Конспект урока по теме : "Праведница Земли русской" (по рассказу А.И.Солженицына "Матренин двор").
Конспект урока по теме : "Праведница Земли русской" (по рассказу А.И.Солженицына "Матренин двор").
Урок-исследование, который позволяет понять, что Матренин двор- это некий остров посреди океана лжи, который хранит сокровище народного духа. Гибель Матрены- грозное предупреждение о катастрофе,которая может случиться с обществом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме : "Праведница Земли русской" (по рассказу А.И.Солженицына "Матренин двор").»
Тема урока: «Праведница Земли русской»
(по рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор»).
Тип урока: исследование.
Цели урока:
·помочь обучающимся задуматься над такими нравственными понятиями, как доброта, чуткость, совесть.
·проследить за судьбой русской женщины, которая выдержала суровые испытания жизни и сумела сохранить добрую и отзывчивую душу.
Ход урока.
I. Орг. момент
II. Слово учителя
Жизнеописание русской женщины увидело свет только в 1963 году, когда рассказ удалось напечатать в журнале «Новый мир». Первоначальное его название «Не стоит село без праведника», по совету А.Т. Твардовского, во избежание цензурных препятствий, было изменено. По этим же причинам год действия в рассказе 1956 заменен автором на 1953, события в рассказе переносятся во времена дохрущевской оттепели. Рассказ полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрены Васильевны Захаровой и ее смерть воспроизведены как были.
-Какие самые запоминающиеся эпизоды рассказа вы проиллюстрировали бы?
III. Работа с текстом произведения.
Итак, произведение вами прочитано, обратимся к его началу.
Рассказчик, возвращаясь из заключения, решает поселиться («затеряться», как он сам говорит) «в самой кондовой России».
Словарная работа-кондовый – исконный, сохранивший старые обычаи, устои. Судьба сводит его с Матреной Васильевной Григорьевой.
(На партах у ребят лежат заготовки таблицы: в первую будете записывать способы и приемы создания ее образа, во вторую- черты характера Матрены.
- Вспомните, при каких обстоятельствах происходит первое знакомство автора и читателей с Матреной?
- Почему она не входит в число претендентов», которые могли бы пустить к себе постояльца? Хочет ли Матрена заполучить такого выгодного жильца? О чем это говорит? Как объясняет причину отказа?
Для жителей села Матрена – никудышняя хозяйка, не имеющая возможности хорошо принять гостя в своем запущенном доме. Но герой-повествователь вдруг чувствует, что эта жизнь внутренне близка ему – и остается жить у Матрены.
-Чем же старая крестьянка, простая труженица привлекла внимание рассказчика? Познакомимся с ней поближе.
Чтобы это знакомство произошла, необходимо вспомнить способы создания образа героя произведения.
План анализа образа литературного героя.
1. Место героя в системе образов. Его взаимосвязи с персонажами и событиями произведения.
2. Происхождения героя. Его социальная принадлежность, воспитание, образование, формирование мировоззрения. Родственные и дружеские связи.
3. Роль прошлого героя для понимания его характера.
Авторские приемы создания образа:
1) смысл имени и фамилии героя;
2) смысловая роль его первого появления в произведении;
3) портрет; чьими глазами он дается;
4) пейзажи, связанные с героем, его душевным состоянием;
5) интерьер; вещи, характеризующие героя;
6) речь героя; особенности внутренних монологов;
7) поступки героя, раскрывающие его характер, и их место в сюжете; сны героя и их художественная функция;
8) художественные детали, характерные для образа героя;
9) герой в оценке других персонажей; изменения его самооценки.
Работа в мини-группах, каждой –карточка с заданием.
№
п/п
СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ ХАРАКТЕРА
ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА
1
Интерьер как способ создания характера.
2
Портрет как способ создания характера.
3
Речь как способ создания характера.
4
Отношение к православной вере.
5
Жизнь и быт Матрены.
6
Отношение окружающих к героине.
-Через какие детали передает автор внутреннее состояние героини? Как называется такой прием в литературе?
Работа с учебником. Однако при жизни Матрены Игнатич не сумел до конца понять ее, подчас не замечал ее присутствия или был к ней преувеличенно требователен. И только смерть хозяйки заставила рассказчика постичь ее духовную сущность, потому так сильно звучит в финале рассказа мотив покаяния.
Не жалко Матрене горницы, «жутко ей было ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет»- пишет автор. Она отчетливо понимает: «…было это-конец ее жизни всей».
(СЛОВА ИЗ ТЕКСТА ЗАЧИТАТЬ)
-Каковы причины гибели Матрены?
Вот и не стало Матрены. « Убит родной человек,» (стр.276) –не скрывает своего горя рассказчик.
-Как относятся к ее смерти в деревне?
И оказалось, что уходит Матрена из жизни, так никем и не понятая, никем по-человечески неоплаканная. Автор признает, что и он, породнившийся с Матреной, так до конца ее не понял. И лишь смерть раскрыла перед ним величественный и трагический образ Матрены. И рассказ – это своего рода авторское покаяние, горькое раскаяние за нравственную слепоту всех окружающих, включая и его самого.
Анализ финала рассказа. Читаю сама финал рассказа(стр.282-283).
- Как вы понимаете эти слова? В чем смысл слова «праведник»?
Матрена (лат.)- мать. Героиня несет в себе спасительное начало.
Пережить то, что пережила Матрена, и остаться человеком бескорыстным, открытым, деликатным, отзывчивым, чутким, не озлобиться на судьбу и на людей, сохранить до старости «лучезарную улыбку»- какие же душевные силы нужны для этого!