kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

КОНСПЕКТ УРОКА В 10 КЛАССЕ А.Н.Островский. Драма «Гроза».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Островский "Граза. Конспект урока 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ УРОКА В 10 КЛАССЕ А.Н.Островский. Драма «Гроза».»

КОНСПЕКТ УРОКА В 10 КЛАССЕ

А.Н.Островский. Драма «Гроза». Образ Катерины Кабановой. Народные истоки её характера. Суть конфликта героини с «тёмным царством». Смысл названия пьесы

Цели:

- обучающие: дать характеристику образа Катерины, показать искренность её чувств, глубину и силу характера, раскрыть внутренний конфликт героини, помочь понять смысл названия и символику пьесы;

-развивающие: развивать умение анализировать драматическое произведение, личностную рефлексию, жизненные компетентности;

-воспитывающие: воспитывать умения осознавать ситуацию выбора, ответственность за него на основе нравственных ценностей и идеалов.

Оборудование: портрет А.Н.Островского, иллюстрации к пьесе, фотографии, на которых в роли Катерины - различные актрисы и артистки, электронная презентация по теме урока.

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма проведения: урок-исследование

Содержание урока

І. Организационный момент

ІІ. Актуализация опорных знаний.

  1. Повторение сведений по теории литературы:

-роды литературы;

-жанры драмы;

-ремарки автора в пьесе;

-афиша в драматическом произведении.

2. Фронтальный опрос с элементами исследования:

-назовите в афише «Грозы» «говорящие» фамилии и имена, объясните их;

-дайте определение жанра «драма», запишите его;

-порассуждайте о том, почему «Гроза» - социально - психологическая драма, а не бытовая.

ІІІ. Сообщение темы, цели урока.

ІV. Рабата по теме.

  1. Слово учителя

  2. Индивидуальные сообщения школьников:

-жизнь Катерины в родительском доме;

-народные истоки характера Катерины;

-Катерина и Тихон;

-взаимоотношения Катерины и Кабановой;

-Катерина и Борис.

3. В творческой мастерской писателя.

Особенность творческой манеры А.Н.Островского: первая реплика в полной мере раскрывает характер героя. Приведите примеры

Тихон: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!»

Катерина: « Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит».

Выводы: одна Катерина называет Кабанову на «ты», даже сын Тихон - на «вы». Катерина смеет перечить свекрови, смело разговаривает с ней. Это свидетельствует о силе характера героини.

4. Исследовательская работа по тексту.

Катерина: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»

Сравните с характером Бориса и его отношением к любви.

Борис: «Надолго ль муж-то уехал? О, так мы погуляем… Никто и не узнает про нашу любовь…»

Катерина: «Возьми меня с собой отсюда!»

Борис: «Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду!»

(Вывод исследования: Катерина- высоконравственная религиозная личность, трагический характер героини; душевная слабость Бориса, нежелание спасти любимую женщину.)

5.Ролевая игра

Представьте, что вы – режиссер театра. Вы должны выбрать актрису на роль Катерины.

Объясните свой выбор.

Старшеклассники рассматривают иллюстрации, слайды презентации и высказывают мнения о том, какая из актрис более соответствует образу главной героини, по их мнению. (Обратите внимание: образы артисток кино ребята сочли чересчур «осовремененными»).

6. Смысл названия пьесы

Проблемный вопрос: почему А.Н.Островский не назвал драму именем главной героини?

Десятиклассники приводят примеры: А.С.Пушкин «Евгений Онегин», И.А.Гончаров «Обломов», И.С.Тургенев «Ася», «Рудин», Л.Н.Толстой «Анна Каренина», У.Шекспир «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Отелло».

Обращение к словам самого А.Н.Островского: «А как же вы в афишке пропустили грозу? Ведь она тоже действующее лицо».

Ответы на проблемный вопрос.

Гроза- символ борьбы, очищения мира. Драма «Гроза» была написана в 1859г., накануне отмены крепостного права, когда в душах людей, в обществе назревала гроза.

Название «Катерина» превратило бы социально-психологическую драму (вспомним определение жанра «Грозы» в разделе «Опрос по теме») в бытовую.

V. Рефлексия по теме урока, подведение итогов.

Учитель благодарит школьников за активную работу на уроке и желает успехов в приобщении к высокому таинству исследовательской и творческой деятельности.

Домашнее задание: выучить наизусть монолог Катерины, составить конспект статьи «Луч света в темном царстве» Н.А.Добролюбова; творческое задание - написать собственный финал великой драмы А.Н.Островского (по выбору учеников).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
КОНСПЕКТ УРОКА В 10 КЛАССЕ А.Н.Островский. Драма «Гроза».

Автор: Костенко Людмила Дмитриевна

Дата: 01.03.2020

Номер свидетельства: 541619


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства