Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 6-А классе по теме « А.П.Чехов. «Толстый и тонкий» Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали»»
Конспект урока в 6-А классе по теме « А.П.Чехов. «Толстый и тонкий» Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали» (24.12.2020г.)
Учитель Костенко Людмила Дмитриевна
Цели: понимание и осмысление юмористической ситуации, показанной в рассказе, разоблачение лицемерия, умение характеризовать главных героев, называя и раскрывая средства создания комического в рассказе; развитие навыков выразительного чтения в лицах, выявления художественной детали и определения её роли в раскрытии замысла автора, развитие способностей исследовать прочитанный текст, творческих способностей; воспитание чувства собственного достоинства и умения сохранять его при любых жизненных обстоятельствах, стремления к самосовершенствованию.
Тип урока: урок - исследование.
Оборудование: портрет А.П.Чехова, иллюстрации, презентация.
План урока
I. Мотивирование на учебную деятельность.
II. Актуализация знаний.
Беседа с классом:
- Когда Чехов начал создавать свои первые произведения? (Когда учился в гимназии, а затем в Московском университете)
-Какими они были? (Короткими и смешными)
-Объясните, почему смешными. ( Чехов очень ценил чувство юмора и тех, кто понимает шутки)
-Почему рассказы были короткими? ( Известное высказывание Чехова: «Краткость - сестра таланта»)
-Что такое «псевдоним»? (Вымышленное имя, которое иногда принимают писатели, артисты)
-Какие псевдонимы придумывал Чехов? (Антоша Чехонте, брат моего брата, граф Черномордик, Шиллер Шекспирович Гёте)
-Почему Антон Павлович подписывал свои рассказы псевдонимами? (Он учился на врача, работал врачом, и его пациенты могли утверждать, что профессия врача несовместима с занятиями литератора, который пишет юмористические рассказы)
III. Целеполагание. Постановка проблемы.
III. Работа по теме.
1.Слово учителя. Мы с вами записали ключевые понятия, которые помогут нам при анализе содержания рассказа. Пожалуйста, назовите виды комического. (Ирония – тонкая, скрытая насмешка. Юмор – смех добродушный, весёлый. Сатира – злой, разоблачающий смех)
2. Вам известно, что такое синквейн. Расскажите о его композиции.
1 строка – существительное (тема)
2 строка – два прилагательных
3 строка – три глагола
4 строка – фраза из четырёх слов
5 строка – существительное, соотносимое с названным в 1 строке
В пяти строках можно выразить свои знания, мысли, чувства. Помните синквейны «Россия», «Осень»? Прошу прочитать синквейн «Сатира».
Сатира
Острая, гневная.
Высмеивает, разоблачает, осуждает.
Сатира делает мир лучше.
Обличение.
3. Обратимся к анализу текста рассказа «Толстый и тонкий». Постараемся определить важную роль художественной детали, понять разоблачение автором чинопочитания.
- Кто встретился на вокзале? Писатель описывает портреты героев?
-При помощи каких деталей создаются образы главных героев?
(От толстого пахло хересом и флёрдоранжем.Херес- дорогое красное вино, флёрдоранж – одеколон из цветков апельсина.
От тонкого пахло ветчиной (ветчину в те времена ели только малообеспеченные люди) и кофейной гущей (кофе низкого сорта)
4. Обсуждение прочитанного с классом.
- Что обозначают клички героев в годы учёбы?
( Толстый – Герострат, житель древнегреческого города Эфеса, который в 356 году до нашей эры сжёг храм Артемиды, чтобы его имя помнили потомки. Тонкий – Эфиальт, предатель в истории Древней Греции)
5.До каких должностей дослужились герои? Тонкий – коллежский ассесор, предполагает. Что толстый – статский советник. А он – тайный советник. Табель о рангах Российской империи.
- Что происходит после слов толстого?
6.Можно сказать, что в рассказе две части: встреча школьных друзей заканчивается в тот момент, когда толстый называет свой чин..
-Что случилось с тонким, с его женой, с сыном и вещами?
7.Прочитайте этот эпизод рассказа в лицах.
-Кто из героев ведёт себя достойно? Кто унижается? Как можно охарактеризовать поведение тонкого?
-Из ряда слов выберите и запишите слова, которые помогли бы вам охарактеризовать тонкого: уважительный, грубый, льстивый, добрый, почтительный, завистливый, лицемерный.
8.Как ведёт себя сын тонкого Нафанаил (дарованный Богом)?
( «Немного подумал и снял шляпу» (а стоит ли снимать шляпу?), «вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира» ( наконец-то, социальные роли определены), «шаркнул ногой и уронил фуражку»)
9.Прочитайте синквейн о толстом. (обсуждение)
10. Почитайте синквейн о тонком. К чему стремится тонкий?
(Тонкий гонится за званиями, преклоняется перед вышестоящими. Проявляет чинопочитание, льстивость, угодничество)
11.Что разоблачает Чехов в рассказе?
Каким можно назвать чеховский смех в рассказе: добродушным, снисходительным, уничтожающим?
Учитель: какие виды комического мы видим в рассказе «Толстый и тонкий»? (Все виды: ирония, юмор, сатира. По возрастающей в содержании рассказа)
12.Рассказ смешной? Грустный? Или смешной и грустный одновременно? Чему учит рассказ Чехова «Толстый и тонкий»?
(Воспитание чувства собственного достоинства, умению сохранять его в разных жизненных ситуациях)
13. Комментированное оценивание работы учащихся на уроке.
V. Рефлексия деятельности.
Домашнее задание. Прочитать рассказ Чехова «Лошадиная фамилия» к уроку внеклассного чтения, продумать анализ.