Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе с использованием системы ТРИЗ.»
Конспект по литературе с использованием системы ТРИЗ (фрагмент).
Тема «Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета».
Планируемые результаты:
Предметные: совершенствуют исполнительное мастерство, воспитывают внимательное отношение к художественному слову, воссоздают целостное впечатление о прочитанном и услышанном, раскрывают внутренний потенциал, развивают творческое мировосприятие, самостоятельность, активизируют познавательный интерес к предмету, познанию нового. Осмысляя стихотворение, учащиеся проникаются пониманием, что поэзия- это выражение авторских чувств при помощи художественного слова, изобразительно-выразительных средств по законам стихосложения.
Метапредметные:
Личностные –дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению.
Познавательные –структурируют знания по предмету, осознанно и произвольно строят высказывание в устной и письменной форме, читают, слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.
Регулятивные –понимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.
Учитель
Слово о Фете.
А.Фет – один из самых замечательных и своеобразных лириков золотого века нашей поэзии. Стихи его полны добра и любви, терпения и гордости, радости и печали, твердости духа и веры в лучшее. Сегодняшний урок посвящен лирике А.Фета. Мы познакомимся с произведением Фета «Учись у них – у дуба, у березы». (Стихотворение прочитано, работа по восприятию текста проведена).
1.Мотивация.
Слово учителя. Представьте себе, что перед вами великий мудрец. Вы можете его спросить о чем захотите - самом важном для себя. Запишите, какой вопрос будет первым? (В чем смысл жизни, чему учиться в жизни, в чем предназначение человека? и т.д.). Какой вопрос оказался близким к содержанию стихотворения? Получили основной вопрос, на который будем искать ответ на уроке.
2 Содержательная часть.
Звучит музыка природы.
Учитель: Он и она: им нельзя друг без друга. Он – человек. Она – природа. Она его создала, выкормила, вырастила… Вырастила, значит чему-то научила. Как выдумаете, чему может научить природа человека? (Ответы детей).
Что мы можем перенять у дуба и березы, растущих за окном? Запишите качества, которые мы можем перенять у них. Прочитываем наиболее оригинальные записи.
Учитель. Прочитайте стихотворение еще раз и скажите, чьи ответы оказались близкими к содержанию стихотворения? (ответы ребят)
Учитель. Только ли о природе идет речь в стихотворении?(и о жизни природы, и о человеке. Дуб и береза олицетворяют образы людей. С одной стороны о жизни природы, а с другой - демонстрирует неразрывную связь человека и природы)
Учитель. А сейчас поработаем в группах. Найдите слова в стихотворении, которые олицетворяют жизнь природы и жизнь человека. Подчеркните по одному слову в каждом ряду. Прочитайте вслух. Соедините их в с/с, учитывая, что их можно изменять и при необходимости преобразовывать в другие части речи. Запишите то, что у вас получилось. Прочитайте. Это тема вашего мини-сочинения.
«Ассоциативный ряд».
Учитель. Какой вывод мы можем с вами сделать? (Непогода в природе связана с душевными переживаниями человека и наоборот).
Учитель. К чему призывает А.Фет в стихотворении? (Верить в лучшее, уметь с достоинством переносить любые испытания и никогда не падать духом).
Рефлексия.
Учитель. Молодцы. Вы хорошо поработали. Руководители оцените работу своей группы. Листочек с отметками сдайте.