kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению 4 класс. Стихотворение И. С. Никитина " Русь ".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для проведения урока по литературному чтению в 4 классе. Разработка подходит для использования по различным программам обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению 4 класс. Стихотворение И. С. Никитина " Русь ".»

Конспект урока по литературному чтению 4 класс.

Стихотворение И. С. Никитина « Русь »

Тип урока: комбинированный.

Цель: создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися стихотворения И.С. Никитина «Русь»

Задачи:

Образовательные:

Формировать у учащихся начальное представление о патриотической лирике

Познакомить с понятием «Риторический вопрос» и ролью таких вопросов в произведении.

Воспитательные:

Способствовать развитию у учащихся чувства патриотизма посредством знакомства с патриотической лирикой.

Способствовать развитию у учащихся нравственных качества: чувства любви к Родине, гордости за Родину посредством осознания принадлежности к русскому народу и истории России.

Развивающие:

Способствовать развитию у учащихся  навык осознанного беглого чтения посредством работы над литературным произведением.

Способствовать развитию  у учащихся связной монологической  речи путём вовлечения их в диалог, обсуждение.

Способствовать развитию у учащихся коммуникативных навыков: умения общаться в группе, высказывать и отстаивать свою точку зрения посредством организации групповой работы при подготовке к уроку.

УУД формируемые на уроке:

Предметные:

Ученик получит возможность

- отработать навык осознанного беглого чтения,

- отработать навык деления  текста на смысловые части,

- познакомиться с понятием «Риторический вопрос»

Личностные:

Ученик получит возможность

- проводить самооценку и оценку деятельности своих товарищей.

- формирования основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;

Метапредметные:

Познавательные:

Ученик получит возможность

- научиться  ориентироваться в своих знаниях,

- находить ответы на поставленные вопросы в изучаемом тексте,

- научится использовать жизненный опыт,

- извлекать информацию из дополнительных источников.

Регулятивные:

Ученик получит возможность:

- определять и формулировать тему и цель урока,

- планировать свою деятельность в соответствии с целью урока,

- вносить коррективы в план действий.

Коммуникативные:

Ученик получит возможность

- научиться  оформлять свои мысли в устной форме,

- слушать и понимать речь других, договариваться о правилах работы в группе.

Ход урока

1.Орг. момент

2.Актуализация знаний

 ( Звучит песня « С чего начинается Родина»).

- О чём песня Михаила Матусовского?

- А как вы понимаете значение слова Родина?

А давайте посмотрим, какое объяснение дает этому слову Ожегов в своем словаре.

РОДИНА,

1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины.

2. Место рождения, происхождения кого-чего-н., возникновения чего-н:

- Какие слова схожи по значению   слову Родина?                                                  Русь, Россия, Отечество, Отчизна, Держава) .

- Как они называются? (синонимы).

- С чем ассоциируются у вас эти слова? (богатыри, Александр Невский, Дмитрий Донской, мать,  отец,  русский народ, берёзка, родной дом, голубое небо, защитники, патриоты, красивая природа …

- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?                 

3.Сообщение темы урока

- Сегодня мы будем говорить о Родине в стихотворении И.С.Никитина «Русь».

Тема Родины издавна волновала всех поэтов и писателей. Не исключением был и великий русский поэт Иван Саввич Никитин.  

Иван Саввич Никитин родился 3 октября 1824г. в г. Воронеже.  Отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в Воронежском духовном училище, но не закончил его, т. к. отцу грозило разорение и надо было помогать ему в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлеб.         Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, и показать другим. Первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность. Оно понравилось всем. Поэт - самоучка  сразу стал знаменитым.  Скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средства открыл в своём городе книжный магазин и библиотеку, которые стали  центром литературной и общественной жизни города.  На слова Никитина написано более 60 романсов и песен.  Его стихи  переведены на языки разных народов мира .

Как вы думаете, о чём будет говориться в этом стихотворении»? 

         О красоте природе

О защитниках

О богатстве нашей Родины

О подвигах

4. Первичное восприятие стихотворения.

- Сейчас мы прослушаем это стихотворение (в исполнении И В Ильинского), а вы внимательно слушая , постарайтесь

1. Определить характер стихосложения

2. Оценить прогноз по содержанию стихотворения

5. Беседа после чтения

-Понравилось вам стихотворение? Поделитесь своими впечатлениями.

-Какие чувства вы испытали?

- Ваш прогноз подтвердился?

- По характеру стихосложения, что напоминает это стихотворение?

(Оно напоминает фольклорное произведение,

 народную песню, оно простое, но звучное, чёткое, строгое.

Это необыкновенное стихотворение очень легко читается)

  6. Словарно-лексическая работа.

В стихотворении встретились такие слова. Всё ли вам понятно?

Значения, каких слов вам непонятны?

Нива - засеянное поле

Мурава - молодая трава

Зарево - отсвет пожара

Казна - деньги, имущество государства

Курган - холм

Полчище - огромное войско

Ляхи - польские воины

Кишит - шевелится

Православные - люди, христианской веры

Груда - большая куча

Держава – государство

Русь — Россия

Шатёр - большая палатка, крытая тканью, коврами.

Грань – плоская часть поверхности.

Нужда – недостаток в необходимом, бедность.

Брань – война, битва

Мгла — непрозрачный воздух

7.    Работа по содержанию текста 

- А теперь я предлагаю прочитать стихотворение и подумать над вопросом.

- Сколько смысловых частей содержится в этом стихотворении?

- Давайте пообсуждаем.

- Скажите, сколько смысловых частей вы выделили?

1 часть. 

- Прочитаем  1 часть.

- Чему она посвящена?

( Описывается природа Руси)

- Что вызывает восхищение поэта, когда он описывает  Родину?

 ( ее необъятность, просторы Руси, природа )

- Можно ли одновременно увидеть степь, горы, реки, моря, наливающийся виноград и кружащийся снег?

Одновременно это увидеть нельзя)

- Почему же автор именно так строит описание природы своей Родины.

 (Он строит так описание природы для того, чтобы показать, какую огромную территорию занимает Русь.

-  Какой образ пытается создать автор для своих читателей?

 (Хочет создать образ необъятной Родины с красивой природой)

- Расскажите о своём понимании этих строк:

    Подымает  грудь

    Море синее,

    И горами лед

    ходит по морю

- Где «горами лёд ходит по морю»?

   Как мы называем эти ледяные горы? (Айсберги)

 - Что видят люди, когда «подымает грудь море синее»? (волны)

- Ещё раз прочитайте последние два четверостишия в этой части.

- Что в них заключено? (восхищение автора величием Руси)

-  Как надо читать эти строки, с какой интонацией? (торжественно, гордо)

- Какими словами автор подчеркивает величие Руси?  

    (Русь державная, в красе царственной)

- Как можно озаглавить 1 часть

Описание природы Руси.

2часть.

О чём говорится во 2 части стихотворения?

 (Об истории Руси.  )

- Обратите внимание на первые четыре четверостишия  этой части.

-Что заметили необычного?

(Это вопросительные предложения )

 Прочитайте эти строки, правильно передав интонацию.

- Подумайте, кому обращены эти вопросы? (К Родине)

- А как вы думаете, а сам поэт знает ответы на эти вопросы?

(Конечно, он знает ответ на задаваемые вопросы. Более того, он уверен, что и читатель тоже знает и на все вопросы ответит утвердительно.) 

Такие вопросы, которые не требуют ответов, поскольку ответ на них ясен и автору, и читателю, называются риторическими вопросами.

- Прочитайте эти строки ещё раз так, чтобы в них звучал не только вопрос, но и уверенность, что всё,  о чём спрашивает поэт, Родина имеет.

А дальше в этой части, о чём повествует нам автор?

( о героическом прошлом нашей Родины)

- О каких победах Руси напоминает поэт?

1.Нашествие татаро-монгольского ига  -  8 сентября 1380 года на Куликовом поле во главе с Дмитрием Донским русские войска одержали победу над войском ордынцев. Это был важный шаг к освобождению Руси.

2.Война с Польшей -  В борьбе с иностранными захватчиками в 17 веке Россия отстояла свою независимость. Кузьма Минин и   талантливый полководец князь Дмитрий Пожарский, собрали народное войско и прогнали поляков из Москвы.  День 4 ноября, когда Москва была окончательно освобождена от врагов, мы отмечаем как День народного единства.

3. Война с западными захватчиками -  В 1240 году на Русь напали  с запада. Но князь Александр Невский со своей дружиной разбили шведов на реке Неве 15 июля 1240 года и немецких рыцарей – крестоносцев на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года.  

4. Отечественная война с французами - В июне 1812 году французская армия во главе Наполеона  Бонапарта вторглась в Россию. Но главнокомандующий войсками, талантливый полководец Михаил Илларионович Кутузов со своей армией,   изгнали французское войско из России. Решительное сражение произошло на широком и просторном поле у села Бородина, 26 августа 1812 года.

Найдите и прочитайте в тексте

- Как  автор  называет врагов? (туча тёмная, гроза, гости)

-Где поэт стелет постель для незваных гостей (под сугробами)

- Как в стихотворении называет битву? (кровавый пир)

- В чем видит  поэт силу России? (сила в единстве, на борьбу поднялся весь народ)

-Найдите и прочитайте строки, в которых поэт рассказывает о единстве русского народа в дни суровых испытаний:

                      Вдруг со всех концов

                      Поднялася Русь.

                      Собрала детей,

                       Стариков и жён,

                        Приняла гостей

                      На кровавый пир

- Итак, мы с вами видим, что русский народ неоднократно поднимался на защиту своей Родины, поднимался и стар, и млад.

- А  какое ещё  историческое событие  20 века мы можем увидеть за строками стихотворения?

( Великую Отечественную войну 1941 -1945 года с Гитлером)

- Прочитайте строки, в которых рассказывается о гибели врагов.

          И в глухих степях …

          Под сугробами,

          Улеглися спать

          Гости навеки.

           Хоронили их

           Вьюги снежные

           Бури севера

            О них  плакали!

- Указывает ли автор точную  дату их гибели?

-Что он выражает в этих строчках?

( Поэт выражает уверенность, что так было и так будет всегда, что Русь в любых обстоятельствах отстоит свою независимость,  если будет необходимо, русский народ встанет на защиту своей Родины)

Как назовём 2 часть?

2. часть Описание истории Руси.

3 часть.

- О чём говорится в 3 части? ( о  богатстве родной земли, о гостеприимстве русского народа, об открытости сраны для добрых гостей, кто придёт с добром, славится Русь.)

(поэт прославляет  богатство  и величие Руси, гордится Родиной своей)

- А в каком времени И.С. Никитин проявляет  свою гордость? О каком времени идёт речь? (о настоящем своей страны)

- В каких строчках  заключается главная мысль стихотворения?

( в двух последних четверостишиях)

    И уж есть за что, Русь могучая,

  Полюбить тебя, назвать матерью…

- Как следует читать эти предложения? (торжественно, взволнованно)

Прочитайте.

- Как можно озаглавить эту часть.

3. часть Прославление богатства и величия Руси.

Что значит, для поэта любить Русь?

Любить природу Руси

Любить русский народ.

Знать и помнить историю своей Родины.

– Какие чувства и мысли владели автором, когда он создавал свое произведение? ( Гордость, восторг, любовь и уважение к своей  стране, русскому народу.)

 - Подумайте, что хотел передать поэт своим стихотворением нам – своим потомкам? (любить и защищать свою Родину, помнить историю своей страны, гордиться защитниками нашего Отечества …..

 - Итог урока

- А сейчас я предлагаю вам послушать песню в исполнении Кубанского хора на стихи И.С Никитина «Русь»

- Скажите Вы прослушали это произведение в разных вариантах, читали сами какие чувства вызывает у Вас это стихотворение

Итоги урока. Домашнее задание.

Попробуйте составить с родителями презентацию - иллюстрация к стихотворению.

Составить план в тетради

Подготовить выразительное чтение произведения

Рефлексия




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по литературному чтению 4 класс. Стихотворение И. С. Никитина " Русь ".

Автор: Елена Ивановна Усачева

Дата: 29.05.2023

Номер свидетельства: 632609


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства