kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по родной литературе "И.А. Бунин и Орловский край. Стихотворение «Листопад».Своеобразие пейзажной лирики поэта.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткий обзор жизненного пути И.Бунина, своеобразие пейзажной лирики, новизна в изображении психологического состояния человека.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по родной литературе "И.А. Бунин и Орловский край. Стихотворение «Листопад».Своеобразие пейзажной лирики поэта.»»


И.А. Бунин и Орловский край. Стихотворение «Листопад». Своеобразие пейзажной лирики поэта.

Эпиграф: « Так любить природу мало кто умеет, как это умеет И. Бунин… Мир Бунина –это мир зрительных и звуковых впечатлений». А.Блок.

Цели:

-постижение художественных особенностей лирики И. Бунина и красоты русской природы на примере стихотворения «Листопад»;

- совершенствование умений анализа лирического текста;

- развитие творческих способностей учащихся.

Цели:

обучающие: дать краткий обзор жизненного и творческого пути И. А. Бунина; показать своеобразие пейзажной поэзии, новизну в изображении психологического состояния человека И. А. Бунина;

развивающие: развивать умение анализировать текст произведения;

воспитательные: прививать любовь к чтению; пробуждать желание обсуждать прочитанное.


Оборудование:  ММК, презентация, аудиозаписи Дидюля «Один день в сентябре», «Листопад. И.Бунин» А.Злищев, «Вечер. И.Бунин» А.Котов, портреты И. Бунина, репродукции картин Левитана «Золотая осень», Поленова «Золотая осень» , Остроухова «Золотая осень»,сборники стихотворений.

Левитан «Золотая осень»

Остроухов «Золотая осень»

Поленов «Золотая осень»


Тип урока: комбинированный урок с применением ИКТ


Предварительное домашнее задание: подготовить сообщения о жизни и творчестве И. А. Бунина.

Ход урока:

  1. Оргмомент. Звучит аудиозапись (Дидюля «Один день в сентябре»).На стеллажах портреты И.Бунина, репродукции картин Левитана, Поленова, Остроухова «Золотая осень». Слово учителя.

-Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? ( о природе, об осени, о поэзии Бунина, о пейзажной лирике И.Бунина)

- Верно! Задачей нашего сегодняшнего урока будет постижение художественных особенностей пейзажной лирики Ивана Бунина. Откройте тетради и запишите тему. Эпиграфом к нашему занятию будут слова Александра Блока: « Так любить природу мало кто умеет, как это умеет И. Бунин… Мир Бунина – это мир зрительных и звуковых впечатлений».

2.Работа по теме урока. Выступление учащихся (опережающее домашнее задание: подготовить сообщения о жизни И.Бунина)

3. Слово учителя. Верный традициям реалистического пейзажа 19 века, И.Бунин вместе с тем подчёркивает самодостаточность и независимость природы от  человека. Поэт переживает одиночество человека среди природы и одиночество природы без человека, «блаженную тоску» пустынности. 

Стихи Бунина— это лирико-созерцательные картины природы, созданные средствами тонких деталей, лёгких красок, полутонов. Основная их интонация — печаль, грусть, однако эта печаль «светлая», очищающая.

-Ребята, когда вы слышите слово «Листопад», о чем вы вспоминаете, что чувствуете, о чем думаете? Попробуем составить синквейн.

Синквейн с опорным словом «Листопад» (под аудио Дидюля «Один день в сентябре»)

1. Осень.

2. Золотая, тихая.

3.Созерцать, мечтать, дышать (грустить, падать, кружиться)

4. Как прекрасна природа осенью!

5.Я люблю золотую осень!

(Сравниваем синквейны, озвучиваем самые удачные)

-Давайте послушаем актёрское исполнение Александра Злищева стихотворения «Листопад». Представьте в воображении то, о чем пишет поэт. Пусть вам помогут репродукции картин Левитана, Поленова, Остроухова «Золотая осень».

3.Фонохрестоматия. «Листопад»

4.Работа с текстом стихотворения.

-Какие эмоции, впечатления вызывает у вас стихотворение?

-Какая репродукция картины более соответствует вашему впечатлению?

- Какова тема стихотворения? (Пейзажная лирика. Тема его - описание осенней природы.)

-Только о природе размышляет автор? (Автор, наблюдая за тем, как она меняется, размышляет о течении жизни человека. Эти раздумья вносят философские мотивы в стихотворение)

-Что вы можете сказать о рифмовке и построении стихотворения? ( "Листопад" - стихотворение, которое отличает своеобразное, весьма необычное построение. По рифмовке произведение состоит из 7 четверостиший и 2 двустиший, которые написаны четырехстопным ямбом. При этом 1, 3 и 5 строфы характеризуются перекрестной рифмовкой, в них чередуются женские и мужские рифмы. Несколько иные особенности имеют 6, 8 и 9 строфы. Они написаны кольцевой рифмовкой. Что касается 2, 4 и 7 строф, то для них характерны смежные рифмы. Многие критики справедливо отмечают, что стихотворение близко к фольклору и обладает особой напевностью.)

- Что вы можете сказать о времени? Присутствует ли оно в стихотворении? (Пространство и время в произведении играют особую роль. Бунин на протяжении повествования расширяет его пространственные и временные границы. Время в начале поэмы кратко - это "сегодня", то есть один день. А действие произведения ограничено поляной. Это позволяет читателям уловить последние моменты счастья: увидеть последнего мотылька, ощутить прощальное тепло солнца, услышать квохчущего дрозда. По ходу произведения время расширяется. Теперь оно охватывает уже целый месяц ("Сентябрь, кружась по чащам бора. "). Это же можно сказать и о пространстве - оно становится больше, вмещая в себя все небо и целый лес. Время и пространство в конце поэмы приобретают поистине всепланетные масштабы

-Что вы можете сказать о смене состояния природы? Меняется ли она в тихотворении или остается неизменной? (Поэт изображает смену состояний природы, используя различные художественные приемы и средства. В то же время, не отделяя естественную среду от человека, Иван Алексеевич удивительно тонко описывает смену настроения самого лирического героя. Бунин в своем стихотворении проводит идею цикличности процессов мироздания, а также вечной жизни. Для этого он создает кольцо в поэме. Мы видим, как красоту золотой осени сменяет красота страдания и увядания природы, а затем появляется новая красота - холодная, зимняя и прекрасная.)

-Какой образ осеннего леса создает поэт? Какие образные выражения он использует? (Иван Алексеевич в первой части своего произведения создает живописный образ осеннего леса. Для этого он использует различные контрасты и краски ("серебро паутины", "лиловый терем", "светлая, солнечная поляна", "янтарный отблеск листвы"). Поэт, рисуя сказку осени, прибегает к соответствующей сказочной лексике. Он сравнивает лес с резным теремом, поляну - с широким двором, а просветы в листве для него - словно оконца. Светлое, бодрое восприятие осеннего леса постепенно сменяется в стихотворении минорным настроением. Оно связано с тем, что в произведении появляется образ "тихой вдовы", а также мотив смерти. Иван Алексеевич рисует картину теперь уже безмолвного оцепенения леса, который готовится к скорому умиранию.)

-Какое образное противопоставление присутствует в стихотворении? (Жизнь и смерть.В третьей части умирание передается с помощью соответствующих звуков. Канул в небытие карнавал ярких красок, а осень отправляется все дальше на юг. Но в заключительной части стихотворения наступает радостное событие. Зимние ветры приносят новую жизнь, которая опять сменяет смерть.)

- Каковы средства выразительности в стихотворении?В произведении передача движения организована использованием выразительных средств, таких как инверсия в первой строфе ("льет дождь", "кружатся листья"), а также антитеза, которая противопоставляет направленное ("гуси держат перелет") и беспорядочное движение ("кружатся листья").

Обилием тропов характеризуется поэма "Листопад" (Бунин). Анализ ее позволяет также заметить, что автор использует анафору. Кроме того, Бунин применяет ассонанс "о" и "е", который придает стихотворению мелодичность. А звуковые образы шуршания листвы и тишины создает аллитерация звуков "с" и "ш".

Поэма Бунина насыщена сравнениями. Мотылька, например, он сравнивает с белым лепестком. А ткани блестят, будто "сеть из серебра". Кроме того, в произведении встречаются метафоры ("пестрый терем", "среди широкого двора"), олицетворения (осень входит в "терем свой"), эпитеты ("морозное серебро", "мертвое молчание", "тихая вдова").

- Удалось ли Бунину написать картину осени? (Поэт - настоящий художник. В произведении ему удалось облечь в слова и передать многообразие окружающего нас мира, величие и красоту природы. Мнение многих литературоведов сходится в том, что "Листопад" является эталоном пейзажной лирики. В этом стихотворении мастерски подобраны слова, которые точно и просто до гениальности раскрывают происходящие в природе процессы. Складывается впечатление, что по лесу бродит не просто какое-то абстрактное существо, а реальная женщина-ведунья, которая скорбит о том, что жизнь заканчивается, прощается с владениями. Более того, читатель как будто вовлекается во все происходящее, становится его действующим лицом. Подобно осени, он может укрыться от одиночества и дождя в расписном тереме.)

5. Фонохрестоматия. «Вечер» Послушайте ещё одно стихотворение Ивана Бунина «Вечер» в исполнении А.Котова.

-Чем это стихотворение похоже на стихотворение «Листопад»? (беседа на фоне аудиозаписи Дидюля «Один день в сентябре»)

-Какая репродукция картины вам понравилась более всего? Почему? Какая более всего соответствует вашему восприятию стихотворения «Листопад»?

6.Подведение итогов. Выводы

Философская лирика Бунина основывается на русской природе, на теме любви, переплетенной в неповторимом контрасте. Иван Бунин постепенно преобразовывал пейзажную лирику в философию, а в его стихотворениях всегда присутствует самая главная мысль. В поэзии великого поэта часто уделяется особое внимание самой главной теме – жизни и смерти. Природа в его стихах — неизменный источник гармонии и оптимизма. Автор уверен, что только в единении с природой, в полной слиянии с ней человек может почувствовать свою связь жизнью вселенной. 

7. Домашнее задание. Выразительное чтение наизусть пейзажного стихотворения И.Бунина. (по выбору).

Письменно ответить на вопросы:

1.Что дает человеку общение с природой?

2 . Расскажите о наиболее запомнившемся эпизоде из вашего общения с природой?







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Толдонова Елена Александровна

Дата: 02.12.2019

Номер свидетельства: 529861

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства