kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературе в 7 классе на тему: "Повесть о Петре и Февронии Муромских" - гимн вере, любви и верности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Повесть о Петре и Февронии Муромских" - гимн вере любви и верности" преследует своей целью приобщить школьников к таким духовным ценностям, как вера, любовь, раскаяние, доброта, честность.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе в 7 классе на тему: "Повесть о Петре и Февронии Муромских" - гимн вере, любви и верности"»

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» - гимн вере, любви и верности.

1.Организационный момент.

2.Мотивация.

В комнату входит незнакомый человек, который говорит:

-Здравствуйте! Я турист, меня зовут Энрико. Я приехал посмотреть Россию, познакомиться с ее культурой. Я узнал, что у вас есть свой День влюбленных, и что вы сегодня будете говорить про русский День святого Валентина. Можно мне присутствовать, мне это очень интересно.

Учитель:

- Конечно, присаживайтесь. Мы вам все расскажем. Действительно, мы празднуем свой День семьи, любви и верности, летом, 8 июля.

С чего же все началось, ребята?

- А началось все с наших русских святых, супругов Петра и Февронии Муромских, жизнь которых – это пример, достойный подражания, заставляющий задуматься о ценности семьи для человека.

Учитель.

- «Повесть о Петре и Февронии Муромских» - литературный памятник Древней Руси XVI столетия, и сегодня мы продолжаем разговор о произведении, которое Дмитрий Сергеевич Лихачев назвал «жемчужиной древнерусской литературы». На прошлом уроке мы с вами прочитали повесть, поговорили о таком жанре древнерусской литературы, как житие.

3.Постановка темы и цели урока.

-Как вы думаете, о чем будем говорить сегодня?

(Ответы учеников).

Учитель:

-О том, как построена повесть, о главных героях, и о том, чему она нас учит.

Учитель:

-Верно. Тема нашего урока - «Повесть о Петре и Февронии Муромских» - гимн вере, любви и верности.

-Каких целей мы постараемся достичь к концу сегодняшнего урока?

-Раскрыть образы главных героев.

-Поговорим об особенностях повести.

-Поговорим о том, чему учит нас повесть.

-Будем анализировать произведение.

4.Проверка домашнего задания.

Учитель:

Повесть о Петре и Февронии написал священник, писатель, публицист Ермолай-Еразм. На прошлом уроке мы с вами говорили об истории создания повести. Расскажите, пожалуйста, об этом.

- За объединением Руси последовало объединение русской культуры. Под руководством митрополита Макария по порядку месяцев и дней составляется сборник житий всех святых православной церкви – 12 огромных томов. Он назывался "Великие Четьи-Минеи" (В ПЕРЕВОДЕ С ГРЕЧЕСКОГО – ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ ЧТЕНИЯ). И Макарий поручает священникам собирать по русским землям предания о прославившихся своими благочестивыми подвигами праведных людях.



Старый г. Муром славился легендами. Здесь родились, жили и княжили 23 православных святых. Таким достижением не может похвастаться ни один город в мире. Но самой поэтичной из муромских легенд явилось сказание о мудрой деве, ставшей доброй и справедливой княгиней. Оно и послужило основой для повести. Псковский Священник Ермолай (в иночестве Еразм) литературно обработал местные предания и создал повесть о Петре и Февронии Муромских.

Учитель:

-Скажите, пожалуйста, Петр и Феврония – реальные люди или вымышленные персонажи?

Петр и Феврония – реальные исторические личности. Князь Петр правил в Муроме в начале 13 века. Он женился на крестьянке Февронии в благодарность за то, что она излечила его от болезни, от которой никто не мог излечить. Много злобы претерпели они со стороны бояр, но прожили счастливо до конца своих дней. Состарившись, они оба приняли монашество и умерли в один день и час 25 июня 1228 года.

«Повесть о Петре и Февронии» стала любимым чтением средневековых русичей. Она была написана после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году. Сохранилось 150 списков повести, в которых эта история излагается во множестве вариантов.

