Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по родной литературе 8 класс по теме "Родство душ Ф. А. Абрамов. «Валенки».»
Урок 8 Родство душ Ф. А. Абрамов. «Валенки».
Тип урока:урок открытия знаний.
Цель:познакомиться с особенностями содержания произведения Ф. А. Абрамова «Валенки».
Планируемые результаты
Предметные:
Метапредметные:
Личностные:
Проявление ценностного отношения к родной русской литературе как хранительнице культуры русского народа.
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы.
Регулятивные: владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Оборудование: Родная русская литература. 8 класс. Учебное пособие Беляева Н.В., Критарова Ж.Н., Аристова М.А., Добротина И.Н., Александрова О.М., Мухаметшина Р.Ф., тетрадь, раздаточный материал с текстами.
Ход урока
Организационный момент.
Запишите в тетради число, классная работа, тему урока.
2. Актуализация знаний.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Случалось ли вам получать помощь от совершенно незнакомого человека?
- Возможно вы наблюдали подобную ситуацию со стороны. Как вы думаете, зачем он это делает?
- А вы сами помогали незнакомцу?
4. Работа по теме урока.
С. 96 - 99 учебного пособия прочитать.
·
В русском языке много устойчивых выражений со словом «душа»: человек жив, покуда душа жива; душа нараспашку; до глубины души; душа не на месте; открыть душу и др. Значения этих идиом понятны и очевидны всем владеющим русским языком. Душа может любить, радоваться, болеть, терпеть, учиться, трудиться, страдать…
Случается, что «породниться родством по душе» люди могут перед лицом общей угрозы, обшей беды. В годы Великой Отечественной войны все граждане пашей страны объединились общем стремлении победить врага. Фашистская Германия обрушила на нас всю свою военную мощь. Выстоять в тяжелейшей войне помог массовый подвиг советских людей ― представителей разных национальностей. От каждого потребовалось предельное напряжение сил на фронтах и в тылу, готовность отдать всё для великой Победы.
Фёдор Александрович Абрамов (1920— 1983) — русский писатель, критик, публицист. Свои произведения он посвятил хорошо знакомой ему с детства деревенской жизни, показал в них изменение нравственных ценностей человека на протяжении нескольких десятилетий. Писателя волновала судьба русской женщины, именно ей отводится главная роль во многих рассказах и повестях Ф. А. Абрамова. В своих рассказах, в том числе в рассказе «Валенки», писатель выразил благодарность труженицам тыла, которые в годы Великом Отечественной войны работали, не жалея сил и здоровья, и тем самым приближали День Победы над врагом.
5. Работа по теме урока.
1) Первичное усвоение новых знаний. (С. 99-100 учебного пособия.)
Во все времена писателей волновали проблемы духовного поиска людей, их становления, выстраивания взаимоотношении в семье и вне её. Во многих произведениях показано, что родство душ не обязательно заключается в родстве по крови. Конечно, это прекрасно, когда между членами семьи складываются доверительные отношения, когда родственники делятся друг с другой самыми сокровенными переживаниями и получают поддержку. Однако можно рассказать о наболевшем и другу, а иногда совсем незнакомому человеку понимании и сочувствия- Так произошло п рассказе Ф. А. Абрамова «Валенки», героиня которого осталась одна п тяжёлые военные годы, ей пришёл на помощь конюх Евграф Иванович.
Фёдор Александрович Абрамов (1920— 1983) — русский писатель, критик, публицист. Свои произведения он посвятил хорошо знакомой ему с детства деревенской жизни, показал в них изменение нравственных ценностей человека на протяжении нескольких десятилетий.
Писателя волновала судьба русской женщины, именно ей отводится главная роль во многих рассказах и повестях Ф. А. Абрамова.
В своих рассказах, в том числе в рассказе «Валенки», писатель выразил благодарность труженицам тыла, которые в годы Великом Отечественной войны работали, не жалея сил и здоровья, и тем самым приближали День Победы над врагом.
2) Первичная проверка понимания.
· Чтение и анализ рассказа «Валенки». ( распечатка текстов у учащихся на партах
· Словарь:
Валенки (катанцы, катанки, чёсанки, валежки) — традиционная русская зимняя обувь из войлока (свалянной шерсти).
Обычно их используют для ходьбы по сухому снегу; чтобы они не намокали, их подшивают кожей или другим прочным материалом, носят с галошами. Традиционно валенки бывают чёрного, серого или белого цветов.
· Размышляем над прочитанным. С. 103-104
1) Назовите основные темы рассказов Ф. А. Абрамова. Какую роль в его произведениях играет образ женщины-крестьянки?
2) Прочитайте несколько высказываний Ф. А. Абрамова. Какое из них, по вашему мнению, заключает в себе идейное содержание рассказа «Валенки» и могло бы служить эпиграфом к нему? Поясните свой выбор.
· Может быть, главное в жизни даже не то, что мы делаем, а то, как делаем — сколько любви, души, добра, чистоты вкладываем в содеянное.
· Все мы растим и поливаем духовное древо человечества. Как только кончится эта работа, как перестанем взращивать духовное древо, так человечество погибнет.
3)Какова судьба героини рассказа? Что помогло Дарье выжить в трудные военные годы?
4) В чём заключается особенность композиции рассказа?
5) Как характеризует Дарью Леонтьевну «парад» одежды, который она устроила вокруг дома? Как автор относится к своей героине?
6) Приведите примеры живой образной речи героев рассказа. Согласны ли вы с Б. П. Екимовым, что Абрамов – это хранитель русского языка?
Высказывания Ф. А. Абрамова запишите в тетрадь:
Может быть, главное в жизни даже не то, что мы делаем, а то, как делаем — сколько любви, души, добра, чистоты вкладываем в содеянное.
Все мы растим и поливаем духовное древо человечества. Как только кончится эта работа, как перестанем взращивать духовное древо, так человечество погибнет.
Жить в ладу с собой, со своей совестью – не в этом ли самое большое счастье?
Будить, всеми силами будить в человеке Человека!
Закон и совесть должны править в мире.
Итог урока. Устно.
- Что нового вы для себя открыли на сегодняшнем уроке?
Домашнее задание: прочитать рассказ Т.В. Михеева «Облачный полк» ( распечатать главы из хрестоматии)