Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по сказке-были А.П.Платонова "Неизвестный цветок"»
Урок литературы по сказке-были
А. А. Платонова «Неизвестный цветок»
Тема урока:«Чтобы жить и светиться, надо много трудиться»
Цели урока: Знакомство с биографией А.П. Платонова, с его творчеством. Чтение и идейно-художественный анализ сказки-были; формирование у учащихся деятельного отношения к жизни, убеждения в том, что всё хорошее достигается большим трудом; выработка умения ориентироваться в тексте художественного произведения, обучение навыкам выразительного чтения, формирование читательской грамотности.
Оборудование урока: тетради учащихся
Ход урока.
І. Слово учителя . Рассказ о творчестве А.П.Платонова.
II. Чтение сказки(учителем)
Беседа по содержанию сказки-были
- О чём и о ком рассказывается в произведении?
- Что рассказано об этих героях?
- Почему у этого произведения подзаголовок «сказка-быль»?
- Просмотрите первый абзац. Найдите цитату, которой можно было бы озаглавить этот отрывок.
- Проделаем такую же работу со вторым абзацем.
- Найдите в тексте отрывок, который рассказывает о том, как удалось вырасти цветку в таких трудных условиях. Прочитайте.
- Определите с помощью цитаты главную мысль отрывка.
- Найдите самый радостный отрывок, утверждающий, что труды не пропали даром. Прочитайте этот отрывок.
- В чём убеждает нас автор?
- Каким стал цветок? С чем сравнивает его автор?
- Какой глагол использует автор для характеристики настоящего цветка?
- Считает ли цветок себя звездой?
Прочитайте эпизод встречи цветка с Дашей. Этот отрывок будет прочитан в лицах: автор, Даша, неизвестный цветок.
- Подумайте, почему такой грустью наполнены эти строчки сказки?
- Почему Даша поцеловала цветок в светящуюся головку?(Девочка оценила трудолюбие цветка, она сумела услышать голос маленькой неизвестной жизни. Даша была доброй девочкой, грустила по своей маме, и ей была понятна печаль цветка. Она жалела его и хотела, чтобы он почувствовал, что его любят.)
- Почему дети захотели сделать землю на пустыре плодородной?
- Как земля отблагодарила ребят?
- Найдите в сказке строчки, убеждающие нас в том, что справедливость восторжествовала. Прочитайте.
- В чём убеждает Платонов читателя данной сказки-были? Какова идея сказки? Прочитайте запись на доске, что такое идея художественного произведения.
- Сколько же сил и трудов стоит эта жизнь в камне! Новый цветок - святой труженик, ему еще сложнее. Он растет из камня, а не возле него. Но цветок терпелив и силен потому, что у него есть корни, родство. Это связывает и человека с отчим домом. С родителями, с близкими людьми. И чем больше страдает человек, тем сильнее он нуждается в единстве со своим родом, со своей землей.
- А теперь вернёмся к высказыванию об этом произведении. Согласны ли вы с ним? Почему критик так отзывается о «Неизвестном цветке»?
Домашнее задание: Нарисуйте, каким вы увидели цветок, попытайтесь передать его характер в рисунке.