kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе «Л.Н.Толстой. «Старый дед и внучек».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, работа в парах и индивидуальные, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников,  применение словесных,  работа с учебником,  способствуют  достижению образовательных целей урока,  стимулируют познавательные интересы учащихся. Учтены программные требования: по работе над текстом, по развитию устной и письменной речи, особенности учебной деятельности: активность, осознанность, системность, психологические особенности младших школьников, знание которых требует бережного отношения к их психике, смене видов деятельности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению во 2 классе «Л.Н.Толстой. «Старый дед и внучек».»

Тема урока: Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек» 2 класс

Цель урока: Создать условия для осознания детей, что семья - это самое дорогое и близкое, что есть у человека, а сплоченность семьи - это фундамент благополучия.

Задачи:

  1. Познакомить детей с биографией Л. Н. Толстого и его рассказом

   «Старый дед и внучек».

  1. Развивать у детей умение выделять главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста, развивать логику, технику чтения.

  2. Воспитывать уважение и сострадание к старым людям, родителям.

Тип урока: комбинированный

Оборудование урока: учебник «Литературное чтение. 2 класс.» (сост. Л.Ф.Климанова и др.); презентация по теме урока, карточки.

Ход урока. I.        Организационный момент.

Психологический настрой, слайд 1 (смайлики)

Разрешите начать мне урок

Я хочу, чтобы был он вам впрок,

Предлагаю вам размышлять,

Доказывать, думать и рассуждать.

- Сегодня мы рассмотрим очень интересную и важную тему, и, я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца урока сохранится прекрасное настроение, как у этого смайлика. А сейчас потрите ладошки так, чтобы они стали тёплыми, посмотрите на своего соседа, передайте своё тепло, улыбнитесь ему и пожелайте друг другу удачи.

- Итак начнём!

  1. Проверка домашнего задания.

Игра «Сложи название».        слайд2

На доске слова: Лебедь. Стрекоза Рак Щука Муравей.

- Что объединяет всех этих животных? (герои басен)

- Разбейте животных на 2 группы по принадлежности к разным басням.

- Кто автор этих басен?

- Что такое басня?

- Дома вы готовили выразительное чтение басни. Сейчас мы обыграем диалог из басни «Муравей и стрекоза». (2 группы ребят выразительно играют роли, оцениваем аплодисментами)

- Чему учат нас басни Крылова?

III Постановка темы и цели урока.

          Сегодня мы познакомимся с биографией и творчеством ещё одного великого русского писателя. Его портрет вы видите на слайдеЗ, может быть кто-то уже встречался с творчеством этого человека и узнал его? (предположения)

       О биографии писателя нам готовы рассказать ребята. А мы внимательно слушаем, чтобы быть готовыми ответить на вопросы после выступления.

1.  Знакомство с биографией

        - Лев Николаевич Толстой - великий русский писатель. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное собрание насчитывает 90 томов.

Толстой все время трудился. Он пахал землю, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич считал ,что всякий труд полезен и нужен. Уважать можно того человека, который всю жизнь трудился.

       - Он очень долго жил в своем доме в Ясной Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди всего мира.

        - Лев Николаевич очень любил детей. В то время было мало школ, дети бедных людей вообще не могли учиться. В Ясной Поляне он устроил школу для бедных детей и стал учить их по своим учебникам, которые сам же и написал.

Он много времени проводил с детьми. Зимой катался с ними на лыжах, санках, а летом ходил с ними в лес. Свои произведения он писал специально для школьников. В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии, помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости.

2. Проверка восприятия материала.

 На слайде4 прочитать и ответить.

1.Где жил Л.Н.Толстой? (1 ученик читает вопрос, 1 - отвечает)

2.Каким он был человеком?

3.Как Л.Толстой помогал бедным детям?

4.0 чем он писал в своих рассказах?

-Молодцы, вы были внимательны, правильно ответили на все вопросы.

Вывод: Если мы с вами познакомились с писателем, значит, с чем мы должны сегодня познакомиться на уроке? Что мы будем делать? (познакомиться с произведениями) (будем отвечать на вопросы и анализировать прочтитанный текст)

Слайд5

Уточним, какие вопросы вынесим для обсуждения?

1.Познакомиться  с биографией писателя.

2.Познакомиться  с произведением,  которое он написал?

3.Узнать чему оно нас учат?

И не забывайте, ребята, главная задача литературного чтения?

Читать целыми словами, громко, четко, выразительно, понимать прочитанное

IVАктуализация знаний

- Сегодня мы познакомимся с басней Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек»    Слайд 6

- Ребята, как вы думаете, о чём это произведение? (предположения детей)

- Напомните ребята, что такое басня?

(Басня - это небольшой рассказ, в котором есть поучение или мораль)

- Значит, если мы будем читать басню, то обязательно чему-то научимся, поэтому я бы хотела, чтобы по окончании урока вы смогли ответить на вопросы и закончить высказывания (на доску):

Я почувствовал...

Я задумался....

Я понял...

V Словарная работа

         - Басня, «Старый дед и внучек», рассказывает об истории , которая произошла в одной семье. Написана она очень давно, при чтении нам встретится слово, которое в наше время практически не употребляется.

         Дома вы нашли  это слово в «Толковом словаре» и готовы  объяснить нам его значение.

ЛОХАНКА

(Карточка со словом вывешивается на доску)

Ответ .«Лоханка - круглая или продолговатая деревянная посуда для стирки белья, мытья посуды, сливания жидкости».

НЕВЕСТКА

Ответ:«Так называли и называют родители жену сына»

- Подберите синонимы к словам складывать, бранить

VI Первичное восприятие текста. Рефлексия.

Послушайте басню Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».  Обратите внимания, что эта басня написана не в стихотворной форме, а в прозе.  (аудиозапись)

VII   Проверка первичного восприятия текста 

 Беседа:

-Назовите героев басни?

-Какая тема объединяет героев басни? (друзья, семья, гости)

-Что такое семья?

У меня есть мама,

У меня есть папа,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка,

А у них есть я.

Что это? СЕМЬЯ.

- Какую семью называют дружной?

- Охарактеризуйте эту семью, (кто входит в состав семьи, какие у них взаимоотношения? Можно ли назвать ее благополучной?)

- А ваша семья какая?

- Как чувствует себя человек в благополучной семье?

VIII Вторичное восприятие текста чтение - чтение басни вслух по цепочке?

Ребята, вернёмся к нашей басне:

Сейчас мы будем читать басню по цепочке. Пожалуйста внимательно следить и подумайте, на какие две смысловые части можно ее разделить?

(Чтение басни)

 IX. Структурный анализ текста.

-На сколько частей можно разделить басню?

Ответы уч-ся: «Я считаю, что басню можно разделить на две смысловые части. В первой части говорится о том, как обидели деда. Во второй - о том, как сын проучил родителей».

1. Чтение и анализ I части

-Прочитайте первую часть басни, (читает сильный ученик)

-Найдите в тексте и прочитайте, почему деда не сажали за стол?

Ответ  уч-ся: «Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой».

-Что случилось во время обеда за печкой?

Ответы уч-ся: «Дед хотел подвинуть чашку с едой, уронил и разбил ее».

-А почему дед уронил и разбил чашку?

Ответы уч-ся: «Потому что он был очень старый, плохо видел».

-Прочитай, что сделала невестка, когда дед разбил чашку с едой?

Ответы уч-ся: «Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке».

-Правильно ли поступила невестка? Почему?

Ответы детей: «Невестка поступила неправильно, он же не специально разбил чашку».

2.Чтение и анализ 11 части. ( составить картинку и найдите сюжет) Слайд 9 (проверим картинку)

-Прочитайте вслух вторую смысловую часть басни, 

-Зачем Миша делал лохань?

Ответы уч-ся:« Чтобы кормить из нее родителей, когда они станут старыми».

-Прочитай, почему родители Миши заплакали?

Ответы уч-ся:«Им стало стыдно за то, что они так обижали старика».

- Как после этой истории стали относиться к дедушке?

Ответы уч-ся: «Стали сажать его за стол и ухаживать за ним».

3.Работа с иллюстрацией на стр. 110 (Слайд 10)

-Чем заняты герои рассказа?

-Какое у них настроение?

-Почему?

-О чем сейчас они разговаривают? (прочитайте из текста)

-Чему учит этот рассказ?

-   Л.Н.Толстой в своем творчестве очень часто обращался к мудрости русского народа, к пословицам и поговоркам. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь. Сегодня мы прочитаем три пословицы. Все они объединены одной темой. Только начало и конец у них перепутаны.

     - Возьмите карточки, карандаши и соедините начало и конец пословиц так, чтобы получились верные высказывания

Слайд 7. (работа в паре)

  1. Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

  2. Вся  семья вместе, и душа на месте.

  3. Нет  лучше дружка, чем родная матушка.

-Посмотрите на экран. У кого не так?

-Прочитайте вслух первую пословицу, которая у вас получилась. Что значит «почитает»? Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Ответы уч -ся : «Надо уважать своих родителей, любить юс .Родители всегда помогут».

-Прочитайте вторую пословицу. Как вы ее понимаете?

Ответы уч - ся:«Когда все вместе, то ни за кого не переживаешь, не волнуешься».

-Прочитайте третью пословицу. Объясните ее смысл.

Ответы детей: «Мама-лучший и самый надежный друг.»

-Какой темой объединены эти пословицы?

Ответы уч-ся.«Все три пословицы о семье».

-А какая из пословиц относится непосредственно к нашей басне?

l. Kmo родителей почитает, тот вовек не погибает.

Слайд 8 

Физкультминутка

Дружно маме помогаем-

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полоскаем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

X Логический анализ текста.

1)Определение поучения басни.

-Можно ли назвать эту басню поучительной? Чему она нас учит?

Ответы уч-ся: «Басня учит нас с уважением относиться к пожилым людям, быть внимательными и заботливыми по отношению к родителям».

-Какова мораль этого произведения?

Ребята, давайте найдём в басне такие слова, в которых заключён главный смысл. ( последний абзац читаем хором)

Вывод: «Как ты будешь любить и уважать своих родителей, так и твои дети будут уважать тебя».

2)Определение актуальности басни «Старый дед и внучек»

-    Это произведение было написано очень давно. Скажите, а может ли произойти такая история в наше время?

-   Есть ли в вашей семье пожилые люди? Расскажите, как вы к ним относитесь?

-   Не только мы ребята, а также и все люди должны заботливо и сострадательно относиться к пожилым людям. Поэтому в нашей стране есть замечательная традиция. Ежегодно в октябре мы празднуем День пожилого человека.

IX   Итог урока. Отметки. Рефлексия.

- С каким писателем мы сегодня познакомились?

-Какую басню мы прочитали?

-Какая главная мысль басни?

Чтобы сделать вывод по уроку, я попрошу вас подумать и продолжить своими словами предложения, начатые на доске, (опять обращаю внимания на слова:)

Я почувствовал...

Я задумался....

Я понял...

-Чему научила вас эта басня?

-А возникли ли у вас вопросы к писателю? слайд

- У меня возник такой: для кого все-таки больше написан этот рассказ - для родителей или для детей? Если для родителей, тогда зачем вы, дети, должны его читать? Чтобы проверить правильность вашего ответа, попробуйте спросить совета у родителей.

Домашнее задание.

С. 110-111 прочитать дома целыми словами.

А закончить свой урок я хочу такими словами:

Ребята, учитесь любить и заботиться. Любите и заботьтесь о своих родителях, близких и

друзьях. И помните любовь- это огромная сила, которая может сделать невозможное. Я желаю огромной любви вам, ребята, и всем нашим гостям.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе «Л.Н.Толстой. «Старый дед и внучек».

Автор: Джамалова Марьям Шакировна

Дата: 04.08.2021

Номер свидетельства: 585008


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства