Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по повести Э. Казакевича "Звезда"»
КОНСПЕКТ УРОКА
по книге Э.Г.Казакевича «ЗВЕЗДА».
ТЕМА УРОКА: «ЗЕМЛЯ УСЛЫШАЛА ЗВЕЗДУ…» Тема подвига в повести Э.Казакевича “Звезда».
ЦЕЛИ УРОКА: краткий обзор жизни и творчества писателя-фронтовика Э.Казакевича;
раскрыть, что такое героизм и какой подвиг совершила группа разведчиков;
совершенствование навыков анализа прозаического произведения о войне;
воспитание чувства патриотизма у учащихся.
КАК и ПОЧЕМУ в лирической повести писатель показал жестокие будни войны?
КАКОВА служба армейских разведчиков в изображении бывшего фронтовика?
КАКИЕ качества человек проявляет в экстремальных условиях войны, качества, которые сделали советский народ победителем в величайшей войне?
КАКОВА цена Победы?
Какие ассоциации рождает слово ЗВЕЗДА? (Записать на листочках, на доске)
Звезда - путеводная; небесная (светящаяся точка, небесное тело); восходящая (знаменитость); фигура с треугольными выступами (пятиконечная); офицерский знак различия (генеральская); Звезда Героя Советского Союза и т.д.
Как вы думаете, почему так назвал Казакевич свою повесть?
Ответы: “Звезда” - поэтичный позывной разведчиков. Звезда – это восходящее, яркое, зовущее вперед. “Звезда” - название газеты, где редактором был отец писателя.
Писатель своей повестью утверждает 2 значения:
ЯРКАЯ – потому, что осветила своим светом высокий героизм советских солдат, зажгла негаснущие огоньки в сердцах людей;
ЗОВУЩАЯ – потому, что пробуждает желание повторить подвиг, оставить след.
В словаре Ожегова мы найдем и однокоренное слово: ЗВЕЗДАНУТЬ – в просторечии значит: крепко и сильно ударить.
А каков был удар разведчиков? Может быть, и это значение имел в виду автор.
Вернувшись из Берлина, в нетопленой комнатенке барака Казакевич писал “Звезду” и клял себя за потерянное время. Повесть ему не нравилась, но приятели убедили его отдать рукопись в журнал “Знамя”. Всеволод Вишневский, редактор, прочитав повесть в один присест, торопливо писал Казакевичу: “Сегодня ночью прочел Вашу “Звезду”. Поздравляю Вас. Это настоящая вещь: точная, умная, насквозь военно-грамотная, полная размышлений и души. Вещь нелегкая для любителей “беллетристики”. Вещь горькая и вместе с тем полная силы и оптимизма…”.
Что связывает военные произведения этих писателей-фронтовиков с известной вам картиной художника 19 века Василия Верещагина “Апофеоз войны”?
Ответы: главная мысль произведений – осуждение войны. Пирамида человеческих черепов на фоне разрушенного войной города и высохших садов, стаи голодных птиц. Война – это разрушение, смерть: это гибель и проигравших, и победивших.
В неравной схватке одна за другой отдают свои жизни девушки-зенитчицы (книга “А зори здесь тихие…); в бою с захватчиками погиб Саня Малешкин, сгорел в танке вместе с экипажем Пашка Теленков (“На войне как на войне”); в первые месяцы войны убиты под Москвой кремлевские курсанты К.Воробьева (“Убиты под Москвой”); повешен гитлеровцами не сломленный духом герой повести В.Быкова “Сотников”.
И художник 19 века, и писатели 20-го сурово осуждают захватническую войну, несущую смерть, уничтожение, разрушение. На раме картины В.Верещагин начертал слова: “Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим”.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент. Объявление темы и цели урока.
П. Вступительное слово учителя.
Великая Отечественная война отражена в русской литературе XX века глубоко и всесторонне, во всех своих проявлениях: армия и тыл, партизанское движение и подполье, трагическое начало войны, отдельные битвы, героизм и предательство, величие и драматизм Победы. Авторы военной прозы, как правило, писатели-фронтовики, в своих произведениях опирались на реальные события, на свой собственный фронтовой опыт. В книгах о войне писателей-фронтовиков главной линией проходит солдатская дружба, фронтовое товарищество, тяжесть походной жизни, дезертирство и геройство. На войне разворачиваются драматические человеческие судьбы, от поступка человека зависит порой его жизнь или смерть. Писатели-фронтовики – это целое поколение мужественных, совестливых, многое испытавших, одаренных личностей, перенесших военные и послевоенные невзгоды. Писатели-фронтовики являются теми авторами, которые в своих произведениях выражают точку зрения, что исход войны решает герой, сознающий себя частицей воюющего народа, несущий свой крест и общую ношу.
Самые достоверные произведениями о войне создали писатели-фронтовики: В. К. Кондратьев, В. О. Богомолов, К. Д. Воробьев, В. П. Астафьев, Г. Я. Бакланов, В. В. Быков, Б. Л. Васильев, Ю. В. Бондарев, В. П. Некрасов, Е. И. Носов, Э. Г. Казакевич, М. А. Шолохов.
Наш сегодняшний урок посвящен творчеству писателя-фронтовика Э.Казакевича, его повести «Звезда».
1944 год. Наша армия подходит к западной границе СССР. "Звезда" - это позывные группы разведчиков - молодых ребят, которые отправляются в тыл врага и ценой собственных жизней выполняют важнейшее задание командования. Эта захватывающая история о подвиге разведчиков в годы Великой Отечественной войны наполнена романтикой и отвагой. "Звезда" - это правдивый рассказ о войне и о тех, кто отдал своё будущее ради нашей с вами грядущей жизни.
Ш. Выступление ученицы в роли биографа Э.Казакевича. Рассказ о жизни, творчестве, судьбе писателя.
ПЕЧАЛЬНАЯ ЗВЕЗДА КАЗАКЕВИЧА.
Эммануил Генрихович Казакевич родился 11 (24) февраля 1913 года в Кременчуге в семье писателя-журналиста, редактора газеты «Красный мир» . Обладавший явно золотым пером, Казакевич начинал как поэт и писал на идише. В 1931 году, окончив машиностроительный техникум, он уехал из Харькова в Биробиджан, где с молодым пылом корчевал тайгу, строил дома, был председателем колхоза, сотрудничал в местной газете, возглавил строительство Дома культуры и, наконец, организовал Биробиджанский театр, став первым его директором. В 1937 году, после смерти родителей, Эммануил Казакевич переехал в Москву. Выпустил первый поэтический сборник «Большой мир».
Дальнейшему творчеству помешала Великая Отечественная война. Несмотря на свою близорукость, Казакевич рвался на фронт, но сумел попасть не в действующую армию, а в московское народное ополчение. Среди ополченцев были Юрий Либединский, Рувим Фраерман, Александр Бек и другие известные писатели. Казакевич проделал боевой путь от рядового бойца до начальника разведки дивизии.Был дважды ранен. Закончил войну майором и кавалером восьми боевых орденов и медалей.
«С 1941 по 1946 писать не имел возможности», — лаконично отметил он в автобиографии. Однако впечатления о войне переполняли его, и он написал свою первую повесть, трагическую и прекрасную, под названием «Звезда». Она вышла сначала в журнале «Знамя», потом отдельной книгой в 1947 году, выдержала свыше 50 изданий и была переведена более чем на 20 языков. За свой первый опыт в русской прозе Казакевич получил Сталинскую премию.
Не писать Казакевич уже не мог и вскоре создал повесть «Двое в степи» (1948). Прочитав ее, писатель Юрий Олеша воскликнул: «Это колоссально! Это говорю вам я — Юрий Олеша!» Однако «Двое в степи» не понравились Сталину (он знакомился со всеми новинками литературы и самолично решал, что хорошо, а что плохо), и тут же повесть была раскритикована «специалистами» в пух и прах. Над Казакевичем сгустились тучи, и ему пришлось срочно вносить коррективы в уже готовый роман «Весна на Одере». Новая книга понравилась вождю, и Казакевич получил вторую Сталинскую премию. Далее снова последовал провал: опубликованная в «Новом мире» повесть «Сердце друга» была встречена критикой в штыки: мол, не в духе социалистического реализма. Твардовский же, опубликовавший повесть, думал совсем иначе и подарил Казакевичу своего «Василия Теркина» с надписью: «Дорогому другу — надежде русской прозы». И впрямь проза Казакевича чиста и прозрачна, это удивительный сплав лиризма, психологизма и трагизма. У Казакевича всегда точно выверенные детали и отточенный афористический язык. В период «оттепели» Эммануил Казакевич возглавил альманах «Литературная Москва». Два сборника вышли, третий был зарублен на корню. После выхода первого сборника, приуроченного к XX съезду партии, Казакевич записал в дневнике: «Теперь правда — не просто достоинство порядочных людей; правда теперь — единственный врачеватель общественных язв... Правда и только правда — горькая, унизительная, любая...»
За два года до смерти Казакевич написал в дневнике: «Приходит пора большой работы». Он молил судьбу дать ему два года, а потом хотя бы один — чтобы закончить роман «Новая земля». Не получилось... Эммануил Казакевич умер 22 сентября 1962 года. Как сказано в повести «Двое в степи», «великий разводящий — Смерть — сняла с поста часового». В дневнике писателя читаем: «Господи, разве можно так поступать? Дать человеку талант и не дать ему здоровья!..» Константин Паустовский причислял Эммануила Казакевича «к первым и лучшим людям нашего времени — по остроте и смелости мысли, по вольному и умному таланту, глубокой честности, по блеску его воображения и тому бурному человеческому обаянию, которое мгновенно покоряло всех».
Просмотр слайдов с фотографиями писателя, высказываниями о его творчестве других писателей (А.Твардовского, К.Паустовского).
1У. Аналитическая беседа по произведению.
Художественное время и пространство в повести.
Близилось освобождение советской земли от фашистских оккупантов. Наши войска готовились к решающему наступлению и восстановлению государственной границы. Немцы готовили хитроумное контрнаступление в условиях глубокой конспирации. Нашему командованию требовались разведданные, от которых зависели исход наступления и его цена в человеческих жизнях.
Жанровое своеобразие. Сюжет и композиция. Смысл названия.
«Дивизия, наступая, углубилась в бескрайние леса, и они поглотили ее», - так начинается трагически-печальная повесть Эммануила Казакевича «Звезда». Это произведение напоминает лирическую поэму, насколько лирика уместна, когда речь идет о войне и смерти.
Командир разведчиков Травкин и его бесшумный маленький отряд уходят в тыл противника. Немцы называли неуловимую группу "зелеными призраками", а наши дали ей эфирное имя "Звезда".
Разведчики передают важные разведданные и вдруг замолкают… А девушка-радистка Катя, влюбленная в лейтенанта Травкина, не спит много суток подряд и все повторяет: «”Звезда”, “Звезда”… Я “Земля”…» «Полная надежды и железного упорства, она ждала. Никто уже не ждал, а она ждала. И никто не смел снять рацию с приема, пока не началось наступление».
Герои повести. Характеристика героев. Анализ наиболее ярких эпизодов. Оценка поступков героев.
- Так какими же были они – герои повести? Какой ценой добывали победу?
Работа в творческих группах.
1 группа.
Характеристика командира разведчиков - лейтенанта Владимира Травкина.
Что известно о герое до начала войны?
Какими качествами характера обладал герой?
Отношение к службе
Отношение к товарищам
Поведение в критических ситуациях
2 группа.
Бойцы разведгруппы – сержант Иван Аниканов и сержант Мамочкин. (Сравнительная характеристика героев).