3. Актуализация опорных знаний. Постановка целей и определение проблемы урока. Динамическая пауза | Проговариваем скороговорку «Кто хочет разговаривать…» Что значит правильно и внятно? ? Когда мы работаем над стихотворением, какие цели ставим перед собой? (Мы будем учиться читать осознанно, правильно, выразительно и бегло. Будем правильно отвечать на поставленные вопросы.) лесенка: выразительно правильно осознанно - Вспомните, как называется раздел, в котором мы работаем? Проверка домашнего задания: Выразительное чтение стихотворений И.Пивоваровой и Б Заходера. - Сегодня нам предстоит знакомство с удивительным человеком и произведениями, которые он писал. - Каким образом мы можем узнать что-либо о человеке? Поможет мне рассказать о писателе и поэте Ибраимов Умер. Валентин Дмитриевич Берестов родился 1апреля 1928 года семье учителя истории – человека доброго и талантливого. Читать маленький Валентин начал в 4 года благодаря своей слепой прабабушке. По специальности В.Берестов – археолог, а профессиональным литератором стал, когда у него появилась маленькая дочь. А ещё Валентин Берестов писал добрые сказки. «Берестов, — писал поэт Коржавин, — это прежде всего талантливый, умный и, если можно так выразиться, веселый лирический поэт». Вопросы по биографии: Какая профессия была у папы писателя? В каком возрасте Валентин Берестов научился читать? Какая у него была профессия? Кому он посвятил свои первые стихи? Что мы можем сделать за минуту? Взявшись за руки, друг другу только мира пожелать! - Отгадайте загадки, и вы узнаете, кто будет героями произведения, о которых пойдёт речь сегодня на уроке: Мордочка усатая, Шубка полосатая. Часто умывается, А с водой не знается. Черный нос, Колечком хвост. Дом охраняет, Громко лает. Кошек пугает. - Какие отношения бывают между этими животными? Вывод: будем учиться читать выразительно произведения Валентина Берестова | стихотворениями выразительно - О братьях наших меньших - Читают выразительно стихотворение «Жила-была собака…», «Плачет киска» Оценивание ответов своих товарищей с точки зрения выразительности - Берестов Валентин - Познакомиться с ним; из рассказов о нем знакомых, друзей; из книг. Просмотр презентации в сопровождении ученика (домашняя работа) Проверка прослушанного сообщения Создание у детей положительных эмоций, психологического комфорта. - Кошка - Собака. - Иногда ссорятся, иногда живут мирно Определение проблемы урока | - формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели; - формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели; Словесная передача информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми. -актуализировать мыслительные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала: наблюдения, сравнения, аналогии; |
4. «Открытие» нового знания Работа с текстом 5.Продолжение работы по теме 6.Физминутка 7.Продолжение работы по теме | - Прочитайте на доске название произведения. - Что необычного заметили в заголовке? Прогнозирование содержания по названию. -Как вы думаете, о чём это стихотворение? -Давайте проверим ваши предположения. Слушайте внимательно, будете делиться своими впечатлениями. Прослушивание стихотворения «Кошкин щенок» с презентацией Первичная беседа: - Понравилось вам стихотворение? - Какие чувства вы испытывали при прослушивании? - Что показалось смешным, забавным? 1) А сейчас вы самостоятельно прочитаете стихотворение с карандашом в руке, все незнакомые или непонятные слова отмечайте. - Какие слова вы отметили? 2)Словарная работа («Работа в парах»). - Соедините стрелкой понятие и его значение Приёмный сын | содержащее себя в чистоте, опрятный; | Чистоплотное животное | усыновлённый сын; | Верзила | полуспит, состояние, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза. | Дремлет | высокий и нескладный | -Для чего нужна была словарная работа? Вывод: понять смысл и содержание текста стихотворения помогает словарная работа. Выполняют упражнения под слова «Если нравится тебе, то делай так…» 3. Выборочное чтение - Каждая пара получает карточку с вопросом, на который постарайтесь найти ответ из стихотворения и прочитать эти строки. 1 группа: Каким был щенок? 2 группа: Как кошка ухаживала за ним? 3 группа: Какой была кошка – мать? 4 группа: Каким стал сынок? 5 группа: С какими трудностями встретилась кошка – мать? (задание для хорошо читающих детей) 6 группа: Какой выход нашла кошка – мать? - Чем закончилось стихотворение? - Для чего нам необходима эта информация? 4. Составление характеристики героев ( Работа в паре) - Каким был щенок? Какой была кошка – мать? Проверка: на доске соединяют характерные черты кошки и щенка - Как изменился характер щенка, когда он подрос? (остался милый, скромный, ласковый и еще стал самостоятельный)- Какие отношения между кошкой и щенком? (доброжелательные, ласковые, нежные) - Кто наши герои по отношению друг к другу? (кошка-мама, щенок-сын) Вывод: Такие отношения бывают между близкими, родными людьми, даже если дети приёмные. -Зачем нам нужно знать какие были главные герои? Вывод: зная характеристику главных героев – можно понять отношение автора к своим героям, а это значит – правильно подобрать интонацию чтения. 5. Отработка особенностей выразительного чтения (работа в группах) Покажите эмоциональное отношение автора к героям. Интонационное чтения. Выберите тон чтения стихотворения (громче-тише) Выберите темп чтения стихотворения (быстро-медленно) Подчеркни важные слова и подготовьте чтение, выделяя эти слова (логическое ударение) 6.Игра «Озвучь иллюстрацию» Ученики к предложенным иллюстрациям подбирают слова из текста Вывод: иллюстрации помогают еще лучше передать образ героев | - У кошки не бывает щенков, только котята. Слушают стихотворение Дети читают стихотворение и подчёркивают непонятные слова. Проверяют работу в парах - Чтобы понять смысл и содержание текста стихотворения. Осуществляют профилактику утомления. Работа в малых группах - Для составления характеристики главных героев. ЩЕНОК жизнерадостный самостоятельный ласковый милый симпатичный скромный КОШКА любящая ласковая заботливая труженица любит чистоту любит порядок. -Остался милым, скромным и еще стал самостоятельным Ученики отрабатывают элемент выразительности по своему отрывку Выразительное чтение отрывков | Формирования умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию Развитие УУД: Познавательные: осуществляют смысловое чтение; анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; построение логической цепи рассуждений, доказательство. Цель проведения - профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональ ная разрядка. Развитие коммуникатив ных УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Личностных: применять навыки сотрудничества.. Познавательных: анализировать, обобщать полученные ранее знания. |
8.Домашнее задание Заключительное слово учителя | - - Вспомни или придумай историю, когда животные воспитывали не своих детёнышей. Расскажи на следующем уроке. ИЛИ с.130-131 выразительное чтение, придумать продолжение истории. Кто любит животных, тот долго живёт. И молодость в нём никогда не умрёт. Кто кошке с собакой даст в доме приют, Тому в душе будет покой и уют. Проверено жизнью, известнейший факт, Погладишь собаку – отступит инфаркт, Где «меньшие братья» - в семье доброта. Без них одиноко, вокруг – пустота. Они ежедневно нам радость дают, Быть преданным другом пример подают. | Запись домашнего задания Выставление оценок за урок | Цель для учителя: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. |