kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по повести Э. Казакевича "Звезда"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развернутый конспект урока по литературе 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по повести Э. Казакевича "Звезда"»

КОНСПЕКТ УРОКА

по книге Э.Г.Казакевича «ЗВЕЗДА».


ТЕМА УРОКА: «ЗЕМЛЯ УСЛЫШАЛА ЗВЕЗДУ…» Тема подвига в повести Э.Казакевича “Звезда».

ЦЕЛИ УРОКА: краткий обзор жизни и творчества писателя-фронтовика Э.Казакевича;

раскрыть, что такое героизм и какой подвиг совершила группа разведчиков;

совершенствование навыков анализа прозаического произведения о войне;

воспитание чувства патриотизма у учащихся.

КАК и ПОЧЕМУ в лирической повести писатель показал жестокие будни войны?

КАКОВА служба армейских разведчиков в изображении бывшего фронтовика?

КАКИЕ качества человек проявляет в экстремальных условиях войны, качества, которые сделали советский народ победителем в величайшей войне?

КАКОВА цена Победы?

Какие ассоциации рождает слово ЗВЕЗДА? (Записать на листочках, на доске)

Звезда - путеводная; небесная (светящаяся точка, небесное тело); восходящая (знаменитость); фигура с треугольными выступами (пятиконечная); офицерский знак различия (генеральская); Звезда Героя Советского Союза и т.д.

Как вы думаете, почему так назвал Казакевич свою повесть?

Ответы: “Звезда” - поэтичный позывной разведчиков. Звезда – это восходящее, яркое, зовущее вперед. “Звезда” - название газеты, где редактором был отец писателя.

Писатель своей повестью утверждает 2 значения:

ЯРКАЯ – потому, что осветила своим светом высокий героизм советских солдат, зажгла негаснущие огоньки в сердцах людей;

ЗОВУЩАЯ – потому, что пробуждает желание повторить подвиг, оставить след.

В словаре Ожегова мы найдем и однокоренное слово: ЗВЕЗДАНУТЬ – в просторечии значит: крепко и сильно ударить.

А каков был удар разведчиков? Может быть, и это значение имел в виду автор.

Вернувшись из Берлина, в нетопленой комнатенке барака Казакевич писал “Звезду” и клял себя за потерянное время. Повесть ему не нравилась, но приятели убедили его отдать рукопись в журнал “Знамя”. Всеволод Вишневский, редактор, прочитав повесть в один присест, торопливо писал Казакевичу: “Сегодня ночью прочел Вашу “Звезду”. Поздравляю Вас. Это настоящая вещь: точная, умная, насквозь военно-грамотная, полная размышлений и души. Вещь нелегкая для любителей “беллетристики”. Вещь горькая и вместе с тем полная силы и оптимизма…”.

Что связывает военные произведения этих писателей-фронтовиков с известной вам картиной художника 19 века Василия Верещагина “Апофеоз войны”?

Ответы: главная мысль произведений – осуждение войны. Пирамида человеческих черепов на фоне разрушенного войной города и высохших садов, стаи голодных птиц. Война – это разрушение, смерть: это гибель и проигравших, и победивших.

В неравной схватке одна за другой отдают свои жизни девушки-зенитчицы (книга “А зори здесь тихие…); в бою с захватчиками погиб Саня Малешкин, сгорел в танке вместе с экипажем Пашка Теленков (“На войне как на войне”); в первые месяцы войны убиты под Москвой кремлевские курсанты К.Воробьева (“Убиты под Москвой”); повешен гитлеровцами не сломленный духом герой повести В.Быкова “Сотников”.

И художник 19 века, и писатели 20-го сурово осуждают захватническую войну, несущую смерть, уничтожение, разрушение. На раме картины В.Верещагин начертал слова: “Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим”.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент. Объявление темы и цели урока.

П. Вступительное слово учителя.

Великая Отечественная война отражена в русской литературе XX века глубоко и всесторонне, во всех своих проявлениях: армия и тыл, партизанское движение и подполье, трагическое начало войны, отдельные битвы, героизм и предательство, величие и драматизм Победы. Авторы военной прозы, как правило, писатели-фронтовики, в своих произведениях опирались на реальные события, на свой собственный фронтовой опыт. В книгах о войне писателей-фронтовиков главной линией проходит солдатская дружба, фронтовое товарищество, тяжесть походной жизни, дезертирство и геройство. На войне разворачиваются драматические человеческие судьбы, от поступка человека зависит порой его жизнь или смерть. Писатели-фронтовики – это целое поколение мужественных, совестливых, многое испытавших, одаренных личностей, перенесших военные и послевоенные невзгоды. Писатели-фронтовики являются теми авторами, которые в своих произведениях выражают точку зрения, что исход войны решает герой, сознающий себя частицей воюющего народа, несущий свой крест и общую ношу.

Самые достоверные произведениями о войне создали писатели-фронтовики: В. К. Кондратьев, В. О. Богомолов, К. Д. Воробьев, В. П. Астафьев, Г. Я. Бакланов, В. В. Быков, Б. Л. Васильев, Ю. В. Бондарев, В. П. Некрасов, Е. И. Носов, Э. Г. Казакевич, М. А. Шолохов.

Наш сегодняшний урок посвящен творчеству писателя-фронтовика Э.Казакевича, его повести «Звезда».

1944 год. Наша армия подходит к западной границе СССР. "Звезда" - это позывные группы разведчиков - молодых ребят, которые отправляются в тыл врага и ценой собственных жизней выполняют важнейшее задание командования. Эта захватывающая история о подвиге разведчиков в годы Великой Отечественной войны наполнена романтикой и отвагой. "Звезда" - это правдивый рассказ о войне и о тех, кто отдал своё будущее ради нашей с вами грядущей жизни.

Ш. Выступление ученицы в роли биографа Э.Казакевича. Рассказ о жизни, творчестве, судьбе писателя.

ПЕЧАЛЬНАЯ ЗВЕЗДА КАЗАКЕВИЧА.

Эммануил Генрихович Казакевич родился 11 (24) февраля 1913 года в Кременчуге в семье писателя-журналиста, редактора газеты «Красный мир» . Обладавший явно золотым пером, Казакевич начинал как поэт и писал на идише. В 1931 году, окончив машиностроительный техникум, он уехал из Харькова в Биробиджан, где с молодым пылом корчевал тайгу, строил дома, был председателем колхоза, сотрудничал в местной газете, возглавил строительство Дома культуры и, наконец, организовал Биробиджанский театр, став первым его директором. В 1937 году, после смерти родителей, Эммануил Казакевич переехал в Москву. Выпустил первый поэтический сборник «Большой мир».

Дальнейшему творчеству помешала Великая Отечественная война. Несмотря на свою близорукость, Казакевич рвался на фронт, но сумел попасть не в действующую армию, а в московское народное ополчение. Среди ополченцев были Юрий Либединский, Рувим Фраерман, Александр Бек и другие известные писатели. Казакевич проделал боевой путь от рядового бойца до начальника разведки дивизии. Был дважды ранен. Закончил войну майором и кавалером восьми боевых орденов и медалей.

«С 1941 по 1946 писать не имел возможности», — лаконично отметил он в автобиографии. Однако впечатления о войне переполняли его, и он написал свою первую повесть, трагическую и прекрасную, под названием «Звезда». Она вышла сначала в журнале «Знамя», потом отдельной книгой в 1947 году, выдержала свыше 50 изданий и была переведена более чем на 20 языков. За свой первый опыт в русской прозе Казакевич получил Сталинскую премию.

Не писать Казакевич уже не мог и вскоре создал повесть «Двое в степи» (1948). Прочитав ее, писатель Юрий Олеша воскликнул: «Это колоссально! Это говорю вам я — Юрий Олеша!» Однако «Двое в степи» не понравились Сталину (он знакомился со всеми новинками литературы и самолично решал, что хорошо, а что плохо), и тут же повесть была раскритикована «специалистами» в пух и прах. Над Казакевичем сгустились тучи, и ему пришлось срочно вносить коррективы в уже готовый роман «Весна на Одере». Новая книга понравилась вождю, и Казакевич получил вторую Сталинскую премию. Далее снова последовал провал: опубликованная в «Новом мире» повесть «Сердце друга» была встречена критикой в штыки: мол, не в духе социалистического реализма. Твардовский же, опубликовавший повесть, думал совсем иначе и подарил Казакевичу своего «Василия Теркина» с надписью: «Дорогому другу — надежде русской прозы». И впрямь проза Казакевича чиста и прозрачна, это удивительный сплав лиризма, психологизма и трагизма. У Казакевича всегда точно выверенные детали и отточенный афористический язык. В период «оттепели» Эммануил Казакевич возглавил альманах «Литературная Москва». Два сборника вышли, третий был зарублен на корню. После выхода первого сборника, приуроченного к XX съезду партии, Казакевич записал в дневнике: «Теперь правда — не просто достоинство порядочных людей; правда теперь — единственный врачеватель общественных язв... Правда и только правда — горькая, унизительная, любая...»

За два года до смерти Казакевич написал в дневнике: «Приходит пора большой работы». Он молил судьбу дать ему два года, а потом хотя бы один — чтобы закончить роман «Новая земля». Не получилось... Эммануил Казакевич умер 22 сентября 1962 года. Как сказано в повести «Двое в степи», «великий разводящий — Смерть — сняла с поста часового». В дневнике писателя читаем: «Господи, разве можно так поступать? Дать человеку талант и не дать ему здоровья!..» Константин Паустовский причислял Эммануила Казакевича «к первым и лучшим людям нашего времени — по остроте и смелости мысли, по вольному и умному таланту, глубокой честности, по блеску его воображения и тому бурному человеческому обаянию, которое мгновенно покоряло всех».

Просмотр слайдов с фотографиями писателя, высказываниями о его творчестве других писателей (А.Твардовского, К.Паустовского).

1У. Аналитическая беседа по произведению.

  1. Художественное время и пространство в повести.

Близилось освобождение советской земли от фашистских оккупантов. Наши войска готовились к решающему наступлению и восстановлению государственной границы. Немцы готовили хитроумное контрнаступление в условиях глубокой конспирации. Нашему командованию требовались разведданные, от которых зависели исход наступления и его цена в человеческих жизнях.

  1. Жанровое своеобразие. Сюжет и композиция. Смысл названия.

«Дивизия, наступая, углубилась в бескрайние леса, и они поглотили ее», - так начинается трагически-печальная повесть Эммануила Казакевича «Звезда». Это произведение напоминает лирическую поэму, насколько лирика уместна, когда речь идет о войне и смерти.

Командир разведчиков Травкин и его бесшумный маленький отряд уходят в тыл противника. Немцы называли неуловимую группу "зелеными призраками", а наши дали ей эфирное имя "Звезда".

Разведчики передают важные разведданные и вдруг замолкают… А девушка-радистка Катя, влюбленная в лейтенанта Травкина, не спит много суток подряд и все повторяет: «”Звезда”, “Звезда”… Я “Земля”…» «Полная надежды и железного упорства, она ждала. Никто уже не ждал, а она ждала. И никто не смел снять рацию с приема, пока не началось наступление».

  1. Герои повести. Характеристика героев. Анализ наиболее ярких эпизодов. Оценка поступков героев.

- Так какими же были они – герои повести? Какой ценой добывали победу?

Работа в творческих группах.

1 группа.

Характеристика командира разведчиков - лейтенанта Владимира Травкина.

Что известно о герое до начала войны?

Какими качествами характера обладал герой?

Отношение к службе

Отношение к товарищам

Поведение в критических ситуациях


2 группа.

Бойцы разведгруппы – сержант Иван Аниканов и сержант Мамочкин. (Сравнительная характеристика героев).

Что известно о героях до начала войны?

Какими качествами характера обладали герои?

Отношение к службе

Отношение к товарищам

Поведение в критических ситуациях


3 группа.

Сержант Бражников, рядовые Быков, Голубь, Семенов.

Что известно о героях до начала войны?

Какими качествами характера обладали герои?

Отношение к службе

Отношение к товарищам

Поведение в критических ситуациях


4 группа.

Характеристика младшего сержанта Кати Симаковой. История любви на войне. Образ Кати Симаковой - символ женской верности и преданности.

Что известно о герое до начала войны?

Какими качествами характера обладала героиня?

Отношение к службе

Отношение к товарищам


Заключительная беседа.

Вот она – цена Победы! Вот апофеоз войны.

КАКУЮ мысль выразил писатель своим произведением?

Лейтенант Бугорков, командир саперной роты, склонившись над рацией, заплакал и сказал: “Скорей бы войне конец… пора, чтоб людей перестали убивать”.

НАСКОЛЬКО актуальны слова героя повести, слова автора произведения – писателя-фронтовика, сказанные в 1946 году, почти 70 лет назад?






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по повести Э. Казакевича "Звезда"

Автор: Екатерина Павловна Красноборова

Дата: 13.05.2022

Номер свидетельства: 606790


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства