kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению Н.Некрасов " Дедушка Мазай и зайцы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению " Дедушка Мазай и зайцы" для обучающихся 3 класса. Урок соответствует требованиям ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению Н.Некрасов " Дедушка Мазай и зайцы"»

Тема урока: Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

Тип урока: урок «открытия новых знаний.

Цель урока:-  познакомить с произведением Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»,

- расширить представление детей о душевной щедрости человека на примере поступка

главного героя.

Задачи урока:

- создать условия для формирования умений слушать, анализировать поэтическое

произведение, выразительно читать стихотворения с соблюдением логических

ударений, пауз, интонации, ориентироваться в тексте, рассуждать;

- обсудить с обучающимися, какими качествами должен обладать человек, который

бережно относится к природе, стремиться прийти на помощь тем, кто слабее, или в

ней нуждается.

Планируемые результаты:

Предметные

  • уметь правильно, осознанно, выразительно читать. 

Метапредметные:

  • перерабатывать и обобщать информацию;

  • находить ответы на вопросы, используя свой опыт;

  • ставить цель на основе имеющихся знаний; контролировать результаты на работы;

  • высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание, сотрудничать с другими.

Личностные: 

  • проявлять творческое отношение к процессу обучения; умение оценивать себя и окружающую жизнь при анализе образов, особенностей поведения героев.

Ход урока:


1. Орг момент:

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

2. Проверка домашнего задания.

- С творчеством какого писателя мы познакомились на прошлом уроке?

- Что вы помните из его биографии?

Н. А. Некрасов известный писатель. Детство провёл в селе. Семья жила в барской усадьбе в большом просторном доме, а рядом стояли убогие избы крестьян.

Родители его были очень богатые. Отец запрещал мальчику бывать в этих избах, играть с детьми крестьян, ведь он – помещик, будущий хозяин.

Будучи мальчиком, в любую свободную минуту, тайком убегал в деревню, где у него было много друзей. Он купался с ребятами в речке, собирал лесную малину, чернику, грибы, а зимой катался на санках.

Он всегда был сильным, смелым, умел плавать, метко стрелял из ружья. Когда стал взрослым, любил охотиться. Особенно дружил с крестьянами, которые тоже любили охоту. Много интересных историй о природе в разное время года, о животных, рассказывали ему простые люди. Любовь к природе, к родному краю поэт сохранил на всю жизнь и об этом писал в своих произведениях.

- О чем стихотворение – сказка «Не ветер бушует над бором» ( Из поэмы «Мороз , Красный нос)

- На сколько частей можно разбить стихотворение?

( На две части: 1) Владения Мороза Красного носа;

2) Песня Мороза.)

- Прочитаем выразительно стихотворениею

- Чем отличается Мороз Н.Некрасова от сказочных морозов?


3.Мотивация.

В начале нашей беседы давайте прочитаем вместе отрывок из стихотворения Евгения Евтушенко


Берегите эти воды, эти земли,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверят внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Коллективное плавное чтение.

- Как вы понимаете эти строки? 

- О каких зверях внутри нас говорит автор? (Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень.)

- К чему призывает автор Евтушенко? (Автор призывает нас беречь и любить природу, все то, что нас окружает.)

- Сможет ли жадный и злой человек с любовью относиться к природе, ко всему живому?

На это способны только люди с богатым внутренним миром, с добрым сердцем, широкой душой.

Я знакома с творчеством одного такого человека - это Н. А. Некрасов. Сам он человек добрый и герои его произведений отличаются тем же.

4. Работа по теме:

– В деревне Малые Вежи жил дедушка – одинокий, добрый человек. Влюбленный в природу, он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте. Деревня, где он жил, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине, и весной, ее так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках. Летом Малые Вежи утопали в зелени. Н.Некрасову нравилась эта зеленая деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, побродить по лесам, поохотиться. В этих походах его  спутником был дедушка, который знал много забавных рассказов, и Некрасов любил их слушать. И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, совершенно неожиданно пошел сильный дождь. Охотники спрятались в каком-то заброшенном сарае, и пока пережидали дождь, дедушка рассказал об одном интересном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение, которое назвал ---------?.

- Как думаете с каким произведением мы познакомимся сегодня? («Дедушка Мазай и зайцы») Кто автор?

- Какую цель поставим на уроке?

- Рассмотрите иллюстрации к стихотворению.

- Можете еще до чтения сказать, о чем будет текст?( наверное, о том, как Дедушка Мазай спасал зайцев)

- В какое время года могут происходить эти события? (Это ранняя весна)

- Что происходит с реками весной? (река вышла из берегов, разлилась – стихийное бедствие, природное явление)

- Кто знает, как называется такое явление? (половодье)

- Чтобы вы лучше представили природное явление – половодье, которое мы будем наблюдать в стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы» сначала давайте рассмотрим репродукцию картины Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода» . С наступлением весны солнце начинает светить все ярче и ярче. Оно растапливает снег и вода начинает бежать ручьями. Ручьи бегут в реки, и реки могут выйти из берегов и затопить лес, деревню, поля. В таких случаях в народе говорят - половодье.

- Как чувствуют себя животные? (страдают)

- Многие из них даже погибают

4. Первичное восприятие текста

– Послушайте это стихотворение.
– Каким вы себе представляете Мазая? (Показывается рисунок 1)

– О каком интересном случае из своей жизни рассказывает дед Мазай?

- Когда произошел этот случай?

5. Словарная работа

-Посмотрите на эти слова. Прочитайте первое слово. Как вы его понимаете?

силки' Петли для ловли птиц и мелких животных

багры' Шесты с металлических крючком

тягота' Тяжесть, груз

поте'ха Забава, веселье

лопо'чут Говорить быстро, много, неясно

гуто'рить Беседовать

у'хнул Издавать резкий звук

арши'н Старинная мера длины, немного меньше метра

саже'нь Старинная мера длины, чуть больше двух метров

кабы - если
Гинут – погибают
Этак гуторя – так беседуя
Чур – только
Дали стречка – стремительно убежали

6. Вторичное восприятие текста

– Прочитаем по цепочке наше стихотворение.

7. Беседа по содержанию

– За что Мазай осуждал односельчан? Найдите в тексте.

Кабы сетями ее не ловили
Кабы силками ее не давили...
Ловят, и топят, и бьют их баграми.

– Как отнеслись односельчане к тому, что Мазай спасал зайцев? Найдите в тексте.

Было потехи у баб, ребятишек,
Как прокатил я деревней зайчишек:
«Глянь-ко: что делает старый Мазай!»

– Ради забавы спасал он зайцев?
– Как он заботился о больных зайцах? Найдите в тексте.

За ночь больные мои отогрелись

– Как относился он к родной природе?
– Отражается ли в речи его отношение к природе, ко всему живому? Как он говорит о зайцах?

– С какой целью употребляется выражение «лопочут ушами», «дали стречка»?

- Вспомните рассказ, зачем приезжал Некрасов в деревню к дедушке Мазаю? (поохотиться)

- У охотника должно быть ружье! Но я его не видела на иллюстрации?

- Что же это за охотник, который не стрелял, а спасал зайцев во время половодья?

(Удивительный охотник - любит природу, с нежностью относится ко всему живому, приходит на помощь тем, кто слабее или в ней нуждается, отличается душевной щедростью)


- Какими качествами должен обладать такой человек, который бережно относится к природе,

стремится прийти на помощь тем, кто слабее, или в ней нуждается.

Физминутка:

Зайка

Скок-поскок, скок-поскок, (Прыжки.)

Зайка прыгнул на пенёк.

В барабан он громко бьёт,

В чехарду играть зовёт.

Зайцу холодно сидеть, (Присели.)

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки подтянись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок. (Прыжки.)

А затем вприсядку,

Чтоб не мёрзли лапки.


7. Разделим текст на части. Составим план.


2 пункт плана.

Чтение второго пункта плана (до слов «Эток гуторя…»).

3 пункт плана.

Чтение третьего пункта плана (до слов: «Только что начал работать веслом…»)

4 пункт плана.

Чтение четвертого пункта плана ( до слов: «Мимо бревно суковатое плыло…»)

5 пункт плана.

Чтение пятого пункта плана (до слов: «Было потехи…»)

6 пункт плана.

Чтение до конца.

План:

1. Зайцы на островке.

2. Спасение.

3. Зайчишка на пне.

4. Зайчиха в кустах.

5. Зайцы на бревне.

6. На берегу.

8. Выразительное чтение смысловых частей по плану.

10 .Анализ стихотворения.

- От чьего лица ведется рассказ? (От лица автора)

- С каких мыслей начинает Мазай свой рассказ? О чем он переживает?

- О каких личностных качествах это говорит?

- Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке?

- Какую находку было жаль бросать Мазаю?.Прочитайте отрывок

-Только ли ради потехи прокатил он деревней зайчишек?

- Как герой относиться к своим односельчанам? Объясните почему? (Они смеялись над, тем как он провозил зайцев по деревне, он не обращал на них внимания, просил и их ему не мешать)

- Огорчало ли это Мазая? (Мазай говорил, чтобы любовались, но не мешали ему)

- Подтвердите текстом:

(Было потехи у баб, ребятишек,
Как прокатил я деревней зайчишек:
"Глянь-ко: что делает старый Мазай!"
Ладно! любуйся, а нам не мешай!)

- Что дедушка Мазай сделал, когда он подплыл к берегу?

(К берегу плотно бревно я пригнал,
Лодку причалил - и "с богом!" сказал...)

- Каким нам автор показал дедушку Мазая в стихотворении? (Он любит свой край, животных этой местности и без надобности их не убивает, а наоборот может спасти в сложной для них ситуации)

- Какова главная мысль стихотворения? (Надо любить и беречь свой край, быть патриотом своей Родины)

- Как автор относиться к своему герою? Почему? (Автор его уважает, он ему интересен, приятно с ним общаться)

- А как вы относитесь? (Он нам понравился, тем что он добрый, сообразительный)

- Почему так озаглавлено? (По главному рассказу Дедушки Мазая)

- Придумайте другой заголовок. (Случай весной)

Рефлексия.

- Я предлагаю выделить те человеческие качества, которые относятся к деду Мазаю.( на столах лежат листы со словами) Составление синквейна


Кто? Что?

дедушка

Какой? Какая? Какие?

Добрый, смелый

Что делает?

Любит спасает , собирает

Суть. Одно предложение

Бережно относится к природе

Итог .Одно слово

Мазай



Добрый, грустный ,одинокий, свою любовь дарит окружающим, веселый,не любит природу, сильный, осторожный, жадный, удивительный охотник - не убивает, а спасает животных, злой, не любит животных, общительный, скучный, обостренное чувство совести и ответственности за тех, кто слабее или нуждается в помощи.

- Как автор относится к Деду Мазаю?(Автор ласково называет его не дедом, а дедушкой, и все потому, что этот охотник не убивает, а спасает в половодье гибнущих зайцев, то есть поступает по человечески. Как и Мазай, он то же любит животных.)

- Как бы вы поступили на месте главного героя?

- Хотели бы вы, что бы у вас был такой дедушка?

Итог урока

– Посмотрите, как изображен дед Мазай в книге.
– В чем он одет?
– Понравился ли вам дед Мазай? Почему?
– Как поэт относится к Мазаю?
– Что вы узнали о жизни животных весной?
– Какое отношение к животным пробуждает автор?
– Какие выражения из стихотворения вам хочется запомнить?

Дома: стр 170-172





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по литературному чтению Н.Некрасов " Дедушка Мазай и зайцы"

Автор: Наталья Алексеевна Лавренцова

Дата: 05.12.2019

Номер свидетельства: 530436


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства