Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Моральная ответственность человека за происходящее.»
Тема: Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Моральная ответственность человека за происходящее.
Целевая аудитория: 8 класс
Цели: выявить идею произведения, развивать навыки анализа текста, характеристики героев.
Планируемые результаты: уметь характеризовать героев, владеть элементами анализа текста, в том числе сопоставительного, уметь высказывать свою точку зрения и обосновывать свое мнение.
Ход урока.
Орг. момент.
Проверка домашнего задания (чтение и анализ характеристик героев рассказа)
Работа по теме урока.
Беседа с элементами диспута.
Многие исследователи основу конфликта этого рассказа видят в изображении двоедушия полковника. По их мнению, полковник на балу изображен в маске, а после бала – в истинном свете, без маски. Так ли это? (ответы учащихся)
- На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивает его поведение по отношению к дочери на балу? (ответы)
- Искренен ли он с ней и другими? (ответы)
- Какие качества характера полковника проявляются в сцене на плацу? (ответы)
- Почему Иван Васильевич не вмешался в происходящее? (ответы)
- Почему полковник «поспешно отвернулся» от Ивана Васильевича? (ответы)
- В чем корень противоречий, по мнению автора? Согласны ли вы с писателем? (ответы)
- Как вы считаете, почему любовь героя к Вареньке «сошла на нет»? (ответы)
- Почему Иван Васильевич нигде не служил? (ответы)
- Почему собеседники возражают Ивану Васильевичу: «Сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было»? (ответы)
- Изменится ли среда, если люди будут стремиться к самосовершенствованию? Как этого добиться? (ответы)
Сопоставление редакций рассказа
Сопоставим одну из первых и последнюю редакции концовки рассказа.
Почему Толстой изменил концовку рассказа? (учащиеся заполняют таблицу)
Черновой вариант
Окончательный вариант
Работа с иллюстрациями.
- Рассмотрите иллюстрации к рассказу. К каким эпизодам они относятся? (ответы)
- Удалось ли художникам передать настроение и пафос рассказа? (ответы)
- Какими вы представляете героев рассказа? (ответы)
Проверка знаний (учащиеся выполняют тест)
Подведение итогов урока.
Главная идея рассказа Толстого – страстный протест против лицемерия и насилия, против унижения достоинства человека.
Картина истязания солдата вызывает чувство острой жалости к нему, отвращения к издевательствам, к бесчеловечности. Ключевое слово рассказа – стыд.
Домашнее задание
Написать сочинение по рассказу на тему «Утро, изменившее жизнь»