Учитель:

-Ребята, в речи наших учеников встретились слова: митрополит, «Великие Четьи –Минеи», благочестивый, праведный, иночество, канонизация.

Давайте вспомним, что они означают? (словарная работа)

Митрополит – в русской православной церкви священнослужитель высшей ступени, подчиняющийся главе церкви (патриарху).

«Великие Четьи –Минеи» - сборник житий всех святых православной церкви.

Благочестивый – человек, почитающий Бога, соблюдающий его заповеди.

Праведный, праведник - святой, пребывавший не в монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни.

Иночество - буквально «уединённое, одинокое жительство», монашество; инок – православный монах.

Канонизация – причисление к лику святых.

Блаженный - в высшей степени счастливый.

Преподобные - это святые из монахов, кто постом, молитвой и трудами был подобен господу Иисусу Христу.

5.Основная часть.

Сейчас я хочу поговорить с вами о содержании произведения. Не забываем о подготовке к устному собеседованию. Отрабатываем монологическую речь. Ответы должны быть полными, не односложными.

-  С чего начинается сюжетное повествование? (С указания места действия).

- Кто и каким образом пытается навредить князю муромскому?

(Дьявол, который пытается действовать через его жену. В облике князя Павла посылает к ней летающего змея-оборотня — на блуд).

-  Как можно оценить поведение Петра, узнавшего от старшего брата историю со змеем-оборотнем? (Пётр действует самоотверженно)

- Как попадает меч в руки Петра? За что он ему посылается?

-  Что случилось с Петром после победы над змеем? (Он заболел).

-  Что стало поводом знакомства Петра и Февронии?

(Все приближенные Петра искали в Рязанской земле врачей, которые смогут излечить его. Один из княжеских отроков забрел в село, под названием Ласково, где случайно зашел в дом Февронии.)

-Как она встретила его? (Загадками.)

- Вы знаете, что загадки — распространенный приём в устном народном творчестве. Прочитайте в повести загадки Февронии.

- Найдите ответ на первую загадку. На вторую, на третью.

- С какой целью автор использует их здесь?

 (для характеристики мудрой девы. Вместе с гонцом князя читатель восхищается умом девушки, красотой её загадочной речи, глубиной мысли).



- Думает ли он об обязательстве жениться?

- Какое решение принимает? (Обмануть девушку, откупиться богатыми дарами).

- Предполагает ли Феврония такое? Аргументируйте ответ.



- Что же привлекло Петра в Февронии? (Ум, душевная красота; она не приняла его даров, значит, некорыстна; она, “нисколько на него не сердясь, излечивает его», значит,- милосердна).

- Как и какую просьбу бояр выполнила Феврония?

- Почему Петр и Феврония вернулись в город?

- Как рисует автор образы правителей в лице князя Петра и его супруги? Прочитайте.

- В чём же находит своё высшее выражение неиссякаемая сила взаимной любви Петра и Февронии? (Умирают в один день и час и не разлучаются после смерти).

- Какое чудо неоднократно совершалось после их смерти? (Они оказывались в одном гробу).

Коллективная работа (в цепочке).

А сейчас наша задача – всем вместе, по цепочке, составить монологическое высказывание на тему: «Образ Петра. Образ Февронии». Начинает один ученик, говорит одно предложение, следующий продолжает его мысль. Мы даем характеристику главным героям, используя при этом примеры из текста. Я даю вам две минуты на подготовку, а также раздаю опорные таблицы.





Смелость, храбрость


Религиозность


Кротость и верность заповедям Божьим


Мудрость


Любовь и верность близким


Умение прощать




-Мы считаем, что у читателей к Петру складывается двоякое отношение: с одной стороны, он побеждает змея – оборотня, услышав от старшего брата, что змей назвал Петром человека, от которого он примет смерть, он готов стать именно этим Петром, даже не имея Агрикова меча, ходит в церковь, молится, терпит болезнь, но с другой стороны, решается на обман: не сразу женился на Февронии, хотя дал слово. Гордыня – вот один из грехов, который не позволяет Петру поступить иначе.

