kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме: Н.В. Гоголь "Ночь перед Рождеством". Сочетание комического и лирического.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме: Н. В. Гоголь "Ночь перед Рождеством". Сочетание комического и лирического.

Цели:

Образовательная – формирование понятия «комическое», представления о комическом как об одном из средств передачи и выявления художественной идеи произведения.

Развивающая – формирование исследовательских навыков учащихся, навыков выразительного чтения, пересказа.

Воспитательная - показать психологическую силу смеха и юмористического отношения к жизни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: Н.В. Гоголь "Ночь перед Рождеством". Сочетание комического и лирического.»

Конспект урока на тему: Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Сочетание комического и лирического.

Цели:

Образовательная – формирование понятия «комическое», представления о комическом как об одном из средств передачи и выявления художественной идеи произведения.

Развивающая – формирование исследовательских навыков учащихся, навыков выразительного чтения, пересказа.

Воспитательная - показать психологическую силу смеха и юмористического отношения к жизни.

Методы: эвристический, проблемно-поисковый.

Тип урока – комбинированный

I. ВСТУПЛЕНИЕ.

На прошлом уроке мы говорили о празднике Рождества и народных традициях его празднования. Говорили о том, что этот праздник побуждает людей очистить свое сердце от всего плохого: от злости, зависти, недоверия, жадности и других недостатков.

Сегодня мы продолжаем разговор о повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Постараемся понять, какие важные для себя представления о человеческих отношениях Гоголь раскрыл в своем произведении

II АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

  1. Проверка домашнего задания

На прошлом уроке мы распределили героев повести на реальных и фантастических

-О ком из героев написано? Узнайте по цитате:

«Спереди совершенно немец…, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире…» ( здесь говорится о черте).

-Какой художественный прием использует Гоголь в этом описании? Чувствуется ли в этом сравнении авторская усмешка?

(Сравнение с немцем и губернским стряпчим - пояснить значение понятия).

Какова роль черта в повести?

(Вредительство и испытание доброго христианина)

Найдите и прочитайте эпизод, когда черт украл месяц. какой выразительный прием использует Н.В. Гоголь? (Прием сравнения)

  • Какова роль подобных сравнений? (Гоголь смеется над чертом, но это смех добрый)

  • Такой смех называют -юмор.

  • Но если смех злой, то с его помощью писатель борется с общественными пороками.Такой смех называют- сатира.

Что высмеивает Н.В. Гоголь в образе Солохи и

Пузатого Пацюка

Солоха

жадность, корысть

Пузатый Пацюк

лень, обжорство

  1. Исследовательская работа с текстом.

Найдите и прочитайте отрывок: «Кум, кумова жена и ткач. Драка за найденный мешок»

--Каковы отношения в их семье? ( Они часто ссорятся, друг другу не доверяют)

-Как характеризует эта ситуация кума и его жену?( Люди алчные, жадные, дерутся за мешок, который им не принадлежит)

-А кто был в мешке? (Чуб и дьяк.)

-Почему Чуб был удивлён, когда из мешка вышел Дьяк? (Он понял, что Солоха не только ему оказывала знаки внимания)

  1. Просмотр отрывков из к/ф “Вечера на хуторе близ Диканьки”

а) полет Вакулы на черте в Петербург ( время 39:59-40:22)

б) Запорожские казаки возмущаются (время 48:44)

в) Во дворце у императрицы (время 50:38- 54: 01)

- Какая царица в повести ? ( Екатерину II тронуло простодушие Вакулы, и она подарила ему свои башмачки)

Посмотрите отрывок, когда в большой праздник возле церкви женщины обсуждают смерть Вакулы. (время 1:00:44- 1:01:29)

Характеризуя это эпизод, какой здесь смех добрый или злой оличительный? ( здесь сатира, потому что Н.Гоголь высмеивает сплетни, разговоры за спиной, невежество)

III. Выводы по уроку:

  • Как Н.В. Гоголь относится к Чубу, ткачу, его куму, жене кума, дьяку? ( Он смеётся над ними. Высмеивает людские пороки: жадность, скупость, самоуверенность)

  • Есть ли в повести положительные герои? (Вакула и Оксана)

  • Что мы узнаем о них в финале повести? ( Вакула сватается к Оксане, а она влюбляется в него по- настоящему. В финале они поженятся, у них родится ребенок и они будут счастливы).

IV. Подведение итогов. Выставление оценок.

V. Домашнее задание: подготовить сообщение «Краткая биография И. С. Тургенева».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Бондарчук Оксана Павловна

Дата: 15.12.2022

Номер свидетельства: 620510


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства