Конспект урока по теме: Н.В. Гоголь "Ночь перед Рождеством". Сочетание комического и лирического.
Конспект урока по теме: Н.В. Гоголь "Ночь перед Рождеством". Сочетание комического и лирического.
Урок по теме: Н. В. Гоголь "Ночь перед Рождеством". Сочетание комического и лирического.
Цели:
Образовательная – формирование понятия «комическое», представления о комическом как об одном из средств передачи и выявления художественной идеи произведения.
Развивающая – формирование исследовательских навыков учащихся, навыков выразительного чтения, пересказа.
Воспитательная - показать психологическую силу смеха и юмористического отношения к жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: Н.В. Гоголь "Ночь перед Рождеством". Сочетание комического и лирического.»
Конспект урока на тему: Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Сочетание комического и лирического.
Цели:
Образовательная – формирование понятия «комическое», представления о комическом как об одном из средств передачи и выявления художественной идеи произведения.
Развивающая – формирование исследовательских навыков учащихся, навыков выразительного чтения, пересказа.
Воспитательная - показать психологическую силу смеха и юмористического отношения к жизни.
Методы: эвристический, проблемно-поисковый.
Тип урока – комбинированный
I. ВСТУПЛЕНИЕ.
На прошлом уроке мы говорили о празднике Рождества и народных традициях его празднования. Говорили о том, что этот праздник побуждает людей очистить свое сердце от всего плохого: от злости, зависти, недоверия, жадности и других недостатков.
Сегодня мы продолжаем разговор о повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Постараемся понять, какие важные для себя представления о человеческих отношениях Гоголь раскрыл в своем произведении
II АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
Проверка домашнего задания
На прошлом уроке мы распределили героев повести на реальных и фантастических
-О ком из героев написано? Узнайте по цитате:
«Спереди совершенно немец…, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире…» ( здесь говорится о черте).
-Какой художественный прием использует Гоголь в этом описании? Чувствуется ли в этом сравнении авторская усмешка?
(Сравнение с немцем и губернским стряпчим - пояснить значение понятия).
Какова роль черта в повести?
(Вредительство и испытание доброго христианина)
Найдите и прочитайте эпизод, когда черт украл месяц. какой выразительный прием использует Н.В. Гоголь? (Прием сравнения)
Какова роль подобных сравнений? (Гоголь смеется над чертом, но это смех добрый)
Такой смех называют -юмор.
Но если смех злой, то с его помощью писатель борется с общественными пороками.Такой смех называют- сатира.
Что высмеивает Н.В. Гоголь в образе Солохи и
Пузатого Пацюка
Солоха
жадность, корысть
Пузатый Пацюк
лень, обжорство
Исследовательская работа с текстом.
Найдите и прочитайте отрывок: «Кум, кумова жена и ткач. Драка за найденный мешок»
--Каковы отношения в их семье? ( Они часто ссорятся, друг другу не доверяют)
-Как характеризует эта ситуация кума и его жену?( Люди алчные, жадные, дерутся за мешок, который им не принадлежит)
-А кто был в мешке? (Чуб и дьяк.)
-Почему Чуб был удивлён, когда из мешка вышел Дьяк? (Он понял, что Солоха не только ему оказывала знаки внимания)
Просмотр отрывков из к/ф “Вечера на хуторе близ Диканьки”
а) полет Вакулы на черте в Петербург ( время 39:59-40:22)
б) Запорожские казаки возмущаются (время 48:44)
в) Во дворце у императрицы (время 50:38- 54: 01)
- Какая царица в повести ? ( Екатерину II тронуло простодушие Вакулы, и она подарила ему свои башмачки)
Посмотрите отрывок, когда в большой праздник возле церкви женщины обсуждают смерть Вакулы. (время 1:00:44- 1:01:29)
Характеризуя это эпизод, какой здесь смех добрый или злой оличительный? ( здесь сатира, потому что Н.Гоголь высмеивает сплетни, разговоры за спиной, невежество)
III. Выводы по уроку:
Как Н.В. Гоголь относится к Чубу, ткачу, его куму, жене кума, дьяку? ( Он смеётся над ними. Высмеивает людские пороки: жадность, скупость, самоуверенность)
Есть ли в повести положительные герои? (Вакула и Оксана)
Что мы узнаем о них в финале повести? ( Вакула сватается к Оксане, а она влюбляется в него по- настоящему. В финале они поженятся, у них родится ребенок и они будут счастливы).
IV. Подведение итогов. Выставление оценок.
V. Домашнее задание: подготовить сообщение «Краткая биография И. С. Тургенева».