в рассказе; развитие навыков выразительного чтения в лицах, выявления художественной детали и определения её роли в раскрытии замысла автора, развитие способностей исследовать прочитанный текст, творческих способностей; воспитание чувства собственного достоинства и умения сохранять его при любых жизненных обстоятельствах, стремления к самосовершенствованию.

Тип урока: урок - исследование.

Оборудование: портрет А.П.Чехова, иллюстрации, презентация.

План урока

I. Мотивирование на учебную деятельность.

II. Актуализация знаний.

Беседа с классом:

- Когда Чехов начал создавать свои первые произведения? (Когда учился в гимназии, а затем в Московском университете)

-Какими они были? (Короткими и смешными)

-Объясните, почему смешными. ( Чехов очень ценил чувство юмора и тех, кто понимает шутки)

-Почему рассказы были короткими? ( Известное высказывание Чехова: «Краткость - сестра таланта»)

-Что такое «псевдоним»? (Вымышленное имя, которое иногда принимают писатели, артисты)

-Какие псевдонимы придумывал Чехов? (Антоша Чехонте, брат моего брата, граф Черномордик, Шиллер Шекспирович Гёте)

-Почему Антон Павлович подписывал свои рассказы псевдонимами? (Он учился на врача, работал врачом, и его пациенты могли утверждать, что профессия врача несовместима с занятиями литератора, который пишет юмористические рассказы)

III. Целеполагание. Постановка проблемы.

III. Работа по теме.

1.Слово учителя. Мы с вами записали ключевые понятия, которые помогут нам при анализе содержания рассказа. Пожалуйста, назовите виды комического. (Ирония – тонкая, скрытая насмешка. Юмор – смех добродушный, весёлый. Сатира – злой, разоблачающий смех)

2. Вам известно, что такое синквейн. Расскажите о его композиции.

1 строка – существительное (тема)

2 строка – два прилагательных

3 строка – три глагола

4 строка – фраза из четырёх слов

5 строка – существительное, соотносимое с названным в 1 строке

В пяти строках можно выразить свои знания, мысли, чувства. Помните синквейны «Россия», «Осень»? Прошу прочитать синквейн «Сатира».

  1. Сатира

  2. Острая, гневная.

  3. Высмеивает, разоблачает, осуждает.

  4. Сатира делает мир лучше.

  5. Обличение.

3. Обратимся к анализу текста рассказа «Толстый и тонкий». Постараемся определить важную роль художественной детали, понять разоблачение автором чинопочитания.

- Кто встретился на вокзале? Писатель описывает портреты героев?

-При помощи каких деталей создаются образы главных героев?

(От толстого пахло хересом и флёрдоранжем.Херес- дорогое красное вино, флёрдоранж – одеколон из цветков апельсина.

От тонкого пахло ветчиной (ветчину в те времена ели только малообеспеченные люди) и кофейной гущей (кофе низкого сорта)

4. Обсуждение прочитанного с классом.

- Что обозначают клички героев в годы учёбы?

( Толстый – Герострат, житель древнегреческого города Эфеса, который в 356 году до нашей эры сжёг храм Артемиды, чтобы его имя помнили потомки. Тонкий – Эфиальт, предатель в истории Древней Греции)

5.До каких должностей дослужились герои? Тонкий – коллежский ассесор, предполагает. Что толстый – статский советник. А он – тайный советник. Табель о рангах Российской империи.

- Что происходит после слов толстого?

6.Можно сказать, что в рассказе две части: встреча школьных друзей заканчивается в тот момент, когда толстый называет свой чин..

-Что случилось с тонким, с его женой, с сыном и вещами?

7.Прочитайте этот эпизод рассказа в лицах.

-Кто из героев ведёт себя достойно? Кто унижается? Как можно охарактеризовать поведение тонкого?

-Из ряда слов выберите и запишите слова, которые помогли бы вам охарактеризовать тонкого: уважительный, грубый, льстивый, добрый, почтительный, завистливый, лицемерный.

8.Как ведёт себя сын тонкого Нафанаил (дарованный Богом)?

( «Немного подумал и снял шляпу» (а стоит ли снимать шляпу?), «вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира» ( наконец-то, социальные роли определены), «шаркнул ногой и уронил фуражку»)

9.Прочитайте синквейн о толстом. (обсуждение)

10. Почитайте синквейн о тонком. К чему стремится тонкий?

(Тонкий гонится за званиями, преклоняется перед вышестоящими. Проявляет чинопочитание, льстивость, угодничество)

11.Что разоблачает Чехов в рассказе?

Каким можно назвать чеховский смех в рассказе: добродушным, снисходительным, уничтожающим?

Учитель: какие виды комического мы видим в рассказе «Толстый и тонкий»? (Все виды: ирония, юмор, сатира. По возрастающей в содержании рассказа)

12.Рассказ смешной? Грустный? Или смешной и грустный одновременно? Чему учит рассказ Чехова «Толстый и тонкий»?

(Воспитание чувства собственного достоинства, умению сохранять его в разных жизненных ситуациях)

13. Комментированное оценивание работы учащихся на уроке.

V. Рефлексия деятельности.

Домашнее задание. Прочитать рассказ Чехова «Лошадиная фамилия» к уроку внеклассного чтения, продумать анализ.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Костенко Людмила Дмитриевна

Дата: 12.01.2021

Номер свидетельства: 569903


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства