kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по музыке на тему: «Жизнь и творчество композитора Фредерика Шопена»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока " Жизнь и творчество Фридерика Шопена" 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по музыке на тему: «Жизнь и творчество композитора Фредерика Шопена»»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

(Звучит Полонез №3 ля мажор)

Вход в класс под «Полонез» Ф. Шопена.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Владимировна. Сегодня я проведу у вас урок музыки. Присаживайтесь.

- Дорогие ребята! Сегодня у нас с вами состоится еще одна встреча с искусством: миром чувств и раздумий, откровений и открытий.

- Обратили ли вы внимание, что сегодняшний урок начался сразу же с музыки? Знакома ли она вам? Что это за жанр? Кто его автор?

- Это «Полонез» польского композитора и пианиста Фредерика Шопена. ( слайд с №1 )

( слайд №2 «полонез»)

Изначально «Полонез» был мужским танцем, его танцевали воины с оружием в руках, и только в 18-ом веке получает распространение в качестве церемониального шествия, открывающего бал.


Приветствуют учителя, настраиваются, присаживаются.








- эта музыка танцевальная, в ней слышатся черти марша. Автор этого произведения Ф. Шопен

Знакомство с новой темой


















































Слушание и анализ музыкального произведения

(слайд с изображением портрета Ф. Шопена)

- Уже в детские годы Фредерик проявлял необыкновенные музыкальные способности. Когда ему было 7 лет, он написал свои два полонеза. (слайд №3)

В 13 лет он поступил в лицей и через три года успешно его закончил. После окончания лицея Шопен поступил в Высшую школу музыки.

В 1829 году молодой музыкант ненадолго ездил в Вену. Его концерты прошли с огромным успехом. Осенью 1830 года Шопен выехал из Варшавы в Париж, композитору в это время исполнилось 20лет.

(слайд №4)

Друзья подарили ему на прощание кубок, наполненный польской землей. Первый концерт Шопен дал в Париже в 22 года. Успех был полный. Но жизнь Шопена в Париже сложилась если и не счастливо, то благоприятно для творчества. Талант его достиг вершины.

Он становится великим музыкантом и композитором, великим пианистом – виртуозом.

Последние годы жизни композитора были печальны. Умер его близкий друг, вслед за ним - горячо любимый отец, затем у него сильно обострилась болезнь легких, которой он страдал с юных лет. И 17 октября 1849 года Шопена не стало. (слайд № 5)

Похоронен композитор в Париже. В его могилу высыпали горсть привезенной с Родины земли, которую он бережно хранил всю жизнь. Любовь к Родине этого талантливого человека была настолько велика, что после его смерти по просьбе Ф.Шопена сердце его было вынуто из груди и, как священная реликвия, переправлено на родину, в Варшаву. В 1879 году оно было замуровано в стене одного из главных храмов Варшавы, на которой сооружена доска с надписью: "Фридерику Шопену - соотечественники".

- Дорогие ребята, сейчас мы познакомимся с самыми известными в мире

произведениями польского композитора Ф. Шопена.

- Скажите пожалуйста какие польские танцевальные жанры вы уже знаете?

- Фредерик Шопен сочинял польские танцевальные жанры как: мазурки, полонезы, краковяк. Так же среди сочинений Шопена есть вальсы, прелюдии, ноктюрны, этюды.

- Сейчас прозвучит музыкальный фрагмент, а вы должны сказать какой это жанр.

(звучит Вальс до-диез минор)

- А какой это танец?

- Какое настроение передает музыка?

- Как она построена?

- Каков музыкальный образ?




- Это произведение, завоевавшее чрезвычайную популярность, можно назвать вальсом-фантазией или вальсом-мечтой. Форма здесь оригинальна. Спокойное грациозное начало сменяет лиричная средняя часть. Этот вальс совсем не похож на весёлые вальсы Шопена.

- Каждая пьеса, танец – это состояние души, даже живя в Париже, он писал польскую музыку. Почти все танцы, написанные Ф. Шопеном, были польскими, а Мазурка была любимым. Для него мазурка – символ родины. В мазурках Шопен не только сильнее всего выразил национальную сущность своего творчества; для него самый жанр мазурки превратился как бы в музыкальную эмблему Польши, в символ его далёкой Родины. Большинство мазурок он написал будучи в Париже. Мазурка, как жанр является органическим объединением нескольких народных танцев.

- Давайте послушаем.

(Звучит Мазурка №2 ля минор)


- Какими чувствами наполнена музыка Мазурки?

- Отличается этот танец от вальса? В чем разница?

- Сохраняется ли этот характер звучания до конца?

- Какие новые черты появляются в средней части?

(слайд №8)

- Это очень поэтичная лирическая картина Родины. Затаённая печаль рассеяна в звуках этой мазурки. Как и положено, мазурка написана в трёхчастной форме, где средний раздел также воплощает задорный деревенский танец.




-  Произведение, которое мы услышим сейчас, носит название «Прелюдия № 7».

(звучание прелюдии №7)

-Какой характер в прелюдии?

- Какой инструмент звучит?

- Что изображает музыка, какие чувства передает?

- Можно ли прелюдию сравнить с музыкой, которую мы уже послушали? С какой?

- Прелюдия у И. С. Баха – это небольшое произведение, выполняющее роль вступления. Фредерик Шопен написал цикл из 24 прелюдий без фуг освободив, таким образом, прелюдию от её изначального предназначения вступительной пьесы. С тех пор многие композиторы писали прелюдии как самостоятельные произведения, миниатюры.

- Ф. Шопеном были написаны концерты, вальсы, полонезы, мазурки. С этими жанрами мы уже с вами знакомы. Но Шопен был ещё и великим мастером ноктюрна. Его перу принадлежат 20 ноктюрнов.

Ноктюрном называется небольшая инструментальная пьеса мечтательного лирического характера.

- Сейчас я предлагаю вам послушать ноктюрн Шопена.

- Внимательно прослушайте произведение. Попробуйте охарактеризовать звучание музыки.


(Звучит «Ноктюрн» )

- Как звучала эта музыка? Какая она по характеру?

- Несомненно, вы согласитесь, что в музыке преобладает лирическое настроение. Это не случайно: образ произведения навеян воспоминаниями о Марии Водзинской, к которой юный Шопен испытывал возвышенные чувства (показ портрета Водзинской на слайде)






























- Полонез, мазурка, ноктюрн, краковяк









Слушание музыки

- Этот жанр-танец.

- Вальс.

- Мелодия начинается спокойно, лирической. непрерывно кружащееся, легкое, полетное движение в более быстром темпе в конце "улетающее" в самую высь, словно дуновение ветерка. Создается единый музыкальный образ – образ молодости и изящества.










Слушание



-Музыка звучит задумчиво, мечтательно, как воспоминание, размышление -грустно, проникновенно, задушевно, поэтично, лирично.

Звучит скромнее, незатейливая по сравнению с предыдущей мелодия. Ускоряется темп, звучит громче, минор сменяется мажором.

Повторение главной темы мазурки возвращает нас в первоначальное душевное состояние.









Слушание

- Музыка изящная, нежная, танцевальная, проникновенная мелодия.

- Инструмент звучит фортепиано.

- Прелюдия очень похожа на мазурку.














Слушание


- Музыка звучала неторопливо,

Музыка нежная, легкая, мягкая.

Итог урока

Какие жанры миниатюры в творчестве Ф. Шопена были близки ему?

Музыка, какого характера занимала ведущее место в творчестве Ф. Шопена?

- А для какого инструмента были написаны все его произведения?

- Шопен был не только гениальным композитором, но и превосходным пианистом. В отличие от многих своих предшественников и современников Шопен сочинял почти исключительно для фортепиано. Он не оставил ни одной оперы, ни одной симфонии или увертюры. Исключение составляют несколько камерных сочинений: одно трио (для фортепиано, скрипки и виолончели), соната для виолончели, около двадцати песен. Тем более поразительно дарование композитора, сумевшего создать так много яркого, нового в одной лишь области фортепианной музыки.

Творчество Шопена – это огромный мир необыкновенной красоты. Слушая его забываешь о том, что слушаешь всего один инструмент – фортепиано. Перед тобой открываются безграничные просторы, распахиваются окна в неведомые дали, полные тайн и приключений

- На этом мы приостанавливаем знакомство с жизнью и творчеством

великого польского композитора и пианиста Ф. Шопена. Мне бы хотелось,

чтобы дома вы ещё раз прослушали произведения, прозвучавшие на уроке.

Я уверенна, что вы откроете новые грани музыки композитора. Ведь творчество Шопена настолько многогранно, что оно не укладывается в рамки одного урока.

- Прелюдии, ноктюрны, вальсы, полонезы, мазурки

- Танцевальность

- Фортепиано

Рефлексия

-Что слушали на уроке?

- С каким композитором вы познакомились?

- С каким чувством вы уходите с урока?

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

Спасибо за урок.


- Сегодня на уроке мы познакомились с биографией Ф. Шопена, с его творчеством.



Конспект урока по музыке на тему: «Жизнь и творчество композитора Фредерика Шопена»

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель: Познакомить учащихся с творчеством и танцевальными жанрами польского композитора Ф. Шопена.

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить с краткой биографией и творчеством Шопена

- Закрепление имеющихся знаний о музыке польского композитора Ф. Шопена.

Воспитательные:

- Воспитание культуры слушания и культуры исполнения музыкальных произведений, воспитание любви к музыкальному искусству и потребности общения с ним. Формированию музыкально-культурного кругозора личности

Развивающие:

- Развивать музыкальные способности, аналитическое мышление, речь, умение слушать и слышать музыку.

-  Учить размышлять о музыке уметь выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки, работать над чувственным исполнением песен.

- Развивать воображение и фантазию, умение определять музыкальный образ.

Оборудование: - компьютер, мультимедийный проектор, экран.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по музыке на тему: «Жизнь и творчество композитора Фредерика Шопена»

Автор: Цырулина Екатерина Владимировна

Дата: 13.03.2020

Номер свидетельства: 542626

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Конспект урока музыки в 4 классе по теме: "Исповедь души .Революционный этюд". "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-muzyki-v-4-klassie-po-tiemie-ispovied-dushi-rievoliutsionnyi-etiud"
    ["file_id"] => string(6) "213092"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431971633"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства