Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по повести И.Тургенева "Первая любовь"»
Урок литературы в 9 классе по повести И.С. Тургенева «Первая любовь».
Цели: Помочь учащимся почувствовать атмосферу XIXвека, увидеть и услышать в произведениях Тургенева личные переживания автора, его душевную силу, искренность и честность в описании чувств первой любви.
I Вступление
Тема любви относится к категории так называемых “вечных” тем в мировой литературе. Сколько бы ни кануло лет в историю, какие бы перемены ни происходили в жизни, люди всегда влюблялись, влюбляются и будут влюбляться. А писатели и поэты всегда писали, пишут и будут писать об этом необыкновенном, таинственном, преображающем человека чувстве.
Повесть Тургенева «Первая любовь» (1858) написана в родовом имении Спасское-Лутовиново. Писатель не скрывал её автобиографического характера: прототипом юного Володи послужил сам Тургенев, главной героини – поэтесса Екатерина Шаховская, она была соседкой по даче, прототипами родителей Володи стали родители И.С. Тургенева. Хорошо известно, что Сергей Николаевич Тургенев никогда не питал страстных чувств к своей своенравной супруге, холодность к ней распространял и на двух своих сыновей. Это было одним из самых мучительных детских воспоминаний Ивана Сергеевича, их отголоски чувствуются в повести. «Первая любовь» - любимое произведение писателя. «Это – единственная вещь, которая мне до сих пор доставляет удовольствие, потому что это сама жизнь, это не сочинено»,- признавался он.
II Анализ повести. - Почему Тургенев прячется за фигуру рассказчика? Для чего понадобился писателю Владимир Петрович, этот немолодой человек с проседью в волосах?
Конечно, учащиеся не первый раз сталкиваются с приёмом «рассказ в рассказе». Он усиливает эффект правдоподобия, придаёт большую достоверность повествованию. Но здесь ещё важна временная дистанция, только она поможет осознать, что же такое было с героем и его чувствами. В самом деле: разве можно судить объективно и без искажений, когда ты юн и влюблён, когда слеп, а так хочется быть зрячим? Это невозможно в 16 лет! Тургенев мудро улыбается и вводит в повествование человека, размышлениям которого можно доверять, - Владимира Петровича. Володю взрослого, который теперь уже в состоянии разгадать все загадки своей юношеской любви.
1 Характер княжны Зинаиды
Начнём с её портрета (гл.2)
- Выберите ключевые слова портрета героини. На чём Тургенев делает акцент?
Пожалуй, не на красоте её черт, а на их подвижности, живости, изменчивости, на «милых», «очаровательных» движениях. Поэтому в описании портрета много глаголов: «задрожало», «засмеялось», «сверкнули», «поднялись». Княжна очень живая, раскрепощённая, непосредственная, в этом её прелесть, именно это делает её неотразимой и желанной. Вместе с девушкой мы попадаем в какой-то светлый и радостный мир, где всё расцветает и радуется жизни, не случайно фоном портрета становится летняя природа.
- В чём особенность портрета у Тургенева?
За ним виден характер.
-Расскажите, чем он необычен?
Он такой же, как её портрет: Зинаида всегда разная, она не бывает одинаковой, в ней всё постоянно меняется. На обеде у матери Володи (гл.6) холодная и чопорная, в ней трудно узнать вчерашнюю ветреницу, в шутливых играх со своими поклонниками (гл.7) Зинаида кажется совершенно легкомысленной, но вдруг в гл.9 мы видим её страдающей, глубоко печальной, с горечью думающей о своей непростой судьбе. Абсолютная свобода самопроявлений, конечно, восхищает, но это только подтверждает, что характер девушки весь соткан из глубоких противоречий, которые мучают её, в нём много загадок.
-Главная индивидуальность героини?
Конечно, в том, кого она любит. Именно эта загадка мучит бедного влюблённого Володю. У княжны много обожателей, может ли она увлечься кем-то из них? Нет, это невозможно. Почему?
-Сопоставьте жизнь Зинаиды в доме матери, её окружение с мечтами девушки.«Итак, королева слушает эти речи, слушает музыку, но не глядит ни на кого из гостей. Шесть окон раскрыты сверху донизу, от потолка до полу; а за ними тёмное небо с большими звёздами да тёмный сад с большими деревьями. Королева глядит в сад…» (гл.16) О чём вам говорит это сопоставление?
Оно раскрывает нам Зинаиду.
Её возвышенные романтические фантазии далеки от того, что окружает княжну в реальности. Это унизительная бедность (мать Зинаиды разорена), грубость матери, её откровенные заискивания перед богатыми благодетелями. Мечтательность, утончённость, аристократизм девушки резким диссонансом выбиваются из её весьма приземлённого окружения. Володя слишком юн, гусар Беловзоров добр, но глуп, граф Малевский – откровенно фальшив и подл, талантливость поэта Майданова сомнительна, Нирманский – шут, доктор Лушин умён, но сам не верит, что в его «прокалённой» душе осталась любовь к женщине. Это разные люди, но объединяет их одно: заурядность. Как раз этого бежит уставшая от пошлости и грубости княжна. В этих людях всё высказано, всё очевидно, они не подходят на роль романтических героев.
- Кто же герой княжны Зинаиды? Встречи с кем ждёт королева из её фантазий? Кто тот таинственный незнакомец в плаще, которого выслеживает Володя в ночном саду?
«Показался человек… боже мой! это был мой отец!» Загадка разрешена, но ценой какого разочарования! Каких душевных мук!
2 Характер Петра Васильевича
-А такого человека может полюбить княжна?
Без сомнения. Этот человек отвечает всем девичьим мечтам Зинаиды: он не молод, но утончён, красив, статен, умён и, самое главное, он не такой, как все. Пётр Васильевич – сплошная загадка. Даже наивный Володя понимает, что Зинаида влюблена. Но как можно понять, что отец Володи тоже любит, что и он, зрелый сорокалетний человек, тоже переживает свою первую любовь, ведь И.С. Тургенев нигде не анализирует душевного состояния своих героев, ничего о нем не говорит.
- Подумаем, где же Володин отец выдаёт себя? Поищем «улики» в тексте.
Конец 5гл., когда Пётр Васильевич «быстрой и лёгкой » походкой проходит по дорожке сада мимо Зинаиды: «Отец мой всегда одевался очень изящно, своеобразно и просто; но никогда его фигура не показалась мне более стройной, никогда его серая шляпа не сидела красивее на его едва поредевших кудрях». В 14 гл. Володя становится свидетелем их прогулки верхом: «Отец говорил ей что – то, перегнувшись к ней всем станом и опершись рукой на шею лошади…», княжна слушает его, сжав губы. При появлении Беловзорова «отец подобрал поводья,…она медленно подняла на него глаза – и оба поскакали…»
О глубоких чувствах Петра Васильевича сначала можно догадываться только по этим косвенным свидетельствам, но они красноречивее слов любви. Отчего он помолодел, отчего так легка его походка, отчего его тянет разговаривать с девушкой, низко нагнувшись к ней? Отчего так медленно поднимаются глаза княжны? Ответ один: они любят и скрывают свою преступную любовь, но внутреннее состояние героев, их душевные переживания выдаёт внешний жест, движение, которые многое делают понятным. В этом особенность психологизма Тургенева. (Психологизм - изображение внутренней, скрытой жизни человеческой души).
Попросим ребят привести ещё один пример такого «скрытого» психологизма.
Конечно, вспоминается сцена подсмотренного свидания героев в домике у реки, в которой всегда спокойный и ироничный Пётр Васильевич теряет самообладание и бьёт Зинаиду хлыстом по руке (гл.21).
- Как он может так поступить с той, которую любит?
Удар хлыстом – это внешнее проявление внутреннего состояния отца Володи. Писатель ничего не говорит нам о чувствах героя, которые кипят в глубине его души, но через этот жест мы о них догадываемся: удар по руке – нечто большее, чем выражение злости на Зинаиду, не желающую подчиниться его решению. Это протест героя против обстоятельств его жизни, безжалостно разлучающих его с той единственной, которую он любит, в нём отчаяние и боль.
- А нужны ли такие загадки и сложности в выражении любовных чувств? Нужна ли тайна в любви (всё равно какой: запретной или разрешённой)?
Над этим стоит подумать и поговорить с ребятами, тем более что тема урока выводит на такой разговор. Не слишком ли нас приучили к откровенной прямоте в выражении доверительных чувств? Всё выплеснуто, вывернуто, всё выставлено на всеобщее обозрение - никаких тайн! И только бедная, забытая всеми русская классика ненавязчиво учит: истинное глубокое чувство стыдливо, оно не выставляется напоказ. И если бесстыдство (само слово такое непопулярное!) никого уже не смущает, то почему не озаботиться мыслью хотя бы о том, как безгранично упрощает и обедняет мужчин и женщин жизнь без тайны в выражении самого сокровенного. Нужно обратить внимание учащихся на то, как деликатен Тургенев в изображении откровенных сцен, ведь в повести представлена не только любовь духовная (Володя), но и любовь плотская, физическая (Пётр Васильевич). Глазами Володи мы видим, как тихо опустилась белая штора в окошке спальни Зинаиды, когда туда входит под покровом сумерек её возлюбленный, и всё…Остальное - тайна только этих двух людей.
3 Испытание любовью для героев повести.
Жизнь не роман, всё в ней грубее и проще. Рядом с возвышенными чувствами - мелкие страстишки, рядом с героями – мерзавцы. Их стараниями тайна перестала быть тайной. Происходит унизительная для Петра Васильевича ссора с женой, мучительное расставание с Зинаидой, для которой их любовь имела трагичные последствия. Испытание любовью герой однозначно не выдерживает.
- Почему?
Ради любимой Пётр Васильевич готов на унижение: он плачет, умоляет жену отпустить его. Это уже много для такого гордого человека, но условности той среды, к которой принадлежит он от рождения, (а может и боязнь остаться без средств) оказываются сильнее чувств. Верность долгу оборачивается предательством той, кого он любил. Любовь преобразила отца Володи, но показала всю его слабость.
Для Володи первая любовь обернулась жестокой драмой: «Все цветы мои были вырваны разом и лежали истоптанные». Он сразу повзрослел и очень переменился. Но она же стала и величайшей ценностью его жизни, даром судьбы, который покупается в страданиях, хотя понять это он может лишь став взрослым.
- Мог ли быть иной исход?
Конечно, нет. Эта любовь беззаконна. Каждый из героев по-своему расплатился за минуты счастья в ней: от удара умер Пётр Васильевич, в обстановке кажущегося благополучия внезапно умирает княжна, лишается всех юношеских иллюзий Володя.
Любовь, по мысли писателя, не только бесценный дар судьбы, но и тяжелейшее испытание, не каждому даётся выдержать его и реализовать в ней своё счастье.
III.Рефлексия.
Выставление оценок (самоанализ)
Д/З. Напишите сочинение-рассуждение. «О чём меня заставила задуматься повесть «Первая любовь»?