kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русской литературе в 8 классе. М. Горький "Старуха Изергиль"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка позволяет развивать критическое мышление учахихся. Воспитывает любовь к изучаемому предмету.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русской литературе в 8 классе. М. Горький "Старуха Изергиль"»

Конспект открытого урока по русской литературе в 8 классе.

М. Горький «Старуха Изергиль». «В жизни всегда есть место подвигу». Смысл противопоставления образов Ларры и Данко.

Цели урока:

Образовательная: показать два типа морали и общественного поведения, изображенных в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль», сравнить позиции главных героев легенд по отношению к себе и людям и убедить учащихся в том, что позиция Ларры неприемлема в нашем обществе с точки зрения нравственности, а поведение Данко- подвиг во имя людей.

Развивающая : способствовать выработке у учащихся собственного мнения по данной проблеме, развивать критическое мышление.

Воспитательная: формировать у учащихся желание воспитывать в себе личность, лучшие человеческие качества.





Скажи:

Какой ты след оставишь?

След, чтобы вытерли паркет

И посмотрели кого вслед,

Или

Незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

Л. Мартынов











1. Организационный момент.

Здравствуйте те, кто каждое утро идет в школу с радостью, потому что считает, что здесь их ждут открытия, верные друзья и мудрые наставники – учителя!

Здравствуйте и те, кто идет в школу с не очень большим желанием, потому что думает, что учителя к ним излишне строги.

Я думаю, что к концу нашего сегодняшнего урока первых из вас будет значительно больше.

2. Создание положительных эмоций.

Как вы могли заметить, к доске прикреплен лист в виде сердца. Это- символ любви и доброты. Я передаю это сердце, а вместе с ним любовь и доброту.

(называю имя ученика, а он передает сердце следующему)

Сколько тепла и положительных эмоций в этом сердце! Их стало несколько раз больше!

Присаживайтесь.

3Слово учителя.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда – талант не впрок,

Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе сотворим урок.

Сегодня на уроке мы обращаемся к творчеству М. Горького, к его раннему романтическому рассказу « Старуха Изергиль», в котором писатель ставит ряд вопросов:

- Что есть человек?

- Каковы его возможности?

- Где истоки Добра и Зла в его душе?

- Как преодолеть мрак жизни?

- Какими путями выйти к свободе, к свету?

Урок наш называется «В жизни всегда есть место подвигу». На экране вы видите сердце, в котором написаны слова, как они могут помочь нам на уроке?

(Ребята отвечают)

Мы постараемся с вами сравнить, какая же из позиций – позиция Ларры или позиция Данко – близки, с точки зрения морали , для нас современных людей; мы продолжим работу по развитию умений высказывать свои суждения по данной проблеме и аргументированно их отстаивать.

4. Опрос (Тест «Верю – не верю»)

1. Рассказ «Старуха Изергиль» состоит из 4 частей.(Нет)

2. Данко – сын женщины и орла.(Нет)

3. Максим Горький – это творческий псевдоним писателя.(Да)

4. Рассказчик познакомился с Изергиль в Бессарабии.(Да)

5. Отцом Ларры был ястреб.(Нет)

5. Просмотр видеоматериала легенды о Ларре

- Что значит имя Ларра? (отверженный, выкинутый вон)

- Что ценит Ларра больше всего в своей жизни?

(Свободу, нравственнось, считает, что таких, как он больше нет, и он будет делать всё, что хочет)

- За что наказан Ларра? В чем его обвиняют люди?

- Почему люди оставили жить убийцу, ведь он потом ещё много наделал бед?

- Почему мудрейший сказал, что наказание в нём самом?

«Наказание есть. Это страшное наказание, вы не выдумаете такого в тысячу лет! Наказание ему – в нём самом! Пустить его, пусть он будет свободен. Вот его наказание!»

- Почему Ларра искал смерти?

- Найдите ключевую фразу, которая объясняла бы поведение Ларры и его отношение к людям.

- За всё, что человек берёт, он платит собой: своим умом и силой, иногда жизнью. А он отвечал, что хочет сохранить себя целым.

- Что говорит о Ларре старуха Изергиль?

« Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей. Вот как был поражён человек за гордость!»

- Какими словами вы бы охарактеризовали Ларру?

Эгоизм – это себялюбие, забота только о своих интересах.(«Толковый словарь»)

Жестокость

Гордость

Хищность

Одиночество

Индивидуализм

Отверженность

«Толковый словарь»

Эгоизм – это себялюбие, забота только о своих интересах.

– Как вы думаете, что символизирует образ Ларры?

Вывод: Ларра – олицетворение человеческого эгоизма и жестокости.

- Приведите факты, свидетельствующие о том, что такие эгоисты, как Ларра, были во все времена.

Самый яркий пример мы видим в поэме Лермонтова « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Это опричник Кирибеевич, который под защитой царя Ивана Грозного мог себе позволить ухаживать за чужой женой, нарушать нравственные устои общества.

Это Алеко из поэмы А. С. Пушкина «Цыгане», эгоист, который нанёс обиду всем оказавшим ему гостеприимство. « Ты не рождён для дикой доли, ты для себя лишь хочешь воли,» - говорит ему старый цыган. Но ни Лермонтов, ни Пушкин не ставят своим героям клеймо – преступник. Авторы хотят понять, откуда у героев эгоизм, жестокость. Давайте и мы не будем жестокими, как старейшие племени, изгнавшие Ларру.

Я считаю, что таких, как Ларра, много рядом с нами.Кто сегодня не горд, если есть чем гордиться? У Ларры – отец орёл, а у Димы Иванова – начальник. И Дима голову высоко несёт. А у Вани Петрова богатые родители. Он тоже не хочет равняться с нами, с толпой. Чем не Ларра? А давайте вспомним, как мы встречаем иногда замечания учителей, требования взрослых. Тут в каждом из нас проявляются черты себялюбца Ларры, который живёт вечно и вечно напоминает непокорным, что их тоже ждёт наказание за гордость.

6. Физкультминутка

Мир вокруг нас такой, каким его видим мы, и каким его делают наши поступки. Любое, даже самое незначительное, доброе дело делает наш мир лучше!

На доске висит дерево- оно необычное, на нем не хватает листиков- ладошек, которые лежат у вас на парте. Дома я просила вас подумать, что же вы можете сделать хорошего, чтобы и ваш листик стал не просто листиком, а хорошим поступком для вас, нашей школы, района, области.

(Ребята выходят к доске и клеят листик)

7. Пересказ легенды о Данко.

-В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисее. Давайте вспомним ее и сопоставим с легендой о Данко.

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.

- Почему поступок Данко трактуется как подвиг? (Данко пожертвовал собой во имя любви к людям, во имя спасения своего племени от рабства и смерти)

- Как люди воспринимают чудесные зрелища горящего сердца?

(Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещённый этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота.Люди же, изумлённые, стали как камни.)

- Почему легенда о Данко заканчивается на такой грустной ноте?

Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что ещё пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой…

И вот оно, рассыпалось в искры, угасло.

(Этот эпизод говорит о том, что не надо ждать благодарности от людей : если ты – Данко, то награда герою в самом подвиге, как наказание эгоисту Ларре в нём самом.)

- Что говорит старуха Изергиль о Данко?

Красивые – всегда смелы. – Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех.

- В каких словах заключена авторская позиция?

«В жизни всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, - те просто лентяи или трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней».

- «И вижу я, что не живут люди, а всё примеряются, примеряются и кладут на это всю жизнь. И когда обворуют сами себя, истратив время, то начнут плакаться на судьбу. Что же тут – судьба? Каждый сам себе судьба».



- Какие черты характера свойственны Данко?

Героизм

Смелость

Самопожертвование

Древняя щедрость

Храбрость

Благородство

Подвиг.

Вывод:

Данко – олицетворение героического подвига во имя спасения людей.

«Толковый словарь»

Подвиг – героический, самоотверженный поступок.

Героизм – самоотверженность, мужество, способность к совершению подвигов.

- Приведите примеры из произведений художественной литературы, что такие люди, как Данко, не единичны.

(Рассказывает Боровцов)

(Вспомним героиню стихотворения в прозе И. С. Тургенева Юлию Петровну Вревскую. Дочь прославленного генерала, жена отважного воина, она была умна, образованна, богата и красива. В 1877 году началась русско-турецкая война. Вревская, собрав на свои деньги санитарный отряд из 22 человек, отправилась в Болгарию рядовой сестрой милосердия. В Болгарии, в прифронтовом госпитале, Вревская, ранее не знавшая физического труда, неутомимо ухаживала за ранеными солдатами, мыла, чистила, убирала, стирала, ассистировала при операциях, хоронила. Среди раненых началась эпидемия тифа. Баронесса Вревская бесстрашно входила в тифозный барак, чтоб помогать умирающим, утешать их в последний час жизни. Помогать нуждающимся в помощи – она не ведала другого счастья. Она сама умерла рядом с солдатами, в тифозном бараке.



8. Аналитическая беседа

Но подвиги бывают не только на войне.

« В жизни всегда есть место подвигам. А когда у человека сердце Данко, он всегда найдёт, где можно совершить их».

Быть неравнодушным человеком, посадить сад, вырастить хороших людей, содержать в порядке дом – это не подвиг, это жизнь. Я хочу, чтобы наша жизнь была мирной, бескровной, чтобы как можно меньше в обществе было таких эгоистов, как Ларра, и не было бы обстоятельств, требующих подвигов Данко.

- Ребята, а кого сегодня можно назвать героем?

- Не будет ли казаться сегодняшний герой смешным?

- Кого больше в нашем обществе – похожих на Данко или на Ларру.

9. Какой след оставил после себя Ларра?

(Там плыли тени, их было много, и одна из них, темнее и гуще, чем другие, плыла быстрее и ниже сестёр, она падала от клочка облака, которое плыло ближе к земле, чем другие, и скорее, чем они.)

-Какой след оставил после себя Данко?

(«И в степной дали, теперь уже чёрной и страшной, вспыхивали маленькие голубые огоньки. То там, то тут они на миг являлись и гасли... Это были очень странные голубые языки огня, намекавшие на что-то сказочное.)

Обращение к эпиграфу:

Скажи:

Какой ты след оставишь?

След, чтобы вытерли паркет

И посмотрели кого вслед,

Или

Незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

- А какой след вы хотели бы оставить на Земле? След Данко или след Ларры?

10. Заключительное слово учителя

Существует поверье: рождается человек, и на небесах зажигается новая звезда, а боги сразу же определяют судьбу новорождённого, и от этой судьбы не уйти Человеку. Остаётся только плыть по течению своей судьбы, написанной в небесах. Так ли это? Бог даёт человеку право выбора между добром и злом, справедливостью и несправедливостью, свободой и рабством, право любить только себя или других, приносить пользу людям или вредить – каждый выбирает для себя и по себе. Вы, ребята, тоже имеете возможность выбирать: учиться хорошо или плохо, радовать своими успехами родителей и учителей или их огорчать, стать настоящим человеком или оказаться в криминальной хронике. Выбирайте!

Звучит фоновая музыка

Каждый выбирает по себе

Женщину, религию, дорогу,

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает по себе

Шпагу для дуэли, меч для битвы,

Слово для любви или молитвы –

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя

Щит и латы, посох и заплаты,

Меру окончательной расплаты -

Каждый выбирает для себя.

11. Рефлексия

- Если сегодня наша беседа не оставила вас равнодушными, если у вас бьётся благородное сердце Данко, если вы выбираете позицию служения людям, то прикрепите на доску сердечко, лежащее у вас на парте.

12. Выставление оценок.

13. Домашнее задание. (Социальная реклама «Призыв к добру»






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока по русской литературе в 8 классе. М. Горький "Старуха Изергиль"

Автор: Бруйло Светлана Васильевна

Дата: 18.01.2021

Номер свидетельства: 570461

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока по русской литературе в 8 классе М. Горький "Старуха Изергиль""
    ["seo_title"] => string(75) "konspekt_uroka_po_russkoi_literature_v_8_klasse_m_gorkii_starukha_izergil_1"
    ["file_id"] => string(6) "570463"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1610952280"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства