kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме : "Праведница Земли русской" (по рассказу А.И.Солженицына "Матренин двор").

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-исследование, который позволяет понять, что Матренин двор- это некий остров посреди океана лжи, который хранит сокровище народного духа.  Гибель Матрены- грозное предупреждение о катастрофе,которая может случиться с обществом. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме : "Праведница Земли русской" (по рассказу А.И.Солженицына "Матренин двор").»

Тема урока: «Праведница Земли русской»

(по рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор»).

Тип урока: исследование.

Цели урока:

·помочь обучающимся задуматься над такими нравственными понятиями, как доброта, чуткость, совесть.

·проследить за судьбой русской женщины, которая выдержала суровые испытания жизни и сумела сохранить добрую и отзывчивую душу.

Ход урока.

I. Орг. момент

II. Слово учителя

Жизнеописание русской женщины увидело свет только в 1963 году, когда рассказ удалось напечатать в журнале «Новый мир». Первоначальное его название «Не стоит село без праведника», по совету А.Т. Твардовского, во избежание цензурных препятствий, было изменено. По этим же причинам год действия в рассказе 1956 заменен автором на 1953, события в рассказе переносятся во времена дохрущевской оттепели. Рассказ полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрены Васильевны Захаровой и ее смерть воспроизведены как были.

-Какие самые запоминающиеся эпизоды рассказа вы проиллюстрировали бы?

III. Работа с текстом произведения.

Итак, произведение вами прочитано, обратимся к его началу.

Рассказчик, возвращаясь из заключения, решает поселиться («затеряться», как он сам говорит) «в самой кондовой России».

Словарная работа-кондовый – исконный, сохранивший старые обычаи, устои. Судьба сводит его с Матреной Васильевной Григорьевой.

(На партах у ребят лежат заготовки таблицы: в первую будете записывать способы и приемы создания ее образа, во вторую- черты характера Матрены.

- Вспомните, при каких обстоятельствах происходит первое знакомство автора и читателей с Матреной?

- Почему она не входит в число претендентов», которые могли бы пустить к себе постояльца? Хочет ли Матрена заполучить такого выгодного жильца? О чем это говорит? Как объясняет причину отказа?

Для жителей села Матрена – никудышняя хозяйка, не имеющая возможности хорошо принять гостя в своем запущенном доме. Но герой-повествователь вдруг чувствует, что эта жизнь внутренне близка ему – и остается жить у Матрены.

-Чем же старая крестьянка, простая труженица привлекла внимание рассказчика? Познакомимся с ней поближе.

Чтобы это знакомство произошла, необходимо вспомнить способы создания образа героя произведения.

План анализа образа литературного героя.

1. Место героя в системе образов. Его взаимосвязи с персонажами и событиями произведения.

2. Происхождения героя. Его социальная принадлежность, воспитание, образование, формирование мировоззрения. Родственные и дружеские связи.

3. Роль прошлого героя для понимания его характера.

Авторские приемы создания образа:

1) смысл имени и фамилии героя;

2) смысловая роль его первого появления в произведении;

3) портрет; чьими глазами он дается;

4) пейзажи, связанные с героем, его душевным состоянием;

5) интерьер; вещи, характеризующие героя;

6) речь героя; особенности внутренних монологов;

7) поступки героя, раскрывающие его характер, и их место в сюжете; сны героя и их художественная функция;

8) художественные детали, характерные для образа героя;

9) герой в оценке других персонажей; изменения его самооценки.

Работа в мини-группах, каждой –карточка с заданием.

п/п

СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ ХАРАКТЕРА

ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА

1

Интерьер как способ создания характера.


2

Портрет как способ создания характера.


3

Речь как способ создания характера.


4

Отношение к православной вере.


5

Жизнь и быт Матрены.


6

Отношение окружающих к героине.


-Через какие детали передает автор внутреннее состояние героини? Как называется такой прием в литературе?

Работа с учебником. Однако при жизни Матрены Игнатич не сумел до конца понять ее, подчас не замечал ее присутствия или был к ней преувеличенно требователен. И только смерть хозяйки заставила рассказчика постичь ее духовную сущность, потому так сильно звучит в финале рассказа мотив покаяния.

Не жалко Матрене горницы, «жутко ей было ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет»- пишет автор. Она отчетливо понимает: «…было это-конец ее жизни всей».

(СЛОВА ИЗ ТЕКСТА ЗАЧИТАТЬ)

-Каковы причины гибели Матрены?

Вот и не стало Матрены. « Убит родной человек,» (стр.276) –не скрывает своего горя рассказчик.

-Как относятся к ее смерти в деревне?

И оказалось, что уходит Матрена из жизни, так никем и не понятая, никем по-человечески неоплаканная. Автор признает, что и он, породнившийся с Матреной, так до конца ее не понял. И лишь смерть раскрыла перед ним величественный и трагический образ Матрены. И рассказ – это своего рода авторское покаяние, горькое раскаяние за нравственную слепоту всех окружающих, включая и его самого.

Анализ финала рассказа. Читаю сама финал рассказа(стр.282-283).

- Как вы понимаете эти слова? В чем смысл слова «праведник»?

Матрена (лат.)- мать. Героиня несет в себе спасительное начало.

Пережить то, что пережила Матрена, и остаться человеком бескорыстным, открытым, деликатным, отзывчивым, чутким, не озлобиться на судьбу и на людей, сохранить до старости «лучезарную улыбку»- какие же душевные силы нужны для этого!

Рефлексия.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Степанова Светлана Ивановна

Дата: 20.06.2020

Номер свидетельства: 553728

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства