Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе " О. Де Бальзак - знаток человеческой души" (10 класс)»
Тема: Оноре де БАЛЬЗАК. Сведения о жизни и творчестве О. Де Бальзака. Автор «Человеческой комедии» – знаток человеческой души
Цели:
познакомить учащихся с жизнью и творчеством Бальзака;
показать глубину общественных и психологических проблем, поднятых в его произведениях; совершенствовать умения составлять конспект лекции учителя, хронологическую таблицу;
готовить учеников к осознанному восприятию повести «Гобсек»;
вызвать интерес к творчеству Бальзака.
Планируемые результаты
Предметные: учащиеся знают факты биографии О. де Бальзака; имеют представление о творчестве писателя; имеют представление о композиции и содержании «Человеческой комедии»;
Метапредметные: выдвижение гипотез; их обоснование; установление причинно-следственных связей; структурирование знаний; формулирование собственного мнения; выполнение учебных действий; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской деятельности
Личностные: сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств; формирование границ собственного «знания» и «незнания». восприятие оценки учителя, - адекватная самооценка
Средства обучения: иллюстрации к произведениям писателя
Тип урока: открытие нового знания
Ход урока
1. Организационный момент
2. Мотивация учебной деятельности
- Мы снова путешествуем во Францию XIX в., чтобы познакомиться с одним из выдающихся писателей мира. «Бальзак велик! Его характеры - произведение ума Вселенной»- сказал о нем выдающийся русский писатель Ф. Достоевский. В. Г. Белинский, русский критик, отмечал: «Посмотрите на Бальзака: как много написала этот человек, и, несмотря на это, есть ли в его повестях хотя бы один характер, хотя единственное лицо, которое было бы похожим на другое? О, какое непостижимое искусство изображать характеры со всеми оттенками их индивидуальности! »
Итак, на нас ждет открытие для себя новых величественных фигур в литературе!
Объявление темы и цели урока
3. Актуализация опорных знаний
Проверка домашнего задания
Повторение направлений в литературе
4. Выявления места и причины затруднения
Словом, я владею миром, не утомляя себя, а мир не имеет надо мною ни малейшей власти.
Гобсек (О. де Бальзак «Гобсек»)
«Я не верю в бесконечное совершенствование человеческого общества, я верю
в совершенствование самого человека».
О. де Бальзак. Предисловие к «Человеческой комедии»
Проблемный вопрос: Почему Бальзак назвал все свои романы «Человеческой комедией»?
5. Построения проекта выхода из затруднения
Познакомиться с биографией писателя
Узнать тематику романов писателя
Выделить жанровые особенности «Человеческой комедии»
6. Этап реализации построенного проекта
Вступительное слово учителя.
Классический реализм XIX века представляет литературное направление, возникшее после французской революции и условиях зрелого развития европейского буржуазного общества, сделавшего возможным правдивое критическое изображение современной общественной жизни в социально типических лицах и обстоятельствах Расцвет его на Западе связан с именами Стендаля и Бальзака во Франции, Диккенса, Теккерея в Англии, в России – А. Пушкина, Н. Гоголя, И. Тургенева, Ф Достоевского, Л. Толстого, А. Чехова.
Культурологический комментарий (работа с иллюстрацией).
В Париже возвышается памятник Бальзаку, установленный к столетнему юбилею художника. Автором памятника был известный скульптор Огюст Роден. Трехметровая статуя поражает своим величием. Скульптор работал, словно одержимый. Бальзак всегда был для него самым любимым писателем, а главное - самым близким. Их роднила чрезвычайное трудолюбие, неиссякаемая творческая страсть. Именно у Бальзака скульптор учился искусству наблюдать жизнь и находить истинную сущность вещей. В процессе работы Роден снова и снова перечитывал «свою Библию» - «Человеческую комедию», жил жизнью ее героев.
О. Роден представил Бальзака мыслителем и творцом, торжественно-удовлетворенно взирающим на созданный им мир. Откинута голова, что своим величием и надменностью напоминает львиную, доминиканская ряса, что в течение долгих лет служила писателю «рабочей» одеждой. Именно в ней скульптор решил представить писателя миру, чтобы люди увидели его звездный час. Все это делает фигуру направленной вверх и придает ей величества. Хотя замысел О. Родена критики не поняли. Между тем скульптор яростно защищал свою работу и гордился ею. Он сказал: «Если истина должна погибнуть - все грядущие поколения разломают на куски моего Бальзака.». Но памятник стоит и сегодня.
Работа с портретом писателя.
Воспоминания сестры Бальзака, Лоры Сюрвиль, первого биографа писателя
Оноре был словно маленький ребенок: веселый нрав, хорошо очерченный, всегда улыбающийся рот, темные глаза, блестящие и мягкие, высокий лоб, густые черные волосы. И этот наивный, ласковый мальчик всегда встречал суровый, испепеляющий, как пламя, взгляд матери. Она не любила своего старшего сына.
Воспоминания поэта Ламартина, современника О. де Бальзака
Он был дородный, крепкий, квадратный снизу и в плечах; крепкие грудь, шея, корпус, но никакой тяжести. Его короткие руки непринужденно жестикулировали, он говорил, как оратор. Голос у него был громким, но в нем не было ни грубости, ни иронии, ни гнева. Волосы спускалось на лоб крупными прядями, черные глаза пронизывали, словно стрелы, по-дружески проникая в ваши. Щеки полные, розовые, яркие; нос красивой формы, хотя немного длинновато; губы привлекательные, крупные, с чуть приподнятыми уголками. Голову он часто склонял набок, а когда оживлялся во время спора, то забрасывал ее вроде как с героической гордостью. Но самой главной чертой его, даже больше, чем ум, была доброта заразительна. Он очаровывал ваш ум, когда говорил, а когда молчал, он очаровывал ваше сердце.
.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
7 Первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Сообщения подготовленных учеников. Жизнь и творчество О. де Бальзака
Составление хронологической таблицы
20 мая 1799 года Оноре де Бальзак родился в г. Тур.
1807-1813 года — Бальзак обучался в Вандомском колледже, и именно здесь проявилась его любовь к литературе.
1814 год — переехал с отцом в Париж, учился в частных учреждениях.
1816 г. — вольный слушатель юридического факультета, одновременно работал писцом у нотариуса,
1819 — получил диплом юриста, работал по специальности недолго, хотел писать
1821 Бальзак жил у Мансарде, начал первую неудачную попытку писать, это была трагедия в стихах «Кромвель». Писал и издавал под псевдонимами различные остросюжетные романы и кодексы светского поведения. Некоторые из них были изданы под псевдонимом Ораса де Сент-Обрена.
1829 год — вышел первый его роман «Шуаны»
1830 год — «Сцены частной жизни», роман «Эликсир долголетия»; повесть «Гобсек»
1831 год — пишет роман «Шагреневая кожа», начинает роман «Тридцатилетняя женщина»
1840 год — свои произведения Бальзак объединил в эпопею «Человеческая комедия», где описаны все сословия тогдашней Франции, и не только городская жизнь, но и жизнь провинций и деревень.
2 марта 1850 года венчается в городе Бердичеве с Эвелиной Ганской (с которой познакомился в 1832 году)
1847—1850 гг. жил с женой в Верховне (ныне — село в Ружинском районе Житомирской области, Украина).
4 августа 1850 года Оноре де Бальзак скончался.
8 Этап самостоятельной работы
Главный герой "Человеческой комедии" - общество, поэтому частные судьбы интересны Бальзаку не сами по себе - они лишь подробности всей картины.
Работа с учебником (статья С. 47)
9 Включение изученного в систему знаний
Составление тезисов:
«ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ»
Три цикла:
- «Философские этюды» - основные принципы человеческой жизни + эстетическая нравственная программа автора («Шагреневая кожа», «Неведомый шедевр»)
- «Этюды нравов» - сцены человеческой и общественной жизни: сельской, городской, военной, политической и пр. («Гобсек», «Отец Горио», «Блеск и нищета куртизанок, «Евгения Гранде»)
- «Аналитические этюды» - тракты о социальной и биологической природе человека («Физиология брака»)
Два типа прочтения:
- автономное прочтение
- целостное прочтение: мир «Человеческой комедии» как макрокосм, сквозные мотивы, эволюция характеров
Монументальный свод произведений Оноре де Бальзака, объединенных общим замыслом и названием - "Человеческая комедия", состоит из 98 романов и новелл и является грандиозной историей нравов Франции второй четверти XIX столетия. Он представляет собой своеобразную социальную эпопею, в которой Бальзак описал жизнь общества: процесс становления и обогащения французской буржуазии, проникновение выскочек и нуворишей в аристократическую среду парижского высшего света, их путь наверх , быт, обычаи и философию людей, исповедующих веру только в одного бога - деньги.
Подчиненная единой "сверхзадаче" - всесторонне охватить жизнь общества того времени, дать почти энциклопедический перечень социальных типажей и характеров - "Человеческая комедия" имеет четко выраженную структуру и состоит из трех циклов