kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по родной литературе 8 класс по теме "Родство душ Ф. А. Абрамов. «Валенки».

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Познакомиться с особенностями содержания произведения Ф. А. Абрамова «Валенки».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по родной литературе 8 класс по теме "Родство душ Ф. А. Абрамов. «Валенки».»

Урок 8 Родство душ Ф. А. Абрамов. «Валенки». 

Тип урока: урок открытия знаний.

Цель: познакомиться с особенностями содержания произведения Ф. А. Абрамова «Валенки».

Планируемые результаты

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

Проявление ценностного отношения к родной русской литературе как хранительнице культуры русского народа.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы.

Регулятивные: владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

Оборудование: Родная русская литература. 8 класс. Учебное пособие Беляева Н.В., Критарова Ж.Н., Аристова М.А., Добротина И.Н., Александрова О.М., Мухаметшина Р.Ф., тетрадь, раздаточный материал с текстами.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Запишите в тетради число, классная работа, тему урока.

2.     Актуализация знаний.

3.     Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Случалось ли вам получать помощь от совершенно незнакомого человека?

- Возможно вы наблюдали подобную ситуацию со стороны. Как вы думаете, зачем он это делает?

- А вы сами помогали незнакомцу?

4. Работа по теме урока.

  С. 96 - 99 учебного пособия прочитать.




·       

В русском языке много устойчивых выражений со словом «душа»: человек жив, покуда душа жива; душа нараспашку; до глубины души; душа не на месте; открыть душу и др. Значения этих идиом понятны и очевидны всем владеющим русским языком. Душа может любить, радоваться, болеть, терпеть, учиться, трудиться, страдать…

Случается, что «породниться родством по душе» люди могут перед лицом общей угрозы, обшей беды. В годы Великой Отечественной войны все граждане пашей страны объединились общем стремлении победить врага. Фашистская Германия обрушила на нас всю свою военную мощь. Выстоять в тяжелейшей войне помог массовый подвиг советских людей ― представителей разных национальностей. От каждого потребовалось предельное напряжение сил на фронтах и в тылу, готовность отдать всё для великой Победы.

Фёдор Александрович Абрамов (1920— 1983) — русский писатель, критик, публицист. Свои произведения он посвятил хорошо знакомой ему с детства деревенской жизни, показал в них изменение нравственных ценностей человека на протяжении нескольких десятилетий.
Писателя волновала судьба русской женщины, именно ей отводится главная роль во многих рассказах и повестях Ф. А. Абрамова.
В своих рассказах, в том числе в рассказе «Валенки», писатель выразил благодарность труженицам тыла, которые в годы Великом Отечественной войны работали, не жалея сил и здоровья, и тем самым приближали День Победы над врагом.

 5.     Работа по теме урока.

1)    Первичное усвоение новых знаний. (С. 99-100 учебного пособия.)

Во все времена писателей волновали проблемы духовного поиска людей, их становления, выстраивания взаимоотношении в семье и вне её. Во многих произведениях показано, что родство душ не обязательно заключается в родстве по крови. Конечно, это прекрасно, когда между членами семьи складываются доверительные отношения, когда родственники делятся друг с другой самыми сокровенными переживаниями и получают поддержку. Однако можно рассказать о наболевшем и другу, а иногда совсем незнакомому человеку понимании и сочувствия- Так произошло п рассказе Ф. А. Абрамова «Валенки», героиня которого осталась одна п тяжёлые военные годы, ей пришёл на помощь конюх Евграф Иванович.

Фёдор Александрович Абрамов (1920— 1983) — русский писатель, критик, публицист. Свои произведения он посвятил хорошо знакомой ему с детства деревенской жизни, показал в них изменение нравственных ценностей человека на протяжении нескольких десятилетий.

Писателя волновала судьба русской женщины, именно ей отводится главная роль во многих рассказах и повестях Ф. А. Абрамова.

В своих рассказах, в том числе в рассказе «Валенки», писатель выразил благодарность труженицам тыла, которые в годы Великом Отечественной войны работали, не жалея сил и здоровья, и тем самым приближали День Победы над врагом.

 2)      Первичная проверка понимания.

· Чтение и анализ рассказа «Валенки». ( распечатка текстов у учащихся на партах

· Словарь:

Валенки (катанцы, катанки, чёсанки, валежки) — традиционная русская зимняя обувь из войлока (свалянной шерсти).

Обычно их используют для ходьбы по сухому снегу; чтобы они не намокали, их подшивают кожей или другим прочным материалом, носят с галошами. Традиционно валенки бывают чёрного, серого или белого цветов.

·        Размышляем над прочитанным. С. 103-104

1)    Назовите основные темы рассказов Ф. А. Абрамова. Какую роль в его произведениях играет образ женщины-крестьянки?

2)    Прочитайте несколько высказываний Ф. А. Абрамова. Какое из них, по вашему мнению, заключает в себе идейное содержание рассказа «Валенки» и могло бы служить эпиграфом к нему? Поясните свой выбор.

·        Может быть, главное в жизни даже не то, что мы делаем, а то, как делаем — сколько любви, души, добра, чистоты вкладываем в содеянное.

·        Все мы растим и поливаем духовное древо человечества. Как только кончится эта работа, как перестанем взращивать духовное древо, так человечество погибнет.

3)    Какова судьба героини рассказа? Что помогло Дарье выжить в трудные военные годы?

4) В чём заключается особенность композиции рассказа?

5) Как характеризует Дарью Леонтьевну «парад» одежды, который она устроила вокруг дома? Как автор относится к своей героине?

6) Приведите примеры живой образной речи героев рассказа. Согласны ли вы с Б. П. Екимовым, что Абрамов – это хранитель русского языка?

Высказывания Ф. А. Абрамова запишите в тетрадь:

Может быть, главное в жизни даже не то, что мы делаем, а то, как делаем — сколько любви, души, добра, чистоты вкладываем в содеян­ное.

Все мы растим и поливаем духовное древо человечества. Как только кончится эта работа, как перестанем взращивать духовное дре­во, так человечество погибнет.

 Жить в ладу с собой, со своей совестью – не в этом ли самое большое счастье?

 Будить, всеми силами будить в человеке Человека!

 Закон и совесть должны править в мире.

Итог урока. Устно.

- Что нового вы для себя открыли на сегодняшнем уроке?

Домашнее задание: прочитать рассказ Т.В. Михеева «Облачный полк» ( распечатать главы из хрестоматии)

3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по родной литературе 8 класс по теме "Родство душ Ф. А. Абрамов. «Валенки».

Автор: Ирина Григорьевна Головач

Дата: 19.03.2023

Номер свидетельства: 627805


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства