Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ УРОКА В 10 КЛАССЕ А.Н.Островский. Драма «Гроза».»
КОНСПЕКТ УРОКА В 10 КЛАССЕ
А.Н.Островский. Драма «Гроза». Образ Катерины Кабановой. Народные истоки её характера. Суть конфликта героини с «тёмным царством». Смысл названия пьесы
Цели:
- обучающие: дать характеристику образа Катерины, показать искренность её чувств, глубину и силу характера, раскрыть внутренний конфликт героини, помочь понять смысл названия и символику пьесы;
-воспитывающие: воспитывать умения осознавать ситуацию выбора, ответственность за него на основе нравственных ценностей и идеалов.
Оборудование: портрет А.Н.Островского, иллюстрации к пьесе, фотографии, на которых в роли Катерины - различные актрисы и артистки, электронная презентация по теме урока.
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма проведения: урок-исследование
Содержание урока
І. Организационный момент
ІІ. Актуализация опорных знаний.
Повторение сведений по теории литературы:
-роды литературы;
-жанры драмы;
-ремарки автора в пьесе;
-афиша в драматическом произведении.
2. Фронтальный опрос с элементами исследования:
-назовите в афише «Грозы» «говорящие» фамилии и имена, объясните их;
-дайте определение жанра «драма», запишите его;
-порассуждайте о том, почему «Гроза» - социально - психологическая драма, а не бытовая.
ІІІ. Сообщение темы, цели урока.
ІV. Рабата по теме.
Слово учителя
Индивидуальные сообщения школьников:
-жизнь Катерины в родительском доме;
-народные истоки характера Катерины;
-Катерина и Тихон;
-взаимоотношения Катерины и Кабановой;
-Катерина и Борис.
3. В творческой мастерской писателя.
Особенность творческой манеры А.Н.Островского: первая реплика в полной мере раскрывает характер героя. Приведите примеры
Тихон: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!»
Катерина: « Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит».
Выводы: одна Катерина называет Кабанову на «ты», даже сын Тихон - на «вы». Катерина смеет перечить свекрови, смело разговаривает с ней. Это свидетельствует о силе характера героини.
4. Исследовательская работа по тексту.
Катерина: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»
Сравните с характером Бориса и его отношением к любви.
Борис: «Надолго ль муж-то уехал? О, так мы погуляем… Никто и не узнает про нашу любовь…»
Катерина: «Возьми меня с собой отсюда!»
Борис: «Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду!»
(Вывод исследования: Катерина- высоконравственная религиозная личность, трагический характер героини; душевная слабость Бориса, нежелание спасти любимую женщину.)
5.Ролевая игра
Представьте, что вы – режиссер театра. Вы должны выбрать актрису на роль Катерины.
Объясните свой выбор.
Старшеклассники рассматривают иллюстрации, слайды презентации и высказывают мнения о том, какая из актрис более соответствует образу главной героини, по их мнению. (Обратите внимание: образы артисток кино ребята сочли чересчур «осовремененными»).
6. Смысл названия пьесы
Проблемный вопрос: почему А.Н.Островский не назвал драму именем главной героини?
Обращение к словам самого А.Н.Островского: «А как же вы в афишке пропустили грозу? Ведь она тоже действующее лицо».
Ответы на проблемный вопрос.
Гроза- символ борьбы, очищения мира. Драма «Гроза» была написана в 1859г., накануне отмены крепостного права, когда в душах людей, в обществе назревала гроза.
Название «Катерина» превратило бы социально-психологическую драму (вспомним определение жанра «Грозы» в разделе «Опрос по теме») в бытовую.
V. Рефлексия по теме урока, подведение итогов.
Учитель благодарит школьников за активную работу на уроке и желает успехов в приобщении к высокому таинству исследовательской и творческой деятельности.
Домашнее задание: выучить наизусть монолог Катерины, составить конспект статьи «Луч света в темном царстве» Н.А.Добролюбова; творческое задание - написать собственный финал великой драмы А.Н.Островского (по выбору учеников).