- Кто же помогает исцелиться герою от этого недуга?

- Феврония помогает Петру одержать победу над злом в себе, а точнее, сила любви Февронии.

- Как вы думаете, Петр изменился?

Итак, мы выяснили, характер Петра раскрывается в динамике, в поступках, в отношении к другим людям.



- А что вы можете сказать о Февронии?

-Феврония - святая, мудрая, предивная, блаженная, преподобная.
Феврония – дочь древолазов, ищущих по деревьям дупла с медом диких пчел, живет в деревне Ласково.

-В повести на первый план выдвигается необычайная мудрость девушки. На мудрость девушки обращает внимание гонец, который ищет врача для своего князя. Характер главной героини многогранен.

Характеристика Февронии

Подтверждение из текста

Ум


Чудесный дар


Нравственная чистота


Способность самоотверженно любить


Феврония также характеризуется через поступки.



-Скажите, есть ли в произведении портретные характеристики? А почему?

-Ни в житии, ни в древней легенде нет описания их внешности. Дело в том, что и древнерусский книжник, и древнерусский живописец не стремились запечатлеть внешность святых, а ставили перед собой задачу передать их внутренний облик, их духовное единство, молитвенное устремление к духовному, горнему миру.

6.Физкультминутка.

-Мы с вами говорили о том, что повесть была написана для сборника «Великие Четьи – Минеи». Вошла ли она в сборник?

-Не вошла.

-А почему?

-Потому что она не соответствовала канонам жития.

-Давайте поподробнее рассмотрим этот вопрос. Есть ли в произведении сказочные элементы? Что такое сказка? (Сказка – это фольклорное произведение с установкой на вымысел)

-Какие виды сказок вы знаете? (волшебные, о животных, бытовые)

-Дайте определение повести.

(Повесть — эпическое произведение, которое меньше по объёму, чем роман, и больше, чем рассказ. Здесь несколько сюжетных линий.)

-Что такое житие? (Житие – это рассказ о жизни святых.)

-Какова их цель? (Цель житий – прославлять святого.)

-Какую структуру имели жития?

  • Вступление, в котором объяснялись причины, побудившие автора начать повествование.

  • Основная часть – рассказ о жизни святого, его благочестивых родителях, о том, как проснулась вера в бога, о страданиях во имя бога, смерти святого и посмертных чудесах.

  • Завершалось житие похвалой святому.



У меня есть три сердцевины ромашек. Называются они «Сказка», «Повесть», «Житие». Необходимо заполнить их лепестками.

Сказка

Житие

Повесть

Сказка - произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, с участием волшебных, фантастических сил.

Житие (в переводе с церковно-славянского – «жизнь») – описание жизни святых,

их деяний.

Жития имели определенную структуру.

По́весть — прозаический жанр, тяготеющий

к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.

- Сказочный зачин: «Есть в Российской земле город… в нем правил князь по имени Павел»

- Не указано точное время, оно отсчитывается от последнего события: «через год», «через день», «на следующее утро».

- Первая часть «Повести…» похожа на волшебную сказку о змее-искусителе, вторая – на сказку о мудрой деве.

- Есть волшебные вещи: А гриков меч.

- Добро побеждает зло (Пётр победил змия).

- Загадки и хитроумные испытания.

- Постоянные эпитеты (лукавый змей, блаженный князь, мудрая дева); повторы (два раза исцелялся, три раза посылал к жене перед смертью).

- Повесть написана в форме жития, но нет традиционного для житийного жанра построения произведения (начало не соответствует житийному зачину, испытания,

через которые проходят Петр и Феврония, им посылает не дьявол, а создает зависть людей; лишь финал – классический образец жития).

- Автор прославляет святых, создавая идеальные образы.

- Герои живут по «заповедям Божьим, в трудную минуту обращаются к Богу.

- Необычная смерть и посмертные чудеса (пророчески предсказали свою смерть, умерли в один день и час, не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов).


- Чудеса, которые творят герои (исцеление больных, по благословению Февронии сломанные ветки за ночь превращаются в большие деревья).

- Достоверность «Повести…» придают названия конкретных мест действия (город Муром, Рязанская земля, село Ласково).

- Герои повести – реальные люди. (Петр и Феврония княжили в Муроме в начале 13 века, умерли в 1228 году).

- в центре произведения - образ простой крестьянской девушки, которой приходится пройти через серьезные реальные испытания.

- в повести отражен один из острейших конфликтов XVI века - история рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице.





-Скажите, во всех ли названных жанрах герои проходят испытание любовью?

Откройте учебник на странице 86 и скажите, как называется тот раздел, который мы с вами начали изучать?

-Испытание героев любовью.

-Как закончилась повесть?

-Чему учит повесть?

-Торжество веры, мудрости, разума, добра и любви – основная идея повести.

-Какие жизненные ценности утверждаются в ней?

-Любовь к людям, мужество, смирение, семейные ценности, верность, религиозность.

-Является ли она актуальной в наше время? Жизнь святых Петра и Февронии - это пример, достойный подражания, заставляющий задуматься о том, что такое супружество и счастье в браке.

Ермолай-Еразм из глубины веков поведал нам о культуре отношений между мужчиной и женщиной, существовавшей семь веков назад. Жизнь по заповедям Божьим, осознанное желание человека творить добро, любовь и верность – ценности, над которыми не властно время.

С 2008 года в России день 8 июля объявлен Всероссийским днем семьи, любви и верности. Символично, что этот праздник впервые отмечался в 2008 году, который был объявлен годом семьи. Этот прекрасный летний день был выбран для праздника не случайно – уже более 700 лет православные почитают 8 июля память покровителей семейного счастья. В этот день не принято дарить друг другу подарки виде сердечек. Символом этого праздника является ромашка.

В некоторых российских городах с 2008 года стали устанавливать памятники Петру и Февронии.

Очень много людей в этот день совершает паломничество в Муром, чтобы поблагодарить святую супружескую пару за покровительство в их семейной жизни или попросить о даровании семейного лада и счастья.



Закрепление изученного.

Ребята, мы уже несколько раз с вами говорили о том, что в 11 классе вы будете писать итоговое сочинение по литературе. Направления, с которыми вы будете работать: семья, любовь, дом, доброта. Скажите, можем ли историю о Петре и Февронии привести в качестве примера из литературы в сочинении на данную тему? В качестве домашнего задания вы напишете сочинения на тему «Семья».

Рефлексия. Давайте спросим нашего гостя, Энрико, получили ли вы ответы на свои вопросы?

-Да, теперь я понимаю, почему у русских свой День влюбленных. Это очень красивая и поучительная история. Спасибо вам большое!

-Ребята, а что нового узнали вы?

-О том, почему повесть не попала в сборник.

-О том, что образы главных героев раскрываются в динамике, через описание их поступков.

-О том, что она совмещает в себе черты трех жанров: сказки, повести и жития.

- О том, что ромашка является символом «Всеросийского дня семьи, любви и верности».

-Скажите, с каким настроением вы заканчиваете сегодняшний урок?

-С приподнятым настроением, с гордостью за своих предков, и с радостью, что мы являемся частью православной, русской культуры.

-Хотели бы вы поделиться этим настроением с нашими гостями? Что для этого лучше всего подходит?

-Конечно, подарки. Какие подарки мы приготовили?

-На занятиях внеурочной деятельности мы расписали и украсили пряники.

-Давайте подарим подарки всем участникам и гостям сегодняшнего урока.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Булахова Элла Станиславовна

Дата: 26.07.2019

Номер свидетельства: 517104

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства