kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Анализ лирического отрывка из стихотворения И.А.Бунина "Листопад"".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: исследовать лирический  отрывок из стихотворения И.А.Бунина «Листопад» на использование средств выразительности

Педагогические задачи: формировать элементарные умения, связанные с выполнением учебного лингвистического исследования; совершенствовать осознанное выразительное чтение, опираясь на средства выразительности; обогащать речь, привлекая внимание к образным средствам языка; пробуждать чувства детей, развивать потребность выражать своё мнение о прочитанном,  об услышанном.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Анализ лирического отрывка из стихотворения И.А.Бунина "Листопад"".»

Обобщение опыта по теме «Развитие познавательных и творческих способностей учащихся в учебном процессе в рамках реализации ФГОС НОО»

Учитель начальных классов МБОУ ЛСОШ № 2 им. Н.Ф.Струченкова: Кухарева Елена Алексеевна

Предмет: Литературное чтение.

Класс: 4.

Тема: Анализ лирического отрывка из стихотворения И.А.Бунина «Листопад».

Учебник: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, «Литературное чтение» 4 класс.

Тип урока: урок осмысления произведения

Цель: исследовать лирический  отрывок из стихотворения И.А.Бунина «Листопад» на использование средств выразительности

Педагогические задачи: формировать элементарные умения, связанные с выполнением учебного лингвистического исследования; совершенствовать осознанное выразительное чтение, опираясь на средства выразительности; обогащать речь, привлекая внимание к образным средствам языка; пробуждать чувства детей, развивать потребность выражать своё мнение о прочитанном,  об услышанном.

 Планируемые результаты обучения:  предметные: расширение информационного поля о средствах выразительности в поэзии; приобретение опыта выразительного чтения.

Метапредметные: регулятивные: готовность использовать полученную подготовку в учебной деятельности при решении практических и творческих  задач; освоение способов решения задач проблемно-поискового характера; владение операциями сравнения, анализа, обобщения; установление аналогии.

Коммуникативные: владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при фронтальной работе и работе в парах.

Личностные: формирование эстетических потребностей, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; мотивация бережного отношения к духовным ценностям; овладение оценочными навыками.

Методы: фронтальный диалог, работа с учебником, метод демонстраций,  проблемно-поисковый, деятельностный метод практических и устных упражнений. 

Технологии: технология обучения в сотрудничестве, технология проблемного обучения, игровая технология.

Организация пространства: фронтальная работа, работа в парах, просмотр видео презентации.

Оборудование: презентация с портретом И.А. Бунина и репродукциями картин И.И. Левитана «Золотая осень», А.А. Рылова «Осень», В.Поленова «Золотая осень»

Слова на карточках: лиловый, золотой, багряный, терем, расписной, резьбой, вдова.

Ход урока

I. Орг. момент.

- Настроенье,  каково!                - Во!

- Все такого мнения!                   — Все без исключения!

- Может Вы уже устали?            - Мы с собой  таких не брали!

- Может, ляжем, отдохнём?       — Лучше мы урок начнем!

 - Все за парты дружно сели,

 Друг на друга посмотрели,

- Улыбнулись, пожелали друг другу удачи.

И вперед за новыми знаниями.


II. Речевая разминка.

- Ребята, отгадайте загадку.

Утром мы во двор идём -

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят. (Осень)

Художница-осень взмахнула кистью, Жёлтым обрызгала лёгкие листья, Небо пронзила сизо-лиловым, Речку покрыла лаком свинцовым. Из пёстрых узорчатых листьев клёна Ковёр расстелила на фоне зелёном. Зелёные сосны, зелёные ели С лёгким пьянящим запахом прели. На шаг отошла, прищурила глаз, По веткам кармином прошла ещё раз. Тихо, красиво и грустно немножко Шуршит, и шуршит, и шуршит на дорожке. Солнце скупо нам дарит лучи. Осень! На юг улетели грачи. Е. Бочковская

- Чтение самостоятельно; - «цепочкой» с вопросом; - «цепочкой» быстро; - поучитесь читать выразительно (чтение в парах, а затем вслух)

III. Проверка домашнего задания.

- О каком времени года мы говорили на прошлом уроке?

- «Конкурс чтецов» (5 обучающихся читают стихотворение наизусть)


IV. Сообщение темы и целей урока.

- Какое сейчас время года? - О каком времени года мы будем говорить сегодня на уроке?

- Прочитайте стихотворение шепотом, подумайте, какое слово надо добавить?
Вот и осень наступила 
Вслед за летом, точно в срок,
И в садах позолотила 
Каждый маленький листок.
Листья стайками летят
В нашем парке … (листопад).

