kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературе «Страницы истории западноевропейского романа ХIХ века. Ф.Стендаль. О. де Бальзак. Ч.Диккенс».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока позволит в форме лекции обзорно познакомить обучающихся с европейским реализмом второй половины XIX века и его классическими представителями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе «Страницы истории западноевропейского романа ХIХ века. Ф.Стендаль. О. де Бальзак. Ч.Диккенс».»

Литература. 10 класс.



«Страницы истории западноевропейского романа ХIХ века. Ф.Стендаль. О. де Бальзак. Ч.Диккенс».


Цели: познакомить учащихся с литературными направлениями, представителями зарубежной литературы 19 века, с творчеством Ф.Стендаля, О.де Бальзака и Ч.Диккенса.

Планируемые результаты:

Предметные умения: знать факты биографии и творческой деятельности авторов, уметь анализировать текст, извлекать из него информацию.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: умеет самостоятельно определять цели своего обучения; планирует (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника; устанавливает причинно-следственные связи; строит логические рассуждения, делает выводы.

Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе; умеет формулировать и аргументировать собственное мнение; соблюдает правила речевого поведения.


Ход урока.


  1. Организационный момент.


  1. Работа по теме урока.


Европейский реализм.

В рамках традиционной литературоведческой точки зрения реализм рассматривается как литературное направление, пришедшее на смену романтизму. Однако существует концепция, согласно которой понятием «реализм» принято обозначать не самостоятельное литературное направление, а литературное течение, возникшее внутри романтизма. В рамках данной теории всю литературную эпоху XIX века исследователи определяют как эпоху романтическую, при этом выделяя внутри нее ряд связанных друг с другом течений.

В европейской литературе это собственно романтизм (конец XVIII века – 30–40-е годы XIX века), реализм (30–40-е – 60–70-е годы XIX века), а также течения, сложившиеся в конце XIX века: натурализм, символизм, импрессионизм, неоромантизм и другие.

Таким образом, реализм является доминирующим течением в европейской литературе второй половины XIX века.

Данная точка зрения возникла в результате обнаружения сходств в поэтике и тематике разных течений литературы XIX века. Однако в них есть и серьезные отличия.

Литература реализма отражает характерное для эпохи второй половины XIX века представление о человеке. В его основе лежит идея социальности человеческой личности. Идеологию романтиков, напомним, отличал культ самодостаточного и активного героя, противопоставляющего себя реальной действительности и самостоятельно формирующего обстоятельства своей жизни. Реалисты, наоборот, рассматривают человека как существо социальное, то есть вписанное в контекст общественной жизни и во всех своих проявлениях обусловленное социальными обстоятельствами.

Основу эстетики реализма составляет установка на достоверное, правдивое, объективное изображение реальной действительности. Декларация такого изображения отличает взгляды многих писателей-реалистов.

Так, например, Оноре де Бальзак называл себя «секретарем, пишущим под диктовку Современности».

А Стендаль уподобляет свои произведения правдивому зеркалу: «Роман – зеркало, с которым идешь по большой дороге. То оно отражает лазурь небосвода, то грязные лужи и ухабы».

В рамках данной эстетики сложились следующие общие черты реалистической литературы:

– углубленный психологизм (выявление глубинного содержания внутренней жизни человека);

– серьезное и трагическое изображение положения человека в буржуазном мире;

– максимально детализированное изображение реальности в совокупности самых,

казалось бы, незначительных черт.

В то же время мы говорим о том, что эти универсальные эстетические принципы реализма нашли самые оригинальные формы художественной реализации в творчестве разных писателей.


Французский реализм.

Основные события французской истории, с которыми связано развитие реализма во французской литературе:

1804–1814 гг. – период правления Наполеона (Первая империя).

1814–1830 гг. – период Реставрации (восстановления на престоле династии Бурбонов, свергнутой Великой французской революцией).

1830 г. – падение режима Реставрации в результате Июльской революции и установление Июльской монархии.

1848 г. – падение Июльской монархии в результате Февральской революции и создание Второй республики.

1851 г. – установление Второй империи в результате государственного переворота и приход к власти Наполеона III.

1870 г. – поражение в войне с Пруссией, отстранение от власти Наполеона III и провозглашение Третьей республики.

1871 г. – Парижская коммуна.


Формирование французского реализма приходится на 30–40-е годы. В это время реализм еще не противопоставлял себя романтизму, а плодотворно с ним взаимодействовал. Эта взаимосвязь отчетливо видна в творчестве Фредерика Стендаля и Оноре де Бальзака, которые, кстати, и не называли себя реалистами.

Открытая полемика с романтизмом и отказ от романтической поэтики возникает позднее – в рамках следующего периода в развитии реалистической литературы, хронологические рамки которого - 50–60-е годы. Февральская революция 1848 года, установление Второй империи и наступление эпохи консерватизма и реакции вызвали серьезные изменения в мироощущении французских писателей и поэтов, окончательно дискредитировав романтический взгляд на мир.


Фредерик Стендаль (1783-1842)

Стендаль – литературный псевдоним французского писателя Мари-Анри Бейля. Родился в провинциальном городе Гренобль. Покинув родной город в 16-летнем возрасте в надежде сделать столичную карьеру, он в 17 лет поступает на службу в наполеоновскую армию и участвует во всех европейских компаниях Наполеона, начиная с его итальянских походов и заканчивая войной против России 1812 года. Он был свидетелем Бородинского сражения и лично испытал все ужасы отступления Наполеона из России, которые подробно описал в дневниках, впрочем, достаточно иронически.

После установления Июльской монархии Стендаль служил французским консулом в Италии, чередуя дипломатические обязанности с литературной деятельностью. Помимо искусствоведческой, автобиографической, биографической и путевой публицистики, Стендалю принадлежат произведения новеллистические (сборник «Итальянские хроники» (1829)) и романные, самые знаменитые из которых – «Красное и черное» (1830), «Красное и белое» (не законч.), «Пармская обитель» (1839).

Эстетика Стендаля сложилась под влиянием того опыта, который стал результатом его участия в русском походе Наполеона. Главный эстетический труд Стендаля – трактат «Расин и Шекспир» (1825). В нем поражение Наполеона трактуется как поворотная дата в истории литературы: по Стендалю, нация, пережившая крушение императора, нуждается в новой литературе. Это должна быть литература, нацеленная на правдивое, объективное изображение современной жизни и постижение глубинных законов ее трагического развития.

Именно в такой литературе, по мнению писателя, нуждаются современники, пережившие революцию и поражение Наполеона. Эти события французской истории, по Стендалю, отменили и актуальность классицизма (ведь ему не свойственно правдоподобие в изображении конфликтов), и актуальность романтизма в привычном нам понимании (т.к. он идеализирует жизнь).

Декларацию такого понимания литературы Стендаль осуществляет в романе «Красное и черное» (1830).

Сюжет романа состоит в описании пяти лет из жизни Жюльена Сореля – молодого человека низкого социального происхождения, одержимого тщеславным намерением занять достойное место в обществе. Его цель – не просто социальное благополучие, а осуществление предписанного самому себе некоего «героического долга», который он связывает с высокой самореализацией, пример которой находит в фигуре Наполеона – «безвестного и бедного поручика», который «сделался владыкой мира». Желание соответствовать своему кумиру и «завоевать» общество – основные мотивы поведения героя. Начав свою карьеру с должности гувернера детей мэра провинциального городка, он достигает поста секретаря у парижского аристократа-маркиза, становится женихом его дочери Матильды, но в итоге погибает на гильотине, будучи осужден за покушение на убийство своей первой возлюбленной, которая разоблачила его в глазах маркиза как корыстного соблазнителя его дочери.

Рассказ об этой частной истории сопровождается подзаголовком «Хроника XIX века». Такой подзаголовок присваивает трагедии главного героя огромное типическое звучание: речь идет не о судьбе отдельного человека, а о самой сути положения человека во французском обществе эпохи Реставрации.

Средством осуществления своих честолюбивых притязаний Жюльен Сорель выбирает лицемерие. Иного способа самоутверждения в обществе, которое ставит права человека в прямую зависимость от его социального происхождения, герой не предполагает. Однако избранная им «тактика» вступает в конфликт с его естественной нравственностью. Испытывая отвращение к выбранным средствам достижения цели, герой все-таки практикует их, рассчитывая на то, что это обеспечит ему успешную социализацию.

Внутренний конфликт все-таки находит свое постепенное разрешение. Это происходит в эпизодах, описывающих его преступление и последовавшие за ним тюремное заключение и суд. Тюремные размышления героя свидетельствуют о том, что он переживает переоценку ценностей. Наедине с самим собой Сорель признается в том, что направленность его жизни была неверной, что он подавлял единственно подлинное чувство любви в угоду ложным целям – целям успешной социализации, понятой как «героический долг». Результатом «духовного просветления» героя становится отказ от жизни в обществе, так как оно, по мысли Жюльена Сореля, неизбежно обрекает человека на лицемерие и добровольное искажение своей личности. Герой не принимает возможности спасения и вместо повинного монолога произносит современному обществу обвинительную речь, тем самым подписывая себе смертный приговор.

Так крушение идеи героя обернулось, с одной стороны, отказом от маски и ложной цели, восстановлением подлинного лица, а с другой стороны, разочарованием в общественной жизни и сознательным уходом из нее под знаком протеста.

Оноре де Бальзак (1799-1850).

Бальзак происходит из семьи чиновника, предки которого были крестьяне по фамилии Бальсса. Его отец заменил родовую фамилию аристократическим вариантом «Бальзак», а позже сам писатель добавил к ней дворянскую приставку «де». По наблюдению литературоведа А. В. Карельского, молодой Бальзак принадлежит к тому психологическому типу, который Стендалем был изображен в образе Жюльена Сореля. Будучи одержим жаждой славы и успеха, Бальзак, несмотря на юридическое образование, сферой самоутверждения выбирает литературу, которую первоначально рассматривает в качестве неплохого источника дохода. В 20-е годы он под разными псевдонимами один за другим издает романы, первостепенной целью преследуя высокие гонорары. Впоследствии он назовет это время в своем творчестве периодом «литературного свинства».

Считается, что подлинное бальзаковское творчество начинается в 30-е годы. С начала 30-х годов Бальзак разрабатывает оригинальный замысел – замысел объединения всех произведений в единый цикл – с целью максимально широкого и многоаспектного изображения жизни современного ему французского общества. В начале 40-х годов складывается название цикла – «Человеческая комедия». Это название подразумевает многозначную аллюзию на «Божественную комедию» Данте. Воплощение столь грандиозного замысла потребовало огромного труда: Бальзак ежедневно писал до 60 страниц текста, работая от 18 до 20 часов в сутки.

Композиционно «Человеческая комедия» (как и «Божественная комедия» Данте) состоит из трех частей:

– «Этюды о нравах» (71 произведение, из них самые знаменитые – новелла «Гобсек», романы «Евгения Гранде», «Отец Горио», «Утраченные иллюзии»);

– «Философские этюды» (22 произведения, из них – роман «Шагреневая кожа», повесть «Неведомый шедевр»);

– «Аналитические этюды» (два произведения, самым знаменитым из которых является «Физиология брака»).

В центре интереса Бальзака – современная ему, то есть буржуазная, стадия в эволюции социального мира. На поиск объективного закона, определяющего сущность буржуазной жизни, и нацелен замысел Бальзака. Этим обусловлены основные эстетические принципы бальзаковского творчества:

1. Стремление к универсальному, всеохватному изображению французского общества.

2. Установка на изображение общества как единой системы, подобной природному организму. Общественная жизнь представляет собой не совокупность разрозненных событий, а органическое единство, в рамках которого все со всем связано.

3. Установка на исследование жизни общества в исторической перспективе. Современность – это результат закономерного исторического развития, следовательно ее истоки нужно искать в событиях прошлого.

4. Установка на изображение социальных типов. Если герой Стендаля является носителем определенного психологического типа, то в центре интереса Бальзака оказывается именно социальный тип. Это, например, тип буржуазного приобретателя или тип карьериста.

5. Принцип достоверного изображения современной действительности. Этот принцип нашел свое выражение в тщательной прорисовке подробностей обыденной жизни и материальной среды обитания современного человека. Бальзак подробно описывает место действия, вещи и предметы.

Проанализируем реализацию принципов писателя на примере романа «Шагреневая кожа» (1830-1831). [Шагрень – кожа, выделываемая из шкуры животных, с природными дефектами в виде зернистых бугорков, мягкая, шероховатая].

Роман посвящён проблеме столкновения неискушённого человека с обществом, наполненным пороками.

В основе сюжета романа лежит фантастическое событие. Рафаэль де Валантен, молодой разорившийся дворянин, находящийся на пороге самоубийства по причине отсутствия средств к существованию и равнодушия общества к его талантам, становится обладателем волшебного талисмана – куска шагреневой кожи, исполняющего любое желание своего хозяина в обмен на дни его жизни.

Фантастический сюжет у писателя, ориентирующего свое творчество на правдоподобное изображение действительности, на первый взгляд, выглядит необъяснимой странностью. Однако такой художественный прием, по замыслу Бальзака, должен способствовать выявлению важнейших закономерностей существования человека в современном буржуазном мире. Недаром авторское определение романа – «современный миф». На осуществление данного замысла «работает» и композиция романа.

В первой части романа предметом изображения является ситуация выбора, в которой оказывается герой. Она разворачивается в лавке антиквара, где герой вынужден размышлять над разными концепциями смысла человеческой жизни. Одна из них принадлежит старику-антиквару, который настаивает на том, что счастье достижимо в знании. Знание и воображение, с его точки зрения, это способ обладания миром, способ осуществления собственных желаний. Причем виртуальный способ воплощения желания нисколько не смущает старика.

Другая концепция жизни находит свое выражение в подробном описании картины итальянского художника Рафаэля, на которой изображен лик Христа: «…всю католическую религию можно было прочесть в кроткой и прекрасной улыбке, выражавшей, казалось, то изречение, к которому она, эта религия, сводится: “Любите друг друга!” Картина вдохновляла на молитву, учила прощению, заглушала себялюбие, пробуждала все уснувшие добродетели».

Однако герой, в чьих представлениях счастье связано с успешной социализацией, то есть с богатством и признанием, делает ставку на иную идею – идею, в рамках которой полнота жизни раскрывается в возможности воплощения человеком своих желаний – и не в виртуальной, а в реальной форме. Осуществление такого представления о счастье («желать и мочь») и гарантирует шагреневая кожа, которую и выбирает молодой человек.

Во второй части романа герой рассказывает о тех событиях, которые предшествовали выбору шагреневой кожи, начиная с эпизодов его детства. Рафаэль подробно рассказывает о том, что он предпринимал, чтобы добиться успеха: это и интеллектуальный труд, и попытка завоевать любовь «роскошной» светской красавицы, связь с которой могла бы стать для него пропуском в высшее общество. Таким образом, в этой части романа автором осуществляется анализ тех причин, которые лежат в основе предпочтения героем шагреневой кожи среди двух других альтернатив. Оказывается, что выбор героя обусловлен социально, а именно его положением разорившегося дворянина, потерпевшего неудачу во всех своих попытках обрести достаток и общественный статус.

В третьей части романа («Агония») осуществляется анализ последствий совершенного героем выбора. Они катастрофичны и характеризуют выбор Рафаэля как ложный: герой становится материально обеспечен, но почти мертв духовно. В итоге Рафаэль умирает и физически. Сам герой признает, что истинный смысл жизни составляет только любовь.


Английский реализм.

Формирование английского реализма приходится на начало викторианской эпохи. Так в британской истории принято называть эпоху правления королевы Виктории, которая, взойдя на престол в 1837 году, царствовала вплоть до начала 20 века. Это эпоха

экономического расцвета Англии: происходит мощное развитие индустрии, рост городов, развитие науки, успешно осуществляется колониальная политика Англии.

С другой стороны, историки описывают викторианскую эпоху как эпоху сомнений и разочарований. Индустриализация остро обозначила проблему нищеты, что привело к обострению социальных конфликтов.

Развитие науки пошатнуло незыблемость библейских истин. Так, теория Ч. Дарвина и его труд «Происхождение видов» опровергает тезис о том, что человек – результат божественного творения, противопоставляя ему точку зрения, что человек является результатом эволюции естественного мира.

В области этики это время также существуют разные концепции. С одной стороны, культивируется индивидуализм и такие формы поведения, которые могут обеспечить человеку успех и счастье.

С другой стороны, формируется идеология «приличного поведения», в рамках которой провозглашается обязательность следования общепринятым приличиям. На этой почве возникают знаменитая британская преданность ритуалам, традициям, культ дисциплины и порядка.

Литература английского реализма, очень специфичная по сравнению с литературой французского реализма, также, с одной стороны, воспроизводит эту систему ценностей, а с другой стороны, подвергает ее критическому осмыслению.

Эту специфику мы разберем на примере творчества одного из классиков английской литературы – Ч.Диккенса.


Чарльз Диккенс (1812-1870).

В литературу Диккенс пришел из журналистики, получив заказ на создание серии очерков от редакции одного из лондонских журналов. Деятельности репортера предшествовали самые разные способы заработка: из-за финансовой несостоятельности отца, который был заключен в долговую тюрьму, Диккенс оставил школу и сначала работал на фабрике, а затем – посыльным, писцом, стенографистом и, наконец, газетным репортером.

Творчество Диккенса можно разделить на несколько периодов. В 30–40-х годах его отличает оптимистический взгляд на мир. В ранних произведениях он нашел свое выражение в юмористической тональности повествования и в вере в неизбежность поражения зла перед лицом доброты и бескорыстия.

Так в романе «Приключения Оливера Твиста» эта установка получает свое выражение в разрешении конфликта: злые герои в финале несут заслуженное наказание, а добрый - обретает счастье. В одной из повестей Диккенс, утверждая семейные ценности, изображает абсолютное преображение скряги в доброго человека. Утопическая тональность отличает и роман «Домби и сын», герой которого в финале изображается морально преобразившимся.

Творчество Диккенса 50–60-х годов отличает отход от утопизма раннего периода. Это выражается в отказе от прямого деления персонажей на добрых и злых, в углубленном интересе к психологии «сложного» героя, в усложнении самой формы романа.

Так как творческий путь Диккенса был продолжительным и охватывал почти четыре десятилетия, его эстетика его взглядов была подвижной. В 30-е годы функцию искусства Диккенс связывал с необходимостью поддерживать в человеке веру в победу добра над злом, «несмотря на самые неблагоприятные обстоятельства и тяжелые препятствия». Позднее складывается установка на адекватное изображение общественной жизни, на познание законов буржуазного мира, на достоверную передачу человеческих чувств, что ведет к изменениям в творчестве.

Для анализа обратимся к роману «Приключения Оливера Твиста» (1837).

В предисловии к роману автор соединяет 2 задачи: показать «суровую и голую правду» и «продемонстрировать, как принцип добра всегда в конце концов торжествует».

Первая задача (безусловно, реалистическая) находит свое выражение в описании жизненного пути Оливера и того страшного социального фона, на котором разворачивается его история (сиротский приют, контора гробовщика, воровской притон в Лондоне).

Вторая задача, свидетельствующая о романтических основах мировоззрения автора, реализуется в характере героя и завершении его истории. В соответствии с реалистической логикой, герой в той или иной форме должен был бы испытать на себе действие той социальной среды и тех социальных обстоятельств, которые составляют контекст его жизни. Однако в романе Диккенса реалистическая логика не действует: его герой, несмотря на криминальную среду обитания, ее воздействию не поддается. Недаром Оливера Твиста принято именовать сказочным героем. Тем более что завершение его истории также выстроено в соответствии с логикой сказки: герои-злодеи в финале романа терпят поражение, а Оливер обретает счастье и благополучие.



  1. Домашнее задание.


Прочитать статьи учебника, посвященные творчеству Г.Ибсена и Б. Шоу.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Казаков Виталий Анатольевич

Дата: 31.05.2021

Номер свидетельства: 582092


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства