Разработка урока содержит сравнительный анализ двух главных героев: Молчалина и Чацкого. Оба претендуют на руку Софьи Фамусовой. Но кого же выберет она и чем будет руководствоваться в выборе, об этом стоит поразмышлять.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе "Молчалин и Чацкий"»
Тема: "Чацкий и Молчалин» в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"
Цель урока: продолжить работу по раскрытию идейного содержания комедии, показать сущность нравственного столкновения Чацкого с Молчалиным.
Задачи урока:
- формирование навыков анализа драматического произведения, стимулировать самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы;
- развивать умение сопоставительного анализа, умение выделять главное, обобщать, делать выводы, развивать речь учащихся;
- воспитывать нравственные качества учащихся (совесть, долг, честность).
Ход урока
I. Организационный момент урока.
Проблемный вопрос:
Молодые люди очень разные. А какими хочет видеть их фамусовское общество?
II. Проверка домашнего задания.
Вашему вниманию предлагается викторина “Знаешь ли ты афоризмы комедии “Горе от ума?”
Вопросы викторины:
Чего не наблюдают счастливые? (часов)
Смешенье каких языков господствовало в Москве времен Грибоедова? (московского с нижегородским)
Где хорошо нам? (где нас нет)
Какими словами заканчивается комедия? (карету мне, карету!)
Закончите афоризмы:
Свежо преданье… (а верится с трудом)
И дым отечества… (нам сладок и приятен)
Ах! Боже мой! Что станет (говорить княгиня Марья Алексеевна)
III. Беседа по ранее изученному материалу
IV. Изучение новой темы
1.Слово учителя (запись темы в тетрадях)
Итак, в центре наших взглядов - Чацкий Александр Андреевич – умнейший человек. У него есть все, чтобы стать героем своего времени. Чацкий и Молчалин являются современниками. И как не им являться опорой и надеждой своей страны. Вот только какие пути они изберут? Что является для них главным? Кто из них нужнее обществу
Поэтому тема урока «Чацкий и Молчалин»
2. Беседа по теме урока (работа с привлечением текста комедии)
Вопросы:
Давно ли знакомы Чацкий и Молчалин?
При каких обстоятельствах они вновь встречаются?
Что говорят герои друг другу при встрече?
Дает ли Грибоедов характеристики героев? Если да, то, какие?
3. Практическая работа
Раздаются карточки с критическими высказываниями о Чацком. Выслушиваются мнения учащихся.
Теперь о Молчалине:(см. заготовка 1) + его высказывания
Почему обморок Софьи, вызванный известием о падении с лошади Молчалина, не убедил Чацкого в том, что не он, а Молчалин — избранник её сердца?
Почему он так настойчиво ищет встречи с Софьей?
Какие черты Молчалина раскрываются в разговоре с Софьей?
И почему Чацкий делает вывод: «Шалит, она его не любит»?
По каким жизненным принципам живет Молчалин?
Какие свойства натуры этого персонажа позволяют причислить
Его к людям «века минувшего»?
Почему фамусовской Москве нужен Молчалин?
Высказывание действующих лиц
Софья:
«Вдруг милый человек, один из тех, кого мы Увидим — будто век знакомы, Явился тут со мной; и вкрадчив и умен, но робок…»
«Кого люблю я, не таков:
Молчалин за других забыть себя готов,
Враг дерзости,— всегда застенчиво, несмело…»
Чацкий:
«…Где он, кстати?
Еще ли не сломил безмолвие печати?
Бывало, песенок где новеньких тетрадь
Увидит, пристает: пожалуйте списать.
А впрочем, он дойдет до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных»
Лиза:
«Скажите лучше, почему
Вы с барышней скромны, а с горничной повесы?»
Чацкий:
«Молчалин прежде был так глуп!.. Жалчайшее создание!»
Софья:
«а он?.. смолчит и голову повесит»
«Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел: При батюшке три года служит,
Тот часто без толку сердит,
А он безмолвием его обезоружит…»
«…Он, наконец, уступчив, скромен, тих, В лице ни тени беспокойства…»
Чацкий:
«Услужлив, скромненький, в лице румянец есть. Вот он на цыпочках, и не богат словами…»
«Молчалин! — Кто другой так мирно все уладит! так моську вовремя погладит, тут в пору карточку вотрет…»
Уточняющие вопросы
Кто такой Молчалин? Каковы детали его биографии?
Почему Софья полюбила этого человека? Каков он в её представлении? а может быть, это только увлечение?
Какова цель жизни Молчалина? Какими средствами он хочет достигнуть её?
Как в речи Молчалина отражаются черты его характера?
Может ли Молчалин стать другим?
В) Литературно-критический материал
Вот как писал выдающийся русский писатель И. Гончаров о Молчалине:
«…Молчалин, хотя и бедный маленький чиновник, но он живет в лучшем обществе, принят в первых домах, играет с знатными старухами в карты, следовательно, не лишен в манере и тоне известных приличий. Он «вкрадчив, тих», говорится о нем в пьесе. Это домашний кот, мягкий, ласковый, который бродит везде по дому, и если блудит, то втихомолку и прилично!»
(Из статьи И. Гончарова «Мильон терзаний»)
Обоснуйте эту оценку Молчалина. Могли бы вы добавить что-либо к характеристике, которую дает Гончаров? Чем особенно опасны «Молчалины»?
Со всеми ли выводами Гончарова вы согласны?
Теперь давайте посмотрим, что и кому говорит сам Молчалин:
«В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь»
«Я в Софье Павловне не вижу ничего завидного»,
«Пойдем любовь делить Плачевной нашей крали»,
«Без свадьбы время проволочим…»,
«Есть у меня вещицы три…», «прехитрая работа», «Снаружи зеркальцо, и зеркальцо внутри»
«По мере я трудов и сил…»,
«Нет-с, свой талант у всех…», «Два-с: Умеренность и аккуратность»,
«Вам не дались чины, по службе неуспех?»,
«Не смею моего сужденья произнесть»
«Веселое созданье ты! живое!»,
«Какое личико твое!»,
«Подушечка, из бисера узор…»,
«Игольничек и ножнички, как милы!»,
«С духами скляночки: резеда и жасмин»,
«Кто б отгадал, Что в этих щечках, в этих жилках Любви еще румянец не играл!»,
«Мой ангельчик, желал бы в половину К ней то же чувствовать, что чувствую к тебе; Да нет, как ни твержу себе, Готовлюсь нежным быть, а свижусь и простыну»,
«Дай обниму тебя от сердца полноты», «Зачем она не ты!»
4. Работа класса с таблицей.
Ребята работают с таблицей “ Сопоставительная характеристика Чацкого и Молчалина”
Сопоставительные признаки
Чацкий
Молчалин
Происхождение
Известная Москве дворянская семья
Неизвестный бедный служащий
Поведение
Свободное, независимое
Прислуживает, угождает всем
Жизненные ценности
Служить бы рад. Прислуживаться тошно!
“ И награжденья брать и весело пожить”
Отношение к Софье
Любит и не скрывает своих чувств от Софьи и ее отца
И вот любовника я принимаю вид в угодность дочери такого человека”
Отношение к фамусовскому обществу
Не приемлет мораль фамусовского общества
Очень дорожит тем, что попал в это общество и желает закрепиться в нем. Особенно в этом надеется на Фамусова
Обобщение по всей теме
Кого обычно уважают люди? К кому испытывают симпатию? К тому, кто трудится или к тому, кто живет за счет других? (Молчалин трудится, а Чацкий нет.) А мы можем сказать, что нам симпатичен Молчалин? Почему?
Выводы. Жить так, как Молчалин, неприемлемо: (постоянно угождать всем, быть нечестным, постоянно обманывать, заискивать и т.п.). “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, - такова позиция Чацкого. Естественно, мы видим различия между этими представителями молодого поколения. Человек сам выбирает тот путь, которому он будет следовать…
А какими хочет видеть фамусовское общество молодых людей? (Такими, как Молчалин)
V. Итоги урока. Из уроков литературы и истории вы знаете, что попасть в высшее общество необычайно сложно. Высшее общество ищет сближения с представителями только своего круга. НО:
Почему же представители фамусовского общества не принимают Чацкого? И охотно общаются с Молчалиным?
Кто является “настоящим” искренним человеком в комедии?
Кто из героев вам ближе?
Рефлексия:
Чем запомнился вам сегодняшний урок?
О чем вы задумались, работая над анализом этих персонажей?
Актуален ли этот вопрос (тема урока) для наших дней?
Помогут ли знания, приобретенные вами на уроке в жизни?
VI. Домашнее задание:
Анализ монолога Чацкого (из последнего действия) письменно( всем);