Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Структурная композиция произведения» по рассказу И.С. Тургенева «Живые мощи» из цикла «Записки охотника»»
Конспект урока
«Структурная композиция произведения»
по рассказу И.С. Тургенева
«Живые мощи»
из цикла «Записки охотника»
Составили Дробышева Е.П. Малых И.Г.
учителя русского языка и литературы
МБОУ «Лицей № 27 им И.Д. Смолькина»
Новокузнецк, 2020
Уважаемые коллеги, хотим представить анализ художественного произведения с точки зрения его структуры. Хорошо для этого подходит рассказ И.С.Тургенева «Живые мощи» из цикла «Записки охотника». В нем представлены все элементы сюжета в своей логической последовательности.
Задачи:
- повторить структурный анализ текста: находить элементы композиции и определять их роль в художественном замысле произведения;
- развивать коммуникативные навыки: строить собственное устное высказывание на основе анализа текста;
- формировать в сознании учащихся понятие о нравственной шкале ценностей: сострадании, сочувствии, милосердии и стойкости духа.
Немного теории.
АВТОРСКИЙ ЗАМЫСЕЛ определяет проблематику произведения.
ПРОБЛЕМАТИКА раскрывается через содержание.
СОДЕРЖАНИЕ включает в себя элементы сюжета.
ЭЛЕМЕНТЫ СЮЖЕТА:
Пролог.
Экспозиция.
Завязка.
Развитие действия и кульминация.
Развязка.
Эпилог.
Через организацию элементов сюжета раскрывается КОНФЛИКТ произведения.
Элементы сюжета наполнены КОМПОЗИЦИОННЫМИ ПРИЁМАМИ.
Авторский замысел начинает раскрываться в ЭПИГРАФЕ произведения.
ЭПИГРАФ – короткий текст, помещаемый писателем вначале произведения для пояснения основной мысли, содержания, темы.
Край родной долготерпенья –
Край ты русского народа!
Ф.И.Тютчев.
(Хотя писатель осуждает крепостное право, он восхищается величием духа русского народа, его силой.)
СЮЖЕТ – это ряд событий, составляющих содержание произведения.
ПРОЛОГ (вступление) – те события, которые предшествуют основному развитию действия.
В тексте: с начала произведения до слов: «Я отправился по этой тропинке…»
ЭКСПОЗИЦИЯ – подготовка к завязке. Изображение жизни персонажей в период, непосредственно предшествующий завязке и развитию конфликта.
В тексте: контрастное описание Лукерьи сейчас и в прошлом: «…высохшая, одноцветная, бронзовая…икона» и «…первая красавица во всей нашей дворне…»
ЗАВЯЗКА – определяет дальнейшее развитие действия.
В тексте: описание момента падения, со слов: «Про беду-то мою рассказать?»
РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ.
В тексте: разговор барина и Лукерьи. Христианские мотивы смирения, долготерпения, отсутствия ропота на судьбу, принятия страданий, умение радоваться тому, что доступно, и т.д.
КУЛЬМИНАЦИЯ – момент наивысшего напряжения в развитии сюжета.
В тексте: конец разговора, со слов: «Помните, барин, какая у меня была коса? Помните – до самых колен!» До этого момента повествование Лукерьи было спокойным, тихим, размеренным, без жалоб на судьбу. И разговор, казалось, уже закончен, и вдруг ни с того, ни с чего – о косе, как крик души! Коса – символ молодости, красоты и силы. «Коса-девичья краса», - говорили в народе. В то время считалось позором в девичестве лишиться косы. С косой ушли все её надежды на выздоровление, на жизнь вообще.
РАЗВЯЗКА – разрешение конфликта в литературном произведении, исход событий.
В тексте: короткий разговор барина «с хуторским десятским».
ЭПИЛОГ – заключительная часть художественного произведения, в котором сообщается читателю о дальнейшей судьбе героев, после изображённых событий.
В тексте: известие о смерти Лукерьи.
Рекомендуем этот рассказ для подготовки учащихся к сочинению-допуску в выпускном классе. Нравственные аспекты рассказа могут стать хорошими аргументами в экзаменационном сочинении.