Слайд №1

- Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Об осени, о листопаде. мы будем читать стихи, будем рассматривать осенние картины.) - Дети, мы с вами уже на протяжении нескольких уроков читаем стихи. Не наскучило ли вам это занятие? - Почему? (Стихи красивые, их легко читать, они быстро запоминаются, в них описывается красота родной природы) - Неужели, чтобы полюбоваться красотой родной природы, нужно обязательно читать стихи, не проще было бы выйти на улицу и увидеть эту красоту? - Почему? (Мы не всегда замечаем красивое в окружающей нас природе) - Так зачем же нам читать стихи? (Чтобы научиться видеть эту красоту, чтобы узнать об отношении авторов стихов к родной природе, ведь они более внимательны и наблюдательны, чем мы)

V. Работа над новой темой.

1)    Знакомство с биографией писателя

Слайд №2

- Стихотворение, с которым мы сегодня познакомимся, называется “Листопад”. Написал его великий русский писатель Иван Алексеевич Бунин. Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России, в родовитой, но обедневшей дворянской семье. Детство поэта прошло в деревне среди “моря хлебов, цветов, трав”, “в глубочайшей полевой тишине”. Слушая с родителями предания и песни, он рано обнаружил артистические способности и редкую впечатлительность. Писать Иван Алексеевич начал рано, семи – восьми лет, подражая А.С.Пушкину, М.Ю.Лермонтову. Ивану Алексеевичу рано пришлось самому зарабатывать на жизнь. В 1887 году, когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил. В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. В эмиграции говорили о нем как о первом среди современных русских писателей. С болью переживал Иван Бунин события в России во время Великой Отечественной войны. С огромной радостью он встретил победу советских войск в этой войне. В 1933 году, когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения). Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже и похоронен на русском кладбище.

2)  Первичное знакомство со стихотворением.

–Ребята, сегодня мы увидим, какой увидел осень великий мастер русского слова писатель Иван Алексеевич Бунин. Слушайте внимательно, закройте глаза и постарайтесь представить то, о чем будем читать.

Проверка первичного восприятия - Что вам представилось? – Понравилось ли вам это стихотворение? – Что вас удивило?

3) Самостоятельное чтение текста.

4) Лексическая работа.

Слайд №3

-Объясните значение слова завороженный (очарованный, околдованный, потрясенный, удивленный).

- Подберите синонимы к словам: лиловый (фиолетовый, сиреневый), золотой (желтый, изумительный), багряный (красный).

-Как вы понимаете слово замирает? (Застыла) Завороженный – очарованный, околдованный. Лиловый – фиолетовый, сиреневый. Золотой – жёлтый, изумительный. Багряный – красный. Лазурь – яркий светло-синий цвет. Терем – это высокий богатый дом на Руси с покатой крышей, с надворными постройками. Резьба – рисунок, вырезанный из дерева или кости. Вдова - одинокая женщина у которой умер муж.

5) Чтение текста по частям, аналитическая беседа. – Самостоятельное чтение стихотворения. -Найдите и прочитайте описание леса - Выполнение задания 1 на стр.151. Эпитеты: золотой лес, расписной терем, веселой стеной, желтою резьбой, в листве сквозной.

Слайд №4

-Какие краски использует Бунин? (лиловая, желтая, багряная, лазурь, золотой)

- Почему лес сравнивается со стеной? (деревья стоят плотно друг к другу)

- Что общего у терема и у березы? (резьба на наличниках и листочков)

- Что Бунину напоминают оконца? ( просветы в небо между листвой)

- А почему оконца, а не окна? (маленькие). Найдите еще сравнение в этой части. (елочки – вышки)

- Бунин не только краски использует при описании осени, он обращается к нашей памяти запахов. Кто-нибудь помнит, как пахнет осенью в лесу, чем? ( листьями, прелью)

- А чем пахнет лес у Бунина? Почему?

– Прочитайте следующие 2 строчки и подумайте.

– Почему слово Осень написано с большой буквы?

– Какой поэтический прием использует автор? (Олицетворение)

– С кем сравнивает он осень? (С вдовой – женщиной)

— Объясните слова поэта “И Осень тихою вдовой  вступает в пестрый терем свой”.

( Автор показывает внешнюю красоту леса, но близится конец этой красоте, она тихо угасает, как жизнь женщины, потерявшей мужа. В её жизни нет больше радости и веселья.)

 - Выполнение задания 5 на стр.151.

А теперь прочитаем вторую часть текста до последнего четверостишия. Опишите своими словами картины, которые вы увидите, и соотнесите их с текстом.

- Автор рисует паутину, похожую на серебряную сеть: 
"Воздушной паутины ткани 
Блестят, как сеть, из серебра".

- А когда бывает много паутины? ( в дни теплых дней бабьего лета)

- Мотылька, похожего на белый лепесток.

- Это последний мотылек, - уже нет насекомых. Мотылек пригрелся на солнышке, ему тепло, приятно, он замер на паутине: 
"И точно белый лепесток, 
На паутине замирает, 
Пригретый солнечным теплом".

- День солнечный, яркий: 
"Сегодня так тепло кругом"…

- Назовите сравнения. (паутина – сеть, мотылек – лепесток, поляна – широкий двор) -Есть ли ветер?

6) Физкультминутка

Поднимает руки класс – это раз, Повернулась голова – это два, Руки вниз, вперед смотри – это три, Руки в стороны пошире развернули на четыре,

С силой их к плечам прижать – это пять, Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

Поработали мы дружно,

Отдохнуть немного нужно.

Дружно встанем, тихо сядем

И закроем все глаза.

Наступает, наступает,

Наступает тишина.


- Можно ли услышать тишину?

- Какие слова помогают автору показать, что в осеннем лесу наступает тишина? (мертвое молчанье, можно в этой тишине расслышать листика шуршанье).
-А как понять слова «мертвое молчанье»? (в лесу нет никаких звуков: ни шума ветра, ни птичьих голосов "в лесу и в синей вышине"…) - Что это за языковой прием? (метафора).

 - А еще чтобы  услышать на фоне такой тишины еле заметные звуки падающего листика: 
"Что можно в этой тишине 
Расслышать листика шуршанье".

- Какие согласные звуки повторяются и помогают услышать шуршание листика?


- Прочтите заключение.

- Что заметили интересного? (Бунин заканчивает свое стихотворение теми же словами, с которых начал. Он как будто осмотрел всю поляну кругом и снова увидел те же деревья, которые поразили его воображение в самом начале.)

Сделайте вывод, какие изобразительные средства языка помогли нам представить и почувствовать красоту осеннего леса?

Можно ли сказать, что это стихотворение передаёт состояние души?

7) Прослушивание пьесы «Осенняя песня» П.И. Чайковского из цикла «Времена года»

- Осень, это немного грустное, но и прекрасное время года. Его красотой  восхищались не только поэты, но и художники, музыканты. Чтобы нарисовать картину, у художников есть краски, у поэтов – слова, у композитора – только звуки. Но ими можно прекрасно рисовать, так же как это делает Петр Ильич Чайковский.


8) Знакомство с репродукциями картин великих русских художников и фотографиями на тему «Осень»

Слайды №5 - 7


-Ребята, давайте посмотрим осень на репродукциях картин великих русских художников. Обратите внимание, что изобразили художники, какие краски использовали.

Выскажите своё отношение к картинам и стихотворению И.А.Бунина.

- Что общего у них?

(На заднем плане картины лес стоит стеной. Золотая листва на берёзах.)



9) Работа над выразительностью.

Работа в группах. 1. Расставьте паузы и логические ударения. 2. – Прежде, чем мы будем пробовать выразительно читать, выберем подходящую интонацию: быстро, медленно, не торопясь.

- Какое чувство мы должны передать? (тихое удивление, мы очарованы красотой и не смеем нарушить молчание никаким резким звуком)

Слайд №8

- Потренируйтесь читать выразительно. (Работа в группах над выразительностью чтения.) -Прочитайте выразительно, передайте восхищение простора в осеннем лесу.

10) Обобщение.

а) Конкретизация темы стихотворения

- О чём это стихотворение?

Попробуйте дать своё название стихотворению.

б) Определение главной мысли произведения

- Для чего Бунин И.И. написал это стихотворение?

(Чтобы читатель обратил внимание на красоту, полюбовался тем, что его окружает, чтобы передать то восторженное состояние от увиденного, показать любовь к природе)

в) Над какими «Секретами стихов» мы работали сегодня?

-Что помогает слышать и воспринимать поэта?

VI. Рефлексия

На уроке:

— Мне понравилось …

— Я понял, что …

— Я научился …

— Я сегодня работал …


VII.Домашнее задание

Д/з. стр.150 – 151

Выучить наизусть отрывок из стихотворения.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кухарева Елена Алексеевна

Дата: 10.10.2018

Номер свидетельства: 480229


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства