Конспект урока по теме "Анализ лирического отрывка из стихотворения И.А.Бунина "Листопад"".
Конспект урока по теме "Анализ лирического отрывка из стихотворения И.А.Бунина "Листопад"".
Цель: исследовать лирический отрывок из стихотворения И.А.Бунина «Листопад» на использование средств выразительности
Педагогические задачи: формировать элементарные умения, связанные с выполнением учебного лингвистического исследования; совершенствовать осознанное выразительное чтение, опираясь на средства выразительности; обогащать речь, привлекая внимание к образным средствам языка; пробуждать чувства детей, развивать потребность выражать своё мнение о прочитанном, об услышанном.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: исследовать лирический отрывок из стихотворения И.А.Бунина «Листопад» на использование средств выразительности
Педагогические задачи: формировать элементарные умения, связанные с выполнением учебного лингвистического исследования; совершенствовать осознанное выразительное чтение, опираясь на средства выразительности; обогащать речь, привлекая внимание к образным средствам языка; пробуждать чувства детей, развивать потребность выражать своё мнение о прочитанном, об услышанном.
Планируемые результаты обучения: предметные: расширение информационного поля о средствах выразительности в поэзии; приобретение опыта выразительного чтения.
Метапредметные: регулятивные: готовность использовать полученную подготовку в учебной деятельности при решении практических и творческих задач; освоение способов решения задач проблемно-поискового характера; владение операциями сравнения, анализа, обобщения; установление аналогии.
Коммуникативные: владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при фронтальной работе и работе в парах.
Личностные: формирование эстетических потребностей, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; мотивация бережного отношения к духовным ценностям; овладение оценочными навыками.
Методы: фронтальный диалог, работа с учебником, метод демонстраций, проблемно-поисковый, деятельностный метод практических и устных упражнений.
Технологии: технология обучения в сотрудничестве, технология проблемного обучения, игровая технология.
Организация пространства: фронтальная работа, работа в парах, просмотр видео презентации.
Оборудование: презентация с портретом И.А. Бунина и репродукциями картин И.И. Левитана «Золотая осень», А.А. Рылова «Осень», В.Поленова «Золотая осень»
Слова на карточках: лиловый, золотой, багряный, терем, расписной, резьбой, вдова.
Ход урока
I. Орг. момент.
- Настроенье, каково! - Во!
- Все такого мнения! — Все без исключения!
- Может Вы уже устали? - Мы с собой таких не брали!
- Может, ляжем, отдохнём? — Лучше мы урок начнем!
- Все за парты дружно сели,
Друг на друга посмотрели,
- Улыбнулись, пожелали друг другу удачи.
И вперед за новыми знаниями.
II. Речевая разминка.
- Ребята, отгадайте загадку.
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят. (Осень)
Художница-осень взмахнула кистью, Жёлтым обрызгала лёгкие листья, Небо пронзила сизо-лиловым, Речку покрыла лаком свинцовым. Из пёстрых узорчатых листьев клёна Ковёр расстелила на фоне зелёном. Зелёные сосны, зелёные ели С лёгким пьянящим запахом прели. На шаг отошла, прищурила глаз, По веткам кармином прошла ещё раз. Тихо, красиво и грустно немножко Шуршит, и шуршит, и шуршит на дорожке. Солнце скупо нам дарит лучи. Осень! На юг улетели грачи. Е. Бочковская
- Чтение самостоятельно; - «цепочкой» с вопросом; - «цепочкой» быстро; - поучитесь читать выразительно (чтение в парах, а затем вслух)
III. Проверка домашнего задания.
- О каком времени года мы говорили на прошлом уроке?
- Какое сейчас время года? - О каком времени года мы будем говорить сегодня на уроке?
- Прочитайте стихотворение шепотом, подумайте, какое слово надо добавить? Вот и осень наступила Вслед за летом, точно в срок, И в садах позолотила Каждый маленький листок. Листья стайками летят В нашем парке … (листопад).
Слайд №1
- Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Об осени, о листопаде. мы будем читать стихи, будем рассматривать осенние картины.) - Дети, мы с вами уже на протяжении нескольких уроков читаем стихи. Не наскучило ли вам это занятие? - Почему? (Стихи красивые, их легко читать, они быстро запоминаются, в них описывается красота родной природы) - Неужели, чтобы полюбоваться красотой родной природы, нужно обязательно читать стихи, не проще было бы выйти на улицу и увидеть эту красоту? - Почему? (Мы не всегда замечаем красивое в окружающей нас природе) - Так зачем же нам читать стихи? (Чтобы научиться видеть эту красоту, чтобы узнать об отношении авторов стихов к родной природе, ведь они более внимательны и наблюдательны, чем мы)
V.Работа над новой темой.
1) Знакомство с биографией писателя
Слайд №2
- Стихотворение, с которым мы сегодня познакомимся, называется “Листопад”. Написал его великий русский писатель Иван Алексеевич Бунин. Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России, в родовитой, но обедневшей дворянской семье. Детство поэта прошло в деревне среди “моря хлебов, цветов, трав”, “в глубочайшей полевой тишине”. Слушая с родителями предания и песни, он рано обнаружил артистические способности и редкую впечатлительность. Писать Иван Алексеевич начал рано, семи – восьми лет, подражая А.С.Пушкину, М.Ю.Лермонтову. Ивану Алексеевичу рано пришлось самому зарабатывать на жизнь. В 1887 году, когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил. В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. В эмиграции говорили о нем как о первом среди современных русских писателей. С болью переживал Иван Бунин события в России во время Великой Отечественной войны. С огромной радостью он встретил победу советских войск в этой войне. В 1933 году, когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения). Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже и похоронен на русском кладбище.
2) Первичное знакомство со стихотворением.
–Ребята, сегодня мы увидим, какой увидел осень великий мастер русского слова писатель Иван Алексеевич Бунин. Слушайте внимательно, закройте глаза и постарайтесь представить то, о чем будем читать.
Проверка первичного восприятия - Что вам представилось? – Понравилось ли вам это стихотворение? – Что вас удивило?
3) Самостоятельное чтение текста.
4) Лексическая работа.
Слайд №3
-Объясните значение слова завороженный (очарованный, околдованный, потрясенный, удивленный).
- Подберите синонимы к словам: лиловый (фиолетовый, сиреневый), золотой (желтый, изумительный), багряный (красный).
-Как вы понимаете слово замирает? (Застыла)Завороженный – очарованный, околдованный.Лиловый – фиолетовый, сиреневый.Золотой – жёлтый, изумительный.Багряный – красный.Лазурь – яркий светло-синий цвет.Терем – это высокий богатый дом на Руси с покатой крышей, с надворными постройками. Резьба – рисунок, вырезанный из дерева или кости.Вдова - одинокая женщина у которой умер муж.
5) Чтение текста по частям, аналитическая беседа. – Самостоятельное чтение стихотворения. -Найдите и прочитайте описание леса - Выполнение задания 1 на стр.151. Эпитеты: золотой лес, расписной терем, веселой стеной, желтою резьбой, в листве сквозной.
Слайд №4
-Какие краски использует Бунин? (лиловая, желтая, багряная, лазурь, золотой)
- Почему лес сравнивается со стеной? (деревья стоят плотно друг к другу)
- Что общего у терема и у березы? (резьба на наличниках и листочков)
- Что Бунину напоминают оконца? ( просветы в небо между листвой)
- А почему оконца, а не окна? (маленькие). Найдите еще сравнение в этой части. (елочки – вышки)
- Бунин не только краски использует при описании осени, он обращается к нашей памяти запахов. Кто-нибудь помнит, как пахнет осенью в лесу, чем? ( листьями, прелью)
- А чем пахнет лес у Бунина? Почему?
– Прочитайте следующие 2 строчки и подумайте.
– Почему слово Осень написано с большой буквы?
– Какой поэтический прием использует автор? (Олицетворение)
– С кем сравнивает он осень? (С вдовой – женщиной)
— Объясните слова поэта “И Осень тихою вдовой вступает в пестрый терем свой”.
( Автор показывает внешнюю красоту леса, но близится конец этой красоте, она тихо угасает, как жизнь женщины, потерявшей мужа. В её жизни нет больше радости и веселья.)
- Выполнение задания 5 на стр.151.
А теперь прочитаем вторую часть текста до последнего четверостишия. Опишите своими словами картины, которые вы увидите, и соотнесите их с текстом.
- Автор рисует паутину, похожую на серебряную сеть: "Воздушной паутины ткани Блестят, как сеть, из серебра".
- А когда бывает много паутины? ( в дни теплых дней бабьего лета)
- Мотылька, похожего на белый лепесток.
- Это последний мотылек, - уже нет насекомых. Мотылек пригрелся на солнышке, ему тепло, приятно, он замер на паутине: "И точно белый лепесток, На паутине замирает, Пригретый солнечным теплом".
- День солнечный, яркий: "Сегодня так тепло кругом"…
- Назовите сравнения. (паутина – сеть, мотылек – лепесток, поляна – широкий двор) -Есть ли ветер?
6) Физкультминутка
Поднимает руки класс – это раз, Повернулась голова – это два, Руки вниз, вперед смотри – это три, Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять, Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
Поработали мы дружно,
Отдохнуть немного нужно.
Дружно встанем, тихо сядем
И закроем все глаза.
Наступает, наступает,
Наступает тишина.
- Можно ли услышать тишину?
- Какие слова помогают автору показать, что в осеннем лесу наступает тишина? (мертвое молчанье, можно в этой тишине расслышать листика шуршанье). -А как понять слова «мертвое молчанье»? (в лесу нет никаких звуков: ни шума ветра, ни птичьих голосов "в лесу и в синей вышине"…) - Что это за языковой прием? (метафора).
- А еще чтобы услышать на фоне такой тишины еле заметные звуки падающего листика: "Что можно в этой тишине Расслышать листика шуршанье".
- Какие согласные звуки повторяются и помогают услышать шуршание листика?
- Прочтите заключение.
- Что заметили интересного? (Бунин заканчивает свое стихотворение теми же словами, с которых начал. Он как будто осмотрел всю поляну кругом и снова увидел те же деревья, которые поразили его воображение в самом начале.)
Сделайте вывод, какие изобразительные средства языка помогли нам представить и почувствовать красоту осеннего леса?
Можно ли сказать, что это стихотворение передаёт состояние души?
7) Прослушивание пьесы «Осенняя песня» П.И. Чайковского из цикла «Времена года»
- Осень, это немного грустное, но и прекрасное время года. Его красотой восхищались не только поэты, но и художники, музыканты. Чтобы нарисовать картину, у художников есть краски, у поэтов – слова, у композитора – только звуки. Но ими можно прекрасно рисовать, так же как это делает Петр Ильич Чайковский.
8) Знакомство с репродукциями картин великих русских художников и фотографиями на тему «Осень»
Слайды №5 - 7
-Ребята, давайте посмотрим осень на репродукциях картин великих русских художников. Обратите внимание, что изобразили художники, какие краски использовали.
Выскажите своё отношение к картинам и стихотворению И.А.Бунина.
- Что общего у них?
(На заднем плане картины лес стоит стеной. Золотая листва на берёзах.)
9) Работа над выразительностью.
Работа в группах. 1. Расставьте паузы и логические ударения. 2. – Прежде, чем мы будем пробовать выразительно читать, выберем подходящую интонацию: быстро, медленно, не торопясь.
- Какое чувство мы должны передать? (тихое удивление, мы очарованы красотой и не смеем нарушить молчание никаким резким звуком)
Слайд №8
- Потренируйтесь читать выразительно. (Работа в группах над выразительностью чтения.) -Прочитайте выразительно, передайте восхищение простора в осеннем лесу.
10) Обобщение.
а) Конкретизация темы стихотворения
- О чём это стихотворение?
Попробуйте дать своё название стихотворению.
б) Определение главной мысли произведения
- Для чего Бунин И.И. написал это стихотворение?
(Чтобы читатель обратил внимание на красоту, полюбовался тем, что его окружает, чтобы передать то восторженное состояние от увиденного, показать любовь к природе)
в) Над какими «Секретами стихов» мы работали сегодня?