Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению "Маленькие рассказы Н. Сладкова"»
Сценарий урока
1.МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Организационный этап)
Начинаем урок литературного чтения.
Все ли готово к уроку?
2.АКУТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Скажите, с каким писателем вы познакомились на прошлом уроке?
Верно, с В. Бианки.
С какими его рассказами мы познакомились?
Верно, Хитрый лис и Умная уточка.
Что вы узнали интересного о В. Бианки на прошлом уроке?
Как он относился к природе?
3.ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Сегодня, ребята, мы продолжим с вами знакомство с писателями, которые посвящали свои произведения природе и животным.
Но, перед эти поработаем со скороговоркой
Галка села на забор,
Грач завёл с ней разговор.
1 раз читает учитель
2 раз читаете вместе с детьми медленно
3 раз читаете с детьми чуть быстрее
4 раз дети читают сами
1 ряд читает сердито
2 ряд читает радостно
3 ряд читает удивленно
Посмотрите на портрет на слайде и скажите, кто же этот писатель?
Верно, это Николай Иванович Сладков.
Тема нашего урока: Маленькие рассказы Н. Сладкова.
ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ
Сегодня мы с вами познакомимся с жизнью и творчеством этого писателя, поговорим о его отношении к природе. Познакомимся с его рассказами: Сосулькина вода, Весенний звон, Лисица и еж. Составим рассказ к серии картинок этих сказок.
Николай Сладков родился 5 января 1920 г. в Москве, но всю свою жизнь прожил в Ленинграде. Неподалеку от его дома, было много старых лесопарков. Целыми днями он пропадал в самых глухих местах окружающих парков, где всматривался и вслушивался в жизнь леса.
Николай Сладков очень хотел узнать, о чем
с ним говорит лес. Он стал читать разные книги о природе, а свои наблюдения записывал в «Тетрадь наблюдений».
Во время войны добровольцем ушёл на фронт, стал военным топографом. В мирное время сохранил ту же специальность.
В молодости увлекался охотой, но впоследствии отказался от этого занятия. Вместо неё стал заниматься фотоохотой, выдвинул призыв «Не бери в лес ружье, возьми в лес фоторужье».
У природы для всех найдется место: и для людей, и для животных, и для птиц. Но чтобы стать настоящим добрым другом всему живому миру, надо узнать очень много всего о лесах и полях, реках и озерах, горах и тундре, тайге и пустынях, и еще об очень-очень многом. Именно об этом и рассказывают книги Николая Сладкова, пронизанные бесконечной любовью к природе.
Первые рассказы были написаны им в 1952 г., а в 1953 году была напечатана первая книга Николая Сладкова - "Серебряный хвост.
Для того, чтобы оказаться в диком лесу, вовсе необязательно каждый раз брать билет на поезд и ехать в дальние края - можно просто протянуть руку к книжной полке и взять любимую книгу Николая Сладкова и перенестись в прекрасный мир природы...
Вместе с Виталием Бианки Николай Сладков много лет готовил радиопередачи "Вести из леса" и отвечал на многочисленные письма своих слушателей.
За свою жизнь Николай Иванович написал
более 60 книг. В числе самых известных …
Умер Николай Иванович Сладков 28 июня 1996 года в возрасте 76 лет.
Скажите, исходя из того, что вы услышали о писателе, что можно сказать о его личности? Каким он был человеком?
Верно, он был не только талантливым детским писателем, но также глубоко любил природу и ее обитателей, призывал к бережному отношению ко всему живому.
И он прав, ребята, если мы не будет защищать природу и ее маленьких жителей, мы их, однажды, потеряем, они исчезнут с лица нашей планеты.
Как называлась тетрадь, в которую он записывал свои наблюдения?
Верно, тетрадь наблюдений.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (1 МИН)\(ВИДЕО)
5.ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Откройте учебники на стр. 108, найдите первый рассказ. Прочитайте название.
Как вы думаете, о чем этот рассказ?
Прочитаем рассказ с выражением по одному предложению по цепочке. (слежу за чтением)
Скажите, кто герой этого текста?
Верно, Чив.
Как вы поняли словосочетание Сосулькина вода?
Как вы поняли выражение жив курилка?
Это значит, ребята, что он все еще существует.
Найдем второй рассказ. Прочитайте название.
Как вы думаете, о чем этот текст, исходя из заголовка? (слушаю мнения детей)
Прочитаем рассказ по цепочке по одному предложению с выражением. (слежу за чтением)
О каком весеннем звоне говорит автор? Кто его наделал?
Верно, о птичьем звоне, а больше всего звону наделала ворона, которая с лёту ухнула в самую гущу леса.
Что автор написал о воробье? Найдите и прочитайте.
Что автор написал о синице? Найдите и прочитайте.
Рассмотрим иллюстрации к следующему произведению Николая Сладкова. Попробуйте догадаться о его содержании. (слайд)
Как вы думаете, о чем этот рассказ? (слушаю мнения детей)
Прочитаем рассказ по цепочке по предложению с выражением.
А теперь подумаем, отгадали мы содержание рассказа по иллюстрациям?