kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературе "Молчалин и Чацкий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока содержит сравнительный анализ двух главных героев: Молчалина и Чацкого. Оба претендуют на руку Софьи Фамусовой. Но кого же выберет она и чем будет руководствоваться в выборе, об этом стоит поразмышлять.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе "Молчалин и Чацкий"»

Тема: "Чацкий и Молчалин» в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"

Цель урока: продолжить работу по раскрытию идейного содержания комедии, показать сущность нравственного столкновения Чацкого с Молчалиным.

Задачи урока:

формирование навыков анализа драматического произведения, стимулировать самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы;

- развивать умение сопоставительного анализа, умение выделять главное, обобщать, делать выводы, развивать речь учащихся;

- воспитывать нравственные качества учащихся (совесть, долг, честность).

Ход урока

I. Организационный момент урока.

Проблемный вопрос:

Молодые люди очень разные. А какими хочет видеть их фамусовское общество?

II. Проверка домашнего задания.

Вашему вниманию предлагается викторина “Знаешь ли ты афоризмы комедии “Горе от ума?”

Вопросы викторины:

  1. Чего не наблюдают счастливые? (часов)

  2. Смешенье каких языков господствовало в Москве времен Грибоедова? (московского с нижегородским)

  3. Где хорошо нам? (где нас нет)

  4. Какими словами заканчивается комедия? (карету мне, карету!)

  5. Закончите афоризмы:

    1. Свежо преданье… (а верится с трудом)

    2. И дым отечества… (нам сладок и приятен)

    3. Ах! Боже мой! Что станет (говорить княгиня Марья Алексеевна)

III. Беседа по ранее изученному материалу

IV. Изучение новой темы

1.Слово учителя (запись темы в тетрадях)

Итак, в центре наших взглядов - Чацкий Александр Андреевич – умнейший человек. У него есть все, чтобы стать героем своего времени. Чацкий и Молчалин являются современниками. И как не им являться опорой и надеждой своей страны. Вот только какие пути они изберут? Что является для них главным? Кто из них нужнее обществу

Поэтому тема урока «Чацкий и Молчалин»

2. Беседа по теме урока (работа с привлечением текста комедии)

Вопросы:

  • Давно ли знакомы Чацкий и Молчалин?

  • При каких обстоятельствах они вновь встречаются?

  • Что говорят герои друг другу при встрече?

  • Дает ли Грибоедов характеристики героев? Если да, то, какие?


3. Практическая работа

Раздаются карточки с критическими высказываниями о Чацком. Выслушиваются мнения учащихся.



Теперь о Молчалине: (см. заготовка 1) + его высказывания

Почему обморок Софьи, вызванный известием о падении с лошади Молчалина, не убедил Чацкого в том, что не он, а Молчалин — избранник её сердца?

Почему он так настойчиво ищет встречи с Софьей?

Какие черты Молчалина раскрываются в разговоре с Софьей?

И почему Чацкий делает вывод: «Шалит, она его не любит»?

По каким жизненным принципам живет Молчалин?

Какие свойства натуры этого персонажа позволяют причислить

Его к людям «века минувшего»?

Почему фамусовской Москве нужен Молчалин?


Высказывание действующих лиц

Софья:

«Вдруг милый человек, один из тех, кого мы Увидим — будто век знакомы, Явился тут со мной; и вкрадчив и умен, но робок…»

«Кого люблю я, не таков:

Молчалин за других забыть себя готов,

Враг дерзости,— всегда застенчиво, несмело…»

Чацкий:

«…Где он, кстати?

Еще ли не сломил безмолвие печати?

Бывало, песенок где новеньких тетрадь

Увидит, пристает: пожалуйте списать.

А впрочем, он дойдет до степеней известных,

Ведь нынче любят бессловесных»

Лиза:

«Скажите лучше, почему

Вы с барышней скромны, а с горничной повесы?»

Чацкий:

«Молчалин прежде был так глуп!.. Жалчайшее создание!»

Софья:

«а он?.. смолчит и голову повесит»

«Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел: При батюшке три года служит,

Тот часто без толку сердит,

А он безмолвием его обезоружит…»

«…Он, наконец, уступчив, скромен, тих, В лице ни тени беспокойства…»

Чацкий:

«Услужлив, скромненький, в лице румянец есть. Вот он на цыпочках, и не богат словами…»

«Молчалин! — Кто другой так мирно все уладит! так моську вовремя погладит, тут в пору карточку вотрет…»

Уточняющие вопросы

  • Кто такой Молчалин? Каковы детали его биографии?

  • Почему Софья полюбила этого человека? Каков он в её представлении? а может быть, это только увлечение?

  • Какова цель жизни Молчалина? Какими средствами он хочет достигнуть её?

  • Как в речи Молчалина отражаются черты его характера?

  • Может ли Молчалин стать другим?

В) Литературно-критический материал


Вот как писал выдающийся русский писатель И. Гончаров о Молчалине:

«…Молчалин, хотя и бедный маленький чиновник, но он живет в лучшем обществе, принят в первых домах, играет с знатными старухами в карты, следовательно, не лишен в манере и тоне известных приличий. Он «вкрадчив, тих», говорится о нем в пьесе. Это домашний кот, мягкий, ласковый, который бродит везде по дому, и если блудит, то втихомолку и прилично!»

(Из статьи И. Гончарова «Мильон терзаний»)

  • Обоснуйте эту оценку Молчалина. Могли бы вы добавить что-либо к характеристике, которую дает Гончаров? Чем особенно опасны «Молчалины»?

  • Со всеми ли выводами Гончарова вы согласны?


Теперь давайте посмотрим, что и кому говорит сам Молчалин:

«В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь»

«Я в Софье Павловне не вижу ничего завидного»,

«Пойдем любовь делить Плачевной нашей крали»,

«Без свадьбы время проволочим…»,

«Есть у меня вещицы три…», «прехитрая работа», «Снаружи зеркальцо, и зеркальцо внутри»


«По мере я трудов и сил…»,

«Нет-с, свой талант у всех…», «Два-с: Умеренность и аккуратность»,

«Вам не дались чины, по службе неуспех?»,

«Не смею моего сужденья произнесть»

«Веселое созданье ты! живое!»,

«Какое личико твое!»,

«Подушечка, из бисера узор…»,

«Игольничек и ножнички, как милы!»,

«С духами скляночки: резеда и жасмин»,

«Кто б отгадал, Что в этих щечках, в этих жилках Любви еще румянец не играл!»,

«Мой ангельчик, желал бы в половину К ней то же чувствовать, что чувствую к тебе; Да нет, как ни твержу себе, Готовлюсь нежным быть, а свижусь и простыну»,

«Дай обниму тебя от сердца полноты», «Зачем она не ты!»



4. Работа класса с таблицей.

Ребята работают с таблицей “ Сопоставительная характеристика Чацкого и Молчалина”


Сопоставительные признаки


Чацкий

Молчалин

Происхождение


Известная Москве дворянская семья


Неизвестный бедный служащий

Поведение


Свободное, независимое


Прислуживает, угождает всем


Жизненные ценности

Служить бы рад. Прислуживаться тошно!

“ И награжденья брать и весело пожить”


Отношение к Софье


Любит и не скрывает своих чувств от Софьи и ее отца

И вот любовника я принимаю вид в угодность дочери такого человека”

Отношение к фамусовскому обществу


Не приемлет мораль фамусовского общества


Очень дорожит тем, что попал в это общество и желает закрепиться в нем. Особенно в этом надеется на Фамусова






  1. Обобщение по всей теме

Кого обычно уважают люди? К кому испытывают симпатию? К тому, кто трудится или к тому, кто живет за счет других? (Молчалин трудится, а Чацкий нет.) А мы можем сказать, что нам симпатичен Молчалин? Почему?

Выводы. Жить так, как Молчалин, неприемлемо: (постоянно угождать всем, быть нечестным, постоянно обманывать, заискивать и т.п.). “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, - такова позиция Чацкого. Естественно, мы видим различия между этими представителями молодого поколения. Человек сам выбирает тот путь, которому он будет следовать…

А какими хочет видеть фамусовское общество молодых людей? (Такими, как Молчалин)

V. Итоги урока. Из уроков литературы и истории вы знаете, что попасть в высшее общество необычайно сложно. Высшее общество ищет сближения с представителями только своего круга. НО:

  • Почему же представители фамусовского общества не принимают Чацкого? И охотно общаются с Молчалиным?

  • Кто является “настоящим” искренним человеком в комедии?

  • Кто из героев вам ближе?

Рефлексия:

Чем запомнился вам сегодняшний урок?

О чем вы задумались, работая над анализом этих персонажей?

Актуален ли этот вопрос (тема урока) для наших дней?

Помогут ли знания, приобретенные вами на уроке в жизни?

VI. Домашнее задание:

  1. Анализ монолога Чацкого (из последнего действия) письменно( всем);

  2. Подготовить тест по пройденной теме (по желанию).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по литературе "Молчалин и Чацкий"

Автор: Соловьева Наталия Ивановна

Дата: 02.11.2021

Номер свидетельства: 590335

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(277) "Конспект урока по литературе в 9 классе.Тема урока:А.С.Грибоедов.Комедия «Горе от ума». 3 действие. Чацкий, Молчалин, Софья. Чацкий и фамусовское общество"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_litieraturie_v_9_klassie_tiema_uroka_a_s_griboiedov_komiediia"
    ["file_id"] => string(6) "405268"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490933912"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства